ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 23 декабря 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -1°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Даниленко Татьяна Петровна
Добрый день! Каковы приоритеты госпрограммы содействия занятости населения на 2013 год?
Основными проблемами сегодня на рынке труда являются: наличие неэффективной занятости и дисбаланс спроса и предложения, прежде всего по профессионально-квалификационной структуре. При этом они концентрируются, в основном, на микроуровне, на конкретных предприятиях (наличия значительного числа неконкурентоспособных рабочих мест, неполная занятость, излишняя численность при одновременном дефиците квалифицированных работников, низкая производительность труда, высокий оборот рабочей силы при медленной модернизации производств). Существенным фактором, влияющим на дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, является – несогласованность рынка труда и рынка образовательных услуг, диспропорция в подготовке кадров в разрезе уровней образования, профессий и специальностей. Именно поэтому в качестве основной цели проекта Программы на 2013 год определено – повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда. Основная особенность данной Программы – переориентация ее на решение наиболее сложной проблемы рынка труда – снижение дисбаланса спроса и предложения, который приводит к необеспеченности кадрами необходимой квалификации, необходимости их переподготовки и соответственно к неоправданным дополнительным затратам. В рамках реализации Программы предполагается решение следующих задач: стимулирование экономической активности населения; содействие нанимателям в структурной перестройке производств; совершенствование подготовки кадров с учетом потребности рынка труда, повышение конкурентоспособности рабочей силы; интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке; информационное, методическое обеспечение занятости населения.
Маркович Светлана
В какие сроки наниматели должны сообщить в службу занятости об образовавшейся вакансии? Сколько в текущем году выявляется таких нарушений? Какие санкции за это предусмотрены?
В соответствии со статьей 21 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» наниматели обязаны письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение двух недель со дня их образования. Согласно статье 9.15. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях неуведомление органов по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до ста базовых величин. За девять месяцев текущего года составлено и передано в суд 6 протоколов по факту совершения указанного административного правонарушения.
Лажковский Михаил
Довольно часто приходится слышать об обязанностях безработного, регламентированных национальным законодательством. А какие у безработных преференции?
Безработные могут рассчитывать на получение следующих социальных выплат: пособия по безработице, в том числе в период выполнения безработным оплачиваемых общественных работах, временной работы, о которой заранее уведомлены органы по труду, занятости и социальной защите, и в период временной нетрудоспособности безработного; стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите и в период временной нетрудоспособности; материальной помощи, в том числе и в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению службы занятости; пособия по беременности и родам; денежной выплаты при переселении безработного и членов его семьи на новое место жительства и работы; финансовой помощи в виде субсидии при организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности. Кроме прямых выплат, предусмотрены и другие компенсации: компенсируются расходы безработного по проезду к месту нахождения нанимателя и обратно при необходимости проведения личного собеседования с нанимателем, а также заключения договора о переселении безработного и членов его семьи на новое место жительства и работы; компенсируется стоимость проезда и провоза имущества безработного гражданина и членов его семьи к новому месту жительства при переселении в другую местность для трудоустройства, а также суточные расходы за время их следования; компенсируется стоимость проезда к месту обучения и обратно, суточные расходы за время следования, расходы по найму жилого помещения на период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите; Предусмотрены и другие социальные гарантии: бесплатный медицинский осмотр безработных при приеме на работу и направлении на обучение; бесплатная профессиональная ориентация, психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями психофизического развития безработных граждан; назначение по предложению органов по труду, занятости и социальной защите досрочно пенсии по возрасту, но не ранее чем за один год до достижения установленного законодательством возраста, безработным, имеющим право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель, вместо пособия по безработице при отсутствии возможности для их трудоустройства и с их согласия, при ликвидации организации – за два года до достижения установленного законодательством возраста;
Решетникова Елена
Размер пособия по безработице в Беларуси - самый низкий на пространстве СНГ. Планируется ли его повышать?
Государство проводит целенаправленную политику регулирования рынка труда, которая осуществляется в двух основных формах: активной и пассивной. При этом приоритет отдается активным мерам политики занятости. Активная политика на рынке труда, в отличие от пассивной, состоящей в выплате пособий по безработице, имеет своей целью развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики. В отношении безработных это означает содействие формированию и сохранению у них мотиваций и навыков, необходимых для занятия существующих рабочих мест, а также новых рабочих мест, когда они появятся путем обучения, содействия самозанятости, помощи в трудоустройстве, профессионального консультирования и т.д. Для этого государством осуществляются следующие меры: создана единая система доступной информации о наличии вакансий (вакансии размещаются на сайте Минтруда и соцзащиты в открытом доступе, граждане, не имеющие доступа в сеть интернет могут ознакомиться с интересующей их информацией в районных отделах занятости); организована система обучения (переобучения, повышения квалификации) безработных граждан, по профессиям (специальностям) востребованных на рынке труда страны; обеспечивается содействие в организации предпринимательской деятельности, осуществляется переселение на новое место жительства и работы, стимулируются наниматели, создающие рабочие места, а так же осуществляющие профессиональное обучение у себя работников, впервые трудоустроенных и не имеющих профессии, принимаются меры по трудоустройству целевых групп, испытывающих особые трудности в трудоустройстве (инвалиды, молодёжь и др.). Сегодня на одного безработного приходится почти 3 вакансии, в Гомельской области – 2, а в городе Минске — около 10 вакансий. Естественно, на временный период поиска работы необходимо соответствующая социальная поддержка граждан в виде пособия по безработице. На сегодняшний день она не столь значительная, от одной до двух базовых величин. И это тоже в определенной степени «стимул» мотивирующий к быстрейшему трудоустройству.
Зиненко В.Г.
Уважаемый Петр Петрович, будет ли в Беларуси страхование от безработицы?
В текущем году Министерством труда и социальной защиты совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами изучен зарубежный опыт организации системы социальной защиты от безработицы, проанализирован спрос и предложение рабочей силы, уровень и структура безработицы, качественный состав безработных на рынке труда Республики Беларусь, рассмотрен вопрос о целесообразности введения страхования от безработицы в Республике Беларусь и оценены возможные риски и социальные последствия. С учетом ситуации на рынке труда, характеризующейся увеличением спроса на рабочую силу, считаем, что на данном этапе введение в Республике Беларусь государственного страхования от безработицы нецелесообразно.
Дабинский Вячеслав
Здравствуйте! Правда ли, что будут ли вноситься изменения в Декрет 18 по трудоустройству обязанных лиц?
Непосредственно в части трудоустройства обязанных лиц вносить изменения и дополнения в Декрет пока не планируется. Действующим Декретом в полном объеме урегулированы все аспекты, связанные с процессом их трудоустройства. Вместе с тем практика работы по реализации Декрета показала, что несмотря на проводимую воспитательную и профилактическую работу с работающими обязанными лицами почти половина их систематически совершает прогулы, нарушает трудовую дисциплину. Это сказывается на уровне их заработной платы и соответственно на суммах возмещаемых затрат, и приводит к значительным задолженностям по выплатам денежных средств на содержание детей. С учетом этого рассматривается необходимость принять меры по ужесточению административной ответственности для таких обязанных лиц и внести соответствующие изменения в Декрет № 18.
Васильков Геннадий
Здравствуйте, уважаемый Петр Петрович! Интересные данные узнал из доклада МОТ, в котором обращается внимание на уровень разрыва в заработной плате трудящихся в разных странах мира. Например, работник сектора обрабатывающей промышленности на Филиппинах приносит домой $1,4 за каждый час работы, в Бразилии - менее $5,5, в Греции - $13, в США - $23,5 и в Дании - почти $35. А сколько за час платят в среднем в Беларуси?
Согласно статистическим данным работник обрабатывающей промышленности в Республике Беларусь в среднем за час получает около 3,4 доллара США.
Жбанко Марина
Добрый день! Узнала от бабушки, что раньше рабочая неделя была шестидневной, но рабочий день был короче. Мне, например, такой график работы кажется более оптимальным, чем нынешний. Интересно, не планируется ли возврат к шестидневке?
Согласно статье 124 Трудового кодекса Республики Беларусь решение об установлении в организации пятидневной с двумя выходными днями или шестидневной с одним выходным днем рабочей недели принимается нанимателем по согласованию с профсоюзом. Сумма часов работы по графику сменности при пятидневной и шестидневной рабочей неделе должна соответствовать расчетной норме рабочего времени каждого календарного года, которая устанавливается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом. На 2013 год расчетная норма рабочего времени установлена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17 сентября 2012 г. N 98, согласно которому при полной норме продолжительности рабочего времени (40 часов в неделю) расчетная норма рабочего времени на 2013 год составит: для пятидневной рабочей недели с выходными днями в субботу и воскресенье - 2008 часов; для шестидневной рабочей недели с выходным днем в воскресенье - 2016 часов.
Топилова Софья
Здравствуйте! Когда ожидается повышение зарплаты госслужащим?
Решение о повышении заработной платы государственным служащим принимается Президентом Республики Беларусь исходя из финансовых возможностей государства.
Васькина Мария
Выступая 20 декабря в парламенте, вице-премьер А.Тозик сказал, что было бы правильно материально стимулировать граждан, ведущих здоровый образ жизни, по месту их работы, и подчеркнул, что у руководителей организаций имеются такие возможности. А каковы рекомендации Минтруда по этому вопросу?
Согласно статье 63 Трудового кодекса Республики Беларусь дополнительные выплаты стимулирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора, с учетом финансовых возможностей организации. Таким образом наниматель самостоятельно определяет как он будет стимулировать работников, в каких размерах и за что.
Симонович Д.Д.
Планируется ли повышение тарифной ставки с января 2013 года?
Правительством планируется повышение тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетной сферы в 2013 г. Конкретные сроки ее повышения в настоящее время определяются.
Иванов
В организации отдельной категории работников, работающих по графику сменности, установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом – квартал. Оплата труда производится по месячной тарифной ставке. Если работник отработал полный месяц ,ему выплачивается месячная тарифная ставка. В октябре одному из работников был предоставлен трудовой отпуск с 01.10.12 по 15.10.12.

Какой вариант составления графика и соответственно оплаты труда за отработанное время будет правильным?

1 вариант:

2012 год

Месяцы квартала

Рабочее время в часах

Месячная тарифная ставка 1 100 000 руб.

Норма про-должительности рабочего време-ни для 5-днев-ной рабочей недели при 40-часовой недель-ной норме

Запланированное время графиком сменности

Количество часов, при-ходящихся на дни трудового отпуска

Количество часов в месяц по графику

Октябрь

184

76

88

164

1 100 000 руб./164ч.*76ч=

509 756 руб.

Ноябрь

167

157

-

157

1 100 000

Декабрь

158

188

-

188

1 100 000

Итого:

509

421

88

509

2 709 756

 

2 вариант:

2012 год

Месяцы квартала

Рабочее время в часах

Месячная тарифная ставка 1 100 000 руб.

Норма про-должительности рабочего време-ни для 5-днев-ной рабочей недели при 40-часовой недель-ной норме

Запланированное время графиком сменности

Количество часов, при-ходящихся на дни трудового отпуска

Количество часов в месяц по графику

Октябрь

184

96

88

184

1 100 000 руб./184ч.*96ч=

573 913 руб.

Ноябрь

167

157

-

157

1 100 000

Декабрь

158

168

-

168

1 100 000

Итого:

509

421

88

509

2 773 913

При планировании рабочего времени (составлении графика работ (сменности)) для работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени, необходимо соблюдать норму рабочего времени за учетный период, а не за текущий месяц. При этом в учетном периоде, в котором работнику планируется отпуск, норма рабочего времени рассчитывается индивидуально в соответствии с нормами постановления Минтруда от 18 октября 1999 г. № 133 «Об установлении расчетной нормы рабочего времени на 2000 год и утверждении разъяснения о порядке определения расчетной нормы рабочего времени и часовой тарифной ставки в Республике Беларусь» (далее – постановление 133). В соответствии с постановлением 133 норма рабочего времени в учетном периоде определяется путем умножения продолжительности ежедневной работы (смены) на количество рабочих дней учетного периода, которое определяется как разница между календарными днями, выходными и государственными праздниками и праздничными днями. Оплата труда в месяце, в котором работник не отработал установленную для него норму рабочего времени, производится исходя из часовой тарифной ставки (оклада).
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси