Вопросы конференции
Возможно ли установление условий оплаты труда на основании устной договоренности между работником и руководителем организации?
Заключая трудовой договор (контракт) с работником в письменной форме наниматель в соответствии с требованиями статьи 19 Трудового кодекса Республики Беларусь обязан установить в нем условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). Наличие каких-либо устных договоренностей между сторонами трудового договора (контракта) о размере тарифной ставки (оклада), а также о дополнительных поощрительных выплатах законодательством не допускается.
У нашего предприятия есть возможность и необходимость принять на место совместителя работника, для которого эта работа будет являться основным местом работы на полную ставку, но совместитель находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет. Марианна Акиндиновна, очень просим разъяснить правомерно ли увольнение совместителя, находящегося в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет, в связи с приемом на работу работника, для которого эта работа будет являться основной, на основании ст. 350 Трудового кодекса Республики Беларусь.
Согласно статье 350 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) помимо оснований, предусмотренных ТК и другими законодательными актами, трудовой договор с работающим по совместительству может быть прекращен в случае приема на работу работника, для которого эта работа будет являться основной.
Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, имеющими детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов - до восемнадцати лет), не допускается, кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, а также по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7, 8 и 9 статьи 42 и пунктами 1 - 3 статьи 47 ТК (часть 3 статьи 268 ТК).
Прекращение трудового договора по статье 350 ТК не является расторжением трудового договора по инициативе нанимателя.
Таким образом, расторжение трудового договора с женщиной, находящейся в социальном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, по статье 350 ТК не является нарушением законодательства о труде.
Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, имеющими детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов - до восемнадцати лет), не допускается, кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, а также по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7, 8 и 9 статьи 42 и пунктами 1 - 3 статьи 47 ТК (часть 3 статьи 268 ТК).
Прекращение трудового договора по статье 350 ТК не является расторжением трудового договора по инициативе нанимателя.
Таким образом, расторжение трудового договора с женщиной, находящейся в социальном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, по статье 350 ТК не является нарушением законодательства о труде.
Я гражданка Российской Федерации, постоянно проживаю в г. Трубчевск Брянской области. Мне нравится ваша республика, и я хотела поселиться в дом-интернат в Беларуси.
Зинаида Федоровна, в соответствии с законодательством в дом-интернат принимаются граждане, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь и нуждающиеся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. Поскольку Вы постоянно проживаете в Российской Федерации, то Вы не можете быть определены в дом-интернат Республики Беларусь.
В Беларуси в прежние годы, как утверждали чиновники, рост зарплат значительно опережал рост производительности труда. Какова ситуация в нынешнем году, в том числе в разрезе регионов и видов экономической деятельности?
Опережающий рост производительности труда над темпами роста заработной платы является основой развития экономики.
В текущем году как в целом по республике, так и в разрезе областей, производительность растет более быстрыми темпами, чем заработная плата. Так, например, за январь-апрель 2012 г. по республике темп роста реальной заработной платы составил 100,0 процентов, а рост производительности труда – 105,3 процента.
В текущем году как в целом по республике, так и в разрезе областей, производительность растет более быстрыми темпами, чем заработная плата. Так, например, за январь-апрель 2012 г. по республике темп роста реальной заработной платы составил 100,0 процентов, а рост производительности труда – 105,3 процента.
Здравствуйте, уважаемая Марианна Акиндиновна! Меня очень волнует вопрос, будет ли выплачена материальная помощь белорусским семьям на подготовке детей к школе? Подготовлен ли соответствующий нормативный правовой акт? Какими предполагаются размеры этой помощи?
В рамках Национальной программы демографической безопасности с 2012 года предусмотрена реализация такого мероприятия, как выплата единовременной материальной помощи к учебному году семьям, воспитывающим троих и более детей, обучающихся в учреждениях общего среднего и специального образования.
Единовременная помощь в размере до 30 процентов бюджета прожиточного минимума, действующего на 1 августа, будет выплачиваться на каждого ребенка школьного возраста.
Для реализации данного мероприятия Национальной программы не требуется принятие нормативного правового акта на уровне республики, выплата будет производиться на основании решений местных исполнительных и распорядительных органов за счет средств местных бюджетов с учетом имеющихся возможностей.
Единовременная помощь в размере до 30 процентов бюджета прожиточного минимума, действующего на 1 августа, будет выплачиваться на каждого ребенка школьного возраста.
Для реализации данного мероприятия Национальной программы не требуется принятие нормативного правового акта на уровне республики, выплата будет производиться на основании решений местных исполнительных и распорядительных органов за счет средств местных бюджетов с учетом имеющихся возможностей.
Когда возможно следующее повышение тарифной ставки первого разряда?
С 1 мая текущего года постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 мая 2012 г. № 410 тарифная ставка первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций установлена в размере 210 тыс. рублей. Дальнейший рост тарифной ставки первого разряда зависит от темпов развития экономики и финансовых возможностей государства.
Отвечая на вопросы парламентариев после обращения с Посланием, Александр Лукашенко пообещал повышение зарплаты госслужащим. Подготовлен ли соответствующий проект?
Все поручения, которые дал Глава государства 8 мая 2012 года, обращаясь с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию, будут выполнены.
Как Вы относитесь к перспективе внедрения в Беларуси европейского опыта "окон жизни" (бэби-боксов)?
Мы живем в XXI веке. Существует достаточно широкий спектр цивилизованных способов, чтобы избежать нежелательной беременности.
Создавая упрощенную возможность отказа от детей, мы одновременно создаем условия для безответственного поведения родителей, девальвируем само понятие материнства и отцовства. Не надо ретушировать уродливую суть явления за красивым иностранным термином «бэби бокс». Ребенок – не игрушка, которую захотел – приобрел, раздумал – сдал. Поощрение безнаказанности в одной сфере, неизбежно повлечет за собой ряд других негативных явлений.
Обращу Ваше внимание на еще один факт. По данным Министерства здравоохранения 14- 15 % супружеских пар в республике являются бесплодными. Большинство из них готовы усыновить новорожденного ребенка.
Проблеме, которую Вы затронули, необходимо уделять максимум внимания. Необходимо проводить работу, направленную, прежде всего, на формирование ответственного отношения к семейным обязанностям, планирование семьи, рождение желанных детей, но при этом не создавать благоприятные условия для беспрепятственного отказа от детей.
Обращу Ваше внимание на еще один факт. По данным Министерства здравоохранения 14- 15 % супружеских пар в республике являются бесплодными. Большинство из них готовы усыновить новорожденного ребенка.
Проблеме, которую Вы затронули, необходимо уделять максимум внимания. Необходимо проводить работу, направленную, прежде всего, на формирование ответственного отношения к семейным обязанностям, планирование семьи, рождение желанных детей, но при этом не создавать благоприятные условия для беспрепятственного отказа от детей.
Будут ли проводиться обязательные проверки работников, чья деятельность связана с опасными условиями труда, на предмет алкогольного опьянения? И какие, на Ваш взгляд, нужны дополнительные меры по предотвращению пьяного травматизма на производстве?
Руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье своих сотрудников в рабочее время. Как он организует рабочий процесс – таков будет и результат. Сегодня работодатель обязан не допускать к выполнению работ (оказанию услуг), отстранять от выполнения работ (оказания услуг) в соответствующий день (смену) работника, появившегося на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также, учитывая, что нахождение работающего в указанном состоянии является нарушением законодательства по охране труда, влекущее необходимость принятия безусловных и немедленных мер, предусмотренных Директивой Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», работодатель имеет право на проведение соответствующего контроля.
В республике принят ряд мер, направленных на профилактику борьбы с пьянством на производстве, в том числе: безусловное и немедленное расторжение контрактов с работниками за распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы, а с руководителями - за необеспечение должной трудовой дисциплины подчиненных, сокрытие фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо за непривлечение виновных лиц к ответственности, установленной законодательством; оформление актом о непроизводственном несчастном случае формы НП и неосуществление страховых выплат, в случае если повреждение здоровья застрахованного лица произошло при обстоятельствах, когда единственной причиной повреждения его здоровья явилось нахождение застрахованного лица в состоянии алкогольного опьянения, подтвержденном документом, выданным в установленном порядке организацией здравоохранения;
наложение правоохранительными органами штрафа в размере от одной до десяти базовых величин за нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения в соответствии с частью 2 статьи 17.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и другие способы воздействия.
Но нельзя рассчитывать только на меры, закрепленные в нормативно-правовой базе. Одними административными методами никогда не добиться 100% результата. Прежде всего в коллективе должна быть создана обстановка нетерпимости к пьянству. При этом важна ответственность самого работника, который обязан понимать – недопустимо рисковать своей жизнью и подвергать опасности окружающих. В ряде случаев причинами производственного травматизма является безответственность, халатность и разгильдяйство.
Должно быть сформировано общественное мнение: «Быть пьяным на работе – это позор».
В республике принят ряд мер, направленных на профилактику борьбы с пьянством на производстве, в том числе: безусловное и немедленное расторжение контрактов с работниками за распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы, а с руководителями - за необеспечение должной трудовой дисциплины подчиненных, сокрытие фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо за непривлечение виновных лиц к ответственности, установленной законодательством; оформление актом о непроизводственном несчастном случае формы НП и неосуществление страховых выплат, в случае если повреждение здоровья застрахованного лица произошло при обстоятельствах, когда единственной причиной повреждения его здоровья явилось нахождение застрахованного лица в состоянии алкогольного опьянения, подтвержденном документом, выданным в установленном порядке организацией здравоохранения;
наложение правоохранительными органами штрафа в размере от одной до десяти базовых величин за нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения в соответствии с частью 2 статьи 17.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и другие способы воздействия.
Но нельзя рассчитывать только на меры, закрепленные в нормативно-правовой базе. Одними административными методами никогда не добиться 100% результата. Прежде всего в коллективе должна быть создана обстановка нетерпимости к пьянству. При этом важна ответственность самого работника, который обязан понимать – недопустимо рисковать своей жизнью и подвергать опасности окружающих. В ряде случаев причинами производственного травматизма является безответственность, халатность и разгильдяйство.
Должно быть сформировано общественное мнение: «Быть пьяным на работе – это позор».
Когда ожидается введение в Республике Беларусь (и регионах страны) института уполномоченного по правам ребенка?
Вопрос о введении института уполномоченного по правам ребенка в настоящее время прорабатывается Министерством образования. В рамках проекта «Город, дружественный детям» планируется проведение такого эксперимента в г. Минске. По результатам его проведения будет рассматриваться целесообразность введения института уполномоченного по правам ребенка в республике.
Что предусматривает проект Концепции обеспечения гендерного равенства в Республике Беларусь? На какой стадии разработка документа?
Разработка Концепции обеспечения гендерного равенства предусмотрена в 2012 году Национальным планом действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь. Концепция будет определять основные направления государственной политики в отношении женщин и мужчин. В рамках разработки Концепции предусматривается подбор показателей, которые могут выступать в качестве индикаторов оценки состояния гендерного равенства в Республике Беларусь. Гендерные индикаторы в дальнейшем будут использоваться при разработке и мониторинге очередных Национальных планов действий по обеспечению гендерного равенства.
За основу проекта Концепции приняты основные положения Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которую республика ратифицировала в 1979 году. На первоначальном этапе к разработке Концепции были привлечены республиканские органы государственного управления, общественные объединения и международные организации. В настоящее время уже разработана структура Концепции. Презентация проекта Концепции планируется в ноябре 2012 года на заседании Национального совета по гендерной политике при Совете Министров Республики Беларусь.
За основу проекта Концепции приняты основные положения Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которую республика ратифицировала в 1979 году. На первоначальном этапе к разработке Концепции были привлечены республиканские органы государственного управления, общественные объединения и международные организации. В настоящее время уже разработана структура Концепции. Презентация проекта Концепции планируется в ноябре 2012 года на заседании Национального совета по гендерной политике при Совете Министров Республики Беларусь.
На каком этапе работа по присоединению Беларуси к Конвенции ООН о правах инвалидов? И как Вы оцениваете состояние безбарьерной среды в республике?
Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь разработан и согласован со всеми заинтересованными проект Закона Республики Беларусь «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о правах инвалидов». По поручению Правительства данный законопроект доработан с учетом замечаний Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, подготовлены дополнительные материалы. В настоящее время доработанный проект проходит необходимые согласования.
Что касается создания безбарьерной среды, то нужно очень хорошо понимать, настолько масштабная эта работа, которая требует как соответствующего финансирования, так и времени. И этот процесс должен быть непрерывным и комплексным, в который должны быть вовлечены не только органы государственной власти, но и общественные организации, бизнес структуры, предприятия. Все должны работать на один результат.
Следует отметить, что с 2007 года, за период реализации Государственной программы о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц, сделано не мало. Это и приобретение низкопольного пассажирского транспорта, и оборудование элементами безбарьерной среды наиболее востребованных и значимых объектов социальной инфраструктуры, и появление контрастных тактильных полос возле подземных пешеходных переходов и в метро и развитие информационной среды.
Впереди предстоит еще очень много работы. Мест, где установлены «правильные» пандусы (с необходимым углом наклона), подъемники, предоставляются услуги с учетом потребностей физически ослабленных лиц, действительно пока недостаточно. При этом важно, что процесс создания безбарьерной среды идет, и особое внимание необходимо уделять и тому, чтобы при проведении общестроительных работ (ремонт, строительство, реконструкция) на любых объектах мероприятия по созданию безбарьерной среды выполнялись в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, в которых уже учтены требования создания безбарьерной среды.
В целом, создание безбарьерной среды – один из самых актуальных и первостепенных вопросов.
Что касается создания безбарьерной среды, то нужно очень хорошо понимать, настолько масштабная эта работа, которая требует как соответствующего финансирования, так и времени. И этот процесс должен быть непрерывным и комплексным, в который должны быть вовлечены не только органы государственной власти, но и общественные организации, бизнес структуры, предприятия. Все должны работать на один результат.
Следует отметить, что с 2007 года, за период реализации Государственной программы о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц, сделано не мало. Это и приобретение низкопольного пассажирского транспорта, и оборудование элементами безбарьерной среды наиболее востребованных и значимых объектов социальной инфраструктуры, и появление контрастных тактильных полос возле подземных пешеходных переходов и в метро и развитие информационной среды.
Впереди предстоит еще очень много работы. Мест, где установлены «правильные» пандусы (с необходимым углом наклона), подъемники, предоставляются услуги с учетом потребностей физически ослабленных лиц, действительно пока недостаточно. При этом важно, что процесс создания безбарьерной среды идет, и особое внимание необходимо уделять и тому, чтобы при проведении общестроительных работ (ремонт, строительство, реконструкция) на любых объектах мероприятия по созданию безбарьерной среды выполнялись в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, в которых уже учтены требования создания безбарьерной среды.
В целом, создание безбарьерной среды – один из самых актуальных и первостепенных вопросов.