ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 22 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность 0°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Николай
Возможно ли установление условий оплаты труда на основании устной договоренности между работником и руководителем организации?
Заключая трудовой договор (контракт) с работником в письменной форме наниматель в соответствии с требованиями статьи 19 Трудового кодекса Республики Беларусь обязан установить в нем условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). Наличие каких-либо устных договоренностей между сторонами трудового договора (контракта) о размере тарифной ставки (оклада), а также о дополнительных поощрительных выплатах законодательством не допускается.
Алла Георгиевна Светлова
У нашего предприятия есть возможность и необходимость принять на место совместителя работника, для которого эта работа будет являться основным местом работы на полную ставку, но совместитель находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет. Марианна Акиндиновна, очень просим разъяснить правомерно ли увольнение совместителя, находящегося в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет, в связи с приемом на работу работника, для которого эта работа будет являться основной, на основании ст. 350 Трудового кодекса Республики Беларусь.
Согласно статье 350 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) помимо оснований, предусмотренных ТК и другими законодательными актами, трудовой договор с работающим по совместительству может быть прекращен в случае приема на работу работника, для которого эта работа будет являться основной.

Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, имеющими детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов - до восемнадцати лет), не допускается, кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, а также по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7, 8 и 9 статьи 42 и пунктами 1 - 3 статьи 47 ТК (часть 3 статьи 268 ТК).

Прекращение трудового договора по статье 350 ТК не является расторжением трудового договора по инициативе нанимателя.

Таким образом, расторжение трудового договора с женщиной, находящейся в социальном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, по статье 350 ТК не является нарушением законодательства о труде.
Семенова Зинаида Федоровна
Я гражданка Российской Федерации, постоянно проживаю в г. Трубчевск Брянской области. Мне нравится ваша республика, и я хотела поселиться в дом-интернат в Беларуси.
Зинаида Федоровна, в соответствии с законодательством в дом-интернат принимаются граждане, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь и нуждающиеся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. Поскольку Вы постоянно проживаете в Российской Федерации, то Вы не можете быть определены в дом-интернат Республики Беларусь.
Сидорович Людмила
В Беларуси в прежние годы, как утверждали чиновники, рост зарплат значительно опережал рост производительности труда. Какова ситуация в нынешнем году, в том числе в разрезе регионов и видов экономической деятельности?
Опережающий рост производительности труда над темпами роста заработной платы является основой развития экономики.

В текущем году как в целом по республике, так и в разрезе областей, производительность растет более быстрыми темпами, чем заработная плата. Так, например, за январь-апрель 2012 г. по республике темп роста реальной заработной платы составил 100,0 процентов, а рост производительности труда – 105,3 процента.
Рожкова Светлана, многодетная мать
Здравствуйте, уважаемая Марианна Акиндиновна! Меня очень волнует вопрос, будет ли выплачена материальная помощь белорусским семьям на подготовке детей к школе? Подготовлен ли соответствующий нормативный правовой акт? Какими предполагаются размеры этой помощи?
В рамках Национальной программы демографической безопасности с 2012 года предусмотрена реализация такого мероприятия, как выплата единовременной материальной помощи к учебному году семьям, воспитывающим троих и более детей, обучающихся в учреждениях общего среднего и специального образования.

Единовременная помощь в размере до 30 процентов бюджета прожиточного минимума, действующего на 1 августа, будет выплачиваться на каждого ребенка школьного возраста.

Для реализации данного мероприятия Национальной программы не требуется принятие нормативного правового акта на уровне республики, выплата будет производиться на основании решений местных исполнительных и распорядительных органов за счет средств местных бюджетов с учетом имеющихся возможностей.

Вакулова Инесса
Когда возможно следующее повышение тарифной ставки первого разряда?
С 1 мая текущего года постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 мая 2012 г. № 410 тарифная ставка первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций установлена в размере 210 тыс. рублей. Дальнейший рост тарифной ставки первого разряда зависит от темпов развития экономики и финансовых возможностей государства.
Симончик В.В.
Отвечая на вопросы парламентариев после обращения с Посланием, Александр Лукашенко пообещал повышение зарплаты госслужащим. Подготовлен ли соответствующий проект?
Все поручения, которые дал Глава государства 8 мая 2012 года, обращаясь с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию, будут выполнены.

Маркович Светлана
Как Вы относитесь к перспективе внедрения в Беларуси европейского опыта "окон жизни" (бэби-боксов)?
Мы живем в XXI веке. Существует достаточно широкий спектр цивилизованных способов, чтобы избежать нежелательной беременности. Создавая упрощенную возможность отказа от детей, мы одновременно создаем условия для безответственного поведения родителей, девальвируем само понятие материнства и отцовства. Не надо ретушировать уродливую суть явления за красивым иностранным термином «бэби бокс». Ребенок – не игрушка, которую захотел – приобрел, раздумал – сдал. Поощрение безнаказанности в одной сфере, неизбежно повлечет за собой ряд других негативных явлений.

Обращу Ваше внимание на еще один факт. По данным Министерства здравоохранения 14- 15 % супружеских пар в республике являются бесплодными. Большинство из них готовы усыновить новорожденного ребенка.

Проблеме, которую Вы затронули, необходимо уделять максимум внимания. Необходимо проводить работу, направленную, прежде всего, на формирование ответственного отношения к семейным обязанностям, планирование семьи, рождение желанных детей, но при этом не создавать благоприятные условия для беспрепятственного отказа от детей.
Степанчук К.Д.
Будут ли проводиться обязательные проверки работников, чья деятельность связана с опасными условиями труда, на предмет алкогольного опьянения? И какие, на Ваш взгляд, нужны дополнительные меры по предотвращению пьяного травматизма на производстве?
Руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье своих сотрудников в рабочее время. Как он организует рабочий процесс – таков будет и результат. Сегодня работодатель обязан не допускать к выполнению работ (оказанию услуг), отстранять от выполнения работ (оказания услуг) в соответствующий день (смену) работника, появившегося на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также, учитывая, что нахождение работающего в указанном состоянии является нарушением законодательства по охране труда, влекущее необходимость принятия безусловных и немедленных мер, предусмотренных Директивой Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», работодатель имеет право на проведение соответствующего контроля.

В республике принят ряд мер, направленных на профилактику борьбы с пьянством на производстве, в том числе: безусловное и немедленное расторжение контрактов с работниками за распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы, а с руководителями - за необеспечение должной трудовой дисциплины подчиненных, сокрытие фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо за непривлечение виновных лиц к ответственности, установленной законодательством; оформление актом о непроизводственном несчастном случае формы НП и неосуществление страховых выплат, в случае если повреждение здоровья застрахованного лица произошло при обстоятельствах, когда единственной причиной повреждения его здоровья явилось нахождение застрахованного лица в состоянии алкогольного опьянения, подтвержденном документом, выданным в установленном порядке организацией здравоохранения;
наложение правоохранительными органами штрафа в размере от одной до десяти базовых величин за нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения в соответствии с частью 2 статьи 17.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и другие способы воздействия.

Но нельзя рассчитывать только на меры, закрепленные в нормативно-правовой базе. Одними административными методами никогда не добиться 100% результата. Прежде всего в коллективе должна быть создана обстановка нетерпимости к пьянству. При этом важна ответственность самого работника, который обязан понимать – недопустимо рисковать своей жизнью и подвергать опасности окружающих. В ряде случаев причинами производственного травматизма является безответственность, халатность и разгильдяйство.

Должно быть сформировано общественное мнение: «Быть пьяным на работе – это позор».
Пинягин Дмитрий Ив.
Когда ожидается введение в Республике Беларусь (и регионах страны) института уполномоченного по правам ребенка?
Вопрос о введении института уполномоченного по правам ребенка в настоящее время прорабатывается Министерством образования. В рамках проекта «Город, дружественный детям» планируется проведение такого эксперимента в г. Минске. По результатам его проведения будет рассматриваться целесообразность введения института уполномоченного по правам ребенка в республике.
Маськова Ирина
Что предусматривает проект Концепции обеспечения гендерного равенства в Республике Беларусь? На какой стадии разработка документа?
Разработка Концепции обеспечения гендерного равенства предусмотрена в 2012 году Национальным планом действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь. Концепция будет определять основные направления государственной политики в отношении женщин и мужчин. В рамках разработки Концепции предусматривается подбор показателей, которые могут выступать в качестве индикаторов оценки состояния гендерного равенства в Республике Беларусь. Гендерные индикаторы в дальнейшем будут использоваться при разработке и мониторинге очередных Национальных планов действий по обеспечению гендерного равенства.

За основу проекта Концепции приняты основные положения Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которую республика ратифицировала в 1979 году. На первоначальном этапе к разработке Концепции были привлечены республиканские органы государственного управления, общественные объединения и международные организации. В настоящее время уже разработана структура Концепции. Презентация проекта Концепции планируется в ноябре 2012 года на заседании Национального совета по гендерной политике при Совете Министров Республики Беларусь.
Мусиленко М.Д.
На каком этапе работа по присоединению Беларуси к Конвенции ООН о правах инвалидов? И как Вы оцениваете состояние безбарьерной среды в республике?
Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь разработан и согласован со всеми заинтересованными проект Закона Республики Беларусь «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о правах инвалидов». По поручению Правительства данный законопроект доработан с учетом замечаний Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, подготовлены дополнительные материалы. В настоящее время доработанный проект проходит необходимые согласования.

Что касается создания безбарьерной среды, то нужно очень хорошо понимать, настолько масштабная эта работа, которая требует как соответствующего финансирования, так и времени. И этот процесс должен быть непрерывным и комплексным, в который должны быть вовлечены не только органы государственной власти, но и общественные организации, бизнес структуры, предприятия. Все должны работать на один результат.

Следует отметить, что с 2007 года, за период реализации Государственной программы о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц, сделано не мало. Это и приобретение низкопольного пассажирского транспорта, и оборудование элементами безбарьерной среды наиболее востребованных и значимых объектов социальной инфраструктуры, и появление контрастных тактильных полос возле подземных пешеходных переходов и в метро и развитие информационной среды.

Впереди предстоит еще очень много работы. Мест, где установлены «правильные» пандусы (с необходимым углом наклона), подъемники, предоставляются услуги с учетом потребностей физически ослабленных лиц, действительно пока недостаточно. При этом важно, что процесс создания безбарьерной среды идет, и особое внимание необходимо уделять и тому, чтобы при проведении общестроительных работ (ремонт, строительство, реконструкция) на любых объектах мероприятия по созданию безбарьерной среды выполнялись в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, в которых уже учтены требования создания безбарьерной среды.

В целом, создание безбарьерной среды – один из самых актуальных и первостепенных вопросов.
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси