Онлайн-конференция об изменениях в законы Республики Беларусь "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь" и "Об изменении законов по вопросам рекламы" с участием представителей Министерства антимонопольного регулирования и торговли прошла на сайте БЕЛТА.
Изменения в законы вступают в силу с 8 июля 2021 года.
Целью закона "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь" является совершенствование норм законодательства с учетом практики применения, а также упрощение требований к ведению бизнеса в сферах торговли и общественного питания, в том числе путем усиления механизмов саморегулирования субъектов хозяйствования, сохраняя при этом минимально необходимый уровень контроля со стороны государства.
В целом законом "Об изменении законов по вопросам рекламы" совершенствуется правовое регулирование отношений в области производства и размещения (распространения) рекламы, предоставления государством всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
На вопросы граждан ответили представители Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси.
Участники:
![](https://img.belta.by/images/storage/person/thumb/000057_1545031202_2512.jpg)
![](https://img.belta.by/images/storage/person/thumb/000057__3429.jpg)
Вопросы конференции
Одно из нововведений - упрощение требований к созданию объектов торговли. Так, отменено требование о создании стационарных торговых объектов с торговой площадью 400 и более кв.м и стационарных объектов общепита с 60 и более местами, а также торговых центров и рынков в соответствии со схемами размещения на территории соответствующей административно-территориальной единицы, разрабатываемыми и утверждаемыми городскими, районными исполнительными комитетами. Кроме того, отменена процедура получения разрешения на создание рынка и обязанность согласовывать схему с органом государственного пожарного надзора.
Также изменены подходы к размещению нестационарных торговых объектов и объектов общепита. Такая розничная торговля на землях общего пользования населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, на плоскостных сооружениях, находящихся в государственной собственности и расположенных на землях общего пользования, будет вестись в соответствии с перечнями мест размещения. Исключение составят объекты, расположенные на рынках, ярмарках, а также размещаемые при проведении массовых мероприятий государственными органами либо согласованные с ними.
Для сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки местным исполнительным и распорядительным органам предоставлено право устанавливать требования к внешнему виду и размерам объектов, к типам транспортных средств, используемых для продажи товаров. Такие требования местные исполнительные и распорядительные органы должны будут разместить на своих официальных сайтах в интернете.
Кроме того, изменен порядок формирования торгового реестра Беларуси. Предусмотрено, что уведомления для включения сведений в него представляются субъектом торговли или общепита, администрацией торгового центра или рынка не позднее 5 календарных дней с даты начала торговли. Таким образом, установлен уведомительный принцип внесения сведений в торговый реестр.
Новой редакцией закона упрощены требования к ведению торговли с использованием интернета. В частности, исключены требования о наличии у субъекта торговли права на администрирование доменного имени интернет-магазина, наличии адресации (гиперссылки) на зарегистрированный субъектом торговли в торговом реестре Беларуси интернет-магазин при размещении информации о продаже товаров на иных информационных ресурсах в сети.
![](https://img.belta.by//uploads/lotus/presscenter/answers/000093_3898175EBE466E8543258706003EE0E8_524301.jpg)
Важные изменения, направленные на поддержку благоприятной конкурентной среды, повышение эффективности взаимодействия субъектов торговли и общественного питания, поставщиков продовольственных товаров, внесены в статью, устанавливающую требования к заключению и исполнению договоров. Одно из основных нововведений - ужесточение требований к порядку предоставления крупными субъектами информации, необходимой для заключения таких договоров.
Торговые сети, крупные магазины и сетевые субъекты общепита, годовой товарооборот которых составляет 80 тыс. и более базовых величин (1 БВ - Br29), теперь обязаны обеспечивать поставщику продтоваров доступ к информации, необходимой для заключения договоров, путем ее размещения на своих сайтах в интернете. Аналогичное требование предусмотрено также и для поставщиков продтоваров, годовой объем поставленных на внутренний рынок товаров которых составляет 80 тыс. и более БВ. Субъект торговли или общепита, поставщик должны указывать перечень закупаемых/поставляемых продовольственных товаров, сроки и порядок поставки, расчетов, условия одностороннего отказа от исполнения договора. В случае получения запроса о получении указанной информации такие субъекты обязаны представить ее безвозмездно в 14-дневный срок.
![](https://img.belta.by//uploads/lotus/presscenter/answers/000093_F6DBFAD0CEC784D943258706003EFFA4_742759.jpg)
Изменен порядок расчета доли субъекта торговли в розничном товарообороте продовольственных товаров. На торговые сети и крупные магазины, сетевые объекты общепита распространена норма, запрещающая создавать дискриминационные условия. Установлен запрет навязывания условий об ответственности за неисполнение обязательства о поставках продтоваров на более выгодных условиях, чем условия для других субъектов, ведущих аналогичную деятельность.
Также изменен порядок определения доли торговых сетей и крупных магазинов в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах Минска, городов областного подчинения, районов.
С 2 апреля текущего года вступила в силу новая редакция правил продажи товаров. Она предусматривает определенные требования к формату цены. В частности, размер шрифта, которым указывается информация о цене пищевых продуктов за 1 кг и 1 л, должен быть не меньше половины размера шрифта, используемого для указания цены за единицу такого товара. Данные требования распространяются на магазины, павильоны, автомагазины, интернет-магазины и касаются товаров, масса которых более 50 г или же объем больше 50 мл. Если данные требования не соблюдаются, продавец нарушает правила продажи товаров.
Еще раз подчеркну: интернет-магазины тоже обязаны соблюдать данные требования по указанию цены за литр и за килограмм. Тем более, что там это намного легче реализовать.
Также хочу обратить внимание: сегодня существуют требования и к указанию информации о цене товара со скидкой и самого размера скидки в том случае, если скидки предоставляются не всем покупателям, а при выполнении определенных условий.
Таким образом, по нашему мнению, требования к указанию информации о стоимости товаров и скидках на ценниках регламентированы в достаточной степени. Полагаем, что сегодня нет необходимости в дальнейшей формализации местоположения второй цены товара либо цены за 1 л и 1 кг или установления каких-то требований к самим ценникам. Наша позиция заключается в том, что в условиях рыночной конкуренции субъекты торговли в первую очередь должны самостоятельно принимать какие-то меры для привлечения покупателей, формирования положительного имиджа своей торговой сети либо интернет-магазина.
![](https://img.belta.by//uploads/lotus/presscenter/answers/000093_122DD8625E04623043258706003D15CE_323597.jpg)
Одно из основных изменений состоит в том, что из закона исключаются требования об изготовлении рекламы отечественных товаров, работ, услуг и наружной рекламы только с привлечением организаций и граждан Беларуси. Также исключаются требования об использовании в такой рекламе только образов белорусских граждан. Это означает, что можно будет использовать любые образы, а также привлекать к изготовлению рекламы не только отечественные организации, но иностранные. При этом важно понимать: у белорусских граждан нужно получить согласие на использование их образов в рекламе. Если используете образы иностранных граждан, в том числе известных личностей, то необходимо соблюдать авторские права.
Следующее изменение - это введение запрета на рекламу нетабачных никотиносодержащих изделий и жидкости для электронных систем курения. Но из этого запрета есть исключения: можно будет рекламировать эти товары на сайтах производителей и импортеров в национальном сегменте сети Интернет. Во всех иных местах, в том числе в торговых объектах, реклама этой продукции будет запрещена.
Изменения коснутся и рекламы табачных изделий. Думаю, все знают, что она запрещена полностью, вместе с тем с 8 июля будет допускаться ее размещение на сайтах производителей, заказчиков такой продукции и их импортеров в национальном сегменте сети Интернет. При этом законом будет четко определено, какую информацию на таких сайтах можно размещать. В частности, это наименование производителя, вид, наименование, потребительские свойства табачных изделий и изображение потребительской упаковки. В иных местах, как было и ранее, реклама табачных изделий полностью запрещена.
Недостаточно указания на то, когда информация на сайте обновлялась, в том числе в отношении цены. В соответствии с п.1 ст.26 обновленного закона "О рекламе" установлено, что недостоверной является реклама, которая содержит недостоверную информацию, в том числе в отношении цены и условий оплаты товара на момент ее размещения (распространения). При этом для сети Интернет таким моментом является один месяц со дня размещения. Поэтому важно на своих сайтах отслеживать информацию о цене. Еще раз повторю: недостаточно уточнения, когда обновлялась страница в интернете.
Здесь следует отметить, что рекламораспространитель всегда несет ответственность за размещение рекламы, в отношении которой не предоставлены документы о ее согласовании (при необходимости такого согласования). Что касается договорных отношений между рекламораспространителем и рекламодателем в части установления ответственности, они не регулируются законом "О рекламе". Вместе с тем в данном случае представляется, что у рекламораспространителя не будет оснований требовать некой компенсации от рекламодателя, так как размещение рекламы без согласования - это его самостоятельные действия. Если он это сделал, не имея согласования, полагаем, что требовать компенсации от рекламодателя он не вправе.
![](https://img.belta.by//uploads/lotus/presscenter/answers/000093_CE7779F8AF6BFD4E4325870600453C00_618566.jpg)
Реклама систем для потребления табака обновленным законом "О рекламе" не запрещена. Запрет касается рекламы жидкостей и нетабачных изделий.
Изменения коснутся сроков и порядка выполнения административной процедуры по выдаче, продлению действий и переоформлению разрешения на размещение средства наружной рекламы. Предусматривается принцип "одно окно", а также право рекламораспространителя на размещение средства наружной рекламы без проектной документации. То есть при подаче документов на получение разрешения на размещение рекламной конструкции проектную документацию предъявлять не нужно. А если ее будут требовать, то такое требование будет незаконным.
Запрет, который установлен в обновленном законе "О рекламе", будет распространяться и на ту рекламу, которую будут размещать на почтовых ящиках абонентов. Здесь важно понимать, что в данном случае, размещая рекламу на или в почтовом ящике, рекламодатель использует чужое имущество для ее распространения. Если владелец почтового ящика не дал согласия или отказался, необходимо это учитывать и прекратить размещение рекламы через почтовые ящики - внутри или снаружи.
Да, проставление галочки на сайте рекламораспространителя "согласен на получение рекламы" будет являться письменным согласием.