Онлайн-конференция об изменениях в законы Республики Беларусь "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь" и "Об изменении законов по вопросам рекламы" с участием представителей Министерства антимонопольного регулирования и торговли прошла на сайте БЕЛТА.
Изменения в законы вступают в силу с 8 июля 2021 года.
Целью закона "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь" является совершенствование норм законодательства с учетом практики применения, а также упрощение требований к ведению бизнеса в сферах торговли и общественного питания, в том числе путем усиления механизмов саморегулирования субъектов хозяйствования, сохраняя при этом минимально необходимый уровень контроля со стороны государства.
В целом законом "Об изменении законов по вопросам рекламы" совершенствуется правовое регулирование отношений в области производства и размещения (распространения) рекламы, предоставления государством всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
На вопросы граждан ответили представители Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси.
Новой редакцией закона упрощены требования к ведению торговли с использованием интернета. В частности, исключены требования о наличии у субъекта торговли права на администрирование доменного имени интернет-магазина, наличии адресации (гиперссылки) на зарегистрированный субъектом торговли в торговом реестре Беларуси интернет-магазин при размещении информации о продаже товаров на иных информационных ресурсах в сети.
Важные изменения, направленные на поддержку благоприятной конкурентной среды, повышение эффективности взаимодействия субъектов торговли и общественного питания, поставщиков продовольственных товаров, внесены в статью, устанавливающую требования к заключению и исполнению договоров. Одно из основных нововведений - ужесточение требований к порядку предоставления крупными субъектами информации, необходимой для заключения таких договоров.
Торговые сети, крупные магазины и сетевые субъекты общепита, годовой товарооборот которых составляет 80 тыс. и более базовых величин (1 БВ - Br29), теперь обязаны обеспечивать поставщику продтоваров доступ к информации, необходимой для заключения договоров, путем ее размещения на своих сайтах в интернете. Аналогичное требование предусмотрено также и для поставщиков продтоваров, годовой объем поставленных на внутренний рынок товаров которых составляет 80 тыс. и более БВ. Субъект торговли или общепита, поставщик должны указывать перечень закупаемых/поставляемых продовольственных товаров, сроки и порядок поставки, расчетов, условия одностороннего отказа от исполнения договора. В случае получения запроса о получении указанной информации такие субъекты обязаны представить ее безвозмездно в 14-дневный срок.
Изменен порядок расчета доли субъекта торговли в розничном товарообороте продовольственных товаров. На торговые сети и крупные магазины, сетевые объекты общепита распространена норма, запрещающая создавать дискриминационные условия. Установлен запрет навязывания условий об ответственности за неисполнение обязательства о поставках продтоваров на более выгодных условиях, чем условия для других субъектов, ведущих аналогичную деятельность.
Также изменен порядок определения доли торговых сетей и крупных магазинов в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах Минска, городов областного подчинения, районов.
С 2 апреля текущего года вступила в силу новая редакция правил продажи товаров. Она предусматривает определенные требования к формату цены. В частности, размер шрифта, которым указывается информация о цене пищевых продуктов за 1 кг и 1 л, должен быть не меньше половины размера шрифта, используемого для указания цены за единицу такого товара. Данные требования распространяются на магазины, павильоны, автомагазины, интернет-магазины и касаются товаров, масса которых более 50 г или же объем больше 50 мл. Если данные требования не соблюдаются, продавец нарушает правила продажи товаров.
Еще раз подчеркну: интернет-магазины тоже обязаны соблюдать данные требования по указанию цены за литр и за килограмм. Тем более, что там это намного легче реализовать.
Также хочу обратить внимание: сегодня существуют требования и к указанию информации о цене товара со скидкой и самого размера скидки в том случае, если скидки предоставляются не всем покупателям, а при выполнении определенных условий.
Таким образом, по нашему мнению, требования к указанию информации о стоимости товаров и скидках на ценниках регламентированы в достаточной степени. Полагаем, что сегодня нет необходимости в дальнейшей формализации местоположения второй цены товара либо цены за 1 л и 1 кг или установления каких-то требований к самим ценникам. Наша позиция заключается в том, что в условиях рыночной конкуренции субъекты торговли в первую очередь должны самостоятельно принимать какие-то меры для привлечения покупателей, формирования положительного имиджа своей торговой сети либо интернет-магазина.
Одно из основных изменений состоит в том, что из закона исключаются требования об изготовлении рекламы отечественных товаров, работ, услуг и наружной рекламы только с привлечением организаций и граждан Беларуси. Также исключаются требования об использовании в такой рекламе только образов белорусских граждан. Это означает, что можно будет использовать любые образы, а также привлекать к изготовлению рекламы не только отечественные организации, но иностранные. При этом важно понимать: у белорусских граждан нужно получить согласие на использование их образов в рекламе. Если используете образы иностранных граждан, в том числе известных личностей, то необходимо соблюдать авторские права.
Следующее изменение - это введение запрета на рекламу нетабачных никотиносодержащих изделий и жидкости для электронных систем курения. Но из этого запрета есть исключения: можно будет рекламировать эти товары на сайтах производителей и импортеров в национальном сегменте сети Интернет. Во всех иных местах, в том числе в торговых объектах, реклама этой продукции будет запрещена.
Изменения коснутся и рекламы табачных изделий. Думаю, все знают, что она запрещена полностью, вместе с тем с 8 июля будет допускаться ее размещение на сайтах производителей, заказчиков такой продукции и их импортеров в национальном сегменте сети Интернет. При этом законом будет четко определено, какую информацию на таких сайтах можно размещать. В частности, это наименование производителя, вид, наименование, потребительские свойства табачных изделий и изображение потребительской упаковки. В иных местах, как было и ранее, реклама табачных изделий полностью запрещена.
Недостаточно указания на то, когда информация на сайте обновлялась, в том числе в отношении цены. В соответствии с п.1 ст.26 обновленного закона "О рекламе" установлено, что недостоверной является реклама, которая содержит недостоверную информацию, в том числе в отношении цены и условий оплаты товара на момент ее размещения (распространения). При этом для сети Интернет таким моментом является один месяц со дня размещения. Поэтому важно на своих сайтах отслеживать информацию о цене. Еще раз повторю: недостаточно уточнения, когда обновлялась страница в интернете.
Здесь следует отметить, что рекламораспространитель всегда несет ответственность за размещение рекламы, в отношении которой не предоставлены документы о ее согласовании (при необходимости такого согласования). Что касается договорных отношений между рекламораспространителем и рекламодателем в части установления ответственности, они не регулируются законом "О рекламе". Вместе с тем в данном случае представляется, что у рекламораспространителя не будет оснований требовать некой компенсации от рекламодателя, так как размещение рекламы без согласования - это его самостоятельные действия. Если он это сделал, не имея согласования, полагаем, что требовать компенсации от рекламодателя он не вправе.
Реклама систем для потребления табака обновленным законом "О рекламе" не запрещена. Запрет касается рекламы жидкостей и нетабачных изделий.
Изменения коснутся сроков и порядка выполнения административной процедуры по выдаче, продлению действий и переоформлению разрешения на размещение средства наружной рекламы. Предусматривается принцип "одно окно", а также право рекламораспространителя на размещение средства наружной рекламы без проектной документации. То есть при подаче документов на получение разрешения на размещение рекламной конструкции проектную документацию предъявлять не нужно. А если ее будут требовать, то такое требование будет незаконным.
Запрет, который установлен в обновленном законе "О рекламе", будет распространяться и на ту рекламу, которую будут размещать на почтовых ящиках абонентов. Здесь важно понимать, что в данном случае, размещая рекламу на или в почтовом ящике, рекламодатель использует чужое имущество для ее распространения. Если владелец почтового ящика не дал согласия или отказался, необходимо это учитывать и прекратить размещение рекламы через почтовые ящики - внутри или снаружи.
Да, проставление галочки на сайте рекламораспространителя "согласен на получение рекламы" будет являться письменным согласием.
Изменения предусмотрены для рекламных мероприятий, которые могут проводиться в объектах общественного питания. Допускается проведение рекламных мероприятий в маркетинговых целях, направленных на продвижение алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков. При этом допустимо бесплатное распространение пива и слабоалкогольных напитков в объеме до 5 л включительно одному лицу в качестве призов либо подарков. Это означает, что, например, может быть сделана скидка на второй бокал пива и так далее, но еще раз повторюсь, что такие мероприятия разрешается проводить только в объектах общественного питания. И это не означает, что их можно проводить в торговых объектах. Здесь важно понимать эту разницу.
Изменение коснется использования иностранного языка в рекламе. Расширяется перечень той информации, которую в рекламе можно не переводить, если она исполнена на иностранном языке. В частности, названия культурных, туристических мероприятий, спортивных команд, соревнований, конкурсов и наград.
Например, будет допускаться показ рекламы в детских художественных фильмах, иных детских и образовательных передачах в начале, в конце и через каждые полчаса передачи при длительности рекламных пауз не более 1 минуты. При этом важно понимать, что содержание такой рекламы должно соответствовать особенностям детской и подростковой зрительной аудитории.
Также есть нововведения, касающиеся кабельного ТВ. В этом случае вводится запрет рекламы на иностранных телеканалах, транслируемых на территории Беларуси в системе кабельного телевидения, то есть с 8 июля реклама с этих каналов должна будет исключаться. При этом замещать эти паузы можно социальной рекламой. Операторам кабельного телевидения следует к 8 июля подготовиться - контент должен быть очищен от рекламы.
В соответствии с изменениями допускается реклама оружия, в том числе и гражданами, если это охотничье или иное разрешенное к обороту гражданское оружие. Перечень мест для размещения такой рекламы существенно расширился: в печатных изданиях, предназначенных для пользователей этого оружия, например, журналы для охотников и рыболовов. Далее - на телевидении и радио с 22.00 до 7.00, в сети Интернет, в местах производства этого оружия, реализации и экспонирования, а также в местах, отведенных для стрельбы из оружия.
Также появляется разрешение на размещение рекламы, которая содержит исключительно наименование и товарные знаки букмекерских контор и тотализаторов, в спортивных передачах на телевидении и радио, в зданиях, помещениях, сооружениях организаций физической культуры и спорта, в том числе на стадионах, на спортивном инвентаре, а также на форме спортсменов. При этом хочу обратить внимание телерадиокомпаний и букмекерских контор на то, что при этом на ТВ такая реклама может размещаться только способом наложения, а не в виде рекламных роликов.
Еще одно серьезное нововведение включает запрет на рекламу услуг, связанных с организацией похорон и сопутствующих товаров через почтовые ящики и по телефону. Исключение есть только для рекламы похорон, которая размещается в печатных средствах массовой информации, то есть в газетах, журналах, но не адресно в почтовые ящики. Вот именно с этим будет бороться данная норма, потому что людям не нравится персональное направление им рекламы, связанной с организацией похорон. В связи с этим введен такой запрет.