Вопросы конференции
Одно из нововведений - упрощение требований к созданию объектов торговли. Так, отменено требование о создании стационарных торговых объектов с торговой площадью 400 и более кв.м и стационарных объектов общепита с 60 и более местами, а также торговых центров и рынков в соответствии со схемами размещения на территории соответствующей административно-территориальной единицы, разрабатываемыми и утверждаемыми городскими, районными исполнительными комитетами. Кроме того, отменена процедура получения разрешения на создание рынка и обязанность согласовывать схему с органом государственного пожарного надзора.
Также изменены подходы к размещению нестационарных торговых объектов и объектов общепита. Такая розничная торговля на землях общего пользования населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, на плоскостных сооружениях, находящихся в государственной собственности и расположенных на землях общего пользования, будет вестись в соответствии с перечнями мест размещения. Исключение составят объекты, расположенные на рынках, ярмарках, а также размещаемые при проведении массовых мероприятий государственными органами либо согласованные с ними.
Для сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки местным исполнительным и распорядительным органам предоставлено право устанавливать требования к внешнему виду и размерам объектов, к типам транспортных средств, используемых для продажи товаров. Такие требования местные исполнительные и распорядительные органы должны будут разместить на своих официальных сайтах в интернете.
Кроме того, изменен порядок формирования торгового реестра Беларуси. Предусмотрено, что уведомления для включения сведений в него представляются субъектом торговли или общепита, администрацией торгового центра или рынка не позднее 5 календарных дней с даты начала торговли. Таким образом, установлен уведомительный принцип внесения сведений в торговый реестр.
Новой редакцией закона упрощены требования к ведению торговли с использованием интернета. В частности, исключены требования о наличии у субъекта торговли права на администрирование доменного имени интернет-магазина, наличии адресации (гиперссылки) на зарегистрированный субъектом торговли в торговом реестре Беларуси интернет-магазин при размещении информации о продаже товаров на иных информационных ресурсах в сети.
Важные изменения, направленные на поддержку благоприятной конкурентной среды, повышение эффективности взаимодействия субъектов торговли и общественного питания, поставщиков продовольственных товаров, внесены в статью, устанавливающую требования к заключению и исполнению договоров. Одно из основных нововведений - ужесточение требований к порядку предоставления крупными субъектами информации, необходимой для заключения таких договоров.
Торговые сети, крупные магазины и сетевые субъекты общепита, годовой товарооборот которых составляет 80 тыс. и более базовых величин (1 БВ - Br29), теперь обязаны обеспечивать поставщику продтоваров доступ к информации, необходимой для заключения договоров, путем ее размещения на своих сайтах в интернете. Аналогичное требование предусмотрено также и для поставщиков продтоваров, годовой объем поставленных на внутренний рынок товаров которых составляет 80 тыс. и более БВ. Субъект торговли или общепита, поставщик должны указывать перечень закупаемых/поставляемых продовольственных товаров, сроки и порядок поставки, расчетов, условия одностороннего отказа от исполнения договора. В случае получения запроса о получении указанной информации такие субъекты обязаны представить ее безвозмездно в 14-дневный срок.
Изменен порядок расчета доли субъекта торговли в розничном товарообороте продовольственных товаров. На торговые сети и крупные магазины, сетевые объекты общепита распространена норма, запрещающая создавать дискриминационные условия. Установлен запрет навязывания условий об ответственности за неисполнение обязательства о поставках продтоваров на более выгодных условиях, чем условия для других субъектов, ведущих аналогичную деятельность.
Также изменен порядок определения доли торговых сетей и крупных магазинов в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах Минска, городов областного подчинения, районов.
С 2 апреля текущего года вступила в силу новая редакция правил продажи товаров. Она предусматривает определенные требования к формату цены. В частности, размер шрифта, которым указывается информация о цене пищевых продуктов за 1 кг и 1 л, должен быть не меньше половины размера шрифта, используемого для указания цены за единицу такого товара. Данные требования распространяются на магазины, павильоны, автомагазины, интернет-магазины и касаются товаров, масса которых более 50 г или же объем больше 50 мл. Если данные требования не соблюдаются, продавец нарушает правила продажи товаров.
Еще раз подчеркну: интернет-магазины тоже обязаны соблюдать данные требования по указанию цены за литр и за килограмм. Тем более, что там это намного легче реализовать.
Также хочу обратить внимание: сегодня существуют требования и к указанию информации о цене товара со скидкой и самого размера скидки в том случае, если скидки предоставляются не всем покупателям, а при выполнении определенных условий.
Таким образом, по нашему мнению, требования к указанию информации о стоимости товаров и скидках на ценниках регламентированы в достаточной степени. Полагаем, что сегодня нет необходимости в дальнейшей формализации местоположения второй цены товара либо цены за 1 л и 1 кг или установления каких-то требований к самим ценникам. Наша позиция заключается в том, что в условиях рыночной конкуренции субъекты торговли в первую очередь должны самостоятельно принимать какие-то меры для привлечения покупателей, формирования положительного имиджа своей торговой сети либо интернет-магазина.
Одно из основных изменений состоит в том, что из закона исключаются требования об изготовлении рекламы отечественных товаров, работ, услуг и наружной рекламы только с привлечением организаций и граждан Беларуси. Также исключаются требования об использовании в такой рекламе только образов белорусских граждан. Это означает, что можно будет использовать любые образы, а также привлекать к изготовлению рекламы не только отечественные организации, но иностранные. При этом важно понимать: у белорусских граждан нужно получить согласие на использование их образов в рекламе. Если используете образы иностранных граждан, в том числе известных личностей, то необходимо соблюдать авторские права.
Следующее изменение - это введение запрета на рекламу нетабачных никотиносодержащих изделий и жидкости для электронных систем курения. Но из этого запрета есть исключения: можно будет рекламировать эти товары на сайтах производителей и импортеров в национальном сегменте сети Интернет. Во всех иных местах, в том числе в торговых объектах, реклама этой продукции будет запрещена.
Изменения коснутся и рекламы табачных изделий. Думаю, все знают, что она запрещена полностью, вместе с тем с 8 июля будет допускаться ее размещение на сайтах производителей, заказчиков такой продукции и их импортеров в национальном сегменте сети Интернет. При этом законом будет четко определено, какую информацию на таких сайтах можно размещать. В частности, это наименование производителя, вид, наименование, потребительские свойства табачных изделий и изображение потребительской упаковки. В иных местах, как было и ранее, реклама табачных изделий полностью запрещена.
Недостаточно указания на то, когда информация на сайте обновлялась, в том числе в отношении цены. В соответствии с п.1 ст.26 обновленного закона "О рекламе" установлено, что недостоверной является реклама, которая содержит недостоверную информацию, в том числе в отношении цены и условий оплаты товара на момент ее размещения (распространения). При этом для сети Интернет таким моментом является один месяц со дня размещения. Поэтому важно на своих сайтах отслеживать информацию о цене. Еще раз повторю: недостаточно уточнения, когда обновлялась страница в интернете.
Здесь следует отметить, что рекламораспространитель всегда несет ответственность за размещение рекламы, в отношении которой не предоставлены документы о ее согласовании (при необходимости такого согласования). Что касается договорных отношений между рекламораспространителем и рекламодателем в части установления ответственности, они не регулируются законом "О рекламе". Вместе с тем в данном случае представляется, что у рекламораспространителя не будет оснований требовать некой компенсации от рекламодателя, так как размещение рекламы без согласования - это его самостоятельные действия. Если он это сделал, не имея согласования, полагаем, что требовать компенсации от рекламодателя он не вправе.
Реклама систем для потребления табака обновленным законом "О рекламе" не запрещена. Запрет касается рекламы жидкостей и нетабачных изделий.
Изменения коснутся сроков и порядка выполнения административной процедуры по выдаче, продлению действий и переоформлению разрешения на размещение средства наружной рекламы. Предусматривается принцип "одно окно", а также право рекламораспространителя на размещение средства наружной рекламы без проектной документации. То есть при подаче документов на получение разрешения на размещение рекламной конструкции проектную документацию предъявлять не нужно. А если ее будут требовать, то такое требование будет незаконным.
Запрет, который установлен в обновленном законе "О рекламе", будет распространяться и на ту рекламу, которую будут размещать на почтовых ящиках абонентов. Здесь важно понимать, что в данном случае, размещая рекламу на или в почтовом ящике, рекламодатель использует чужое имущество для ее распространения. Если владелец почтового ящика не дал согласия или отказался, необходимо это учитывать и прекратить размещение рекламы через почтовые ящики - внутри или снаружи.
Да, проставление галочки на сайте рекламораспространителя "согласен на получение рекламы" будет являться письменным согласием.