Вопросы конференции
- Когда мы готовились к проведению первого конкурса, то серьезно подошли к формированию положения о нем, изучили множество аналогичных международных документов, на основании которых создали и весьма успешно реализовали этот проект.
У нас было 155 заявок от представителей многих стран ближнего и дальнего зарубежья - для театра это, прежде всего, вопрос престижа: о нас узнали, стали лучше понимать и желать выступать на сцене театра.
Большой не стоит на месте, мы открыты для сотрудничества и развиваемся. На I Минском международном Рождественском конкурсе вокалистов конкурсантов оценивало представительное жюри, состоящее из директоров европейских театров и театров стран бывшего СССР, что очень важно для участников, так как молодые артисты понимают: их прослушивают менеджеры театров, а значит есть реальная возможность получить контракт. Кроме того что это имиджевый проект, конкурс еще дает возможность искать новые голоса, а у наших солистов есть шанс подтягиваться к новому уровню профессионального мастерства.
После конкурса мы смогли пригласить молодых перспективных исполнителей выступить в наших спектаклях. Все участники прошлогоднего конкурса высоко оценили уровень организации мероприятия, уезжали со словами благодарности, у них была возможность заново открыть для себя Минск, наш театр.
- Поток желающих очень велик: 280 человек из 19 стран мира - от Канады, Мексики, Китая до Кореи, - фактически весь мир будет представлен.
В этом году жюри конкурса несколько расширилось: в его состав вошел генеральный директор ассоциации Opera Europa, членом которой с 2015 года является наш театр. Также в жюри - директор Немецкой оперы на Рейне, президент Профессиональной палаты оперных театров Франции и директор Оперного театра Ренна (Франция).
Несколько изменится и система подсчета голосов в третьем туре - для большей точности и объективности оценки. При прослушивании конкурсантов жюри обращает внимание абсолютно на все - прежде всего на вокал и профессиональное мастерство. Однако не менее важны и манера держаться на сцене, мимика, жестикуляция, артистические данные, актерская игра. Ведь сегодня опера уже не так статична, как некогда, она становится более зрелищным искусством, и здесь важно умение исполнителя быть убедительным актером.
Формат конкурса мы оставляем прежним - три тура. В первом туре будет столько людей, сколько приедет. Заявлено 280 человек, но, как правило, на несколько десятков приезжает меньше. В первом туре поют одну арию. Конкурсанты заявляют сами тот репертуар, с которым идут на конкурс. В репертуаре присутствует шесть наименований, это для ориентира и нашим концертмейстерам, и для нотной библиотеки, естественно, очень важно. Дальше из этого репертуара участники конкурса определяют сами, что поют в первом туре. Потом второй тур, в который выходит 30 конкурсантов. Еще двум участникам, из Канады и Франции, предложено выступить сразу во втором туре как победителям других конкурсов, которые проходили в Австрии и Франции. Это был наш приз понравившимся певцам. Во втором туре будут петь две арии. Третий тур - финал. Туда выходят десять человек. Они поют по одной арии. И даже не столько речь идет об арии, сколько об участии в сцене одного из спектаклей нашего театра вместе с нашими артистами. Такая ситуация была в прошлом году. Мы изначально заявили, что конкурсанты принимают участие в сценах из наших спектаклей, а не просто исполняют арию. Десять конкурсантов - десять сцен из спектаклей. Наших солистов в этом будет участвовать десять или пятнадцать человек, в зависимости от сцены. Есть сцены, где поют дуэтом, а есть, где ансамблем. Однако индивидуальные вокальные данные - прежде всего. На основании этого финала жюри принимает окончательное решение в голосовании.
Первый и второй туры - голосование по принципу "да/нет". Красная сторона планшетки закрывает доступ в очередной тур, зеленая дает дорогу. Голосование проходит не сразу после выступления каждого вокалиста, а уже по итогам первого тура. Каждый член жюри прекрасно понимает, что ему нужно для себя определить 30 наилучших голосов и учесть это при голосовании. Точно такой же принцип голосования во втором туре. В третьем туре выбор происходит по наименьшей сумме мест, по наименьшему среднему баллу. Для того, чтобы исключить всякого рода инсинуации, победитель определяется по наименьшему среднему баллу. Если все 15 членов жюри дали конкурсанту первое место, то средний балл - единица. Это идеальный вариант.
Хотя, что такое окончательное мнение членов жюри? Это набор субъективных мнений каждого члена в отдельности. У каждого свой взгляд. Посади ты сегодня пять профессоров и дай им возможность оценить одного и того же солиста. Мнения могут быть разные, вплоть до диаметрально противоположных.
Нет, почему же. Вот в прошлом году, к примеру, я какими-то дополнительными баллами может быть пару раз и воспользовался, когда речь шла о том, что человек набрал больше половины голосов от членов жюри, но не проходил, допустим, во второй тур, только потому, что 30 человек уже было набрано. Я мог взять на себя ответственность и увеличить, посоветовавшись, естественно, с членами жюри, количество участников полуфинала. Или, к примеру, не хватало одного голоса. Дополнительный голос я мог дать, но только в сторону увеличения. В сторону уменьшения я никогда не действовал.
Здесь, когда окончательное решение принимается по месту, по призу для участника конкурса, нет той арифметики, которая вызывала бы большие сомнения. Если даже разногласия получаются в один голос - ну что ж. Бывает, и одного голоса достаточно для того, чтобы дать Гран-при одному, а первую премию - тому, кто получил на один голос меньше. В прошлом году, кстати, так и было.
Думать о том, что разницы не будет никакой, и два человека получат одинаковое количество голосов, вряд ли приходится. Хотя, если так будет, мы даже сможем в этом году разделить одну премию на двоих. Положение конкурса это предусматривает. Единственное, что не делится - это Гран-при.
Безусловно, этот проект важен для театра и для страны. Это имиджево и престижно, солисты нуждаются в наличии таких конкурсов.
Мы когда-то пробовали работать вместе с престижнейшим известным конкурсом Competizione dell'Opera, который был рожден в Дрезденской опере. В 2011 году его финал состоялся в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Беларуси. Потом я участвовал в ряде престижных зарубежных конкурсов вокалистов и понял, что такой проект мы в состоянии осилить сами. В прошлом году попробовали. Интерес был большой: 155 участников из 15 стран мира, компетентное жюри, в которое вошли руководители крупнейших театров Европы. Вот тогда мы осознали всю потребность в таких творческих состязаниях и поняли, что их нужно проводить ежегодно, а не раз в два-три года. Объявили о втором конкурсе. На сегодняшний день об участии в нем заявили 280 человек из 19 стран мира. В Беларусь приедут 130 солистов из России, 60 из Украины, а также певцы из Казахстана, Узбекистана, Болгарии, Германии, Франции, Китая, Венгрии и многих других стран.
В состав жюри войдут 15 руководителей театров из 13 стран. Почему директора? Солисты понимают, что если их слушают руководители, то у них есть реальная возможность получить контракты, договоры. В этом году в жюри появятся новые лица. Среди них директор "Оперы Европы" Николас Пейн, генеральный директор Немецкой оперы на Рейне из Дюссельдорфа Кристоф Мейер, а также директор Оперного театра Ренна, президент Профессиональной палаты директоров оперных театров Ален Сюрранс.
В прошлом году в конкурсе приняли участие 24 солиста из Беларуси, в текущем - более 30 человек. Это не только солисты Большого театра оперы и балета Беларуси. Есть очень много конкурсантов, которые не получили распределение в Большой театр после окончания консерватории, но работают по специальности. Например, преподают в средних учебных заведениях, работают в хоровых коллективах. Им очень хочется попробовать себя. Они понимают, что благодаря таким конкурсам могут получить путевку в дальнейшую большую оперную жизнь.
Она как-то пела у нас в одном из спектаклей, хороший голос. Может быть, когда-то и споет (на Рождественском оперном форуме. - Прим. БЕЛТА), если у нее будет желание. Одно дело - спеть на конкурсе, выучить две-три-четыре арии, второе - регулярно заниматься оперным пением, иметь репертуар.
Если говорить о звездах мирового уровня, то они, безусловно, присутствуют. И те, кто победит у нас в конкурсе, еще споют в гала-концерте звезд мировой оперы. Только на одном концерте будет представлено 15 театров из 14 стран. Своих солистов театра туда сознательно не включаем, потому что наши поют в других спектаклях, которые являются премьерными и предназначены для показа на Рождественском оперном форуме. Кстати, всего в оперном форуме заявлены 28 стран: это и конкурсанты, и члены жюри, и те, кто будет петь в спектаклях.
В гала-концерте будут действительно звезды, которые представляют театры как стран бывшего Советского Союза, так и Европы. Допустим, спектакль "Кармен", в котором поет народная артистка Украины Анжелина Швачка - одна из лучших исполнителей в мире партии Кармен. Или в спектакле "Царская невеста" партию Марфы поет Венера Гимадиева - звезда, которую мы для себя открыли, когда в 2011 году проводили форум молодых оперных певцов СНГ. Это общепризнанная прима Большого театра России, и ее график очень плотный. Слава богу, что у нее нашлось время сейчас приехать на наш форум. Спектакль "Евгений Онегин" посвящаем 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. В нем будут петь 8 российских солистов. Абсолютно все они лауреаты международных конкурсов.
И потом - у нас что, своих звезд нет? Оксана Волкова - разве не звезда? Да она везде востребована! Когда Волкова есть в Минске, она поет полностью свой репертуар. Тот же Стас Трифонов - разве можно его с кем-то сравнить? Это баритон высочайшего уровня. Илья Сильчуков, Анатолий Сивко - признанные звезды мирового уровня.
Гран-при составляет $10 тыс., первая премия - $8 тыс. За второе место полагается $6 тыс., а за третье - $4 тыс. Если место делят на два человека, то приз тоже делят пополам. Кроме того, будет приз зрительских симпатий. Это приглашение Большого театра исполнить ту или иную партию в одном из спектаклей репертуара. Плюс будут призы от членов жюри, руководителей театров.
Размер денежных призов конкурса вполне сопоставим с призовым фондом зарубежных конкурсов. Суммы выше бывают очень редко.
Популярность завоевывает обладательница первой премии I Минского международного Рождественского конкурса вокалистов Маша Шабуня. Помимо первой премии она получила возможность выступить сразу в полуфинале Международного конкурса оперных певцов в Марманде. К слову, Мария показала прекрасный результат. Также ее приглашали выступать в Германии. В текущем году она оканчивает последний курс консерватории, и уже является солисткой-стажеркой Большого театра оперы и балета Беларуси.
Илья Сильчуков стал четвертым в списке обладателей премий. Теперь его не так часто можно увидеть в театре, он выступает по всему миру. Анатолий Сивко, который не так давно был стажером театра, сегодня является солистом белорусской оперы. Поет вместе с Дмитрием Хворостовским, другими известными мастерами, принимает участие в зарубежных постановках в Германии, Австрии, Великобритании.
Также мы поддерживаем отношения с солистами из других стран. Одним словом, лучшие голоса не остаются без внимания.
Всех 280 участников, может быть, и нет, потому что конкурс проходит на Малой сцене. А вот второй тур будет проходить в Большом зале. Приобрести входной билет на целый день может любой человек. С 10-ти утра, когда начинается второй тур, вплоть до вечера с этим билетом можно будет заходить и выходить из зала. Финал конкурса зритель сможет увидеть, естественно, в полном объеме. Однако покупаются уже не входные билеты, а как всегда - разовые квитки. Это будет действительно достойный концерт, я в этом нисколько не сомневаюсь. Тот, кто был в прошлом году, не пожалел, и сейчас никто не пожалеет, я в этом уверен.
Памятью является диплом лауреата, участника конкурса, который исполнители получают. Статуэтки мы пока не делали, не видели в этом необходимости, хотя думали над этим. Найти символ, сделать статуэтку - не проблема. Это ведь тоже требует средств, и вопрос, куда их лучше вложить. И, наверняка, не один обладатель такого приза потом голову ломает, как его увезти. Сам был свидетелем на конкурсе во Франции, как одна вокалистка раздумывала, как транспортировать статуэтку, ведь это дополнительный вес багажа, который небезграничен. У оргкомитета нашего конкурса мнения были разные, и мы к окончательному пониманию еще не пришли. Есть и "за", есть и "не против", но не "за". Наш конкурс еще молодой, есть время подумать.
Цены на билеты разные - от Br50 тыс. до Br1 млн 500 тыс. Средняя цена в пределах Br150 тыс. Стоимость билета в партере находится в пределах от Br300 тыс. до Br600 тыс., в ложе - от Br750 тыс. до Br1 млн 500 тыс. На некоторые спектакли форума билетов уже фактически нет, например, на гала-концерт. Немного билетов осталось на спектакли "Царская невеста", "Евгений Онегин", концерт молодых исполнителей La canzone italiana.
Есть входные билеты на второй тур конкурса вокалистов 13 декабря, они все стоят в пределах Br50 тыс. На этом концерте будут выступать 30 вокалистов, которые исполнят по две арии.
На спектакли оперного форума тоже есть билеты по Br50 тыс., но это на балконе. Это так называемые места с ограниченной видимостью. В случае с оперными спектаклями такая ситуация понятна. Ведь человек приходит слушать оперу, ему важно слышать. Слышимость там отличная. Такие места с ограниченной видимостью есть в каждом театре мира. Нет такого театра, где с каждого места все было бы идеально видно. Это невозможно, потому что есть места, которые примыкают к сцене на балконе, бельэтаже. Они, естественно, и это заранее известно, не позволяют видеть человеку прилегающую часть сцены.