Вопросы конференции
Планирую поездку для оздоровления детей за границей. Но боюсь оставить пожилого отца одного дома без присмотра. Папа нуждается в посторонней помощи. Есть ли в Минске учреждение, принимающее на время таких людей?
В Минске с 2011 года (а по всей стране с 2012 года) предоставляется услуга краткосрочного (до 1 месяца) проживания нуждающихся в постороннем уходе граждан в домах-интернатах для престарелых и инвалидов. В среднем по республике цена за комплекс услуг домов-интернатов составляет в сутки Br150 тыс.
Для определения на краткосрочное проживание в учреждение необходимо обращаться в орган по труду, занятости и соцзащите по месту жительства.
Для определения на краткосрочное проживание в учреждение необходимо обращаться в орган по труду, занятости и соцзащите по месту жительства.
Обязанность нанимателя - своевременно выплачивать работникам заработную плату. Однако, по данным Белстата, в некоторых организациях имеется просроченная задолженность по заработной плате. Какие принимаются меры к руководителям и нанимателям, не обеспечившим своевременную выплату заработной платы?
Статьей 73 Трудового кодекса установлено, что выплата заработной платы производится регулярно в дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре, но не реже двух раз в месяц.
Нарушение порядка и сроков выплаты заработной платы квалифицируется как административное правонарушение, предусматривается наложение штрафа на уполномоченное должностное лицо нанимателя в размере от 4 до 20 базовых величин, а на юридическое лицо - до 100 базовых величин.
Департаментом государственной инспекции труда за восемь месяцев нынешнего года к административной ответственности в виде штрафа привлечены 2 тыс. 154 юридических лица и 2 тыс. 533 должностных лица на сумму свыше Br5,2 млрд.
Кроме того, к дисциплинарной ответственности могут быть привлечены уполномоченные должностные лица нанимателя, вплоть до увольнения. Так, в текущем году за нарушения сроков выплаты заработной платы к дисциплинарной ответственности привлечены 156 уполномоченных должностных лиц нанимателей, в том числе 5 руководителей уволено.
За непринятие должных мер по обеспечению своевременной выплаты заработной платы к дисциплинарной ответственности привлечены 47 должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов, курирующих выплату заработной платы.
Нарушение порядка и сроков выплаты заработной платы квалифицируется как административное правонарушение, предусматривается наложение штрафа на уполномоченное должностное лицо нанимателя в размере от 4 до 20 базовых величин, а на юридическое лицо - до 100 базовых величин.
Департаментом государственной инспекции труда за восемь месяцев нынешнего года к административной ответственности в виде штрафа привлечены 2 тыс. 154 юридических лица и 2 тыс. 533 должностных лица на сумму свыше Br5,2 млрд.
Кроме того, к дисциплинарной ответственности могут быть привлечены уполномоченные должностные лица нанимателя, вплоть до увольнения. Так, в текущем году за нарушения сроков выплаты заработной платы к дисциплинарной ответственности привлечены 156 уполномоченных должностных лиц нанимателей, в том числе 5 руководителей уволено.
За непринятие должных мер по обеспечению своевременной выплаты заработной платы к дисциплинарной ответственности привлечены 47 должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов, курирующих выплату заработной платы.
Могут ли граждане других государств, в том числе России, поселяться в белорусские дома-интернаты различного профиля?
В соответствии с действующим законодательством специальные жилые помещения государственного жилищного фонда в стационарных учреждениях могут предоставляться гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Беларуси, в соответствии с перечнем медицинских показаний и медицинских противопоказаний для оказания социальных услуг в учреждениях социального обслуживания.
При приеме меня на работу в качестве мастера участка со мной провели только вводный инструктаж по охране труда. Является ли он достаточным или необходимы еще какие-либо инструктажи? Почему со мной не провели первичный инструктаж?
При приеме на постоянную или временную работу со всеми работающими проводится вводный инструктаж по охране труда.
Если работник не занят на работах по монтажу, эксплуатации, наладке, обслуживанию и ремонту оборудования, использованию инструмента, хранению и применению сырья и материалов (за исключением работ с повышенной опасностью), то с ним первичный инструктаж на рабочем месте может не проводиться. Перечень профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте, составляет служба охраны труда с участием профсоюза, этот перечень утверждается руководителем организации.
Вместе с тем, не позднее месяца со дня назначения на должность и периодически (но не реже одного раза в три года) руководители и специалисты проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях.
Если работник не занят на работах по монтажу, эксплуатации, наладке, обслуживанию и ремонту оборудования, использованию инструмента, хранению и применению сырья и материалов (за исключением работ с повышенной опасностью), то с ним первичный инструктаж на рабочем месте может не проводиться. Перечень профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте, составляет служба охраны труда с участием профсоюза, этот перечень утверждается руководителем организации.
Вместе с тем, не позднее месяца со дня назначения на должность и периодически (но не реже одного раза в три года) руководители и специалисты проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях.
На каких условиях и кто сегодня может попасть в дома для престарелых общего типа, сколько человек там проживает?
На сегодняшний день в республике действует 23 дома-интерната для престарелых и инвалидов общего типа, в которых проживает более 4 тыс. граждан.
На гособеспечение в дома-интернаты общего типа поселяются инвалиды I и II группы и граждане, достигшие возраста 65 лет, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать.
Для определения в интернатное учреждение необходимо подать заявление в органы по труду, занятости и соцзащите по месту жительства с приложением необходимых документов. К числу главных показаний для поселения относятся нуждаемость в постоянном постороннем уходе этих людей, как правило, утративших полностью или частично двигательную активность. Конкретные медицинские показания для соцобслуживания определяются организацией здравоохранения, там же рекомендуется тип дома-интерната, куда следует определить пожилого человека исходя из его диагноза.
Пожилые люди и инвалиды, у которых есть трудоспособные члены семьи, обязанные их содержать по закону, могут быть устроены в учреждения на платной основе.
На гособеспечение в дома-интернаты общего типа поселяются инвалиды I и II группы и граждане, достигшие возраста 65 лет, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать.
Для определения в интернатное учреждение необходимо подать заявление в органы по труду, занятости и соцзащите по месту жительства с приложением необходимых документов. К числу главных показаний для поселения относятся нуждаемость в постоянном постороннем уходе этих людей, как правило, утративших полностью или частично двигательную активность. Конкретные медицинские показания для соцобслуживания определяются организацией здравоохранения, там же рекомендуется тип дома-интерната, куда следует определить пожилого человека исходя из его диагноза.
Пожилые люди и инвалиды, у которых есть трудоспособные члены семьи, обязанные их содержать по закону, могут быть устроены в учреждения на платной основе.
Какие нововведения произошли в организации надомного труда?
Работа на дому является одной из гибких форм занятости, которая позволяет нанимателям рационально использовать труд работников, является привлекательной для обеих сторон формой трудовых отношений и востребована ими.
До принятия новой редакции Трудового кодекса законодательство о труде не содержало указаний на возможность использования работником-надомником помещений по его выбору. Так, до внесения изменений в статью 306 ТК организация труда в надомных условиях допускалась только для лиц, которые имеют необходимые жилищно-бытовые условия, а также практические навыки либо которые могут быть обучены этим навыкам для выполнения определенных работ. С учетом буквального толкования соответствующих положений термин "на дому" понимался в буквальном смысле как место жительства работника.
В целях расширения возможностей по организации надомного труда в закон были включены нормы, предусматривающие изменения по вопросам организации труда надомных работников в части устранения ограничений в выборе места выполнения работы работниками-надомниками (а именно предоставления права выполнять работу по месту жительства или в других помещениях по их выбору вне помещений нанимателя). Также законом предусматривается возможность выполнения работы на дому работником-надомником с использованием своих материалов, оборудования, инструментов, механизмов и приспособлений или выделяемых нанимателем либо приобретаемых за счет средств этого нанимателя.
До принятия новой редакции Трудового кодекса законодательство о труде не содержало указаний на возможность использования работником-надомником помещений по его выбору. Так, до внесения изменений в статью 306 ТК организация труда в надомных условиях допускалась только для лиц, которые имеют необходимые жилищно-бытовые условия, а также практические навыки либо которые могут быть обучены этим навыкам для выполнения определенных работ. С учетом буквального толкования соответствующих положений термин "на дому" понимался в буквальном смысле как место жительства работника.
В целях расширения возможностей по организации надомного труда в закон были включены нормы, предусматривающие изменения по вопросам организации труда надомных работников в части устранения ограничений в выборе места выполнения работы работниками-надомниками (а именно предоставления права выполнять работу по месту жительства или в других помещениях по их выбору вне помещений нанимателя). Также законом предусматривается возможность выполнения работы на дому работником-надомником с использованием своих материалов, оборудования, инструментов, механизмов и приспособлений или выделяемых нанимателем либо приобретаемых за счет средств этого нанимателя.
Работник организации при выполнении работ получил незначительную травму, за оказанием медицинской помощи не обращался. Получение травмы было зарегистрировано в журнале регистрации несчастных случаев как микротравма. Спустя месяц после происшествия работнику был открыт больничный лист в связи с травмой на производстве. В какой срок в данном случае должно быть проведено расследование несчастного случая на производстве?
Несчастный случай, вследствие которого потеря трудоспособности наступила не сразу, расследуется в течение одного месяца со дня, когда нанимателю, страхователю стало известно о несчастном случае. Это может быть заявление от работника или его родственников о несчастном случае, листок нетрудоспособности с записью о производственной травме, иная информация.
В этом году должна быть подготовлена концепция Национальной программы демографической безопасности на 2016-2020 годы. Какие главные цели демографической политики на грядущее пятилетие? На каком этапе эта работа?
В целях обеспечения демографической безопасности нашей страны идет процесс разработки проекта концепции. Предполагается, что важнейшей задачей ближайших пяти лет станет достижение стабильной численности населения, повышение его качественных характеристик и всестороннее развитие человеческого потенциала.
Целью семейной политики должно стать не только увеличение рождаемости, но и создание условий для устойчивого воспроизводства населения, предполагающего желанное и здоровое материнство, благополучную семью и перспективное детство. Целью политики в области общественного здоровья будет не только снижение смертности, но и увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни за счет повышения ответственности трудоспособного населения за персональное здоровье, здоровье своих несовершеннолетних детей и престарелых родителей и развития профилактического компонента здравоохранения на новом качественном уровне. Цель миграционной политики заключается в повышении эффективности привлечения, отбора и использования миграционных потоков.
Важнейшей задачей, как нам кажется, является расширение возможностей семей с детьми для совмещения занятости родителей и выполнения ими воспитательной функции. Решение этой задачи возможно при улучшении качества внесемейного ухода, особенно услуг для детей младшего возраста (уход, досмотр детей, образование, раннее развитие, досуг); при распространении гибких форм занятости для родителей, в первую очередь, женщин, что будет способствовать их карьерному и профессиональному росту; при гибкости в использовании отпусков по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; при развитии условий для реализации права отца на уход за ребенком, при которых риски, обусловленные отходом от профессиональной занятости, распределяются между обоими родителями ребенка.
В настоящее время проект концепции направляется на согласование в республиканские органы государственного управления для получения заключений о целесообразности разработки программы.
Целью семейной политики должно стать не только увеличение рождаемости, но и создание условий для устойчивого воспроизводства населения, предполагающего желанное и здоровое материнство, благополучную семью и перспективное детство. Целью политики в области общественного здоровья будет не только снижение смертности, но и увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни за счет повышения ответственности трудоспособного населения за персональное здоровье, здоровье своих несовершеннолетних детей и престарелых родителей и развития профилактического компонента здравоохранения на новом качественном уровне. Цель миграционной политики заключается в повышении эффективности привлечения, отбора и использования миграционных потоков.
Важнейшей задачей, как нам кажется, является расширение возможностей семей с детьми для совмещения занятости родителей и выполнения ими воспитательной функции. Решение этой задачи возможно при улучшении качества внесемейного ухода, особенно услуг для детей младшего возраста (уход, досмотр детей, образование, раннее развитие, досуг); при распространении гибких форм занятости для родителей, в первую очередь, женщин, что будет способствовать их карьерному и профессиональному росту; при гибкости в использовании отпусков по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; при развитии условий для реализации права отца на уход за ребенком, при которых риски, обусловленные отходом от профессиональной занятости, распределяются между обоими родителями ребенка.
В настоящее время проект концепции направляется на согласование в республиканские органы государственного управления для получения заключений о целесообразности разработки программы.
Марианна Акиндиновна! Изменилось законодательство о минимальной заработной плате. Какие нормативные правовые акты оно включает и где можно узнать размер МЗП за 2014 год?
Законодательство о минимальной заработной плате включает статью 59 Трудового кодекса в редакции Закона Республики Беларусь от 24 апреля 2014 года; закон от 17 июля 2002 года "Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы" в редакции Закона Республики Беларусь от 24 апреля 2014 года;
постановление правительства от 14 декабря 2013 года №1076 "Об установлении размера месячной минимальной заработной платы" в редакции постановления Совета Министров от 23 июля 2014 года №712; постановление Министерства труда и социальной защиты от 21 июля 2014 года №68 "Об установлении перечня выплат компенсирующего характера и выплат, не связанных с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, не учитываемых в размере начисленной заработной платы работника при определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой)".
Информация о размере минимальной заработной платы размещена на сайте Министерства труда и социальной защиты в разделе "Оплата труда".
В настоящее время размер месячной минимальной заработной платы с учетом индексации составляет Br1 млн 756 тыс. 730.
Информация о размере минимальной заработной платы размещена на сайте Министерства труда и социальной защиты в разделе "Оплата труда".
В настоящее время размер месячной минимальной заработной платы с учетом индексации составляет Br1 млн 756 тыс. 730.
Сколько человек получают пенсию за особые заслуги перед Республикой Беларусь? Каков размер повышения за особые заслуги? Планируется ли изменение порядка назначения этого вида пенсии?
Пенсия за особые заслуги перед Республикой Беларусь - это вид трудовой пенсии, назначаемой лицам, внесшим значительный вклад в развитие государства и общества. Численность получателей пенсий за особые заслуги в сентябре текущего года составляет 5 тыс. 263 человека (0,2% от общего числа получателей трудовых пенсий).
Пенсия за особые заслуги устанавливается в размере пенсии по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет, назначаемой в соответствии с законодательством, и повышения за особые заслуги. Размер повышения за особые заслуги определяется в каждом конкретном случае до 250% минимального размера пенсии по возрасту (МПВ). С 1 августа нынешнего года МПВ составляет Br335,9 тыс., 250% МПВ - Br839,6 тыс.
Изменение порядка назначения пенсии за особые заслуги в ближайшее время не планируется. Вместе с тем, вся нормативная правовая база - не замкнутая система, она меняется в соответствии с приоритетами и требованиями времени. Так, с 2012 года в круг лиц, которым предоставляются пенсии за особые заслуги, включены женщины, родившие и воспитавшие девять и более детей и награжденные орденом Матери, медалью "Медаль материнства", орденом "Материнская слава" или орденом "Мать-героиня".
Пенсия за особые заслуги устанавливается в размере пенсии по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет, назначаемой в соответствии с законодательством, и повышения за особые заслуги. Размер повышения за особые заслуги определяется в каждом конкретном случае до 250% минимального размера пенсии по возрасту (МПВ). С 1 августа нынешнего года МПВ составляет Br335,9 тыс., 250% МПВ - Br839,6 тыс.
Изменение порядка назначения пенсии за особые заслуги в ближайшее время не планируется. Вместе с тем, вся нормативная правовая база - не замкнутая система, она меняется в соответствии с приоритетами и требованиями времени. Так, с 2012 года в круг лиц, которым предоставляются пенсии за особые заслуги, включены женщины, родившие и воспитавшие девять и более детей и награжденные орденом Матери, медалью "Медаль материнства", орденом "Материнская слава" или орденом "Мать-героиня".
Уважаемая Марианна Акиндиновна! Планируется ли изменять размер отчислений в Фонд социальной защиты населения?
Не планируется.
Организация осуществляет перевозку пассажиров на маршрутах городского и пригородного сообщения и получает субсидии на возмещение части затрат по осуществлению перевозок пассажиров. Бюджетные ассигнования ежегодно уменьшаются и носят неравномерный характер. Так, в августе 2013 года нашему предприятию дополнительно из бюджета было выделено Br3 млрд. Бюджетные субсидии включаются в выручку от реализации и соответственно учитываются при расчете соотношения темпов роста производительности труда и заработной платы. Темп роста собственной выручки (август 2014 к августу 2013-го) составил 123,6%, а с учетом дотации всего 104,8%. Темп роста заработной платы 119,9%. По постановлению №744 в сентябре мы должны уменьшить ФЗП на Br457,4 млн. Похожая ситуация будет и в декабре (дополнительное финансирование Br2,5 млрд). Считаем, что заработная плата работников не должна зависеть от неравномерных поступлений бюджетных средств. Обращались в вышестоящий государственный орган по вопросу исключения из выручки бюджетных средств (только для расчета соотношения). Ответ получили отрицательный. Просим дать официальные разъяснения по указанной проблеме, так как считаем, что при расчете соотношения нужно учитывать только ту выручку, которую заработали работники и на которую работники могут повлиять. Спасибо.
Алла Владимировна, в соответствии с пунктом 4 разъяснения к постановлению в организациях, имеющих неравномерную динамику реализации продукции, товаров, работ, услуг, вызванную объективными причинами и спецификой осуществляемой деятельности, расчет соотношения роста производительности труда и номинальной начисленной среднемесячной заработной платы может производиться в ином порядке, согласованном с вышестоящим государственным органом.
В вашем случае необходимо обратиться в вышестоящий государственный орган с вопросом не об исключении из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг суммы получаемых из бюджета субсидий, а об установлении в вашей организации иного порядка расчета указанного соотношения (например, нарастающим итогом с начала года - январь-июль, январь-август и т.д.).
В вашем случае необходимо обратиться в вышестоящий государственный орган с вопросом не об исключении из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг суммы получаемых из бюджета субсидий, а об установлении в вашей организации иного порядка расчета указанного соотношения (например, нарастающим итогом с начала года - январь-июль, январь-август и т.д.).