Вопросы конференции
Здравствуйте! Договор на льготное кредитование строительства жилого дома (как молодая семья без детей) заключен 10 октября 2011 года. Денег не получали. По новому указу №13 мы не льготная категория граждан. Деньги на строительство мы получим? Если да, то возможен ли перерасчет в связи с увеличением цены квадрата жилья?
Если граждане успели заключить кредитный договор, то на них условия кредитования указа №13 распространяться не будут.
У меня открыта кредитная линия в мае 2011 года. На тот момент моя семья не попадала под льготное кредитование, теперь мы уже являемся нуждающимися. В данный момент я жду второго ребенка. Если на момент увеличения кредитной линии ребенок родится, то на каких условиях будет увеличен кредит? Мы будем нуждающимися или льготниками?
Если исполкомы подтвердят, что граждане подпадают под условия указа №13, то они будут докредитовываться в рамках уже открытых кредитных линий, но на условиях указа №185. Что касается условий указа №13, то в нем содержится формулировка "молодая семья, воспитывающая двух несовершеннолетних детей на дату включения в списки на льготный кредит", то есть не на ту дату, когда родился ребенок, а на дату включения в списки на льготный кредит.
Здравствуйте! У меня такой вопрос: мы заключили с УКСом договор на строительство 3-комнатной квартиры, начали собирать справки для открытия кредитной линии, но опоздали на неделю с подачей - приостановили открытие кредитных линий. Квартиру мы хотели строить в залог нашей однокомнатной (28,9 кв.м). Нам сказали, что можно принять обязательства перед банком и в течение полугода с того момента, как въедем в новую квартиру, мы должны будем продать свою в счет погашения части кредита. Семья из 4 человек: я, муж и двое малолетних детей, семи и полутора лет. Можем ли мы рассчитывать на открытие кредитной линии на старых условиях, ведь мы просто не успели подать справки за неделю до приостановления?
Кредитные договоры с гражданами, которые не успели заключить их ранее, будут заключаться после пересмотра списков исполкомами на условиях указа №13.
Мы строим квартиру в ЖСПК "Магистраль 2010". Льготный кредит оформлен, но в связи с удорожанием строительства придется докредитовываться. Строимся как молодая семья, живем в общежитии десять лет. Но сейчас при корректировке очереди столкнулись с проблемой. Мне в 2009 году перешел дом 52 кв.м. в Дзержинске по договору дарения, но с правом пожизненного пользования домом моей бабушке и дяде. Мы не остаемся быть нуждающимися из-за нехватки метров. Воды и канализации тоже нет, и мы с женой к тому же ждем ребенка. Как нас могут докредитовать? Сдача дома планируется в 2012 году.
Если Александр Анатольевич осуществляет строительство не в городе Дзержинске и если исполком, который утвердил его в списки льготников, подтвердит, что он относится к категории граждан, предусмотренных указом №13, то он будет докридитовываться на условиях ранее действующего законодательства, то есть на условиях указа №185. То есть без учета собственности по всей республике, а только по месту строительства.
Здравствуйте! В начале 2010 года мы с женой и сыном как молодая семья, состоящая на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, вступили в долевое строительство дома по проспекту Дзержинского,16. Застройщик - "Арэса-сервис". Договор постройки был заключен в валюте - выплаты в белорусских рублях по курсу Нацбанка на день выплат. Заключил в 527-м филиале вашего банка (ул.Воронянского, 13) кредитный договор под 5% годовых. Кредитная сумма - Br104 млн. Из-за валютного кризиса при неизменной стоимости в долларах - $51100 - стоимость моей строящейся квартиры в белорусских рублях выросла в три раза. В данный момент для закрытия стоимости строительства требуется около Br180 млн. (не считая кредитной линии). Могу ли я рассчитывать на увеличение кредитной линии в вашем банке, так как, понятное дело, взять такую большую сумму мне неоткуда, а кредитный договор с вами уже заключен?
Под 5% годовых, к сожалению, действующее законодательство такой возможности не предполагает. Если речь идет о кредитах на общих основаниях, то тогда есть возможность увеличения.
Как будет происходить кредитование граждан, заключивших кредитный договор с банком и начавших строительство, но не попавших по новому указу в категорию льготников? Ввод дома планируется в 2013 году (МЖСПК-2011). Будут ли докредитовываться люди, уже имеющие кредитные линии, но лишенные льгот в соответствии с указом №13, и на каких условиях?
Прежде всего отмечу, что говорить о том, что люди лишены льгот, будет не совсем верно. На мой взгляд, государственная поддержка для лиц, строящих жилье, должна быть более адресной. И прежде всего это относится к тем слоям населения, которые являются наиболее незащищенными. Поэтому говорить о том, что люди лишены льгот, на мой взгляд, не совсем правильно.
Указом прямо предусмотрено, что граждане, которые заключили договоры и не подпадают под категорию, предусмотренную указом №13, будут докредитовываться на условиях ранее действующего законодательства и на условиях ранее заключенного договора, но в рамках открытых кредитных линий на дату вступления в силу указа №13. Это означает, что если на дату вступления указа №13 на семью Ивановых была открыта кредитная линия на Br100 млн., то она и возьмет, точнее выберет, кредитную линию до этой суммы.
Если произошло увеличение стоимости строительства жилья, то возможность увеличения кредитов на прежних условиях уже не предполагается. То есть эта семья может в любом банке Беларуси взять кредит. Но это будет уже совершенно новый кредит, и он не будет льготным. Это будут кредиты, которые предоставляются банками потребителям на общих основаниях.
В настоящее время Минстройархитектуры как основному разработчику указа №13 дан определенный срок собрать и проанализировать те моменты, которые возникают с учетом реализации указа №13, и внести соответствующие предложения.
На сегодняшний день действующая редакция указа предполагает такие условий, о которых я рассказал. Те граждане, которые заключили договора, и подпадают в категорию льготников, и исполкомы подтвердили, что данная семья или гражданин относится к категории, предусмотренной по указу №13, то у таких граждан есть возможность увеличения кредитных линий - в связи с рождением ребенка, ростом стоимости строительства жилья. У каждой семьи есть свои нюансы. При этом увеличение будет предоставлено на условиях ранее действующего законодательства и заключенных ранее договоров, под те процентные ставки и те сроки, которые были предусмотрены указом №185.
Указом прямо предусмотрено, что граждане, которые заключили договоры и не подпадают под категорию, предусмотренную указом №13, будут докредитовываться на условиях ранее действующего законодательства и на условиях ранее заключенного договора, но в рамках открытых кредитных линий на дату вступления в силу указа №13. Это означает, что если на дату вступления указа №13 на семью Ивановых была открыта кредитная линия на Br100 млн., то она и возьмет, точнее выберет, кредитную линию до этой суммы.
Если произошло увеличение стоимости строительства жилья, то возможность увеличения кредитов на прежних условиях уже не предполагается. То есть эта семья может в любом банке Беларуси взять кредит. Но это будет уже совершенно новый кредит, и он не будет льготным. Это будут кредиты, которые предоставляются банками потребителям на общих основаниях.
В настоящее время Минстройархитектуры как основному разработчику указа №13 дан определенный срок собрать и проанализировать те моменты, которые возникают с учетом реализации указа №13, и внести соответствующие предложения.
На сегодняшний день действующая редакция указа предполагает такие условий, о которых я рассказал. Те граждане, которые заключили договора, и подпадают в категорию льготников, и исполкомы подтвердили, что данная семья или гражданин относится к категории, предусмотренной по указу №13, то у таких граждан есть возможность увеличения кредитных линий - в связи с рождением ребенка, ростом стоимости строительства жилья. У каждой семьи есть свои нюансы. При этом увеличение будет предоставлено на условиях ранее действующего законодательства и заключенных ранее договоров, под те процентные ставки и те сроки, которые были предусмотрены указом №185.
Добрый день! Мы с мужем живем в Минске, своей жилплощади не имеем, в семье двое дошколят, с 2008 года стоим на очереди во Фрунзенском исполкоме как молодая семья. В 2011 году купили участок в Минском районе, залили фундамент под дом. Осенью вышло постановление №520, по которому частных застройщиков обязали в течение 3 лет построить дом. Уложиться в такие сроки без привлечения кредитных средств для большинства застройщиков практически невозможно. В связи с принятием указа №13 появилась возможность претендовать на льготный кредит как граждане, "строящиеся в населенных пунктах с численностью до 20 000 человек". Вместе с тем в городском исполкоме по месту жительства нам отказали в приеме документов на кредит, т.к. наша очередь еще не подошла. В райисполкоме Минского р-на документы также не приняли и сказали, что по вопросу кредитования частных строек документы не принимают - ждут разъяснений к указу №13. От лица многочисленных индивидуальных застройщиков хотим задать 2 вопроса: 1. Имеем ли мы на самом деле право на льготный кредит под 4,5% (или 9%) как строящиеся в сельской местности? 2. Когда, наконец, выйдут те самые "разъяснения по поводу льготного кредитования граждан, строящих индивидуальное жилье в деревнях и малых населенных пунктах", на которые ссылаются исполнительные комитеты районов? Вопросы льготного кредитования частных застройщиков на протяжении 1,5 месяцев с момента подписания данного указа никак не освещались, в основном внимание обращается на льготное кредитование минских ЖСПК, хотя, судя по выступлению г-на Калинина на недавней пресс-конференции и по более ранним высказыванием г-на Горваля, именно развитие строительства в малых населенных пунктах должно стать альтернативой строительству столичного жилья. Однако правовые неясности, до сих пор тормозящие кредитование индивидуальных застройщиков, вряд ли поспособствуют в дальнейшем развитию такого способа получения жилья. Убедительно просим от лица многочисленных застройщиков осветить данную проблему в ближайшей конференции... С уважением, А.Гаврилова.
Если исполком включит в списки на льготный кредит данную семью, то банк будет обязан заключать с ней кредитный договор. По каким основаниям не принял Фрунзенский исполком города Минска, мне трудно судить. Я только могу посоветовать все-таки еще раз обратиться в администрацию Фрунзенского района, уточнить все эти моменты непосредственно в администрации. Говоря о разъяснениях, на которые ссылаются исполкомы, мне неизвестно, какие разъяснения это должны быть.
Мы открыли кредитную линию в 2010 году на строительство частного дома. Стоимость строительства была Br180 млн. Мы взяли Br100 млн., израсходовали эту сумму в декабре 2011, построено около 50%. Я хотел узнать, могу ли я взять оставшуюся сумму и под какой процент. У меня двое детей и жена, кредит брал под 1% на 40 лет.
Если исполком подтвердит, что эта семья относится к категории граждан, предусмотренной указом №13, они могут обратиться, к примеру, в банк, предоставить справку архитектора об остаточной стоимости, где будет прослеживаться рост этой стоимости, и возможность увеличения кредитных линий такая есть. По предоставленной информации, есть двое детей, правда, непонятно, на дату включения в списки на льготный кредит либо уже в период после включения в списки на льготный кредит... Но в то же время частный дом под 1% на 40 лет... такие условия, в принципе, говорят о том, что эти граждане осуществляют строительство в населенном пункте до 20 тыс. граждан. Такая категория указом №13 тоже предусмотрена. Поэтому по тому минимуму информации, которая имеется, я думаю, что эта семья должна подпасть под категорию указа №13. После подтверждения исполкомом человек может обратиться со справкой архитектора, выданной исполкомом, об остаточной стоимости строительства. И такая возможность, я думаю, будет предоставлена.
Люди, которые начали строиться в прошлом году, нуждаются в вашей помощи. Правительство рекомендует подождать 1-2 года со строительством квартиры, пока не упадет ставка рефинансирования. Но в нашем ЖСПК уже строится первый этаж. И ждать нам нечего. Ясно, что завтра ставка не снизится. У людей, простоявших в очереди с 1992 года (как я, преподаватель высшей категории с зарплатой Br2,5 млн.), нет таких зарплат, чтобы платить за кредит 31%. Я не прошу льготных кредитов, но хотя бы для таких, как я, дайте под 20-25% сегодня. Или пусть пересмотрят зарплату преподавателя высшей категории Br2,5 млн. Пусть ее повысят до стоимости квадратного метра жилья. Вот мне и будут дополнительные средства для выплаты 31% кредита.
Процентная ставка за пользованием кредитом, или размер платежа по кредитам, зависит от той стоимости ресурсов, которые привлекают банки. Процентные ставки, которые были озвучены ранее, звучат, конечно, внушительно, но в то же время, если касаться Беларусбанка, то мы предлагаем наиболее льготные условия своим потребителям по сравнению с другими банками. У нас есть возможность именно такие условия предложить. Если даже сравнивать те процентные ставки, которые мы предлагаем для нуждающихся в улучшении жилищных условий (это сегодня 31%) и рядом поставить ставку рефинансирования (а это 43%), то, как вы видите, цифры сами говорят за себя. Пока мы предлагаем более приемлемые условия кредитования по сравнению с другими банками. Там проценты гораздо выше.
Будут ли начисляться проценты за пользование льготным кредитом тем несчастным, кто, начав строиться и не попав под 13-й указ, вынужден будет выйти из строительства, так как не потянет новые условия кредитования? Будут ли в этом отношении приниматься какие-то решения, чтобы тысячи людей не остались у разбитого корыта?
Порядок и условия начисления процентов предусмотрены договором. Конечно, тут ситуация зависит от пользования кредитом, но человек будет вынужден выплачивать проценты. Что касается механизма возврата сумм, которые были перечислены на строительство жилья, то есть определенный порядок, установленный постановлением.
Здравствуйте! У меня следующий вопрос. Я становилась на учет нуждающихся одна, в 2011 году вступила в ЖСПК, который создался летом 2010 года. Мой будущий муж - военный (отслужил по контракту менее 5 лет). Следовательно, по новому указу мы не являемся "молодой семьей с 2 несовершеннолетними детьми" и будем кредитоваться под 70% от ставки рефинансирования или мы уже можем пройти под категорией военнослужащих?
Я уже говорил, что на сегодняшний день Министерством обороны осуществляется доработка указа №195, где будут определены порядок и условия предоставления льготных кредитов военнослужащим. Если говорить о 70% ставки рефинансирования, то, возвращаясь к указу №13, такой процентной ставки там не установлено. Указ №13 предусматривает, что многодетные семьи получают кредит под 1%, то есть у них фиксированная стоимость. Если граждане живут и работают в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. - это 10% ставки рефинансирования на дату включения в списки на льготный кредит. Иные граждане - это 20% ставки рефинансирования, опять же на дату включения в списки на льготный кредит. Для граждан, которые идут по категории молодых семей, процентная ставка установлена в размере 50% от ставки рефинансирования на дату включения в списки на льготный кредит. Кроме того, еще раз хочу повторить, что списки на получение льготных кредитов, которые предоставляют, по сути, право на заключение договора, утверждаются исполкомами, а также соответствующими госорганами. Поэтому если включат по категории военнослужащих, то, естественно, банк уже будет заключать на условиях, которые предусмотрены для данной категории граждан.
Здравствуйте. Мы молодая семья, я, муж и ребенок 3 лет. Проживаем в населенном пункте с численностью населения менее 20 тыс. человек. В марте 2011 года решением Пинского райисполкома списки на получение льготного кредита на строительство квартиры были утверждены, на данный момент, как нам сообщили, идет сверка списков. Я, Малиновская Т.Л., проживаю и работаю в населенном пункте с численностью человек менее 20 тыс., буду являться застройщиком, муж проживает также в населенном пункте с численностью менее 20 тыс. человек, но работает в Пинске. Скажите, пожалуйста, под какой процент нам будет предоставлен кредит Беларусбанком и на какой срок?
Для возможности включения в списки на льготный кредит критерием является место строительства, а для определения условий идет уже место жительства и работы. Если члены семьи проживают и работают в населенных пунктах численностью до 20 тыс., там процентная ставка идет пониже. Гражданам и их членам семьи, супругу, супруге, которые живут и работают в населенных пунктах численностью до 20 тыс., кредиты будут предоставляться под 10% ставки рефинансирования на дату включения в списки на льготный кредит, но не менее 5%.