Вопросы конференции
В Минске, как я слышала, довольно успешно и не один год работает служба социального такси. А когда эта работа начнет разворачиваться в других регионах страны?
Действительно, в столице по решению Минского
горисполкома на базе городских автотранспортных предприятий
организовано предоставление транспортных услуг инвалидам 1 группы и
инвалидам-колясочникам автомобилями «Социальная
служба». С 1 сентября т.г. центрами организована работа по
приему заявок и формированию графиков выезда автомобилей на
осенне-зимний сезон 2011-2012 гг. На сессии Мингорсовета депутатов
принято решение оказания данной услуги бесплатно. На реализацию проекта
из бюджета столицы будет израсходовано 422 миллиона рублей.
Решения об организации таких услуг относится к компетенции местных исполнительных и распорядительных органов.
Одновременно отмечаем, что специальными легковыми автомобилями центров также предоставляются транспортные услуги нетрудоспособным гражданам по социально-доступным ценам. По итогам девяти месяцев 2011 года численность граждан, воспользовавшихся транспортными услугами в центрах, составила 26,5 тыс. человек, в том числе в Гродненской области – более 5,8 тыс.
Решения об организации таких услуг относится к компетенции местных исполнительных и распорядительных органов.
Одновременно отмечаем, что специальными легковыми автомобилями центров также предоставляются транспортные услуги нетрудоспособным гражданам по социально-доступным ценам. По итогам девяти месяцев 2011 года численность граждан, воспользовавшихся транспортными услугами в центрах, составила 26,5 тыс. человек, в том числе в Гродненской области – более 5,8 тыс.
Сколько человек обслуживается отделениями социальной помощи на дому на платной основе? Будет ли изменяться порядок оплаты за этот вид услуг? Каков прогноз по соцтарифам на следующий год?
По итогам девяти месяцев текущего года
отделениями социальной помощи на дому центров обслуживалось более 87,5
тыс. нетрудоспособных граждан (в Витебской области –
более 13 тыс. чел.). Из них на условиях полной (100
процентной) оплаты обслуживалось 7,7 тыс. чел.
или 8,8 процента от общей численности обслуживаемых граждан,
а на условиях частичной (50 процентной) оплаты обслуживалось 74,9 тыс.
чел. или 85,6 процента от общей численности обслуживаемых граждан.
Изменение порядка оплаты за социальное обслуживание на дому не планируется.
Что касается стоимости социальных услуг, которая устанавливается облисполкомами и Минским горисполкомом, то она, в основном, не менялась с 2010 года и составляет в среднем по республике 25 тыс. рублей в месяц.
Изменение порядка оплаты за социальное обслуживание на дому не планируется.
Что касается стоимости социальных услуг, которая устанавливается облисполкомами и Минским горисполкомом, то она, в основном, не менялась с 2010 года и составляет в среднем по республике 25 тыс. рублей в месяц.
Планируется ли внедрить новый вид государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного пособия на памперсы для инвалидов – детей и взрослых? В каком размере? Этот вид пособия будет выдаваться вне зависимости от доходов?
Учитывая важность
этого вопроса, Министерством труда и социальной защиты подготовлен
проект Указа Президента Республики Беларусь о государственной адресной
социальной помощи, в который включен новый вид социального пособия -
социальное пособие для возмещения затрат на приобретение (подгузников
для взрослых, подгузников для детей) инвалидам 1 группы и
детям-инвалидам, имеющим 4 степень утраты здоровья.
Данное социальное пособие предполагается предоставлять не более двух раз в течение календарного года в сумме не превышающей трехкратного размера бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, независимо от величины среднедушевого дохода семьи (гражданина).
В настоящее время данный проект Указа находится на рассмотрении в Совете Министров Республики Беларусь.
Данное социальное пособие предполагается предоставлять не более двух раз в течение календарного года в сумме не превышающей трехкратного размера бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, независимо от величины среднедушевого дохода семьи (гражданина).
В настоящее время данный проект Указа находится на рассмотрении в Совете Министров Республики Беларусь.
Какие новые методики применяются в Республиканском реабилитационном центре для детей-инвалидов? Какова их эффективность? Планируется ли в центре использовать иппотерапию?
В государственном учреждении
«Республиканский реабилитационный центр для
детей-инвалидов» (далее – Центр) используются:
1. Комплекс медицинских мероприятий:
методы физической реабилитации (кинозотерапия: индивидуальная и групповая, занятия на тренажерах, в бассейне, на аппарате Гросса, в костюме Адели, расслабляющие укладки, адаптивная физическая культура, массаж; аппаратная электротерапия, водолечение, теплолечение, лазеротерапия; рефлексотерапия; этапное гипсование и.т.д.
2. Методы психолого-педагогической и социальной реабилитации:
социально-бытовое обучение, социально-бытовая ориентация и адаптация (развитие навыков самообслуживания, экскурсии, посещение выставок, кинотеатров, музеев); коррекционно-развивающая работа; эрготерапия: рукоделие в группе, бисероплетение, флористика, конструирование, работа с тканью, тестопластика, вязание, вышивание, квилинг, пластилинография, декорирование, песочная терапия, изодеятельность, кулинария, глинотерапия, бумагопластика; получение навыков работы на компьютере; психодиагностика, индивидуальные и групповые тренинги; организация культурно-массовых мероприятий; проведение занятий по кинологотерапии; музыкальные занятия, художественная самодеятельность и т.д.
Необходимо отметить, что эффективность реабилитации зависит от степени тяжести нарушений у ребенка и его реабилитационного потенциала.
Поскольку Центр расположен на ограниченной территории в центре города, то прилегающая к нему территория не позволяет внедрить занятия по иппотерапии.
1. Комплекс медицинских мероприятий:
методы физической реабилитации (кинозотерапия: индивидуальная и групповая, занятия на тренажерах, в бассейне, на аппарате Гросса, в костюме Адели, расслабляющие укладки, адаптивная физическая культура, массаж; аппаратная электротерапия, водолечение, теплолечение, лазеротерапия; рефлексотерапия; этапное гипсование и.т.д.
2. Методы психолого-педагогической и социальной реабилитации:
социально-бытовое обучение, социально-бытовая ориентация и адаптация (развитие навыков самообслуживания, экскурсии, посещение выставок, кинотеатров, музеев); коррекционно-развивающая работа; эрготерапия: рукоделие в группе, бисероплетение, флористика, конструирование, работа с тканью, тестопластика, вязание, вышивание, квилинг, пластилинография, декорирование, песочная терапия, изодеятельность, кулинария, глинотерапия, бумагопластика; получение навыков работы на компьютере; психодиагностика, индивидуальные и групповые тренинги; организация культурно-массовых мероприятий; проведение занятий по кинологотерапии; музыкальные занятия, художественная самодеятельность и т.д.
Необходимо отметить, что эффективность реабилитации зависит от степени тяжести нарушений у ребенка и его реабилитационного потенциала.
Поскольку Центр расположен на ограниченной территории в центре города, то прилегающая к нему территория не позволяет внедрить занятия по иппотерапии.
Почему созданная безбарьерная среда иногда остается недоступной для инвалидов и физически ослабленных людей? Те же пандусы – для видимости, а не для инвалидов!
Требования действующих строительных норм
и правил являются обязательными нормативными требованиями при
разработке проектной документации и строительстве объектов.
Законодательством республики определена ответственность за невыполнение требований технических нормативных правовых актов, в том числе по созданию безбарьерной среды.
Контроль и надзор в области строительной деятельности возложен на органы государственного строительного надзора.
Законодательством республики определена ответственность за невыполнение требований технических нормативных правовых актов, в том числе по созданию безбарьерной среды.
Контроль и надзор в области строительной деятельности возложен на органы государственного строительного надзора.
Будет ли ужесточена ответственность на то, что водители на парковках занимают места для автомобилей инвалидов?
В соответствии со статьей 18.22 Кодекса Республики
Беларусь об административных правонарушениях остановка или стоянка
транспортного средства с нарушением правил дорожного движения -влекут
предупреждение или наложение штрафа в размере одной базовой величины.
При повторном нарушении в течение одного года после наложения
административного взыскания за такие же нарушения - влекут наложение
штрафа в размере двух базовых величин.
Вопрос об ужесточении ответственности за указанное правонарушение требует дополнительного изучения.
Одновременно информируем, что мероприятиями Государственной программы по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011-2015 годы предусмотрена корректировка нормативных правовых актов в части усиления административной ответственности за невыполнение требований технических нормативных правовых актов по созданию безбарьерной среды, а также включение представителей общественных объединений инвалидов в составы комиссий по приемке в эксплуатацию объектов общественного назначения и благоустройства.
Вопрос об ужесточении ответственности за указанное правонарушение требует дополнительного изучения.
Одновременно информируем, что мероприятиями Государственной программы по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011-2015 годы предусмотрена корректировка нормативных правовых актов в части усиления административной ответственности за невыполнение требований технических нормативных правовых актов по созданию безбарьерной среды, а также включение представителей общественных объединений инвалидов в составы комиссий по приемке в эксплуатацию объектов общественного назначения и благоустройства.
Приобретение низкопольного транспорта и выпуск его на линию – это, конечно, хорошо. А кто занимается обучением водителей такого транспорта: Они – по незнанию или неумению – препятствуют тому, чтобы инвалид-колясочник мог попасть в такой автобус или троллейбус…
Мероприятиями Государственной программой по
созданию безбарьерной
среды
жизнедеятельности
физически ослабленных
лиц на 2011-2015
годы запланирована в 2011-2012
годах разработка ОО
«Белорусское общество инвалидов по зрению», ОО
«Белорусское общество инвалидов» рекомендаций по
работе с инвалидами по зрению, инвалидами-колясочниками и доведение их
Министерством труда и соцзащиты для исполнения заинтересованным.
Кроме того, предусмотрено мероприятие по изучение облисполкомами и Минским горисполкомом возможности обучения работников транспортных служб навыкам взаимодействия с пассажирами-инвалидами.
Кроме того, предусмотрено мероприятие по изучение облисполкомами и Минским горисполкомом возможности обучения работников транспортных служб навыкам взаимодействия с пассажирами-инвалидами.
"Урачэбная камісія зрабіла заключэнне, што адзінокі мае патрэбу ў пастаянным доглядзе. Суседзі гатовы за ім даглядаць. Але ж пастановай Савета міністраў РБ аб такім доглядзе прадугледжана, што гэта можа рабіць толькі нідзе не працуючы. А калі ў вёсцы такіх няма? А калі і ёсць, то гэта так званыя бамжы, п'яніцы ды лайдакі. Суседка ж, якая працуе напаўстаўкі, гатова даглядаць. Але ж ёй нельга, бо яна працуе. Можа варта перагледзець гэтую пастанову аб доглядзе і дазволіць рабіць догляд за састарэлымі не толькі не працуючым, але і тым, хто працуе? Вось чамусьці пенсіянер мае права недзе працаваць, таму, хто працуе на стаўку, таксама дазваляецца падпрацоўваць у іншым месцы. А вось даглядаць састарэлага адзінокага працуючым нельга. Чаму?"
Прежде всего, отметим, что согласно
брачно-семейному законодательству забота и помощь нетрудоспособным
членам семьи, в том числе инвалидам и престарелым, является
внутрисемейной обязанностью. Такие обязанности исполняются на
безвозмездной основе. Это соответствует моральным устоям и традициям
нашего общества.
Вместе с тем, в целях государственной материальной поддержки трудоспособных лиц, которые в связи с необходимостью осуществления постоянного ухода за инвалидами I группы либо лицами, достигшими 80-летнего возраста и нуждающимися в постоянном уходе, не могут находиться на рынке труда и утратили источник средств существования, предусматривается возможность назначения им пособия по уходу. Исходя из этого, круг получателей пособия ограничивается трудоспособными лицами, обеспечивающими инвалидам постоянный уход и, кроме того, не имеющими источника дохода. Расширение круга получателей пособия по уходу не планируется.
Учитывая обозначенные подходы к назначению этого социального пособия, лицам, осуществляющим уход за инвалидами либо престарелыми, но имеющим постоянный источник дохода (в частности, заработную плату, пенсию), пособие не назначается.
В целом отметим, что в республике широко представлен такой институт системы социальной защиты как социальное обслуживание инвалидов и пожилых граждан. Во всех административных районах республики работают территориальные центры социального обслуживания населения, в которых имеются отделения социальной помощи на дому, срочного социального обслуживания, дневного пребывания для инвалидов и др.
По вопросам предоставления социальных услуг лицам, нуждающимся в постоянном уходе, в т.ч. на дому, с учетом их индивидуальных потребностей необходимо обращаться в территориальный центр социального обслуживания населения по месту жительства.
Вместе с тем, в целях государственной материальной поддержки трудоспособных лиц, которые в связи с необходимостью осуществления постоянного ухода за инвалидами I группы либо лицами, достигшими 80-летнего возраста и нуждающимися в постоянном уходе, не могут находиться на рынке труда и утратили источник средств существования, предусматривается возможность назначения им пособия по уходу. Исходя из этого, круг получателей пособия ограничивается трудоспособными лицами, обеспечивающими инвалидам постоянный уход и, кроме того, не имеющими источника дохода. Расширение круга получателей пособия по уходу не планируется.
Учитывая обозначенные подходы к назначению этого социального пособия, лицам, осуществляющим уход за инвалидами либо престарелыми, но имеющим постоянный источник дохода (в частности, заработную плату, пенсию), пособие не назначается.
В целом отметим, что в республике широко представлен такой институт системы социальной защиты как социальное обслуживание инвалидов и пожилых граждан. Во всех административных районах республики работают территориальные центры социального обслуживания населения, в которых имеются отделения социальной помощи на дому, срочного социального обслуживания, дневного пребывания для инвалидов и др.
По вопросам предоставления социальных услуг лицам, нуждающимся в постоянном уходе, в т.ч. на дому, с учетом их индивидуальных потребностей необходимо обращаться в территориальный центр социального обслуживания населения по месту жительства.
Когда в республике будет ликвидирована очередность на поселение в дома-интернаты? И какова она сейчас?
Работа по оптимизации очередности на поселение
в дома-интернаты ведется постоянно. Реализация Программы развития и
оптимизации сети учреждений социального обслуживания до 2011 года в
Республике Беларусь позволила:
▪ создать в домах-интернатах 1338 мест (план - 1071), в том числе: за счет реконструкции (строительства) – 320 мест (г. Минск – 150, Гомельская – 120, Брестская – 50), перепрофилирования и ввода неиспользуемых площадей – 1018 мест (Минская – 261; г. Минск – 250; Гродненская –182, Брестская – 180; Могилевская –170; Витебская – (25 мест оптимизировано по причине перенаселения жилых помещений).
▪ привести площади спальных помещений к установленным санитарным нормам (7 м² на человека) в 12-ти домах-интернатах из 17-ти (в Брестской – в 4-х домах-интернатах, Гродненской – в 4-х, Гомельской – в 2-х, Минской – в 2-х).
В рамках Комплексной программы развития социального обслуживания на 2011-2015 годы, в 2011 году открыты 2 дома-интерната в г. Гомеле и г. Клецке Минской области. Итого по состоянию на 01.11.2011 г. насчитывается 76 домов-интернатов (75 - коммунальной формы собственности и 1 – республиканской).
В течение 2012-2015 годов в соответствии с указанной подпрограммой планируется создать 1305 мест, из них: 702 места - для оптимизации очередности и 603 места привести в соответствие с санитарными нормами.
Очередность на поселение в дома-интернаты по состоянию на 01.07.2011 составляет 690 чел. Проблема очерёдности для поселения в дома-интернаты актуальна только для некоторых регионов республики. В первую очередь для г. Минска, где очередность на поселение в интернатные учреждения которого составляет 452 человека и Витебской области – 173 человека.
▪ создать в домах-интернатах 1338 мест (план - 1071), в том числе: за счет реконструкции (строительства) – 320 мест (г. Минск – 150, Гомельская – 120, Брестская – 50), перепрофилирования и ввода неиспользуемых площадей – 1018 мест (Минская – 261; г. Минск – 250; Гродненская –182, Брестская – 180; Могилевская –170; Витебская – (25 мест оптимизировано по причине перенаселения жилых помещений).
▪ привести площади спальных помещений к установленным санитарным нормам (7 м² на человека) в 12-ти домах-интернатах из 17-ти (в Брестской – в 4-х домах-интернатах, Гродненской – в 4-х, Гомельской – в 2-х, Минской – в 2-х).
В рамках Комплексной программы развития социального обслуживания на 2011-2015 годы, в 2011 году открыты 2 дома-интерната в г. Гомеле и г. Клецке Минской области. Итого по состоянию на 01.11.2011 г. насчитывается 76 домов-интернатов (75 - коммунальной формы собственности и 1 – республиканской).
В течение 2012-2015 годов в соответствии с указанной подпрограммой планируется создать 1305 мест, из них: 702 места - для оптимизации очередности и 603 места привести в соответствие с санитарными нормами.
Очередность на поселение в дома-интернаты по состоянию на 01.07.2011 составляет 690 чел. Проблема очерёдности для поселения в дома-интернаты актуальна только для некоторых регионов республики. В первую очередь для г. Минска, где очередность на поселение в интернатные учреждения которого составляет 452 человека и Витебской области – 173 человека.
Достаточно ли этих мощностей в условиях старения населения страны? Не планируется ли ввод в действие новых мощностей с учетом того, что потребность в койко-местах в перспективе значительно возрастает?
При формировании Комплексной программы развития
социального обслуживания на 2011-2015 годы, предусматривающей ввод 1305
мест (702 места - для оптимизации очередности и 603 места - по
приведению в соответствии с санитарными нормами) была учтена
наблюдающаяся тенденция старения населения страны.
Однако, по нашему мнению, наряду с созданием стационарных учреждений необходимо развивать новые формы социального обслуживания.
Так, в самом «проблемном» регионе (г. Минске) в настоящее время внедряются новые формы социального обслуживания, которые позволяют решить вышеуказанную проблему и обеспечить социальное обслуживание на более качественном уровне. В настоящее время реализуется пилотный проект, предусматривающий оказание платных социальных услуг, заключение договора на проживание в домах-интернатах на платное краткосрочное пребывание детей-инвалидов, инвалидов, страдающих психофизическими заболеваниями и пожилых граждан. Это позволит поместить нуждающегося в уходе и помощи гражданина в стационарное учреждение на определенный срок (до 30 дней) для получения членами семьи необходимого лечения и других нужд.
Однако, по нашему мнению, наряду с созданием стационарных учреждений необходимо развивать новые формы социального обслуживания.
Так, в самом «проблемном» регионе (г. Минске) в настоящее время внедряются новые формы социального обслуживания, которые позволяют решить вышеуказанную проблему и обеспечить социальное обслуживание на более качественном уровне. В настоящее время реализуется пилотный проект, предусматривающий оказание платных социальных услуг, заключение договора на проживание в домах-интернатах на платное краткосрочное пребывание детей-инвалидов, инвалидов, страдающих психофизическими заболеваниями и пожилых граждан. Это позволит поместить нуждающегося в уходе и помощи гражданина в стационарное учреждение на определенный срок (до 30 дней) для получения членами семьи необходимого лечения и других нужд.
Когда появятся в Беларуси дома-интернаты малой вместимости и повышенной комфортности?
Министерством проводится проводиться работа по
дальнейшему совершенствованию деятельности стационарных учреждений
социального обслуживания. Для реализации этой задачи подпрограммой
«Развитие стационарных учреждений социального
обслуживания» Комплексной программы развития социального
обслуживания на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 29.07.2010 № 1126 (в
редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28
октября 2011 г. №1454), с общим объемом финансирования 423,6 млрд.
рублей предусматривается внедрение новых социальных технологий по уходу
за престарелыми и инвалидами, совершенствование действующих форм и
методов социального обслуживания в стационарных условиях, развитие
лечебно-трудовой и активирующей терапии для инвалидов в специально
созданных условиях, создание домов малой вместимости и повышенной
комфортности.
Для нашей страны стационарные учреждения такого плана в новинку. Их жильцам предложат комфортабельные комнаты для проживания, улучшенное питание по выбору из предложенного меню и индивидуальный уход с расширенным перечнем реабилитационных услуг. Согласно Комплексной программе развития социального обслуживания создание стационарных учреждений малой вместимости и повышенной комфортности планируется в 4-х регионах (Витебская, Гомельская, Минская и Могилевская области). Строительство планируется начать с 2014 года с завершением после 2015 года.
Для нашей страны стационарные учреждения такого плана в новинку. Их жильцам предложат комфортабельные комнаты для проживания, улучшенное питание по выбору из предложенного меню и индивидуальный уход с расширенным перечнем реабилитационных услуг. Согласно Комплексной программе развития социального обслуживания создание стационарных учреждений малой вместимости и повышенной комфортности планируется в 4-х регионах (Витебская, Гомельская, Минская и Могилевская области). Строительство планируется начать с 2014 года с завершением после 2015 года.
Сколько договоров ренты заключено в Минске в рамках пилотного проекта? И на каких условиях? В чем, на Ваш взгляд, преимущества этой новой формы соцобслуживания населения?
Реализация эксперимента по внедрению новых форм социального
обслуживания, утверждённого постановлением Совета
Министров от 8 июня 2011 г. № 738 «О проведении
эксперимента по внедрению новых форм социального обслуживания
и предоставлению социальных услуг» в г.
Минске будет служить усилению социальной защищенности
одиноких пожилых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Наряду с определением в дома-интернаты на традиционных условиях у
граждан появилось право выбора.
Желающими минчанам, достигшим 70-летнего возраста на основании договора пожизненного содержания с иждивением в обмен на добровольную передачу жилья будут бесплатно предоставляться жилые помещения в доме-интернате, питание и различные виды социально - бытовых и медицинских услуг.
Устанавливаются взаимные обязательства человека и государственного учреждения. Наряду с бесплатным проживанием в доме-интернате в условиях повышенной комфортности гражданину периодически выплачивается рента в виде определенной денежной суммы (от 1 до 3 базовых величин).
Кроме того, на безвозмездной основе получателю ренты стационарным учреждением обеспечиваются:
круглосуточное дежурство среднего и младшего обслуживающего персонала;
в соответствии с медицинскими показаниями лечение, консультативная медицинская помощь специалистов и госпитализация нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения (бюджетные учреждения здравоохранения);
проведение лечебной физкультуры, физиотерапевтических процедур, психологической разгрузки;
участие в культурно-массовых мероприятиях, проводимых в стационарном учреждении;
рациональное и диетическое питание с учетом состояния здоровья;
гигиеническое бритье, стрижка;
право пользования столовой (кухней-столовой, фитобаром), библиотекой с компьютерным залом, конференц-залом, домашним кинотеатром, кружковой комнатой, помещением для занятий трудотерапией, помещением для богослужения.
Комитетом по труду, занятости и социальной защите Минского горисполкома проводится работа по информированию одиноких пожилых граждан о новых формах социального облуживания.
Желающими минчанам, достигшим 70-летнего возраста на основании договора пожизненного содержания с иждивением в обмен на добровольную передачу жилья будут бесплатно предоставляться жилые помещения в доме-интернате, питание и различные виды социально - бытовых и медицинских услуг.
Устанавливаются взаимные обязательства человека и государственного учреждения. Наряду с бесплатным проживанием в доме-интернате в условиях повышенной комфортности гражданину периодически выплачивается рента в виде определенной денежной суммы (от 1 до 3 базовых величин).
Кроме того, на безвозмездной основе получателю ренты стационарным учреждением обеспечиваются:
круглосуточное дежурство среднего и младшего обслуживающего персонала;
в соответствии с медицинскими показаниями лечение, консультативная медицинская помощь специалистов и госпитализация нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения (бюджетные учреждения здравоохранения);
проведение лечебной физкультуры, физиотерапевтических процедур, психологической разгрузки;
участие в культурно-массовых мероприятиях, проводимых в стационарном учреждении;
рациональное и диетическое питание с учетом состояния здоровья;
гигиеническое бритье, стрижка;
право пользования столовой (кухней-столовой, фитобаром), библиотекой с компьютерным залом, конференц-залом, домашним кинотеатром, кружковой комнатой, помещением для занятий трудотерапией, помещением для богослужения.
Комитетом по труду, занятости и социальной защите Минского горисполкома проводится работа по информированию одиноких пожилых граждан о новых формах социального облуживания.