Вопросы конференции
Кроме того Комплексной программой развития социального обслуживания на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2010 № 1126, предусматривается начиная с 2014 года открытие в республике домов-интернатов малой вместимости и повышенной комфортности.
Поскольку Вы постоянно проживаете в Российской Федерации, то Вы не можете быть определены в дом-интернат Республики Беларусь.
Указом Президента Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» предусмотрено, что с 1 января 2007 г. обеспечение неработающих пенсионеров и инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение осуществляется Республиканским центром по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения в санаторно-курортные и оздоровительные организации.
Поскольку ГУ «Республиканский интернат ветеранов войны и труда» согласно учредительному документу является стационарным учреждением социального обслуживания, и поэтому в соответствии с вышеназванным Указом Президента Республики Беларусь не занимается оздоровлением граждан.
В 2012 году в ГУ «Республиканский интернат ветеранов войны и труда» планируется открытие отделение социально-медицинской реабилитации для граждан пожилого возраста и инвалидов с предоставлением платных услуг, где граждане смогут пройти курс оздоровления.
Согласно пункту 5 названного Положения специальные жилые помещения в домах-интернатах общего типа предоставляются бесплатно гражданам, достигшим возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, инвалидам I и II группы, утратившим полную или частичную способность к самообслуживанию, нуждающимся в уходе, помощи, бытовом и медицинском обслуживании, не имеющим трудоспособных членов семьи либо других физических или юридических лиц, обязанных по закону их содержать (на основании договора ренты с предоставлением средств на содержание, договора пожизненного содержания с иждивением).
Для решения вопроса о помещении в дом-интернат гражданин представляет в органы по труду, занятости и социальной защите по месту жительства пакет необходимых документов.
Решение об определении гражданина в дом-интернат принимается комитетом по труду, занятости и социальной защите соответствующего облисполкома, Минского горисполкома.
Также отметим, что поселение граждан в дома-интернаты осуществляется по территориальному признаку, т.е. гражданин поселяется в стационарные учреждения социального обслуживания той области, на территории которой он проживал до момента поселения его в дом-интернат. Поселение гражданина в дом-интернат, расположенный в другой области либо в г. Минске, может быть осуществлено только на условиях взаимообмена.
Для получения более подробной информации по данному вопросу Вам необходимо обратиться в управление по труду, занятости и социальной защите Гродненского райисполкома (г. Гродно, ул. Лермонтова, д. 2).
В нашем обществе наиболее болезненной является проблема одиноких пожилых граждан и детей без родителей.
Несомненно, в нашей стране имеются различные интернатные учреждения, однако пребывание в них не позволяет получить ощущение уюта, заботы и главное – чувства нахождения в семье. Помимо интернатных учреждений начали возрождаться монастыри, куда уходят люди различного возраста, но и монастыри не могут стать прибежищем всех нуждающихся и не всегда объединившись людям удается создать семейную обстановку, там их сплачивает только вера.
Вот я и подумала, почему бы не совместить неудовлетворенные потребности в семейном тепле и нерастраченное богатство человеческих чувств во благо детей-сирот и престарелых граждан. На смену существующим учреждениям должны придти совершенно новые учреждения – социально-духовные центры, которые станут по-настоящему родным домом для тех, у кого нет семьи, кто по каким-либо причинам не может или не хочет жить в семье. Таких центров еще нигде нет, но необходимость их создания уже назрела. Возможно, такие центры станут началом новых общественных отношений и воплотят в себе идеи любви к ближнему.
Возможность оказания разнообразных видов социальных услуг в республике закреплена законодательно.
Система социального обслуживания направлена на то, чтобы пожилые люди и инвалиды, нуждающиеся в постоянной посторонней помощи, по возможности, как можно дольше находились в домашних условиях и только в крайних случаях помещались в стационарные учреждения социального обслуживания.
Одним из проявлений заботы государства о престарелых гражданах является функционирование в стране стационарных учреждений социального обслуживания, предназначенных для жизни в них пожилых и нетрудоспособных людей. Сеть стационарных учреждений социального обслуживания включает в себя 75 стационарных учреждения социального обслуживания для престарелых и инвалидов коммунальной и один республиканской собственности, в которых проживает 17,5 тыс. человек.
Проживающим в домах-интернатах предоставляется комплекс социально-бытовых, реабилитационных и медицинских услуг.
Для поддержания личной активности, реализации интересов, общения и бытовой адаптации для проживающих проводятся различные культурно-массовые мероприятия.
Кроме этого, в целях возрождения и развития традиций христианского милосердия, духовно-нравственной реабилитации пожилых людей и детей-инвалидов сложилось тесное сотрудничество домов-интернатов с различными конфессиями.
В домах-интернатах оборудованы молельные комнаты, ритуальные залы. Служители церквей проводят в них службы и религиозные обряды, проживающих, находящихся на постельном режиме, посещают в жилых комнатах.
Наряду со стационарными учреждениями социального обслуживания социальные услуги предоставляют 152 центра социального обслуживания населения и 2 центра семьи и детей.
Основными задачами таких центров является оказание одиноким и одиноко проживающим пожилым, инвалидам и другим категориям граждан и семей социально-бытовых, психологических, правовых, консультационных услуг, материальной помощи и оказание иных услуг.
Что касается государственной политики в решении проблем детей и семей социального риска, то она реализуется в различных направлениях.
Одним из основных направлений является создание условий для социальной защиты семьи и сохранения ребенка в семье. Вторым направлением является создание условий для устройства детей-сирот на воспитание в семьи либо условий, приближенных к семейным. Помимо этого, ведется работа по созданию условий для успешной социализации воспитанников интернатных учреждений.
Безусловно, Ваша идея о создании социально-духовного центра заслуживает внимания. Варианты потенциального воплощения данного замысла, по возможности, будут рассмотрены и взяты в качестве исходных положений при планировании перспектив развития системы социальной защиты.
В данный момент практическая реализация проекта невозможна по нескольким причинам.
В первую очередь, потребуется изыскание средств для кредитования строительства либо реконструкции неиспользуемого здания для открытия предлагаемого центра.
Кроме того, содержание и обслуживание такого учреждения, оплата услуг персонала и другие необходимые расходы требуют значительных средств, а сама деятельность потребует от работников не только профессиональной подготовки, но и соответствующих моральных качеств.
На сегодняшний день законодательством не урегулированы вопросы открытия и функционирования учреждений подобного типа, поэтому потребуется предварительная подготовка нормативных актов, что повлечет за собой внесение изменений в законодательство.
Учитывая, что в основе создания социально-духовного центра заложена идея духовного единения людей разного возраста, полагаем, что такое учреждение может быть создано при поддержке православной либо римско-католической церквей.
Специальные жилые помещения в психоневрологических домах-интернатах предоставляются гражданам, достигшим возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, инвалидам I и II группы, признанным в установленном порядке недееспособными, утратившим полную или частичную способность к самообслуживанию, нуждающимся в уходе, помощи, бытовом и медицинском обслуживании.
Для предоставления специального жилого помещения в психоневрологических домах-интернатах законный представитель или уполномоченное должностное лицо органа опеки и попечительства представляет в органы по труду, занятости и социальной защите местного исполнительного и распорядительного органа следующие документы:
документ, подтверждающий полномочия законного представителя или уполномоченное должностное лицо органа опеки и попечительства;
паспорт гражданина Республики Беларусь (вид на жительство в Республике Беларусь) подопечного;
заключение ВКК;
выписку из медицинских документов (медицинской карты амбулаторного пациента), в которой указываются наименование организации здравоохранения, выдавшей выписку; фамилия, собственное имя, отчество; год рождения; адрес проживания (пребывания); двигательная активность (передвигается самостоятельно либо находится на постельном режиме); заключения врачей (терапевта, фтизиатра, хирурга, онколога, дерматовенеролога-нарколога, акушера-гинеколога, уролога, офтальмолога, невролога, стоматолога, психиатра), содержащие основной и сопутствующий диагнозы, сведения о наличии осложнений, перенесенных заболеваниях;
две фотографии 30 x 40 мм;
решение суда о признании недееспособным гражданина, определяемого в психоневрологический дом-интернат.
Органы по труду, занятости и социальной защите запрашивают справку о месте жительства и составе семьи, оформляют (запрашивают) справку о размере получаемой пенсии, копию заключения МРЭК, акт обследования материально-бытовых условий проживания.
Поселение в дом-интернат осуществляется согласно очерёдности.
Действительно, в г. Минске имеется очередь на поселение в психоневрологические дома-интернаты. Минским горисполкомом предпринимаются необходимые меры для решения этого вопроса. В 2010 году в г. Минске был открыт новый Психоневрологический интернат № 4 на 150 мест.
Задача размещения в домах-интернатах всех нуждающихся в социальном обслуживании будет решаться в ходе реализации Комплексной программы развития социального обслуживания на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2010 №1126.
Данная Программа с общим объёмом финансирования по стационарным учреждениям социального обслуживания более 423,6 млрд. рублей предусматривает создание более 1300 новых койко-мест. Выполнение данной задачи будет достигнуто как за счёт строительства новых спальных корпусов в уже имеющихся домах-интернатах, так и путём открытия новых домов-интернатов.
В случае значительного улучшения здоровья подопечного, опекун (директор дома-интерната) обязан обратиться в суд с ходатайством о признании подопечного дееспособным.
Необходимым для разрешения дела доказательством является заключение судебно-психиатрической экспертизы, которая назначается при подготовке дела к судебному разбирательству (ст. 376 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь).
Решение о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства может быть отменено, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным.
На основании решения суда о признании гражданина дееспособным, отменяется установленная над ним опека. Так, в Лидском доме-интернате для психоневрологических больных Гродненской области сформирована группа инвалидов для обеспечения социальной адаптации, возможности их самостоятельного проживания в домашних условиях. Четырём инвалидам этого дома-интерната восстановлена дееспособность. СПК выделило для них благоустроенную квартиру и предоставило работу. В результате хорошо поставленной работы по социализации двум инвалидам дома-интерната для ветеранов войны, труда и инвалидов «Васильевка» Гомельской области также восстановлена дееспособность. Такая работа проводится и в других психоневрологических домах-интернатах.
Героям Беларуси, Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы;
неработающим инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий на территории других государств;
неработающим участникам Великой Отечественной войны;
неработающим лицам, принимавшим участие в составе специальных формирований в разминировании территорий и объектов после освобождения от немецкой оккупации в 1943 - 1945 годах;
неработающим гражданам из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.
Помощь на оздоровление выплачивается вышеуказанным гражданам, не использовавшим право на бесплатное санаторно-курортное лечение или оздоровление в истекшем календарном году, органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, в размере 10 базовых величин по состоянию на 31 декабря года, в котором не было использовано право на бесплатное санаторно-курортное лечение или оздоровление.
Выплата денежной помощи на оздоровление инвалидам вследствие общего заболевания законодательством не предусмотрена.
Необходимо отметить, что социальное пособие предоставляется детям в возрасте до 18 лет не только для обеспечения ортопедической обувью, но и для приобретения ортезов верхних и нижних конечностей (аппараты, туторы), ортезов туловища (корсеты, бандажи, спиноголоводержатели, жесткие пояса), изделий для лечебного протезирования детей (абдукционные трусики, распорки), слуховых аппаратов, тест-полосок для определения сахара в крови.
По вопросу предоставления социального пособия на оплату ортопедической обуви и других перечисленных средств реабилитации необходимо обращаться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации.
Основанием для постановки на учет указанной категории граждан является индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР инвалида) или медицинское заключение врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения (заключение ВКК). Для решения вопроса об освидетельствовании на предмет определения медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к обеспечению креслом-коляской с электроприводом необходимо обращаться в органы здравоохранения (в поликлинику по месту жительства).
Соответствующее заключение (ИПР инвалида или заключение ВКК) инвалидом или его законным представителем представляется в управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.
Согласно Инструкции материальная помощь оказывается органами по труду, занятости и социальной защите, территориальными центрами социального обслуживания населения (если центры наделены правом оказания материальной помощи соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом), комитетами по труду, занятости и социальной защите областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета неработающим пенсионерам, достигшим возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, и инвалидам в случаях:
причинения вреда их здоровью и (или) имуществу в результате стихийных бедствий (пожаров, засух, наводнений и других), техногенных катастроф, краж личного имущества;
возникновения иных ситуаций, объективно нарушающих их нормальную жизнедеятельность и сложных для самостоятельного разрешения, требующих оперативного оказания материальной помощи.
Материальная помощь оказывается, как правило, не более одного раза в течение календарного года, и размер ее в каждом конкретном случае устанавливается индивидуально.
Решение об оказании материальной помощи принимается руководителем органа по труду, занятости и социальной защите или директором территориального центра социального обслуживания населения на основании заявления, акта обследования материально-бытового положения и при необходимости других документов, подтверждающих нуждаемость пенсионера или инвалида.