Вопросы конференции
Было много разговоров о том, что планируется увеличить продолжительность дородового отпуска. Приводились значимые аргументы. Мол, предоставление
более длительных отпусков положительно скажется на здоровье мам и малышей, приведет к увеличению количества нормальных родов и, следовательно, к
сокращению числа удлиненных послеродовых отпусков, которые предоставляются в случае осложненных родов. Причем введение такой меры поддержки не повлечет больших финансовых расходов, поскольку денежные средства будут сэкономлены за счет уменьшения расходов на выхаживание недоношенных детей, сокращения количества больничных, выдаваемых беременным женщинам в случае увеличения продолжительности дородового отпуска, а также улучшения здоровья беременных и новорожденных. А в последнее время стали говорить, что увеличивать дородовой отпуск не будут. Это решение окончательное? Тогда в чем контраргументы?
Действительно, вопрос об увеличении дородового периода отпуска по беременности и родам рассматривался. Одновременно была изучена мировая
практика по предоставлению такой правовой гарантии женщинам в период беременности. В нашей стране по сравнению с другими государствами период
данного отпуска максимальный. Кроме того, по данным медиков, сложно прогнозировать, каким образом данная норма повлияет на снижение количества
преждевременных родов либо сокращение числа удлиненных послеродовых отпусков, предоставляемых в случае осложненных родов. Показатель количества
преждевременных родов по республике на протяжении ряда лет достаточно низкий и колеблется в пределах 4% от всех родов. Учитывая, что при принятии таких норм важен не только социальный, но и экономический эффект, в настоящее время данный вопрос не рассматривается.
В Беларуси среди руководителей совсем мало женщин, их разве что в заместители пускают, да и то с неохотой... Разве высоких должностей достойны только мужчины? Получается, для женщин в нашей стране существует так называемый стеклянный потолок (вроде законодательно запретов нет, но по жизни все выходит иначе - карьерный рост для женщины заканчивается на подступах к руководящему креслу. Вы с этим согласны? И почему так происходит, на ваш взгляд? Есть ли выход из создавшейся ситуации?
Введение квотирования в данном случае можно рассматривать как пример так называемой "позитивной дискриминации", когда для женщин в той или иной сфере предусматриваются более благоприятные условия, чем для мужчин. В нашей стране система квотирования не предусмотрена, вместе с тем среди
руководителей мужчины составляют 53,2% к общей численности работников соответствующей категории, а женщины 46,8%, т.е. разрыв небольшой. К
примеру, в такой отрасли, как строительство, руководители-мужщины составляют 10,7% от общей численности работников, а женщины - 12,6%, в такой сфере, как лесное хозяйство, - 12,4% и 14,5% соответственно.
Кроме того, Республика Беларусь входит в число 27 стран, которые достигли показателя по участию женщин в процессе принятия решения свыше 30%. В последние 5 лет увеличилась занятость женщин в органах исполнительной власти как в абсолютном, так и в относительном выражении. Законодательством о труде запрещена дискриминация в трудовых правах в зависимости от пола. Таким образом, женщины наравне с мужщинами имеют право занимать руководящие посты как в бизнесе, так и в управлении. Главное - это наличие соответствующей квалификации, а также, несомненно, лидерские качества. Поэтому введение квотирования для женщин, на мой взгяд, нецелесообразно.
руководителей мужчины составляют 53,2% к общей численности работников соответствующей категории, а женщины 46,8%, т.е. разрыв небольшой. К
примеру, в такой отрасли, как строительство, руководители-мужщины составляют 10,7% от общей численности работников, а женщины - 12,6%, в такой сфере, как лесное хозяйство, - 12,4% и 14,5% соответственно.
Кроме того, Республика Беларусь входит в число 27 стран, которые достигли показателя по участию женщин в процессе принятия решения свыше 30%. В последние 5 лет увеличилась занятость женщин в органах исполнительной власти как в абсолютном, так и в относительном выражении. Законодательством о труде запрещена дискриминация в трудовых правах в зависимости от пола. Таким образом, женщины наравне с мужщинами имеют право занимать руководящие посты как в бизнесе, так и в управлении. Главное - это наличие соответствующей квалификации, а также, несомненно, лидерские качества. Поэтому введение квотирования для женщин, на мой взгяд, нецелесообразно.
Я, что называется, женщина предпенсионного возраста. И имею все "шансы" в 55 лет лишиться рабочего места, хотя мной как работником довольны, претензий нет. Однако в нашем трудовом коллективе "молодые пенсионерки" не задерживаются - с ними наниматель не продлевает контракт. Поэтому мне интересно: почему в Беларуси до сих пор действует "совковая" планка общеустановленного пенсионного возраста? Почему не соблюдается гендерное равноправие в этом сегменте?
При контрактной форме найма наниматель может прекратить трудовые отношения с работником любого пола и возраста. В такой ситуации именно "совковая планка общеустановленного пенсионного возраста" позволяет работницам старших возрастных групп иметь хоть какой-то источник дохода - государственную пенсию, в то время как более молодые их коллеги просто останутся без источника средств существования (до устройства на другую работу).
Почему у безработицы в Беларуси - женское лицо? Когда смотришь статистику, то вроде все балгополучно: женщин больше среди экономически активного
населения, женщины преобладают среди студентов вузов и учащихся ссузов, у женщин выше образовательный уровень. И при этом среди безработных - женщин
больше половины...
Женское лицо у безработицы не только в Беларуси, это мировая тенденция. Связано это прежде всего с тем, что на рынке труда востребованы в основном работники физического труда, что не привлекательно для женщин. Так, из общего числа заявляемых в органы по труду, занятости и социальной защите нанимателями вакансий около 80% - по рабочим профессиям. А это, в основном, рабочие строительной отрасли (каменщики, бетонщики, столяры, плотники и др.), станочники. Вместе с тем никакой дискриминации нет, если женщина желает, она может трудоустроиться и на такое рабочее место.
Следует отметить, что численность безработных женщин ежегодно снижается. Так, если в 2006 году было зарегистрировано безработными 96,2 тыс. женщин, то в 2010 году - 75,4 тыс. женщин. На начало 2006 года на учете состояло 46,7 тыс. безработных женщин, или 68,8% от общего числа безработных, на конец 2010 года - 17,4 тыс. женщин, или 52,6% от общего числа безработных.
Следует отметить, что численность безработных женщин ежегодно снижается. Так, если в 2006 году было зарегистрировано безработными 96,2 тыс. женщин, то в 2010 году - 75,4 тыс. женщин. На начало 2006 года на учете состояло 46,7 тыс. безработных женщин, или 68,8% от общего числа безработных, на конец 2010 года - 17,4 тыс. женщин, или 52,6% от общего числа безработных.
Не секрет, что многие наниматели отказывают в приеме на работу женщине исключительно из-за соображений, что "она рано или поздно уйдет в декрет". В связи с этим не планируется ли в Беларуси переход от практики оплаты отпусков по уходу за детьми до 3 лет нанимателями к практике оплаты таких отпусков из Фонда соцзащиты? И еще. Не планируется ли в Беларуси, по примеру некоторых стран Европы, обязательное разделение отпусков по уходу за детьми между женой и мужем? Спасибо.
Законодательством о труде право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет предоставляется как матери, так и отцу. Вместе с тем традиционно в данном отпуске находятся женщины. Доля отцов, оформивших данный отпуск, составляет чуть более 1% от количества женщин. В период отпуска по уходу за ребенком по месту работы выплачивается пособие, которое финансируется не нанимателем, а Фондом социальной защиты населения в счет обязательных страховых взносов. Т.е. наниматель не несет никаких материальных затрат в связи с тем, что его работник находится в таком отпуске. Обязательное разделение отпусков по уходу за детьми между родителями в настоящее время не планируется. Обращаю внимание, что женщинам, работающим в микроорганизациях (со средней численностью работников до 15 человек включительно), государственные пособия назначаются и выплачиваются в органах по труду занятости и социальной защите.