ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 16 мая 2025
Минск-Уручье Сплошная облачность +8°C
Все новости
Все новости
Общество
24 апреля 2025, 20:38

Рецепты советских времен и натуральный вкус. Какие сладости завоевали белорусский рынок и покорили заграницу

Сладких лакомств много не бывает - вероятно, таким принципом руководствуются белорусские производители кондитерских изделий, наименования которых исчисляются тысячами. Печенье, крекеры, вафли, торты и пирожные, пряники и коврижки, рулеты, кексы - и это только мучная группа, а ведь есть еще и вкуснейший шоколад, всевозможные конфеты, ириски, карамельки, мармелад, пастила, зефир, драже, халва, нуга, разные пасты, желейки… Все перечисленное отечественные фабрики производят с избытком, признаваясь, что один из самых эффективных маркетинговых инструментов продвижения своего товара на рынке - выпуск новинок, оттого выбор у сладкоежек изобильный и очень непростой. Легче он и не станет, ведь кондитерские предприятия взяли за правило год от года пополнять ассортиментную матрицу на несколько десятков товарных позиций, за каждой из которых - игра текстур, необычная начинка, свежее дизайнерское прочтение упаковки или все перечисленное вместе. Как такое возможно? Сейчас расскажем.

Одним из определяющих векторов в развитии кондитерской отрасли остается импортозамещение. Популярное драже, желейные конфеты, батончики для перекусов, шоколад с нежными начинками - те сладости, какие прежде ввозились из-за рубежа, сегодня в собственном исполнении успешно выпускаются или готовятся к постановке на промышленные рельсы внутри страны. "В 2024 году каждое предприятие кондитерского профиля концерна пищевой промышленности - фабрики "Спартак", "Коммунарка", "Красный пищевик", "Красный Мозырянин", "Слодыч" и "Красный пищевик - Славгород" - освоило от 20 до 50 новых видов продукции, - обратил внимание в общении с журналистами на 4-м международном симпозиуме кондитеров FOOD PROM CONFECTIONERY председатель концерна "Белгоспищепром" Олег Жидков. - Не менее 80% освоенных и выпускаемых нами сладостей подпадает под программу замещения импортируемых позиций".


Здесь подарили второе дыхание легендарным конфетам из 1970-х

Так чем именно интригуют покупателя производители сладостей? Возьмем, допустим, флагмана кондитерской отрасли страны - фабрику "Коммунарка", в этом году празднующую 120-летие. Молочным шоколадом с двухслойными начинками, конфетами для детей с яблоком и клюквой, батончиками с карамельным попкорном и жареным арахисом - этими вкусностями производитель порадовал рынок в прошлом году, а к юбилею подготовил кое-что особенное.

"Мы уже сейчас презентуем широкую линейку новинок, хотя второй квартал 2025 года только начался. В первую очередь, конечно, стоит сказать о трех новых видах 50-граммового шоколада с клубничным соком, кокосом, фундуком и арахисом, - описывает новинки исполняющая обязанности генерального директора предприятия Юлия Гостеева. - Значимым событием для нас стало "перерождение" легендарных конфет из 1970-х с апельсиновым соком. Буквально накануне сошли с конвейера две новые разновидности конфет в шоколаде с овсяными хлопьями - покупатель может выбрать, что ему больше по душе, натуральный сок малины или вишни в составе? Думаю, уже через две недели мы выставим их на полки наших торговых сетей".
Ассортимент столичной кондитерской фабрики с начала года стал шире на 15 наименований, и в планах разнообразить его еще больше. Однако разработать рецептуру, ввести в производство, изготовить - еще недостаточно, товар надо продать. Коммунарковцы понимают это очень хорошо и стремятся включить свои товары в ассортимент российских торговых сетей, а соседи, как известно, белорусские сладости знают и уважают.

Угощать таким печеньем можно и полугодовалых малышей

На очереди еще одно столичное предприятие кондитерского профиля, которое называют крупнейшим производителем печенья в стране, выпекающим более сотни его видов: сахарного, сдобного, затяжного, овсяного, глазированного. Однако если прежде название фабрики "Слодыч" вызывало стойкие ассоциации с печеньем и вафельными трубочками, то сегодня как минимум 35% производимых под брендом сладостей относятся не к мучной, а сахаристой группе, проще говоря, речь идет о конфетах.
Дело в том, что, помимо основной производственной площадки в Минске, фабрика располагает двумя филиалами в регионах. На одном из них в городском поселке Ивенец, что в Воложинском районе, в октябре 2024-го реализовали импортозамещающий проект по изготовлению мягкой карамели - так в производство были запущены девять разных видов конфет в трех группах: в форме стика со вкусами лимона, клубники и яблока, конфеты с яблочной, вишневой и апельсиновой начинками и в форме пастилки со вкусами малина-лимон, клубника-банан и яблоко-ананас. Генеральный директор фабрики "Слодыч" Александр Нечай объясняет: прежде белорусский рынок такими сладостями снабжали турецкие поставщики, а сегодня потребности в товаре закрывает отечественное производство. Более того, значительные его объемы экспортируются в Россию. К слову, о заграничных отгрузках. Свою продукцию фабрика поставляет в 18 государств, самые масштабные заказы идут на российский рынок, однако немало импортируют и Китай с Монголией, а впрочем, доезжают сладости от "Слодыча" и до Соединенных Штатов.
"С конфетами мы работаем больше трех лет. И вот один из показательных примеров достигнутых нами успехов. Полагаю, у многих еще свежи в памяти вкус и внешний вид желейных конфет с жидким центром и изображением пчелки на фантике, которые раньше импортировались. Сегодня мы выпускаем абсолютный аналог, и рынок исчезновения с полок этих зарубежных конфет не ощутил, - продолжает знакомить с изюминками сладкого производства Александр Нечай. - Мы единственные в республике производим растворимое печенье для малышей от шести месяцев, которое идеально подходит для первого прикорма. Немаловажную роль играет и упаковка, поскольку фасуем мы печенюшки в упаковки по 50 г для удобства мам и их детей. Запущено в производство и сырное печенье, неплохо вписывающееся в меню для полдника".

Немалые средства "Слодыч" инвестировал и в свой молодечненский филиал, где была установлена вафельная линия и начат выпуск классических сладостей с шоколадным, сливочным, лимонным вкусами, с сухим молоком. Сохраняется спрос и на вафельные трубочки, ассортимент которых за последние несколько лет фабрика разнообразила.

Белый шоколад в Беларуси выпускают только в Гомеле

Кондитерская фабрика "Спартак" для сохранения позиций на рынке делает акцент на свои сильные стороны. С начала года здесь освоили четыре новых вида изделий, два из них - инновационные. В частности, гомельские кондитеры решили заместить собственной продукцией популярный шоколад немецкой марки в форме квадрата и выпустили две разновидности белого шоколада с лимонной и миндально-кокосовой начинками и ровно столько же в молочном исполнении с ореховой начинкой и вкусом пирожного картошки. Все они уже поступили в продажу, и поскольку, кроме гомельской фабрики, белый шоколад в республике не производит больше никто, эксклюзивные сладости полюбились покупателям.
"Мы подумали и о наших самых маленьких потребителях, разработав несколько разновидностей вафельных батончиков для ребят, особенность которых в том, что в качестве начинки используется не кондитерский жир, а кокосовое масло, которое делает вкус более нежным, - перечисляет генеральный директор фабрики Татьяна Лисицина. - Стабилен спрос на наши конфеты с натуральными ингредиентами, например клюквой или медом, ведь натурпродукт - актуальный тренд. Ширится и линейка продукции без сахара: мы выпускаем мюсли, батончики, шоколад".
Из-за подорожания какао-бобов цены на шоколадные изделия лихорадило во всем мире, не мог их рост не сказаться и на работе отечественных кондитерских предприятий, каждое из которых с трудностями справлялось по-своему. "Спартак", например, нашел выход в переориентации производственных потоков, ведь уронить качество для громкого бренда непозволительно. Стратегия оказалась верной, поскольку на вопрос, как меняются вкусы потребителей в кондитерской группе, глава "Белгоспищепрома" Олег Жидков замечал, что, согласно данным статистики, в последний год как производители, так и покупатели сладостей в большей степени отдают предпочтение мучным кондитерским изделиям, а именно бисквитам и вафлям, и меньше - сахаристым, то есть шоколаду и конфетам.


А в целом приоритетом для гомельской кондитерской фабрики, несмотря на географию поставок в два десятка государств, был и остается внутренний рынок. В этом заверила генеральный директор "Спартака" Татьяна Лисицина.

Местная фишка - зефир ручной работы со вкусами полевых цветов

Бобруйская фабрика "Красный пищевик" предлагает журналистам оценить на вкус повторяющее разрекламированный американский вариант сладкое драже, которого пока и в продаже нет. Предприятие постепенно будет наращивать выпуск аналога с молочным и темным шоколадом в хрустящей цветной глазури, создавая маленькие конфетки разными - с арахисом, взрывной карамелью и в йогуртовой оболочке. Скоро попробовать их сможет каждый. А как не рассказать о знаменитом бобруйском зефире?
"Неизменный хит - наш зефир ручной работы, выполненный по классической рецептуре на основе пектина и пюре из натуральных яблок. Его особенность - в уникальных вкусах бузины, василька, жасмина, жимолости, ромашки, - помогает вникнуть в нюансы начальник сектора по трейд-маркетингу и выставочной деятельности фабрики Татьяна Чернявская. - Давно полюбились потребителю наши небанальные виды халвы: с солью, перцем, мятная и даже наша последняя новинка с какао, оставляющая сливочно-ореховое послевкусие с нотками шоколада. Хорошо продаются наборы желейных конфет со вкусами вишня-марципан и лайм-кокос".
В Наровле производство пастилы идет в круглосуточном режиме

Оригинальный зефир со вкусами черешни, ирландского крема, мандарина в разные уголки нашей страны и за рубеж отправляется из небольшого городка Наровля, где базируется один из крупнейших белорусских производителей зефира, мармелада, пастилы и ириса "Красный Мозырянин". Начальник технологического отдела предприятия Ольга Сазанчук напомнила: фабрика, кроме прочего, готовится к открытию новой линии тираженного ириса. Инвестиционный проект в планах завершить уже в этом году. Начало положат разные виды ириса тираженного и козинаков, вскоре к классическому ирису, выпуск которого на сладком производстве освоили давно, добавят ассортимент с разными вкусами: кокосом, клюквой, морской солью, какао, в кондитерской глазури, а следом приступят к производству протеиновых батончиков и мюсли.
"В нашем случае импортозамещение - это в первую очередь про пастилу, поскольку мы единственные производители этой сладости в республике, которая, кстати, пользуется большим спросом на внутреннем рынке, отгружаем и на экспорт, - сделала акцент руководитель технологического отдела. - Линия по производству работает в круглосуточном режиме и в планах установка дополнительной для увеличения объемов, так как с ростом заявок мы уже можем и не справиться".

А они, к слову, идут и из-за рубежа. В объемах заграничных продаж, как конкретизировала начальник отдела продаж Анна Раевская, превалирует российский рынок, однако отгружается наровлянская продукция и в Казахстан, Армению, Соединенные Штаты - и это лишь крупные покупатели. Наибольшие по объемам заказы приходятся на зефир на пектине, зефир на агаре, многослойный мармелад, хотя востребован в разной степени весь ассортимент.

Создание кондитерского холдинга обсуждают в Беларуси

В марте делегация концерна "Белгоспищепром" изучала в Москве опыт российских кондитерских предприятий по созданию холдинга "Объединенные кондитеры" - крупнейшего в России, который объединяет 16 заводов по всей федерации, выпускающих более 3,5 тыс. наименований сладостей. Он входит в топ-20 мировых продавцов кондитерских изделий, перечень которых формируют шоколад, конфеты, карамель, мармелад, зефир, пастила, вафли, пряники, ирис.
"Мы внимательно изучили опыт российских коллег по формированию объединенных организаций кондитерского профиля, поскольку они прошли достаточно долгий путь, - заметил глава концерна пищевой промышленности Олег Жидков. - Мы отчетливо понимаем, что сегодня без формирования укрупненных структур невозможно выдерживать высокую конкуренцию на рынке - не только белорусском, зарубежных прежде всего".


Россияне коллегам из Беларуси готовы помогать. Как подчеркнул президент российской Ассоциации предприятий кондитерской промышленности "Асконд" Сергей Носенко, в качестве белорусских сладостей российский потребитель не сомневается ни на грамм, а потому кондитерские предприятия федерации готовы поручиться за него и перед иностранными партнерами, чтобы помочь белорусским фабрикам в продвижении по экспортному треку.
Каждое кондитерское предприятие Беларуси выделяется на рынке - ассортиментом, особыми компетенциями по узким направлениям производства, подходами к популяризации товара среди потребителей. И вектор на развитие как по росту объемов выпуска, так и по улучшению качественных показателей продукции будет сохранен вне зависимости от того, предстоит ли производителям совершенствоваться поодиночке или в кооперации.

Вера ВАСИЛЕВСКАЯ,
фото Татьяны МАТУСЕВИЧ,
БЕЛТА.-0-
Топ-новости
Свежие новости Беларуси