Выборы депутатов в Палату представителей Национального собрания Беларуси пятого созыва пройдут 23 сентября 2012 года. В самом разгаре период предвыборной агитации. Немногим больше недели остается до начала досрочного голосования, которое пройдет с 18 по 22 сентября включительно.
Во время парламентской кампании 2012 года кандидаты в депутаты получили возможность участвовать в теледебатах, формировать собственные фонды для дополнительного финансирования предвыборной агитации. Как эти и другие нововведения отразились на избирательной кампании? Сколько туров понадобится, чтобы избрать новый состав нижней палаты белорусского парламента? Почему на избирательные кампании в Беларусь всякий раз приезжает так много международных наблюдателей?
На эти и другие вопросы во время оnline конференции ответит председатель Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов Лидия Михайловна Ермошина.
Вопросы конференции
Те кандидаты, за которых бы я проголосовала, в фондах не нуждаются. За ними стоит нормальная организационная поддержка. Думаю, что они без денег со своей узнаваемостью, известностью способны победить на выборах. Могу назвать одного кандидата, за которого я бы проголосовала и который мне очень нравится, но сразу же говорю, что он проходит не по моему избирательному округу. Не буду называть фамилию. Вы догадаетесь кто это. Это очень известный спортсмен.
![](https://img.belta.by//uploads/images/presscenter/000093_637023.jpg)
Конечно, не все избиратели смотрят дебаты. Кто-то еще не вернулся с работы, хозяйки ужин готовят. Но, наверное, дебаты многое дают молодежи, которая смотрит их в Интернете. Поэтому я думаю, что дебаты в любом случае были полезны. Позитив даже перевешивает негатив. Я вообще не вижу негатива, за исключением того, что кто-то из кандидатов плохо себя вел или занимался агитацией против выборов, из-за чего дебаты сняли. Но никакого ущерба процедуре выборов даже какие-то негативные моменты не принесли.
Будут ли их использовать в дальнейшем? Будут. Более того, я собираюсь написать предложение после выборов о некоторых изменениях избирательного законодательства. Я предлагаю вообще уйти от гарантированных телерадиовыступлений, предвыборных программ, то есть каких-то статичных форм. Тем более что они дорого обходятся СМИ. И перейти исключительно на дискуссионные формы предвыборной агитации. Пусть это будут дебаты, ток-шоу, программные выступления организаций и партий, которые выдвигают своих кандидатов. Все дискуссионные формы предвыборной агитации должны быть на безвозмездной основе. А если кандидат хочет просто побыть "говорящей головой", то это я предлагаю покупать.
Да, нам пишут, хотя таких обращений немного. В основном пишут безработные кандидаты или кандидаты-пенсионеры, которые доносят на начальников-кандидатов. Их обвиняют в злоупотреблении служебным положением в интересах выдвижения или избрания, в том, что проводятся собрания в их честь, либо в том, что человек должен был уйти в отпуск, но не ушел. Как реагируем? Во-первых, мы всегда проверяем. Как правило, все отпуска оформлены. Правда, иногда начальник выходит на работу, хотя формально находится в отпуске. С другой стороны, есть ситуации, когда этот человек незаменим. Ну скажите, кто заменит начальника городского отдела образования 1 сентября, даже если он кандидат в депутаты и ушел в отпуск?! Пусть он там присутствует и в неформальном качестве, но он, конечно же, присутствует... Я бы сказала, что таких жалоб в нынешнюю избирательную кампанию немного - до десяти.
![](https://img.belta.by//uploads/images/presscenter/000093_906097.jpg)
Там, где есть люди, всегда будет злоупотребление. Как вы знаете, у нас за выборами наблюдают итальянцы. Так вот в Италии партийная пропорциональная система, и в 70-е годы она привела к жесточайшему политическому кризису в стране именно потому, что итальянцы считают, что партийная система является насквозь коррупционной, потому что одна и та же партийная верхушка из года в год делит одни и те же партийные портфели. А человеку со стороны, которого действительно поддерживает население и за которого оно голосует, пробиться туда практически невозможно. И поскольку одни и те же люди делят портфели, этих людей и начинают покупать, поэтому Италия путем референдума даже перешла к смешанной системе, в большей части даже мажоритарной, потом вернулась к пропорциональной.
Нет, это не нарушение, потому что закон пока не относит Интернет к СМИ. Все блоги и тому подобное пока считаются в рамках закона, потому что закон ничего об этом не говорит. А если это перейдет на бумажный носитель, то уже будет предоставлением дополнительных преференций, хотя и тут наказать нельзя. Скорее всего, речь идет о газете, которая не является государственной, а негосударственные газеты вообще не упоминаются в Избирательном кодексе.
![](https://img.belta.by//uploads/images/presscenter/000093_94482.jpg)
Например, в США любой гражданин, находящийся за пределами страны, может проголосовать на выборах с помощью электронной почты. Это позволяет избежать организации участков при посольствах. Правда, перед этим гражданин дает подписку о согласии на разглашение его тайны волеизъявления. Балтийские государства также применяют процедуру голосования по Интернету. В частности, в Эстонии данная процедура применяется для граждан, находящихся за рубежом.
Если в Беларуси и будет развиваться досрочное голосование, то именно с помощью таких методов.
Пока мы голосуем с помощью избирательных бюллетеней. Оставить один день для досрочного голосования при явке избирателей на выборах, необходимой для признания их состоявшимися, в 50% - это значит в день выборов поставить всех на грань истерики, особенно при парламентских выборах. На выборах Президента такой проблемы не возникнет, в день выборов и так придет более 50%.
Оказалось, надо всегда рассчитывать на то, что кандидаты разные и среди них есть люди, которые не испытывают никакой благодарности к государству и ведут они себя соответствующим образом, срывая то, что это государство организовало. Такие пробелы надо устранять. Нужно всякое упоминание об агитации против выборов выводить в отдельную норму, не подпадающую ни под одну из существующих. Более того, я не говорю, что подобная агитация не должна идти за счет государства, - это само собой.
Такая агитация не может в идеале осуществляться в тех упрощенных формах, которые предоставлены кандидатам. Например, заявительный принцип, организации пикетов. Ведь опять-таки эта сделано для того, чтобы человек агитировал за себя, за участие в выборах, а у нас он идет на эту упрощенную форму и агитирует против выборов как таковых. Именно поэтому нам обязательно нужно ввести норму, запрещающую кандидатам, участвующим в выборах, проводить агитацию за их бойкот.
Также надо расширять круг тех, кто может выдвигать кандидатов в депутаты. Время показывает, что собирать подписи становится все тяжелее. Избиратели не хотят участвовать в сборе подписей и, что является объективной реальностью, не хотят никого пускать в свои квартиры. Поэтому нам нужно рассмотреть вопрос о возможности участия в выборах республиканских общественных объединений, пусть даже очень крупных. А то у нас доходит до того, что Съезд ОГП в 22 человека выдвигает 52 кандидата, а профсоюзы, которые насчитывают десятки тысяч, не могут этого сделать.
Кроме того, считаю целесообразным, снять определенные ограничения по фондам. Нужно уйти от нормы, которая говорит о том, что сам кандидат может перечислить в свой фонд не более 20 базовых величин. В конце концов, если у человека есть деньги, пусть он хоть тысячу базовых величин себе перечислит. Он же не с чужого кармана берет. А так, кандидаты иногда идут на уловки: раздают деньги, и в одной сберкассе в один день определенная группа граждан сдает по Br500 тыс. Поэтому я думаю, что надо переходить к более честным, жестким и конкретным нормам.
Мы не были готовы к тому, что наше законодательство окажется настолько демократичным и даст столько возможностей для того, чтобы злоупотреблять теми формами, которые были предоставлены. Центральная избирательная комиссия впервые была какой-то период в роли обороняющихся, и впервые появилось так много идей по поводу изменения избирательного законодательства.