Вопросы конференции
Все индикативные показатели, которые нам доведены, мы выполнили за исключением одного - остатки продукции на складах. Но серьезной озабоченности это не вызывает, хотя звоночек не совсем хороший. Остатки у пяти ключевых эффективных предприятий, и они являются фактором накопления, особенно к осеннему сезону. Это касается обувных предприятий. Одни из самых больших остатков у "Марко": они накапливают обувь зимнего ассортимента, которая с сентября активно пойдет в продажу. Естественно, будут изменения по складским запасам. У "Конте СПА" запасы, но это тоже очень эффективное предприятие. Поэтому мы немного озабочены, все-таки деньги могли быть в обороте более активно, тем не менее остатки должны быть, потому что без наличия ассортимента на сезоны, которые идут, продажи увеличить невозможно.
Все остальные показатели нами выполняются. В целом коллективы работают достаточно успешно. Но есть и те, кто находится в сложной ситуации по различным причинам - и внешним, и внутренним. Это сейчас ставки по кредитам хорошие, но ситуация, которая была еще год-полтора назад со ставками 37%, а в свое время и около 50%, безусловно, наложили свой отпечаток, поэтому приходится искать выход. Хочу сказать, что нам навстречу идут все структуры, в том числе банки. Пока ситуация регулируемая, мы держим руку на пульсе, движение вперед есть.
За полгода мы произвели продукции почти на Br1 млрд, темп роста - 117% к объему прошлого года. Мы обеспечили рентабельность в 13,7%. В принципе, это неплохо по сравнению с тем, что было. Правда, хотя мы и приросли, сейчас положительная динамика остановилась. Конечно, можно искать объяснения: есть и на рынке сложности, и доходность у населения несколько снизилась. Однако мы имеем то, что мы имеем. Поэтому, даже несмотря на то, что показатели выполняем, есть над чем работать, причем серьезно.
По индексу промышленного производства у нас сейчас 107,5%. Если в таком же темпе будем работать, это хорошо. Подчеркну, что данный показатель нам не доведен, но я считаю, что без него в принципе оценивать деятельность можно весьма условно. Если считать просто деньги, то нет ничего проще, чем увеличить цену и остатки на складах и ничего не продать. Вот и вся эффективность. Поэтому, думаю, должны быть показатели, которые говорят и об объеме производства, и о реализации, и о полученной выручке.
Экспортные показатели мы выполняем. За полугодие темп роста экспорта составляет 107%, однако динамика идет на снижение. Этому есть ряд причин, но это не может быть оправданием. Сейчас перед нами стоит очень серьезная задача увеличить экспорт, в том числе по формуле 30-30-30. Пока Россия в структуре экспорта занимает 75%. И мы больше всего прирастаем именно по этому рынку. Хотя есть яркие примеры предприятий, которые, особенно после технического перевооружения, более 80% продукции отдают на экспорт, в том числе в дальнее зарубежье. Это та же Орша, мы надеемся, что и "Камволь" будет так же работать. Поэтому думаю, что прирост экспорта будет.
Что касается новых рынков, то мы их развиваем очень активно. Сейчас рассматриваем вопрос сотрудничества с Японией, первые шаги сделаны по Канаде - наша делегация туда выезжает. Для рынка Канады интересна наша обувь и льняные изделия. Что касается Японии - активно ведутся переговоры по высокотехнологичным тканям. У нас этим занимается "Моготекс", и он в состоянии делать то, что востребовано в Японии. Мы можем делать такие вещи, которые мало кто в мире умеет - и несгораемые ткани, и ткани с особыми эффектами. Они используются в специальной одежде и очень интересны для высокотехнологичных стран.
Сейчас у нас доля таких предприятий составляет около 35%. Достаточно сложно мы из этой ситуации выходим, основная причина - эти предприятия были очень серьезно закредитованы, своих оборотных средств у них нет. У нас дефицит оборотных средств около Br135 млн. Это значимая цифра, если брать цифры за полугодие, то это где-то 15% от выручки. Если бы мы имели эти деньги, то могли бы увеличить объем производства, и финансовые показатели всех предприятий были бы лучше.
Безусловно, у нас есть резервы для снижения затрат, в том числе по энергоемкости. Практически все модернизированные предприятия получили собственные энергоисточники - и от этого автоматически себестоимость одного киловатт-часа и одной гигаколории меньше. Плюс идет серьезная оптимизация. Кроме того, проведено техническое перевооружение ключевых предприятий, которое позволило снижать себестоимость продукции, а в ближайшее время позволит еще больше ее снизить, потому что производительность нового текстильного оборудования, которое мы установили, в частности, на "Камволе", от 2 до 3 раз выше предыдущего. Я думаю, что еще очень много резервов. Если появятся оборотные средства и мы сумеем загрузить наши мощности по полной программе, то себестоимость продукции будет дальше снижаться.
Думаю, что снижение на 2-3% - это уже значимый показатель.
По прошествии некоторого времени после окончательного вступления в силу указа №222 стало очевидно, что все было сделано правильно. Все стали в равных условиях. У нас и с малым бизнесом, ИП полное взаимопонимание. Во-первых, работает консультационный совет - мы регулярно встречаемся, обсуждаем. Во-вторых, мы открыты, поэтому количество товаров, потребляемых наших предпринимателями, увеличилось. Уже до 10% объемов продают малые предприятия и ИП. И мы за это двумя руками. У нас легальная и достаточно ликвидная продукция, поэтому сотрудничество должно развиваться.
Мы также всегда открыты для сотрудничества с дизайнерами, на всех наших мероприятиях об этом говорим. Осенью состоится специализированная ярмарка, мы приглашаем всех к участию. У нас налажено тесное сотрудничество и с учебными заведениями, студенты показывают свои коллекции.
Предприятия "Беллегпрома" с удовольствием приглашают молодых дизайнеров. Некоторые ребята себя очень хорошо показывают. Кроме того, мы работаем серьезно с именитыми дизайнерами - с теми же Иваном Айплатовым, Юлией Латушкиной, Юлией и Людмилой Лабковыми. Мы с ними разрабатываем абсолютно новые коллекции, что-то они сами предлагают. Например, Людмила Лабкова очень неплохо работает со льном. Мы вместе с ней и Оршанским льнокомбинатом собираемся выезжать на Milano Unica - это очень серьезная выставка, на которой работают только эксклюзивные предприятия высшего класса. Мы получили приглашение, но к нему надо подготовиться так, чтобы не было стыдно. На эту выставку попасть очень сложно, там совет директоров должен утвердить концепцию, которую мы покажем, и сказать: "Да, вы нас интересуете". Представьте: Республика Корея и Япония пытаются попасть семь и пять лет соответственно. Если мы туда попадем, это будет очень большой плюс. Если не попадем в этом году, будем планировать на следующий год. Но пока все идет нормально.
Первый шаг к обновлению мы сделали уже в прошлом году. Сейчас мы надеемся сделать следующий шаг к концептуальному обновлению. Так, на BelTexIndustry2017 будут организованы целевые показы по различным сегментам, например, только одежды делового стиля, или только спортивных коллекций и так далее. Эти показы станут хорошей площадкой для встречи производителей и представителей торговли, где они смогут сразу найти точки соприкосновения.
Обязательно будут показы молодых дизайнеров и, конечно, классических дизайнеров.
Ожидаем много зарубежных гостей – как из европейских стран, так и из постсоветских государств.
Конечно, будет обширная деловая программа, семинары и мастер-классы по актуальным проблемам маркетинга и продвижения товаров, управления и производства, для чего мы приглашаем высококвалифицированных специалистов с международным опытом. Например, в настоящее время ключевая для нас проблема, на мой взгляд, - это умение продавать. Сегодня уже совершенно другой подход к продажам, тонкостей очень много, и, к сожалению, не все наши специалисты это четко понимают. Поэтому мы приглашаем специалистов, которые расскажут и покажут, как это делать: как лучше преподнести продажу обуви, детской одежды, одежды делового стиля, как формировать полку и так далее.
Мы четко понимаем, что прежние подходы уже не работают, сегодня необходимо напрямую выстраивать диалог потребителя и производителя.
Думаю, новая концепция проведения выставки-ярмарки, которая в этом году пройдет в выставочном центре на проспекте Победителей,14, отвечает этой задаче.
Да, я считаю, что такой конкурс нужен, и мы планируем его возобновить. Я приложу для этого все усилия.
К слову, мы планируем, что наши предприятия примут непосредственное участие в показах национального конкурса "Мисс Беларусь". Например, Центр моды готов одеть всех наших девушек. Идея простая: белорусские красавицы - в нашей, белорусской одежде. Это будет еще один шаг к презентации наших производителей. Думаю, это будет правильный ход.
А конкурс молодых дизайнеров мы обязательно возобновим.
Предыстория проста: мир не стоит на месте, значительное техническое перевооружение осуществили предприятия-переработчики из стран бывшего СССР, производящих хлопок. Некоторые из них пользуются преференциями, которые получили при вступления в ЕАЭС: они имеют безграничный доступ на рынки, особенно через Россию. Вот они и везут и свой товар, и не свой, качество которого, мягко скажем, неудовлетворительное. Он попадает в том числе в Беларусь.
Мы забили тревогу, когда увидели, что практически в каждом райцентре открыты такие магазины. Мы не против равной конкуренции, но продукция действительно не соответствует никаким, даже минимальным требованиям. "Беллегпром" сообщил об этом и в МАРТ, и в Госстандарт. Мы выезжали на места, производили закупку, проверяли ее в собственной аккредитованной лаборатории. Оказалось, что практически все не соответствует техрегламентам ЕАЭС. И это притом что регламентируются только три показателя: воздухопроницаемость, гигроскопичность и остатки по формальдегидам. Казалось бы, проще некуда, но продаваемая одежда даже этим критериям не соответствует. Мы понимаем, что цена никакая, но надо понимать и то, что, если вдруг будет причинен вред здоровью, некому будет предъявить претензию. А вред действительно может быть нанесен, ведь кожа впитывает в себя очень хорошо. Особенно если говорить об одежде первого слоя - белье, чулочно-носочные изделия.
Поэтому с присутствием на рынке такой продукции нужно бороться. И тут должно быть первостепенным внимание областей и районов, ведь речь идет о благополучии граждан.
Если мы установили факт и наша аккредитованная лаборатория подтвердила, что эта продукция несоответствующая, ее надо изымать. И либо отбирать лицензию у лиц, которые этим занимаются, либо закрывать предприятие.
Да я уже ношу белорусские льняные джинсы! Очень недурно получилось. Когда было жарко, в машине ехать значительно приятнее, чем в обычных джинсах.
Если Оршанский льнокомбинат наладит сотрудничество со "Знаменем индустриализации", то будет не только ткань в Беларуси делаться, но и само изделие. Пока Оршанский комбинат около 30% готовых изделий под собственным брендом отшивает не у нас. Когда мы будем работать с собственными швейниками, будет значительно проще.
По составу это всегда будет смесь: хлопок/лен либо хлопок/лен/вискоза с лайкрой либо без лайкры. Есть чисто льняные костюмы, но это достаточно специфический ассортимент.
Конечно, стоить льняные джинсы будут дороже, чем просто хлопковые. Если речь идет о элитных моделях, то может быть и Br100, и больше. Если попроще, то, возможно, Br60-70.
Я видел льняные джинсы Levi Strauss. Но там не чистый лен, а лен с хлопком. Почему хлопок? Потому что он создает специфическую структуру ткани, со льном он очень хорошо смотрится. Чистый лен все-таки сильно деформируется. Человек должен быть очень демократичным, чтобы работать в 100-процентно льняном костюме, ведь уже после первого заседания пиджак будет изрядно помят.
Кстати, мне уже сегодня привезли льняной галстук. Китайцы сделали из нашего льна. Мне понравилось.