Вопросы конференции
- Функционирование электронных счетов-фактур по НДС начато в Беларуси с 1 июля 2016 года. ЭСЧФ является обязательным электронным документом для всех плательщиков НДС при реализации (ввозе) товаров (работ, услуг), имущественных прав и осуществления налоговых вычетов по НДС при приобретении объектов. Обращение ЭСЧФ производится на портале электронных счетов-фактур .
Порядок работы с ЭСЧФ определен Налоговым кодексом (статья 106 прим.1) и Инструкцией №15 Министерства по налогам и сборам.
Письменные и устные обращения, поступающие в Министерство по налогам и сборам, связаны как с техническими аспектами работы портала, так и с методологическими вопросами порядка заполнения ЭСЧФ при осуществлении различных хозяйственных операций.
Наиболее распространенными методологическими вопросами являются вопросы, касающиеся сроков направления ЭСЧФ покупателям или на портал, механизма перевыставления ЭСЧФ посредниками (комиссионерами) потребителям (покупателям), порядка принятия к вычету сумм НДС покупателем при ненаправлении ЭСЧФ поставщиками в адрес покупателей.
Технические вопросы связаны с настройкой рабочего места, загрузкой на портал ЭСЧФ, созданных плательщиком в своей учетной системе, отображения информации в "Личном кабинете" на портале.
В результате анализа обращений субъектов хозяйствования МНС сформулировало и направило в Министерство финансов ряд предложений, которые учтены в законопроекте о внесении изменений в Налоговый кодекс на 2017 год. В частности, предусматривается смещение общего срока выставления ЭСЧФ с 5-го на 10-е число месяца, следующего за месяцем дня отгрузки товаров (работ, услуг), имущественных прав. Также предлагается, чтобы организации, оказывающие транспортные услуги, облагаемые НДС по ставке 0%, направляли ЭСЧФ только на портал - без необходимости его выставления покупателю.
Ответы на большинство задаваемых методологических вопросов можно найти в Инструкции № 15. Конечно, это объемный по содержанию документ, но, тем не менее, для исключения ошибок при работе с ЭСЧФ необходимо тщательно изучить ее положения.
Одновременно МНС проводит активную разъяснительную работу – на семинарах и круглых столах, через публикации и выступления в СМИ. Кроме того, плательщики могут получить индивидуальные консультации по работе с ЭСЧФ в налоговом органе по месту постановки на учет.
Вопросы, поднимаемые плательщиками, оперативно решаются МНС совместно с разработчиками АИС "Учет счетов-фактур", в том числе путем доработки и загрузки обновлений программного обеспечения на портале. Разработчик информирует плательщиков о проведенных работах по оптимизации и расширению функций портала, размещая сообщения в разделе "Новости".
За последнее время, например, на портале реализован механизм выдачи сообщения о необходимости сохранения изменений при создании ЭСЧФ и управлении вычетами; в разделе "Отчет и аналитика" добавлены дополнительно два отчета; появилась возможность редактирования ЭСЧФ с неверным кодом филиала; заблокирована возможность управления вычетами для строк с НДС 0% и без НДС; исправлены ошибки, связанные с загрузкой ЭСЧФ из xml-файла.
Кроме того, исправлено некорректное отображение в режиме просмотра в разделе "Условие поставки"; появилась возможность просмотра подписей ЭСЧФ; реализовано отображение данных в поле "Дополнительные сведения" при просмотре ЭСЧФ; в разделе "Мониторинг сделок" реализована выгрузка списка ЭСЧФ в формат *.csv.
В результате доработки реализован функционал заполнения промежуточных итоговых строк для импортеров товаров из третьих стран по ставкам НДС (сумм НДС, уплаченных таможенному органу), а также функционал по управлению вычетами в ЭСЧФ с типом дополнительный без ссылки на ЭСЧФ и дополнительный со ссылкой с минусовыми значениями. Кроме того, теперь ЭСЧФ после успешной отправки на портал не остаются в разделе "В работе".
Эффективность данного механизма обеспечивается за счет применения электронной системы камерального контроля за движением ЭСЧФ. Налоговый орган может видеть данные всех сделок, которые совершает плательщик, оценить правомерность применения им налоговых преференций - пониженной ставки НДС, освобождения от НДС, а также обоснованность применения налоговых вычетов.
При выявлении расхождений данных налоговой декларации (расчета) по НДС с данными ЭСЧФ плательщик будет иметь право внести изменения в декларацию по выявленным в результате камерального контроля ошибкам без применения мер административной ответственности и начисления пени, если причитающаяся к доплате сумма налога будет уплачена до составления акта камеральной проверки.
К слову, уже в октябре текущего года сервис "Камеральный контроль" в полном объеме будет доступен и самим плательщикам. С его помощью они смогут проверять соответствие информации из направленных и полученных на портале электронных счетов-фактур с поданной декларацией по НДС, выявлять ошибки в исчислении НДС, корректировать их и отражать в налоговой декларации достоверные данные. По результатам запуска камерального контроля будет формироваться соответствующий условиям запроса протокол с возможностью его выгрузки в Exсel в форме таблицы и распечатки.
Для технической поддержки плательщиков по работе с порталом создан единый контакт-центр с номером 110, который работает 24 часа в сутки 7 дней в неделю. По вопросам методологической поддержки в инспекциях МНС работают телефоны горячих линий.
Для плательщиков, не имеющих автоматизации, в инспекциях МНС созданы рабочие места с возможностью выхода в сеть интернет, позволяющие плательщику при наличии ключа ЭЦП осуществить регистрацию на портале, создавать и направлять ЭСЧФ покупателям либо на портал.
В настоящее время на портале зарегистрировано порядка 56 тыс. плательщиков, которыми подано около 18 млн ЭСЧФ.
По проблемным вопросам крупных плательщиков представители МНС совместно с представителями компании-разработчика выезжали прямо на предприятия и на месте помогали устранить технические или программные ошибки, связанные с загрузкой-выгрузкой ЭСЧФ.
В настоящее время мы определили, сколько организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками НДС, еще не подключились к порталу электронных счетов-фактур. Чтобы помочь им, разъяснить порядок регистрации на портале и работы с ЭСЧФ, инспекциям МНС будет поручено с указанной категорией плательщиков проводить обучающие семинары. В том числе такая помощь может быть оказана в инспекциях МНС по месту постановки плательщиков на учет на специально созданных рабочих местах.
С 1 января 2017 года применение ЭСЧФ будет обязательным, в связи с чем законопроект о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс содержит нормы, предусматривающие исключение возможности осуществления налоговых вычетов на основании первичных учетных документов, оформленных на бумажном носителе.
При этом в случае невозможности выставления (направления) ЭСЧФ с 1 января 2017 года в связи с недоступностью портала (в том числе из-за отсутствия электропитания, выхода из строя оборудования), недостаточностью ресурсов портала, недоступностью или отсутствием каналов связи с порталом, плательщик обязан будет не позднее пяти рабочих дней со дня возобновления работоспособности портала выставить (направить) ЭСЧФ.
Дополнительно МНС прорабатывает вопрос о закреплении в Налоговом кодексе ответственности за невыставление ЭСЧФ.
Согласно пунктам 42 и 43 Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденной постановлением МНС от 25 апреля 2016 года №15, при ввозе товаров с территории государств - членов Евразийского экономического союза и из дальнего зарубежья ЭСЧФ создается покупателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, не являющихся плательщиками НДС при реализации объектов. Следовательно, ЭСЧФ данными индивидуальными предпринимателями на суммы "ввозного" НДС не создается.
Пунктом 7 статьи 100 НК определено, что днем выполнения строительных работ признается последний день месяца выполнения работ, оказания услуг. При неподписании заказчиком актов выполненных работ за отчетный месяц до 10-го числа (включительно) месяца, следующего за отчетным, днем выполнения строительных работ признается день подписания заказчиком актов выполненных работ. Таким образом, если акт выполненных работ за июнь был подписан заказчиком до 10 (включительно) июля – ЭСЧФ не создается, так как создание электронных счетов-фактур осуществляется по работам, выполненным с 1 июля 2016 года независимо от даты проведения расчетов по ним (пп.3.1 постановления № 15). Если же акт подписан 12 июля, то МФР приходится на июль, и ЭСЧФ создается исполнителем в общеустановленном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 100 НК днем оказания услуг признается дата передачи оказанных услуг в соответствии с оформленными документами (приемо-сдаточные акты и другие аналогичные документы). При неподписании заказчиком приемо-сдаточных актов и (или) других аналогичных документов за отчетный месяц (квартал) до 20-го числа (включительно) месяца (квартала), следующего за отчетным, днем оказания услуг признается день составления приемо-сдаточных актов и (или) других аналогичных документов.
Следовательно, если акт об оказанных юридических услугах за июнь заказчик подписал до 20 июля 2016 года (включительно), то ЭСЧФ создается, так как в этом случае днем оказания услуг будет признаваться дата их передачи в соответствии с актом (например, 15 июля 2016 года).
Если акт подписан заказчиком после 20 июля, то днем оказания услуг признается день составления акта. В рассматриваемой ситуации – 30 июня, значит ЭСЧФ не создается.
Да, организация поступила правильно, определив момент фактической реализации согласно пункту 1 статьи 100 НК как 23 августа 2016 года и выставив ЭСЧФ не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем дня оказания услуг.
ЭСЧФ выставляется в срок, установленный частью 2 подпункта 21.3 Инструкции № 15. В рассматриваемой ситуации ЭСЧФ выставляется не позднее двух рабочих дней со дня возникновения правовых оснований на определение момента фактической реализации. В соответствии с пунктом 1 статьи 92-1 НК моментом фактической реализации товаров, оплата за которые поступила 30 августа и 9 сентября, соответственно признаются 30 августа и 9 сентября. Следовательно, продавцу следует выставить два ЭСЧФ: первый – не позднее 1 сентября 2016 года, второй – не позднее 13 сентября 2016 года.
Стоимость товара, указываемая в каждом ЭСЧФ, должна соответствовать сумме оборота по реализации, отражаемого в налоговой декларации по НДС, по которому наступил момент фактической реализации, то есть в рассматриваемой ситуации поступила частичная или окончательная оплата.
При невозможности точного разделения общей суммы исчисленного НДС пропорционально количеству товара к сумме поступившей оплаты, при заполнении ЭСЧФ плательщик может не заполнять в разделе 6 графы 4 "Единица измерения", 5 "Количество (объем)" и 6 "Цена (тариф) за единицу товара (работы, услуги), имущественных прав без учета НДС, руб.", а стоимость оплаченного товара указать в графе 7 "Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав без учета НДС, руб." с последующим заполнением граф 9,10 и 11 ЭСЧФ. Также желательно при такой ситуации продавцу сделать соответствующие пометки для покупателя в строке 31 "Дополнительные сведения" ЭСЧФ.
В итоговом ЭСЧФ в графе 2 "Наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав" раздела 6 "Данные по товарам (работам, услугам), имущественным правам" допускается произвести запись "Розничная реализация товаров физлицам".
Наименование товаров в разделе 6 ЭСЧФ, выставляемого покупателю – юридическому лицу, должно быть заполнено так же, как указано в ТТН-1 или ТН-2. Указание некоего общего наименования в рассматриваемой ситуации не допускается.
В рассматриваемом случае продавец по итогам отчетного периода создает одну ЭСЧФ с отражением оборотов по реализации по ставкам 20%, 10% и льготе отдельными строками (3 строки). В отношении оборотов облагаемых по ставке НДС в размере 10%, графа 3.1 "ТН ВЭД ЕАЭС" раздела 6 не подлежит заполнению, в силу особенных положений, установленных пунктом 39 Инструкции № 15 при реализации товаров физическим лицам, не предусматривающих заполнение соответствующего реквизита.