Вопросы конференции
Затраты на оплату дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда не указаны в ограничениях, установленных статьей 131 НК. Поэтому возможно включение оплаты дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в состав затрат, учитываемых при налогообложении.
Инструкцией о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением Минтруда от 30 июля 2010 г. №115, определены расходы и в каком порядке должен понести наниматель при направлении работника в командировку, в том числе путем возмещения. Все дополнительные расходы, которые наниматель несет по собственной инициативе, не учитываются при налогообложении прибыли.
В соответствии с подпунктами 11.1 и 11.2 пункта 11 Инструкции №115 работнику возмещаются как расходы по проезду воздушным, железнодорожным, водным, автомобильным транспортом (пассажирский транспорт) до места командирования и обратно, так и расходы по проезду на вокзал, в аэропорт, на пристань, а также с вокзала, аэропорта или пристани на внутренних линиях водного, воздушного, автомобильного пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси) либо в пассажирских поездах или вагонах во внутригосударственном сообщении к месту отправления, назначения и пересадок, если они находятся за пределами населенного пункта (кроме случаев, если работнику предоставляются бесплатные средства перемещения). Когда такое возмещение соответствует Инструкции №115, возможно включение этих расходов в состав затрат, учитываемых при налогообложении.
- Проценты за пользование кредитами (займами) учитываются при налогообложении прибыли, уменьшая налоговую базу. Исключение составляют проценты по кредитам, займам, которые относятся на стоимость инвестиционных активов в соответствии с законодательством (п.п. 2.8 пункта 2 ст. 130 НК), проценты по просроченным займам и кредитам (п.п. 1.20 п. 1 ст. 131 НК) и ограничения, установленные статьей 131-1 НК.
- В консолидированный бюджет Беларуси в первом квартале текущего года поступило более Br2,1 трлн налога на прибыль, что в сопоставимых ценах составляет 94,3% к такому же периоду 2015 года.
Всего платежей в бюджет, контролируемых налоговыми органами, за 3 месяца 2016 года поступило Br46,1 трлн. Из них сумма поступлений в местные бюджеты превысила Br26 трлн.
Значительную часть поступлений в бюджет составили также налог на добавленную стоимость – около Br13,0 трлн (28,3%), подоходный налог – почти Br8,9 трлн (19,4%), акцизы - Br4,5 трлн (9,7%).
Основная часть доходов бюджета - 94,6% - сформирована за счет платежей организаций. Удельный вес платежей организаций негосударственного сектора составил 50,7%, индивидуальных предпринимателей – 2,2%. На долю платежей физических лиц приходится 3,1%.
- Следует учитывать, что налог на прибыль определяется плательщиком самостоятельно. Влиять на эту сумму плательщик может, используя несколько рычагов: размер налогооблагаемой прибыли может уменьшаться за счет затрат и внереализационных расходов.
Самая распространенная схема – это привлечение к получению дохода фирм-однодневок. Соответственно, затраты, которые были понесены при работе с этими фирмами, не учитываются при налогообложении. Однако следует отметить, что есть указ Президента, касающийся лжепредпринимательских структур, разработаны и успешно применяются соответствующие меры, позволяющие выявлять такие схемы.
Очень широко используется практика, когда для увеличения своих затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, предприятие привлекает своего же штатного работника в качестве индивидуального предпринимателя для оказания услуг или выполнения работы, которую работник и так выполняет в рамках своих должностных обязанностей.
Особенно это практикуется в отношении так называемых нематериальных услуг, факт оказания которых сложно проверить, например консультационных, бухгалтерских, дизайнерских, маркетинговых и др. Например, главный инженер может быть привлечен в качестве консультанта по тем же вопросам, которые он фактически курирует.
В таких случаях собираются все доказательства о том, что данное лицо является сотрудником компании, и привлечение его в качестве индивидуального предпринимателя является неправомерным действием, направленным на уменьшение налогооблагаемой базы и, соответственно, сокращение объема налоговых платежей. Данные затраты не учитываются при определении налогооблагаемой базы, и по результатам проверки происходит доначисление налога.
Отдельное направление контрольной работы – проверка соответствия цен при совершении сделок. В последнее время для минимизации прибыли субъекты хозяйствования стали применять механизм трансфертного ценообразования. Министерство проводит системную работу по организации эффективного контроля в данном направлении. Налоговым кодексом предусмотрен порядок и субъекты, которые попадают под особый контроль. Уже наработана определенная практика контроля. В 2015 году было выявлено 30 случаев занижения налога на прибыль с использованием трансфертных цен, по результатам проверок в бюджет дополнительно поступило более Br4 млрд. По итогам первого квартала текущего года выявлено уже 5 таких случаев, в результате в бюджет дополнительно поступило около Br2 млрд.