Вопросы конференции
Всемирная организации здравоохранения признала заслуги отечественного здравоохранения и стала больше работать в направлении передачи опыта нашей страны другим странам. В Беларусь стало приезжать больше экспертов по всем направлениям медицинской сферы. Визит помощника генерального директора ВОЗ преследовал цель найти точки соприкосновения здравоохранения Беларуси и ВОЗ, чтобы реализовать совместные программы. Мы остановились на программе по борьбе с неинфекционными заболеваниями. Во время моей командировки в ближайшее время будет идти работа по подготовке проекта совместной программы Всемирной организации здравоохранения и Беларуси по реализации наших договоренностей. Насколько мы понимаем, часть финансовой нагрузки будет лежать на Всемирной организации здравоохранения. Нам окажут помощь, чтобы потом опыт совместной работы распространить на мировое сообщество. Это будут проекты в области онкологии и кардиологии.
Наши лекарственные средства безопасные и качественные. Они проходят такую же процедуру регистрации, такой же контроль качества, как импортные, и на входе, и на выходе с предприятия. Лекарство не поступит в реализацию в лечебных учреждениях или аптечной сети без прохождения контроля. Кроме того, при производстве используется одна и та же субстанция, основными производителями выступают Индия и Китай. Эти страны на 90% покрывают мировую потребность по субстанциям для производства лекарств. В том числе используются и белорусские субстанции - правда, пока небольшое количество.
Таким образом, как я уже сказал, субстанции идентичны, к тому же, проходят контроль качества по соответствию заявленным ингредиентам. А по ценам - на сегодня у нас действует указ №366 от 2005 года, который регламентирует ценообразование, оптовую и розничную надбавки. Мы для всех рекомендуем, чтобы были минимальные оптовые и розничные надбавки, но не всегда коммерческий сектор прислушивается к нашему мнению. Хотя в последнее время и коммерческий сектор стал прислушиваться больше. Недавно мы подготовили изменения в указ №366. Суть поправок заключается в привязке существующей регрессивной шкалы предельных оптовых и торговых надбавок к базовой величине вместо привязки шкалы к доллару. Эта схема формирования цен на лекарственные средства позволит более эффективно сдерживать рост розничных цен на лекарства и обеспечить их доступность населению. То есть значительного разброса не будет.
На наши лекарственные средства цена одинаковая, и они в разы дешевле импортных. Мы постоянно, и на прошлой неделе, интервьюировали аптеки государственные и негосударственные - нарушений по ценообразованию нет.
Со стороны Министерства здравоохранения приняты все необходимые меры для помощи в организации выдачи листков нетрудоспособности гражданам негосударственными организациями здравоохранения. Так, на кафедре медицинской экспертизы и реабилитации Белорусской медицинской академии последипломного образования проведено обучение более 40 врачей-специалистов, частным медцентрам выданы бланки листков нетрудоспособности, а также оказана и оказывается организационно-методическая и консультативная помощь по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности, оформления и выдачи листков нетрудоспособности.
В настоящее время условия для выдачи листков нетрудоспособности созданы в 13 наиболее крупных негосударственных медицинских центрах Минска, а также в некоторых регионах, например в Бресте, Борисове, в Гомельской области. Готовятся к выдаче листков нетрудоспособности медцентры в Жлобине, Гродно и Гродненской области, Могилевской области.
Кроме разрешения выдавать больничные листы Минздрав совместно с Минторгом принимает поэтапные меры по сокращению перечня регулируемых тарифов на платные медицинские услуги. Кроме этого, упрощены процедуры в области ценообразования на медицинские услуги для субъектов предпринимательской деятельности. Так, отменена обязательная регистрация тарифов в Минздраве, не требуется составление экономических расчетов под уровень применяемых цен (тарифов) за исключением регулируемых, применяются свободные тарифы, устанавливаемые субъектами предпринимательской деятельности самостоятельно.
Государством принимаются меры по обеспечению повышения доступности платных медицинских услуг для широких слоев населения: от налога на добавленную стоимость освобождены товары медицинского назначения (лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинская техника), а также обороты по реализации платных медицинских услуг. Кроме этого, организации освобождаются от налогообложения налогом на прибыль от реализации произведенных ими протезно-ортопедических изделий (в том числе стоматологические протезы).
Таким образом, Минздрав постоянно создает условия для развития частных медицинских центров. Мы хотим, чтобы частные учреждения здравоохранения больше внимания уделяли развитию экспорта медицинских услуг. Для этого у них есть все возможности. Согласно законодательству тарифы на платные медицинские услуги, оказываемые иностранным гражданам, формируются самостоятельно субъектами предпринимательской деятельности без ограничения норматива рентабельности.
По разбежке цен у нас и за рубежом могу сказать, что при поставках проводится тендер. Мы приглашаем к себе поставщика вплоть до руководства производителей для того, чтобы уменьшить цену и лекарственное средство было доступным для населения. У нас подписан меморандум с поставщиками и производителями, который предусматривает мораторий на цены на лекарственные средства. Подписывая его, поставщики и их представители соглашаются с нашим подходом, то есть в долларовом или евро-эквиваленте цена ежегодно не увеличивается, остается одна и та же. Другой вопрос, что растет курс доллара.
Еще один момент - производитель лекарства для каждой страны имеет право определять его стоимость. Например, внутри интеграционного объединения она может быть ниже. А в отношении третьих стран ценовая политика будет другая. Кроме того, в этом случае многое зависит от объема: чем больше объем закупки, тем больше может быть скидка. При маленьком объеме не будет даже 1% скидки. Плюс нужно учитывать таможенные платежи, НДС и так далее.
Раньше наши граждане лечились преимущественно импортными лекарственными средствами. Сейчас, когда доля белорусских лекарств на внутреннем рынке в денежном выражении достигла более 50%, появилась конкуренция. Многие поставщики, когда видят, что у нас производятся свои лекарства, чуть ли не хотят "спрыгнуть" с поставок, потому что реализация им становится невыгодной. К настоящему времени у нас значительно снизился импорт лекарственных средств именно за счет собственной реализации. На каждое дорогостоящее средство в Беларуси есть по 2-3 аналога отечественного производства, которые дешевле в разы.
Министерство здравоохранения уделяет большое внимание проблеме потребления табака в нашей стране. По данным республиканского социологического исследования, проведенного в 2015 году, в республике курит 27,9% населения в возрасте 16 лет и старше. Процент курящих еще достаточно высок, поэтому Минздрав выступает с различными инициативами по ограничению курения. Одна из них - запрет курения в общественных местах.
В настоящее время существует частичный запрет курения в общественных местах. Запрещено курение (за исключением мест, специально предназначенных для этой цели) в учреждениях здравоохранения, культуры, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслуживания населения; на ряде объектов общественного питания; в помещениях органов госуправления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций; на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена; во всех видах общественного транспорта и др.
Проводится работа по созданию территорий, свободных от курения (парки, скверы, места отдыха, гостиницы, кафе, рестораны, остановки общественного транспорта и другие).
Предусмотрена административная ответственность за нарушение запрета на курение в виде штрафа до 4 базовых величин.
Вместе с тем работа в данном направлении продолжается. В настоящее время внесены предложения по дополнению в декрет №28 перечня общественных мест, в которых курение полностью запрещено.
Министерство здравоохранения провело ряд организационных мероприятий, которые способствуют эффективной реализации норм этого указа и позволяют максимально минимизировать последствия для медицинских работников организаций частной формы собственности. Вопросы аттестации медицинских работников таких организаций находятся на постоянном контроле Минздрава.
Урегулирован вопрос о возможности во втором полугодии 2016 года сдать квалификационный экзамен на первую квалификационную категорию медицинским работникам, 5-тилетний стаж работы которых будет достигнут до конца 2016 года (при условии получения этими работниками соответствующего согласия Минздрава до 1 июня 2016 года). Также урегулированы вопросы по медицинским работникам организаций частной формы собственности, которые находятся в социальном отпуске по уходу за ребенком до трех лет. Женщины в декретном отпуске защищены государством, они получают социальное пособие. Выйдя из декрета на работу, они в установленном порядке при наличии всех условий могут подать документы и получить нужную категорию. После 1 июня 2016 года в отношении таких медицинских работников каждый случай будет рассматриваться Министерством здравоохранения индивидуально. Министерство принимает и будет принимать далее все возможные меры для безболезненного обеспечения реализации норм указа №475.
Строительство четырехэтажного диспансерного корпуса для жителей Минской области будет завершено в ноябре и вступит в строй к концу года. Его мощность - 450 посещений в смену или 900 посещений в день. Отделение будет полностью оснащено необходимым современным оборудованием, здесь будут созданы комфортные условия для пациентов. Это существенно снимет нагрузку на РНПЦ онкологии и медицинской радиологии.
У нас подписано соглашение по общему рынку лекарственных средств. Сейчас дорабатываются документы второго уровня, они практически готовы. И после подписания этих документов общий рынок реально заработает. На сегодня руководствуемся межстрановыми соглашениями.
В республике определен порядок выдачи направления на консультацию и госпитализацию (участковый врач или врач общей практики – врач-специалист - врач-специалист областного уровня - врач-специалист республиканского уровня). Этот порядок необходим для распределения пациентов по уровням оказания медицинской помощи в зависимости от заболевания, необходимости выполнения определенного объема диагностики и лечения пациента, дает возможность обеспечения качества медицинской помощи, преемственности между организациями здравоохранения, организации диспансерного наблюдения и проведения медицинской реабилитации пациенту в дальнейшем.
Такой порядок направления действует и для получения консультации врача-эндокринолога. Но в каждом конкретном случае решение вопроса направления участковым врачом на более высокий уровень оказания медицинской помощи можно обсудить с администрацией организации здравоохранения.
Учитывая диагноз Ваших детей и необходимость их наблюдения на областном или республиканском уровне, для решения вопроса о возможности в дальнейшем выдачи направления врачом участковым в республиканский центр, Вы можете обратиться к заместителю главного врача Минской ЦРБ, курирующему вопросы оказания медицинской помощи детям.
Молодечненский родильный дом является перинатальным центром 2-го уровня, который оказывает медицинскую помощь не только женщинам и детям Молодечненского района, но и пациентам из Вилейского, Мядельского, Воложинского районов. Материально-техническая база родильного дома хорошая, имеется все необходимое медицинское оборудование и лекарственные средства для оказания качественной медицинской помощи женщинам с гинекологическими заболеваниями, беременным женщинам, роженицам и новорожденным детям. Неплохое и кадровое обеспечение.
В августе еще приступят к работе четыре врача-интерна по специальности "акушер-гинеколог" и один - по специальности "анестезиолог-реаниматолог".
Случаи заболеваний парентеральными вирусными гепатитами, указанные в статье, тщательно рассмотрены комиссиями Министерства здравоохранения Республики Беларусь из числа ведущих специалистов в области инфекционных заболеваний, гигиены, эпидемиологии и микробиологии. Проведены служебные расследования по вопросам качества оказания медицинской помощи пациентам в УЗ "2-я городская клиническая больница" г. Минска. Процесс эпидемиологического расследования продолжается, некоторые контактные лица еще обследуются.
Достоверных фактов, подтверждающих инфицирование пациентов в условиях стационара УЗ "2-я городская клиническая больница" г. Минска, в настоящее время не установлено.
В нашей стране создана и функционирует система профилактических мероприятий, направленных на поддержание безопасных условий при оказании медицинской помощи и предупреждения возникновения инфекционных заболеваний в организациях здравоохранения. Мы за этим следим постоянно. Однако не следует забывать, что вирус гепатита С может передаваться при оказании бытовых услуг (например, маникюр, педикюр и др.) на дому, а также при случайных половых контактах и др. Поэтому профилактика прежде всего.
В настоящее время вопросов по обеспечению пациентов антиретровирусными препаратами в стране нет.
С 2014 года в стране налажено свое производство препаратов для лечения ВИЧ-инфекции. В настоящее время компания "Фарматех" производит 10 препаратов для АРВ-терапии, в стадии регистрации еще 3. График поставок согласован.
Мы отдельно работаем над задачей снижения стоимости антиретровирусных препаратов в целях всеобщего охвата лиц, нуждающихся в лечении ВИЧ/СПИД.
Что касается схем лечения, за это время ни одна схема не была изменена по причине недостатка в лекарственных средствах. Но процесс оказания медицинской помощи пациентам с ВИЧ обязан предусматривать оптимизацию схем лечения. В этом случае пациентам всегда даются разъяснения.