ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 23 декабря 2024
Минск-Уручье -2°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Шимкович Александр Станиславович, Поставы
Будет ли относиться к археологическому объекту перепаханное сельскохозяйственное поле, на котором, в соответствии с картами 80-х годов прошлого века (менее 120 лет), находился хутор? Может ли этот участок соответствовать критериям историко-культурной ценности? Как определить, соответствует ли территория критериям историко-культурной ценности? Разрешен ли поиск с помощью металлоискателя на подобном участке местности?
Чернявский Игорь Мефодьевич

Начну отвечать с конца. И указом Президента, принятым недавно, и Кодексом о культуре, определен порядок экспертизы территорий. Для этого привлекаются специалисты соответствующей квалификации, т.е. археологи, которые определяют, есть ли на участке археологический объект и есть ли культурный слой. Культурный слой - это не просто слой земли, который создан в процессе жизни человека в период, скажем, 50-100 лет. Культурный слой обычно содержит различные, иногда не совсем глубинные, иногда очень глубинные, периоды. Есть специфика определения, это во-первых. Во-вторых, сам вопрос содержит ответ - объекту менее 120 лет. Мы смотрим указ Президента - более 120 лет. Остальные вопросы не имеют смысла.-0-

Иванов И.И., Орша
На месте исчезнувшей деревни (возраст свыше 120 лет) производится вспашка почвы трактором для сельскохозяйственных нужд (посев, посадка). Будет ли это считаться разрушением археологического объекта? Будет ли это считаться уничтожением артефактов, когда найденные предметы (монеты и др.) портятся сельскохозяйственным орудием?
Чернявский Игорь Мефодьевич

Чтобы определить, является ли этот участок бывшей деревней, археологическим объектом, содержит ли культурный слой археологические артефакты, надо пригласить специалистов-археологов, которые изучат территорию. Даже в сегодняшнем законодательстве, а это постановление Совета Министров 2002 года №651 "Об охране археологических объектов при проведении земляных и строительных работ" (в 2012 году было добавление "...и осуществлении иной деятельности на археологических объектах") прописаны меры по охране археологических объектов, и одна из основных мер - участие специалистов-археологов для обследования, экспертизы таких территорий и подготовки заключения, стоит ли подвергать эту территорию археологическому исследованию или можно дальше содержать ее в сельскохозяйственном обороте.

Сейчас большую работу провели археологи по трассе второй минской кольцевой дороги. Там было обнаружено большое количество интереснейших, ранее даже неизвестных археологических объектов, находки уникальные были выявлены, но в смету строительства этой кольцевой дороги были заложены в том числе и исследования. Та же самая ситуация была в зоне строительства Гродненской ГЭС. Территория затопления была тотально исследована в течение ряда лет. Это общемировая практика.

Корр. БЕЛТА
Ирина Владимировна, представляя документ в Палате представителей, вы отметили, что подобных документов пока нет в мире. Чем вызвана необходимость подготовки такого документа? Как это поможет учреждениям культуры?
Дрига Ирина

В настоящее время отношения в сферы культуры в Беларуси регулируют 7 законов, более 10 указов Президента Беларуси, около 40 постановлений правительства, более 100 нормативных правовых актов Министерства культуры и примерно такое же количество правовых актов местных исполнительных и распорядительных органов. Такое число нормативных правовых актов создает трудности в процессе правоприменения и не способствует комплексному регулированию общественных отношений в сфере культуры.

Вместе с тем нормативные правовые акты в сферы культуры действуют длительное время, носят устойчивый характер и получили апробацию на практике. Таким образом, сложились все условия для кодификации законодательства о культуре: накоплена достаточная нормативная правовая база и имеется возможность вычленения обобщающих норм.

В Кодекс включены нормы 7 законов, 4 указов Президента Республики Беларусь, 20 постановлений Совета Министров и 25 постановлений Министерства культуры. Это будет способствовать упрощению применения норм законодательства всеми субъектами культурной деятельности, в том числе учреждениями культуры.

Кодекс о культуре должен вступить в силу через 6 месяцев через шесть месяцев после его официального опубликования. В настоящее время идет подготовка проекта Кодекса ко второму чтению в Палате представителей Национального собрания Беларуси. Если проект будет принят на весенней сессии, то возможно его вступление в силу в конце 2016 или начале 2017 года.

Прищепова Татьяна, Минск
Предусмотрено ли кодексом более активное участие общественных объединений в сохранении историко-культурного наследия?
Дрига Ирина

Общественная наблюдательная комиссия при Министерстве культуры по охране историко-культурного наследия создана по постановлению правительства от 22 октября 2008 года исходя из статьи 4 закона "Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь", которой определено участие общественных объединений в сфере охраны историко-культурного наследия.

Проект Кодекса о культуре предусматривает передачу местным исполнительным и распорядительным органам части функций по охране наследия, например, по приданию материальным объектам статуса историко-культурной ценности и категории "3". Также сохраняется ряд функций, которые установлены действующим законодательством. Естественным является и более активное вовлечение общественности в сферу охраны наследия на местном уровне.

Формироваться общественные наблюдательные комиссии будут из представителей местных подразделений общественных организаций, основной уставной деятельностью которых является охрана, изучение, пропаганда наследия, организация творческой работы. Проект кодекса не содержит ограничения по привлечению к работе наблюдательной комиссии представителей учебных заведений, творческой и научной общественности. В каждом областном центре есть университеты, где работают специалисты, связанные со сферой охраны историко-культурного наследия.

Алеся, Гродно
Одним из направлений работы Минкультуры является деятельность по возвращению в республику белорусских культурных ценностей. Что удалось сделать за последнее время? Как этот вопрос регулируется в кодексе?
Дрига Ирина

При Совете Министров Республики Беларусь создана комиссия по выявлению, возвращению, совместному использованию и введению в научный и культурный оборот национальных культурных ценностей, которые оказались за пределами Беларуси. Комиссия выполняет координирующую роль в принятии решений по возвращению культурных ценностей на национальном уровне. В ее состав включены представители различных министерств и ведомств республики, учреждений культуры, образования, отдельные научные работники, имеющие опыт в осуществлении поиска и изучения культурных ценностей, оказавшихся за пределами Беларуси. Ежегодно проводятся заседания, на которых рассматриваются вопросы по возвращению в страну культурных ценностей.

Компетенция комиссии обозначена в статье 79 проекта Кодекса о культуре. В 2015 году была создана база данных и интернет-портал национальных культурных ценностей, которые оказались за пределами Беларуси. В начале следующего года на заседании комиссии будет рассмотрен вопрос о дальнейшем ведении этой базы данных, а также о координации и ответственности различных ведомств по ее дальнейшему развитию.

Согласно статье 78 проекта Кодекса о культуре культурные ценности, вывезенные из Беларуси с нарушением актов законодательства, международных договоров, которые действовали в стране на момент их вывоза, и других норм международного права, а также временно вывезенные из Беларуси в эвакуацию во время вооруженных конфликтов или на ином основании и не возвращенные без законных оснований, подлежат обязательному возвращению независимо от времени, обстоятельств и места вывоза.

По сложившейся мировой практике оригиналы культурно-исторических ценностей, за редким исключением, практически не возвращаются странам их происхождения.

В Беларуси принимаются меры по возвращению культурных ценностей альтернативными способами. В частности, на условиях долгосрочного депозита, который в настоящее время широко практикуется во всем мире, организации выставок зарубежных коллекций, оцифровки произведений искусства, архивных документов, библиотечных собраний. Примером может служить передача польской стороной в качестве депозита на 25 лет предметов интерьера для Дома-музея Адама Мицкевича в Новогрудке. В результате музей воспользовался возможностью подготовить свою равноценную экспозицию.

Еще один пример - организация в Национальном художественном музее выставки Слуцких поясов из фондов Государственного исторического музея Российской Федерации. Это случай совместного использования культурных ценностей. В настоящее время по дипломатическим каналам изучается вопрос о возможной передаче Слуцких поясов в собственность Национального художественного музея.

Национальной библиотекой Беларуси при содействии секретариата Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО осуществлен проект "Создание каталога "Библиотека Хрептовичей". Сохранившаяся часть библиотеки в настоящее время находится в фондах Национальной библиотеки Украины имени В.И.Вернадского. Проект позволил объединить части библиотеки Хрептовичей путем создания библиографической базы данных и обеспечить доступ к ней заинтересованных.

При содействии Бюро ЮНЕСКО в Москве переведены находящиеся в Российском государственном архиве древние акты архива политического деятеля и композитора М.К.Огинского на микрофильмы, а наиболее ценные материалы были сканированы. Архив включает 5 930 листов документов, писем, нотных рукописей, рисунков, литературных трудов композитора. Эти материалы переданы Государственному музею истории театральной и музыкальной культуры Беларуси.

Совместно с библиотеками и архивами России, Украины, Литвы, Польши, Финляндии, на территории которых находятся части архивно-библиотечного комплекса Несвижской ординации Радзивиллов, реализуется проект по виртуальной реконструкции документального наследия и библиотеки. Итогом проекта должен стать единый информационный ресурс, отражающий все сохранившиеся части архива, библиотеки, музейных коллекций. Ресурс будет доступен для международного научного сообщества и широкой общественности.

Начата реализация проекта виртуальной реконструкции библиотеки Сапег. Фонды Национальной библиотеки Беларуси пополнили электронные копии 11 изданий Франциска Скорины из фондов Верхнелужицкой научной библиотеки (г. Герлиц, Германия); 13 электронных копий изданий Франциска Скорины из Российской государственной библиотеки; 7 книг и 42 наименования газет (1 208 экземпляров) из Национальной библиотеки Литвы им. М.Мажвидаса.

В нынешнем году фонды Национального художественного музея Беларуси пополнились несколькими ценными предметами. Это пояс кунтушовый односторонний Слуцкой мануфактуры (1767-1780-е годы), пояс кунтушовый двусторонний, аналог Слуцкого пояса, изготовленный на мануфактуре Пасхалиса Якубовича (после 1791 года - до 1795 года). В музее также экспонировались пояса Слуцкой мануфактуры и пояса Гродненской королевской мануфактуры из собраний Национального музея Варшавы и Национального художественного музея им. М.К. Чюрлёниса (Каунас).

Это лишь часть проводимой в стране работы по возвращению культурного наследия, оказавшегося в силу различных причин за пределами Беларуси.

Тарас, Минск
Проектом Кодекса о культуре оговариваются условия по обеспечению доступности к культурным благам инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны на льготных условиях. Расскажите, пожалуйста, какие льготы предусмотрены?
Дрига Ирина

Для инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны Кодексом о культуре предусмотрено предоставление на постоянной основе права бесплатного посещения экспозиций государственных музеев, организуемых на основе собственных музейных фондов. Негосударственные музеи сами определяют, какие льготы они готовы предоставить для инвалидов и ветеранов.

Кроме того, для инвалидов и иных физически ослабленных лиц установлено приоритетное право получения документов из библиотечных фондов публичных библиотек по месту жительства или месту пребывания.

Занятия в кружках, студиях, непрофессиональных (любительских) коллективах художественного творчества, созданных в государственных клубных учреждениях, осуществляются, как правило, на бесплатной основе.

Если говорить о создании условий для обеспечения доступа названной категории лиц к культурным ценностям, услугам организаций культуры, то в этом вопросе деятельность организуется, исходя из общих подходов государственной политики. Так, согласно Государственной программе по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011-2015 годы, одним из заказчиков и исполнителей которой является Министерство культуры, в частности, предусматривается выполнение работ по созданию безбарьерной среды на 5 032 объектах социальной и другой инфраструктуры, включая объекты культуры.

Кроме того, в соответствии со статьей 29 закона "О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь" на местные исполнительные и распорядительные органы возложена обязанность обеспечивать инвалидам необходимые условия для свободного доступа и пользования организациями культуры для развития творчества.

Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси