Вопросы конференции
Думаю, подведение итогов по реализации государственной программы "Белорусы в мире", равно как и программы "Культура Беларуси" - это все-таки дело начала следующего года, поэтому сейчас говорить об этом и приводить какие-то цифры несколько преждевременно. Когда будут подводиться итоги этой госпрограммы, мы проведем соответствующую коллегию и обязательно проинформируем СМИ. Что касается того, будет ли продолжена программа, да, будет. В проекте государственной программы "Культура Беларуси" на 2016-2020 годы предусмотрена подпрограмма "Белорусы в мире", и она касается не только вопросов культурной поддержки, но и иных - информационных, образовательных и т.д.
Действительно, отдельное закрепление на правовом уровне вопросов охраны археологического наследия можно расценивать как значительный шаг в национальном законодательстве. Археологические исследования и в предыдущий период могли выполняться лишь на основании разрешения Национальной академии наук Беларуси. В случае проведения работ на памятниках археологии, которым придан статус историко-культурной ценности, их условия определяются также разрешением Министерства культуры.
Проект кодекса более четко определил порядок получения разрешения НАН Беларуси, установил квалификацию специалиста, который может, исходя из своего опыта и практики, иметь допуск к археологическим раскопкам и поиску археологических объектов. В проекте прописан порядок выдачи такого разрешения НАН по заявлению музея или научной организации, в которой работают на договорных основах граждане, обладающие соответствующей квалификацией, опытом работы по проведению археологических исследований, а также имеют достаточную практику проведения таких исследований.
Вознаграждение выплачивается лицу в случае выявления клада или предметов, которым придается статус историко-культурной ценности. При выявлении культурной ценности и ее передаче в музей может выплачиваться объем средств, определенный фондово-закупочной комиссией.
Хочу уточнить, что я по своей прежней профессии являюсь профессиональным археологом, так что представляю, что такое ходить по полям и искать монетки. Это несколько надуманная фраза, но вместе с тем хочу отметить, что в Национальной академии наук есть договоры с определенными поисковиками. И если этот поиск проводится в рамках законодательства, то больших препятствий в его осуществлении нет. Более того, если мы возьмем указ президента, а эта норма также должна быть отражена и в проекте, там сказано, что для проведения поиска археологических объектов, археологических артефактов могут привлекаться граждане во время студенческой практики, подсобные рабочие и специалисты на договорных основах. Но основное здесь то, что за такими действиями все равно должен стоять профессиональный археолог, определенная профильная организация, на адрес и имя которой выдан открытый лист - разрешение Национальной академии наук. Ведь важно все то, что обнаруживается, скажем, в полях, ввести в культурный и научный оборот.
Разрешение НАН вряд ли получит обычный поисковик, но иметь какие-то договорные отношения с организацией археологического профиля и сотрудничать с профессиональным археологом, который имеет на руках открытый лист на свою организацию, на свое имя (а открытые листы будут именными), здесь я больших препятствий не вижу. Возможно, придется несколько отработать еще механизмы этой новой формы, так как законодательством такого требования не было установлено. Но, наверное, большой проблемы здесь возникать не будет, потому что такие договоры, хоть их немного, но они у НАН, в частности у Института истории, существуют.
Мы, наверное, одна из последних стран в нашем окружении, которая принимает такое законодательство. В России, Польше, Литве, Украине оно уже есть. И пускай кто-нибудь попробует поехать в Россию (у нас границы открыты) и попытается реализовать там что-нибудь. Больших надежд тут не следует питать. И не надо думать, куда и что продать, а стоит подумать, как свою деятельность узаконить. Более того, указ президента на сегодняшний день позволяет легализовать приобретенные археологические артефакты. Действительно, это было специально проработано, продумано, чтобы не поставить некоторых людей в крайне неприятную ситуацию. Поэтому в течение 2016 года до 1 января 2017 года все свои археологические артефакты, если это действительно артефакты, можно легализовать. Правда, не обязательно, что то, что есть у коллекционеров на руках, будет являться археологическим артефактом. Для определения этого тоже продуман специальный механизм. Будут созданы комиссии, в состав которых войдут специалисты определенного профиля, при Минском горисполкоме и облисполкомах, куда можно будет предоставить свои предметы, и комиссия определит - артефакт это или нет. Если это артефакт, его просто надо будет зарегистрировать в НАН в специальном реестре. Но это не значит, что Академия наук изымет это артефакт. Главное - знать, где и у кого что есть, чтобы иметь возможность этот артефакт ввести в научный и культурный оборот.
Как правило, на полях нет россыпи монет раннего советского периода и времен Российской империи. Если человек занимается нумизматикой и это его хобби, то законодательство этому не препятствует.
Что касается вопроса обнаружения этих или других предметов на распаханных полях, надо понимать, что культурный слой находится не только на глубине воздействия плуга, он может находиться и глубже. В таких случаях важно рассматривать найденную монету не в отдельности, а в комплексе археологических артефактов, совместно с керамикой и другими предметами. Тогда монета несет определенную научную информацию и имеет культурное значение. Вырывая какой-то предмет из комплекса артефактов, мы фактически приносим вред науке и культуре.
Такая возможность как раз предусмотрена. Если вы прочитаете подпункт 1,6 указа №485, то там это прописано. Эта норма также будет отражена ко второму чтению и в проекте Кодекса о культуре. Потому наладить такое взаимодействие для общего интереса - и для коллекционера, и для ученых, исследователей - можно в рамках законодательства.
Что касается предметов старше 120 лет, то их придется регистрировать. Их нужно будет предоставить для того, чтобы они были внесены в реестр археологических артефактов. Будут созданы специальные комиссии при облисполкомах и Мингорисполкоме, которые определят, артефакт это или нет, и дальше их путь - в Институт истории НАН Беларуси, где будет зафиксировано, где, у кого, что за предмет хранится. Картина, к примеру, является археологическим артефактом априори.
ЮНЕСКО рекомендует брать период в 100 лет, и в РФ тоже взята эта цифра. Но мы вынуждены были как-то подкореллировать ее с нашим законодательством. Здесь затрагиваются вопросы оружия: у нас есть понятия исторического оружия, антикварного оружия. Мы посмотрели, что если уходим за 120 лет, то не вступаем в противоречие с законодательством об оружии. Потому и отступили от рекомендаций ЮНЕСКО, чтобы сюда не попало оружие Первой мировой войны.
Эта инициатива не столько Министерства культуры Беларуси, сколько творческих работников, творческих союзов. Проект указа сейчас готовится.
Наступающий год в сфере культуры - год знаковых юбилеев. Это и 125-летие со дня рождения Максима Богдановича, 75-летие со дня рождения Владимира Мулявина, юбилеи Кондрата Крапивы, Ивана Шамякина, еще многих наших литераторов. Это юбилейный год для нашего фестиваля искусств "Славянский базар" - ему 25 лет. Естественно, каждое из этих событий, каждая из этих персон достойны того, чтобы выстраивать комплексы мероприятий. Например, мулявинский цикл мероприятий фактически начался, недавно ему дан старт пресс-конференцией, и одним из первых знаковых событий станет концерт 12 января в день рождения Владимира Мулявина в Белгосфилармонии. Готовится и проект под творческим руководством супруги Владимира Мулявина - Светланы Пенкиной. Это будет оригинальная программа, авторский вечер, представление произведений, которые были написаны самим Владимиром Георгиевичем, при участии "Песняров", солистов разных поколений. Будет задействован Национальный академический народный оркестр имени Жиновича. Кроме того, мы планируем показ спектакля "Песняр" Национального академического драматического театра имени М.Горького и рок-оперы "Песня пра долю" Национального академического народного оркестра Беларуси имени Жиновича не только в Минске, но и в других городах Беларуси.
А на фестивале белорусской песни и поэзии, который традиционно концентрируется вокруг знаковых событий, персон белорусской культуры, состоится премьера программы Национального академического концертного оркестра Беларуси под управлением Михаила Финберга, тоже посвященная песням Владимира Мулявина. Это будут не только известные хиты, маэстро обещает много сюрпризов.
Уже разработана и передана на утверждение главы государства новая концепция "Славянского базара". Красной нитью проходит тема подведения творческих итогов, определения новых перспектив развития фестиваля. Все секреты раскрывать не хотелось бы, но будет много звезд, будет представлено творчество лауреатов фестиваля разных лет. Будут и сюрпризы, подчеркивающие статус фестиваля, его роль, значение в развитии не только белорусской культуры (фестиваль, бесспорно, является символом Беларуси), но и его вклад в развитие мирового музыкального искусства.
В будущем году запланировано много мероприятий к юбилею Максима Богдановича. Это один из самых востребованных молодежью поэтов. Кроме традиционных мероприятий пройдут различные акции, как например, "Читаем Богдановича вместе", которую организуем вместе с Белтелерадиокомпанией.
Другие мероприятия также привлекут внимание белорусов к известным именам. Красной нитью проходит тема пропаганды белорусского искусства, ярких имен белорусской культуры. Будут открыты некоторые объекты культуры после реставрации. В городе Слуцке планируется установить памятник легендарной княгине Анастасии Слуцкой.
Постараемся наполнить новым ярким содержанием те проекты, которые проводятся в Беларуси не один год. Речь идет о кинофестивале "Лiстапад", о театральных фестивалях и т.д. Будут театральные и музыкальные премьеры. План мероприятий еще верстается.
Культура - понятие многослойное, означает еще и взращивание, воспитание. Поэтому будут проходить мероприятия, которые затронут культуру как порядок на земле, культуру на производстве и в человеческих отношениях.
Не совсем точно поставлен вопрос. В 2002 году был образован департамент по охране наследия, сейчас это управление по охране наследия Министерства культуры. И как раз сотрудники департамента и сотрудники управления поставили вопрос о том, что необходимо провести инвентаризацию историко-культурных ценностей, которые были включены, а некоторые перешли даже автоматом, из прежних учетных списков. Это список памятников истории культуры республиканского значения, списки памятников истории культуры местного значения, которых было 26. Это то, что принято облисполкомами и два списка были приняты Минским горисполкомом. И здесь речь идет прежде всего о памятниках археологии.
Министерство культуры примерно с 2004-2005 годов инициировало работу и направило средства республиканского бюджета на проведение инвентаризации памятников археологии. Министерство культуры сумело провести эту работу по Минской области и частично по Витебской области, потом на одной из коллегий в 2008 году было предложено и управлениям облисполкомов и Минского горисполкома подключиться средствами местного бюджета и, привлекая археологов университетов, кафедр археологии, такую работу продолжить. И действительно, был выявлен ряд объектов, которые в списке присутствуют, но в природе их не существует по различным причинам. Есть подтверждение, что какие-то объекты исчезли еще в 70-х и 80-х годах. Почему так случилось в те годы, трудно сказать. Были случаи такие, когда некоторые объекты приписаны были к одному району, хотя на самом деле находились в соседнем. Поэтому говорить, что Министерство культуры ничего не предпринимало, неверно. И это еще не конец, работа продолжается. Я не исключаю, что на очередных заседаниях Белорусская республиканская научно-методическая рада по вопросам историко-культурного наследия примет решения о лишении статуса объектов, которых уже нет. Что касается принятия мер Министерством культуры, я должен подчеркнуть, что ежегодно выдаются предписания по фактам нарушения законодательства, составляются административные протоколы, что в компетенции Министерства. И ответственные за нарушения законодательства либо устраняют недочеты, либо привлекаются к ответственности. В последнее время более активно стали работать специалисты местных управлений, которые научились писать предписания, составлять административные протоколы.-0-
Полагаю, что значительные правовые основания для пресечения такой незаконной деятельности, естественно, появятся. Не надо думать, что это только кодекс. Указ Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2015 г. №485 "Аб удасканаленні аховы археалагічных аб’ектаў і археалагічных артэфактаў" определяет порядок проведения поиска археологических объектов и археологических артефактов, устанавливает последовательность действий по их сохранению и предотвращению правонарушений. Следующим шагом, вытекающим из поручений данного нормативного правового акта, является внесение изменений и дополнений в ряд актов законодательства, прежде всего, в Административный и Уголовный кодексы, разработка так называемых подзаконных актов, определяющих порядок выдачи разрешений НАН Беларуси на проведение археологических исследований, порядок учета археологических объектов и археологических артефактов, порядок проведения археологических исследований, ряд других мер, направленных на обеспечение охраны археологического наследия. Все эти правовые нормы уже отражены или будут отражены ко второму чтению в Палате представителей Национального собрания на основании указа главы государства. Подготовка названного комплекса проектов актов законодательства выполняется в настоящее время специалистами Министерства культуры и НАН Беларуси. Меры же ответственности определяются административным и уголовным законодательством. Их степень будет зависеть от объема причиненного вреда археологическим объектам, что однозначно трактуется как нарушение законодательства.
Хочу подчеркнуть, что впервые в истории белорусского нормотворчества охрана археологического наследия выделяется в отдельное законодательство, и то, что в проекте кодекса есть отдельный раздел - очень важно.-0-