Вопросы конференции
В настоящее время проект Директивы внесен в правительство. Далее по итогам рассмотрения его в правительстве он поступит на рассмотрение главы государства. Еще раз хочу обратить внимание, что Директива является программным, векторным документом, который определяет основные направления дальнейшей работы. Поэтому она будет сопровождаться подробным планом мероприятий - дорожной картой, как в последнее время принято называть подобные документы. Она тоже будет готовиться с учетом мнения органов государственного управления и при активном участии бизнеса в том же формате широкого общественного обсуждения. И в последующем это будет реализация уже конкретных пошаговых мероприятий.
Да, работа уже началась. Но, я думаю, что вести речь о плотной работе, в том числе с привлечением общественности, можно только при принципиальном одобрении тех посылов, которые заложены в Директиве.
Действительно проводится достаточно много мероприятий, которые направлены именно на развитие стартап-движения. При этом хочется отдать должное форме, которая называется B2B, когда субъекты хозяйствования уделяют большое внимание таким моментам, как поддержание и оказание содействия начинающему бизнесу.
Проводятся стартап-уик-энды, встречи между начинающими предпринимателями и уже состоявшимся бизнесом. Можно поделиться опытом, задать вопросы, получить практические советы и рекомендации.
У нас достаточно успешно действует специализированный молодежный бизнес-инкубатор КУП "Молодежная социальная служба". В 2013 году Молодежная социальная служба заняла призовое место, была признана экспертами Европейского фонда образования одной из успешных практик в сфере обучения предприимчивости.
Реализуются проекты по обучению предприимчивости, в этом году продолжена серия мероприятий под общим названием "Экспорт=успех". Можно еще назвать такой проект, как "Бизнес-улей - открытая площадка по конкурентному непрерывному и комплексному обучению предприимчивости". Есть масса других проектов, мероприятий. Кроме того, у нас существуют конкурсы, которые проводятся среди активной молодежи. Согласно идей и планов, которые сегодня есть в Минэкономики, я думаю, что этому направлению будет придан дополнительный импульс.
В Беларуси развитию инновационного предпринимательства уделяется особое внимание. Развитие такого направления, как инновации, наряду с экспортом, импортозамещением стоит в разряде приоритетов при поддержке предпринимательства. Нормы, направленные на поддержку инновационного бизнеса, заложены и в проекте Директивы "О дополнительных мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Республике Беларусь". В настоящее время уже на уровне нормативных правовых актов закреплен ряд мер поддержки именно для инновационного предпринимательства. Начата работа по созданию сети инкубаторов поддержки инновационного предпринимательства.
Хочу обратить внимание, что сумма, выделяемая на поддержку малого предпринимательства, увеличивается из года в год, как и расширяется ареал мер, которые предпринимаются государством для поддержки данного сектора. Если в 2012 году на эти цели было направлено Br74 млрд, то в 2014 году - уже Br206,5 млрд. При этом с 2014 года в систему оказания поддержки малому и среднему предпринимательству включился Банк развития, и уже в 2015 году на поддержку планируется направить более Br923 млрд.
Что касается стартап-движения, то у нас есть определенные планы, чтобы внедрять в систему поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства именно форму поддержки, направленную на содействие развитию начинающего бизнеса. Наряду с финансовой поддержкой здесь, с моей точки зрения, имеют даже большее значение различные видов нефинансовой поддержки - образовательная, информационная, консультационная. Они позволяют субъекту, который решил заняться бизнесом и открыть свое дело, реально оценить свои способности и возможности, получить какие-то необходимые азы для того, чтобы грамотнее подходить к определенным процессам. На уровне информационной поддержки - более четко понять, какие шаги нужно предпринять, чтобы с наименьшими усилиями идти к поставленной цели. Безусловно, без внешней поддержки, консультации, достаточно сложно определиться и продвигаться вперед. По нашему мнению, такие формы поддержки в настоящее время недостаточно развиты. Поэтому мы делаем упор также на развитие нефинансовой поддержки стартап-движения.
Статистика говорит нам об обратном. Так, почти треть занятых на средних предприятиях работают в сфере сельского хозяйства. Еще четверть - это субъекты, которые заняты в промышленности.
Треть работников малых организаций также заняты в промышленном производстве. Где-то 25% - это торговля и ремонт автомобилей, бытовых изделий. Что касается микроорганизаций, индивидуальных предпринимателей, здесь действительно основной вид деятельности связан с торговлей, ремонтом автомобилей и бытовой техники. Сюда входят около 40% микроорганизаций, 50% предпринимателей. Вместе с тем 40% микроорганизаций и 30% ИП работают в строительстве, промышленности, транспорте и связи.
Проектом Директивы (о дополнительных мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Беларуси. - Прим. БЕЛТА) предусмотрены меры по расширению поддержки субъектов МСП, которые занимаются производством. Это меры по предоставлению имущества, распределению квотируемых сырьевых ресурсов и т.д.
Действительно, в данном направлении уже есть определенные наработки и результаты. В настоящее время Министерство экономики совместно с Банком развития и другими заинтересованными работает со Всемирным банком по подготовке концепции совместного проекта по повышению конкурентоспособности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Беларуси.
Предлагается реализовать ряд мероприятий. Они будут направлены на создание различных информационных систем и реестров, а также на совершенствование форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В настоящее время предполагается, что реализация финансовой и нефинансовой поддержки станет основной составляющей этого проекта. Причем система финансовой поддержки будет построена на основе программы Банка развития с возможным расширением тех или иных направлений. Основой нефинансовой поддержки станет создание специализированной структуры, которая будет оказывать содействие развитию малого и среднего предпринимательства. Эта структура сосредоточится на оказании консультативных, правовых, информационных, образовательных, иных видов услуг для бизнеса.
Работа над этой концепцией все еще идет. Мы нарабатываем определенные материалы. В дальнейшем документ будет представлен общественности для того, чтобы по нему были высказаны мнения, предложения. Данный документ создается для бизнеса, мы хотим, чтобы он был максимально востребованным и практически применимым.
Что касается уже существующей инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, центров поддержки, инкубаторов, то создание специализированной организации ни в коей мере не исключает их дальнейшее функционирование. Они должны быть интегрированы в единую систему. Через них будут реализовываться программы, направленные на содействие инновационному предпринимательству.
В настоящее время МНС внесена в реестр информация о 5 365 коммерческих организациях и индивидуальных предпринимателях.
Хочу отметить, что данный реестр предназначен, в первую очередь, для бизнеса. Ведь законодательство не запрещает сделки с субъектами из реестра. Но мы предоставили возможность субъектам хозяйствования заранее оценить потенциального партнера по бизнесу и принять решение о целесообразности совершения сделок с субъектами, включенными в реестр.
Таким образом, вопрос оправданности реестра следует адресовать бизнесу.
Указом № 488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств" предусмотрена и процедура восстановления деловой репутации субъекта, попавшего в реестр. Для этого организации или индивидуальному предпринимателю надо устранить все допущенные нарушения, обратиться с заявлением об исключении из реестра и пройти через налоговую проверку. Если проверка подтвердит устранение нарушений, субъект исключается из реестра и для нас становится добросовестным плательщиком наравне с остальными. Причем такие субъекты хозяйствования уже стараются не допускать нарушений, которые могут стать основанием для включения в реестр. И случаев повторного включения в реестр пока не было.
За 2014 год налоговыми органами проведено 614 проверок плательщиков, совершивших сделки с субъектами, включенными в Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. По результатам проверок доначислено Br183,4 млрд платежей в бюджет. К административной ответственности было привлечено 296 должностных лиц, обращено в доход государства товаров и выручки от реализации в сумме Br12,7 млрд. По материалам 12 проверок были возбуждены уголовные дела.
За первый квартал 2015 года проведено 176 таких проверок, доначислено Br67,3 млрд. К административной ответственности привлечены 59 должностных лиц. Обращено в доход государства товаров и выручки на сумму Br1,5 млрд. По материалам 3 проверок возбуждены уголовные дела.
Я соглашусь с тем, что высокая стоимость кредитных ресурсов является сегодня одной из насущных проблем для субъектов малого и среднего предпринимательства и действительно в значительной мере препятствует становлению и развитию бизнеса. В связи с этим программой поддержки малого и среднего предпринимательства предусмотрено выделение финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе, а также субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами, предоставление льготных кредитов за счет средств местных бюджетов.
В 2014 году Банком развития начата программа по предоставлению кредитных ресурсов субъектам малого и среднего предпринимательства, которая осуществляется через 10 банков-партнеров. При этом размер процентной ставки по данной кредитной линии максимально приближен к ставке рефинансирования, что, разумеется, существенно ниже стандартной ставки по кредитам, предлагаемой субъектам малого и среднего предпринимательства другими коммерческими банками.
В 2014 году финансовая поддержка по линии Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимательства была оказана 47 субъектам малого предпринимательства на сумму порядка Br13 млрд. В целом банками по стране предоставлены льготные кредиты 36 субъектам малого предпринимательства, в том числе за счет средств местных бюджетов - на сумму Br39,5 млрд, за счет средств Банка развития - на сумму Br90 млрд. В первом квартале нынешнего года Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимательства профинансировано 12 проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, Банком развития - 35 проектов, общая сумма кредитных ресурсов составила около Br31 млрд. Работа в этом направлении будет продолжена.
Что касается информированности субъектов хозяйствования, то мы регулярно сообщаем им о тех возможностях, которые они имеют в плане финансовой поддержки, о существующих центрах поддержки предпринимательства, инкубаторах. Однако я соглашусь, что сегодня субъектам хозяйствования не хватает определенных знаний, чтобы грамотно воспользоваться возможностью получения финансовой поддержки. Развитие консультационной поддержки подразумевает возможность создания сети кредитных консультантов, которые будут помогать субъектам хозяйствования правильно оформлять кредитные документы. Субъекты хозяйствования могут воспользоваться услугами, которые предоставляют ряд центров поддержки предпринимательства. Сегодня предоставление консультационных услуг адвокатскими, юридическими службами, консалтинговыми агентствами осуществляется на возмездной основе, и не каждый субъект хозяйствования может позволить платить за это определенную сумму.
Именно поэтому сегодня мы прорабатываем вопрос о модернизации системы поддержки малого и среднего предпринимательства. Предполагается, что будет определен пакет услуг, которые будут предоставляться на безвозмездной основе. Таким образом, определенный минимум услуг, которые наиболее востребованы, будет оказываться бесплатно. Адреса центров поддержки предпринимательства, инкубаторов можно найти на сайте Министерства экономики.
Сейчас механизмы определения арендной платы определяются указом №150. В соответствии с ним арендная плата уплачивается в белорусских рублях, исходя из размера базовой арендной величины, которая установлена на день оплаты. В зависимости от состояния, местоположения и спроса на объект недвижимости при определенной ставке арендной платы применяется механизм повышающего или понижающего коэффициента. Это касается госимущества.
Что касается частной собственности, то, учитывая гражданско-правовой принцип свободы договора, граждане и юрлица по взаимному согласию заключают договор аренды и определяют размер арендной платы. Когда-то при реализации Директивы №4 была закреплена норма, предусматривающая отмену регулирования арендных отношений на госуровне. Она была реализована.
По тем данным, которые у нас сегодня есть, около 40% субъектов МСП работают на арендных площадях. При этом в законодательстве закреплена норма, что субъекы хозяйствования, которые добросовестно арендуют имущество в течение трех лет подряд, имеют преимущественное право на приобретение этого имущества. Практика отчуждения такого имущества есть. Вместе с тем, по нашей информации, удовлетворяется только около половины заявок бизнеса на приобретение арендованного имущества. В связи с этим в проекте Директивы предусматривается норма, которая предполагает определенный перечень критериев. По ним субъекту хозяйствования могут отказать в продаже имущества, которое он арендует более трех лет. Если соответствия таким критериям нет, то отказать нельзя. В настоящее же время этот вопрос решают органы, к которым относится имущество: местные власти или республиканские органы.