ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 13 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность 0°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Корр. БЕЛТА
Как в Министерстве экономики оценивают сложившийся уровень поддержки малого и среднего предпринимательства в Беларуси? Какова доля малого бизнеса в ВВП?
Бабаченок Ирина

Точные данные по 2014 году будут опубликованы в мае. По подсчетам налоговых органов на 1 апреля 2015 года в Беларуси было зарегистрировано 365 тыс. 29 субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе 102 тыс. 277 микро-, 12 тыс. 502 малых, 2 тыс. 481 средняя организация и 247 тыс. 769 индивидуальных предпринимателей. Для сравнения: в 2013 году доля малого предпринимательства в ВВП Беларуси составила 15,1%, что почти вдвое выше показателей 2007 года (8,3%).

Относительно поддержки малого и среднего предпринимательства в Беларуси могу сказать, что выделяемые суммы увеличиваются из года в год. Так, в 2012 году на эти цели было направлено Br74 млрд, в 2013 – Br128,2 млрд, в 2014 году – Br206,5 млрд.

Отмечу, что в прошлом году в систему оказания поддержки МСП включился Банк развития Республики Беларусь, благодаря чему в 2015 году запланировано направить Br923,4 млрд, из них Br700 млрд - на предоставление кредитов Банком развития.

Павел Дубинин, Минск
На каком этапе находится проект стратегии развития малого и среднего предпринимательства, который планируется осуществить при поддержке Всемирного банка? Какие конкретные мероприятия по участию предпринимательства, бизнеса в региональных, отраслевых программах экономического развития в него могут войти? Какие предложения по стратегии развития малого и среднего бизнеса поступают от предпринимателей?
Бабаченок Ирина

Действительно, в настоящее время Министерством экономики с участием Банка развития Республики Беларусь и других заинтересованных осуществляется взаимодействие с Всемирным банком по подготовке концепции совместного проекта по повышению конкурентоспособности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Беларуси.

В частности, предполагается создание реестров административных процедур и обеспеченных сделок, совершенствование систем привлечения инвестиций, налогового администрирования.

Также планируется усовершенствовать финансовую и нефинансовую поддержку субъектов предпринимательства. При этом система финансовой поддержки - кредитование субъектов предпринимательства - будет построена на основе программы Банка развития по расширению доступа названных субъектов к кредитным ресурсам и новым кредитным продуктам, начатой в 2014 году и получившей положительную оценку экспертов Всемирного банка.

Основой нефинансовой поддержки будет создание специализированной структуры по оказанию консультационных, правовых, информационных, образовательных и иных услуг ведения бизнеса. Указанная структура может быть создана путем преобразования Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей с включением в систему Банка развития.

После завершения подготовки итоговый вариант проекта концепции будет представлен для общественного обсуждения с участием широкого круга делового сообщества.

Шульга Борис, Минск
Президент Республики Беларусь 30 марта подписал указ №143, которым предусмотрено продление до 1 января 2016 года переходного периода, в течение которого индивидуальным предпринимателям предоставлено право реализовать остатки товаров, ввезенных без подтверждающих документов. Этим указом определен размер и порядок уплаты налогов такими предпринимателями. Проводились ли налоговые проверки, есть ли нарушения?
Потеев Николай

В целях выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения налоговые органы на постоянной основе проводят соответствующие контрольные мероприятия в отношении индивидуальных предпринимателей.

Некоторые ИП реализуют товары под видом поданных в налоговый орган остатков. То есть опись остатков товара подана до 31 июля 2014 года, а после этой даты ввезен еще товар и подкладывается под эту опись. Например, в Минске один из индивидуальных предпринимателей, осуществляющий реализацию дисков, в представленной в инспекцию МНС описи указал товар - диски. В ходе проверки установлено, что предлагаемые к реализации диски с играми произведены после июля 2014 года, что, соответственно, обязывало предпринимателя подтверждать приобретение товара сопроводительными документами.

Всего в январе-марте 2015 года налоговыми органами в целях установления и пресечения фактов реализации товаров без документов, подтверждающих их приобретение, проведено 954 контрольных мероприятия в отношении субъектов предпринимательской деятельности на территориях торговых центров, рынков, в иных местах торговли. По результатам контрольных мероприятий арестовано товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на сумму Br98 млрд, обращено в доход государства - на Br62,8 млрд. К административной ответственности привлечено 907 лиц, сумма административных штрафов по которым составила Br1,3 млрд.

Чаще всего налоговые органы при проведении контрольных мероприятий устанавливают нарушения порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг; хранение ТМЦ без документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации; нарушение требований законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками.

Следует отметить, что данные вопросы находятся на постоянном контроле у налоговых органов.

Корр. БЕЛТА
В Беларуси 2015 год объявлен Годом молодежи. Как известно, в молодежной среде сконцентрирован огромный потенциал, который просто необходимо вовлекать в социально-экономическое развитие страны. В том числе им необходима помощь в создании бизнеса и продвижении своих идей. По вашему мнению, справляются ли с этой задачей действующие молодежные бизнес-инкубаторы? Будет ли реализована инициатива Михаила Мясниковича о создании таких структур в каждом районном центре? Какие еще формы работы с предприимчивой молодежью могут быть применены в Беларуси?
Бабаченок Ирина

Вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность в Беларуси уделяется серьезное внимание. Так, в учреждениях среднего образования на факультативных занятиях преподаются основы экономики и предпринимательства по программе ”Учимся предприимчивости“, в учреждениях высшего образования проводится подготовка специалистов с бизнес-образованием. В магистратуре ведется подготовка менеджеров для национальной экономики по англоязычной магистерской программе по специальностям ”Бизнес-администрирование“, ”Инновационный менеджмент“.

Субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства проводятся обучающие семинары по вопросам организации собственного дела среди молодежи, «круглые столы», конкурсы бизнес-проектов, встречи с участием руководителей успешных малых и средних предприятий Беларуси, стажировки, выездные практические занятия и ознакомительные практики студентов на базе передовых предприятий и другие.

Кроме того, действует специализированный молодежный инкубатор малого предпринимательства КУП ”Молодежная социальная служба“, которым успешно реализуется проект для учащейся молодежи по обучению предприимчивости ”ЭКОНОМИКС Экспорт=успех“. Инкубатором разработан проект ”Бизнес-улей - открытая площадка по конкурентному непрерывному и комплексному обучению предприимчивости“, который в марте 2013 года занял призовое место и признан экспертами Европейского фонда образования ”На пути к совершенству в области предпринимательства и предпринимательских навыков“ успешной практикой в сфере обучения предприимчивости.

Школьным компаниям в этой сфере оказывает содействие первый в республике учебно-практический центр ”Школьная компания“, который был создан на базе инкубатора малого предпринимательства ЗАО ”МАП ЗАО“ Минский район для продвижения инновационных идей молодежи.

Под патронажем облисполкомов, Минского горисполкома организовываются конкурсы-фестивали по экономике и предпринимательству среди учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений профессионально-технического и среднего специального образования (”Лестница успеха“, молодых модельеров и дизайнеров одежды ”Стиль“, ”Инновации – дело молодых“, ежегодные чемпионаты ”Молодежь в предпринимательстве“ и другие).

В республике проводятся стартап-мероприятия с участием частных инвесторов: регулярные интерактивные конкурсы инновационных бизнес-проектов для начинающих предпринимателей (ИнвестУикенды), конкурсы бизнес-идей, мастер-классы, тренинги и т.д.

Таким образом, следует отметить широкий спектр направлений оказания поддержки предпринимательской инициативе молодежи, как с точки зрения теоретического и практического обучения, так и с точки зрения повышения привлекательности указанной сферы деятельности. Вместе с тем количество субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, на наш взгляд, является недостаточным для обеспечения максимального вовлечения экономически активного населения, в том числе молодежи в предпринимательскую деятельность. Пока еще не созданы в каждом районе центры поддержки предпринимательства или инкубаторы малого предпринимательства, но эта задача стоит перед местными органами управления и, надеемся, будет решена в ближайшем будущем. Специализация таких структур должна определяться, в первую очередь, исходя из интересов и потребностей региона.

Николай Васильевич, Брест
В СМИ обсуждается готовящийся министерством проект указа Президента, направленный на борьбу с выплатой зарплаты в конвертах. Какие нормы он содержит?
Потеев Николай

Выплата заработной платы в конверте наносит значительный ущерб бюджету страны от недопоступления отчислений в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) и подоходного налога, а также подталкивает налогоплательщиков на использование теневых схем для получения неучтенных наличных денег на выплату заработной платы в конверте.

В настоящий момент понятие выплаты заработной платы в конверте в белорусском законодательстве не определено, поэтому в проекте указа вводятся новые нормы, дающие понятие, что такое неотраженная заработная плата в бухгалтерском учете нанимателя, какая ответственность предусмотрена за это нарушение. Проектом указа предусмотрено привлечение виновных должностных лиц субъекта хозяйствования, индивидуальных предпринимателей за выплату заработной платы в конверте к административной ответственности, а также обязанность возместить причиненный вред - уплатить не внесенные ранее платежи в бюджет.

Кроме того, предлагается установить, что в случае добровольного сообщения гражданином о фактах выплаты ему заработной платы в конверте подоходный налог с выплаченных таких денежных средств будет уплачиваться за счет средств нанимателя.

Документ направлен как на противодействие выплаты нанимателями зарплаты в конверте сверх минимальной официальной заработной платы, так и на борьбу со случаями использования нанимателями труда лиц, официально не оформленных на работу. Так, с целью предупреждения таких случаев в проекте указа содержится норма, обязывающая работодателя со среднесписочной численностью до 100 человек представлять в территориальный орган ФСЗН по месту постановки на учет сведения о заключенных с гражданами трудовых договорах и других гражданско-правовых договорах, связанных с выполнением ими работ или оказанием услуг.

24 апреля текущего года проект указа размещен на официальном сайте Министерства по налогам и сборам www.nalog.gov.by для общественного обсуждения. Таким образом, граждане и наниматели могут ознакомиться с нормами проекта указа, затрагивающими их интересы, внести свои предложения по возможным дополнениям и замечания по применению указа на практике после его принятия.

Корр. БЕЛТА
А сколько фактов выплаты зарплаты в конвертах установлено?
Потеев Николай

Налоговые органы в пределах своей компетенции осуществляют постоянный контроль за соблюдением нанимателями законодательства о труде и занятости населения в части оформления трудовых отношений и обеспечения государственного социального страхования работников, а также работу по выявлению фактов начисления и выплаты заработной платы ниже минимального гарантированного уровня.

При проведении контрольных мероприятий выявляются субъекты хозяйствования, которые заработную плату начисляют, но не выплачивают, а также те, кто выплачивает заработную плату ниже минимального гарантированного уровня либо без отражения в регистрах бухгалтерского учета. Кроме того, фиксируются случаи выплаты зарплаты без заключения в письменной форме трудовых (гражданско-правовых) договоров с наемными работниками, то есть так называемой зарплаты в конвертах.

Всего в 2014 году при проведении контрольных мероприятий установлено 747 фактов нарушения законодательства о труде и занятости населения (в первом квартале 2015 года - 125 нарушений), в том числе 506 фактов выплаты зарплаты в конвертах (в первом квартале 2015 года - 68).

Отмечу, что налоговые органы постоянно проводят разъяснительную работу с населением и плательщиками, используя такие формы, как семинары, круглые столы, встречи, беседы, размещают информацию на стендах в инспекциях МНС, на официальном интернет-сайте МНС, а также через средства массовой информации.

Леонид, Минск
Сколько средств удалось изъять из теневого оборота за 2014 году и в текущем году?
Потеев Николай

За прошлый год налоговыми органами обеспечено изъятие из теневого оборота средств на сумму Br2,8 трлн. Это и нелегальные товары, незаконные доходы, суммы сокрытых налогов.

В первом квартале 2015 ода. нами уже выявлено и изъято теневых средств и имущества на сумму Br1,2 трлн.

Корр. БЕЛТА
На сайте МНС 25 апреля размещен проект Указа Президента Республики Беларусь "О налоговом консультировании в Республике Беларусь". Расскажите о данном проекте. Как введение института налоговых консультантов поможет малому бизнесу и ИП?
Потеев Николай

Министерство по налогам и сборам выступило инициатором введения в Республике Беларусь института налоговых консультантов.

В рамках проекта международной технической помощи Министерством совместно с Программой развития ООН были изучены проблемные вопросы в сфере ведения бизнеса и налогового учета, проанализирован мировой опыт.

В Беларуси практически не развит аутсорсинг налогового обслуживания. В настоящее время услуги по ведению и проверке бухгалтерского учёта, консультированию по вопросам налогообложения входят в состав услуг, связанных с аудиторской деятельностью. Пользователями таких услуг, как правило, являются крупные и средние организации. Малый бизнес не всегда может себе позволить постоянные аудиторские услуги. При этом несут неоправданные расходы по содержанию штата бухгалтеров и внешних аудиторов, что отражается на себестоимости продукции и снижает ее конкурентоспособность. Физические лица, общение которых с налоговыми органами обычно связано с однократными случаями декларирования и уплаты налогов, зачастую не имеют необходимой информации об особенностях налогообложения.

Как следствие, налогоплательщики при декларировании, ведении налогового учета и подготовке налоговых отчетов могут допускать ошибки, что влечет неуплату или, наоборот, излишнюю уплату налогов.

Введение института налогового консультирования призвано решить вышеназванные проблемы.

В международной практике бухгалтер, аудитор и налоговый консультант – разные виды экономической деятельности. Услуги налогового консультанта более специфичны и комплексны. Это не только разъяснение налогового законодательства, но и налоговое планирование текущей и инвестиционной деятельности, налоговая оптимизация, непосредственное ведение налогового учета и составление налоговых деклараций, представление интересов клиента в налоговых, судебных и правоохранительных органах. Налоговые консультанты страхуют профессиональную ответственность и финансово отвечают за ошибки, допущенные в ходе выполнения своих функций.

Размещенный на сайте МНС Проект Указа Президента Республики Беларусь "О налоговом консультировании в Республике Беларусь" разработан с учетом опыта работы налоговых консультантов ряда стран и при непосредственном участии отечественных и международных независимых экспертов: заведующего кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита в отраслях народного хозяйства БГЭУ Панкова Д.А. и профессора, доктора права, налогового консультанта Германии Михаэля Прайсера.

В соответствии с проектом гарантом качества услуг по налоговому консультированию будет выступать саморегулирующееся профессиональное объединение – Палата налоговых консультантов. На первоначальном этапе, до образования такой палаты, часть функций по аттестации налоговых консультантов будет возложена на МНС.

Корр. БЕЛТА
Когда планируется приступить к обучению специалистов, которые смогут работать налоговыми консультантами и в каких вузах?
Потеев Николай

Это, в первую очередь, будет зависеть от результатов рассмотрения проекта указа главой государства.

Но проектом международной технической помощи к концу текущего года уже запланирована подготовка первой пилотной группы налоговых консультантов. Такая подготовка будет осуществлена бесплатно, за счет средств проекта международной технической помощи на базе Института повышения квалификации и переподготовки экономических кадров БГЭУ. Эксперты уже разрабатывают программу для обучения этой группы.

Минским университетом управления также прорабатывается вопрос об открытии магистратуры по специальности "налоговый консультант".

В дальнейшем подготовкой налоговых консультантов сможет заниматься любой заинтересованный вуз страны.

Корр. БЕЛТА
На сайте Минэкономики до 25 апреля был представлен для обсуждения проект Директивы "О дополнительных мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Республике Беларусь". Насколько активно обсуждался этот документ? Много ли поступило предложений и критических замечаний? По результатам предварительного анализа, какие из них могут войти в итоговый проект?
Бабаченок Ирина

Министерство экономики использовало при подготовке проекта такой способ подготовки нормативно-правовых актов, как широкое общественное обсуждение проекта документа с деловыми кругами. Проект вызвал заинтересованность у субъектов хозяйствования, общественных объединений, предпринимателей. Об этом мы можем судить по той активности обсуждения, которая присутствовала в различных формах. Вместе с тем просьба Минэкономики о предоставлении нам конкретных предложений о доработке, корректировке Директивы вызвала несколько более низкую активность. За период, когда был открыт форум, мы получили всего 20 таких предложений. Они в основном были сосредоточены на каких-то конкретных изменениях нормативно-правовых актов. Разумеется, мы благодарны за это участие, все эти предложения будут нам полезны и будут учтены при подготовке плана мероприятий по реализации Директивы. В то же время хочу отметить, что, несмотря на то что сам проект Директивы снят с сайта Минэкономики, одновременно мы проинформировали общественность о готовности и далее принимать какие-то предложения по этому вопросу именно для последующей подготовки плана.

Очень сложно оценить, от кого пришли к нам эти 20 предложений, потому что подписей с реквизитами и юридическими адресами не требовалось. Мы принимали любые отзывы. И они, безусловно, будут нам полезны, как и все остальные, которые поступят к нам в будущем. Не вызвал ли проект отторжения? Я думаю, что не критикуется только тот документ, который до такой степени не интересен, что его даже не хочется покритиковать. Если документ вызывает живой интерес, как позитивный, так и негативный, значит, он нужен и важен. И это посыл для нас, что он разрабатывается не зря.

Наталья, Волковыск
Какой Минэкономики видит роль МСП в экономике Беларуси в среднесрочной перспективе? Ранее озвучивалась цифра в 50%, но сейчас, насколько мне известно, это где-то 15%. Достижимо ли заявленное ранее, и что необходимо для того, чтобы к нему приблизиться?
Бабаченок Ирина

Это не совсем правильно, цифра 15,1% в ВВП - доля малого бизнеса. Это субъекты хозяйствования, организации с численностью до 100 человек включительно. Вместе с тем, средний бизнес - это организации от 100 до 250 человек включительно, и на сегодняшний день доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 22,3%. Если говорить о приближении к заявленной ранее цифре, разумеется, мы понимаем, что потенциал данного сектора использован далеко не полностью, о чем свидетельствует мировой опыт, который показывает нам, что, например, в странах Европейского союза этот показатель в среднем составляет около 60%.

Осознавая реально имеющийся потенциал и понимая, что для достижения поставленной цели необходимо делать определенные шаги, в том числе и со стороны государства - для активизации различных бизнес-процессов, сегодня Министерством экономики проводится работа, направленная на создание более привлекательных условий для малого и среднего бизнеса. В том числе одним из элементов этой работы является подготовка Директивы, о которой мы говорили, - в ней закреплены определенные шаги, направления, векторы движения, которое мы видим в перспективе. И сегодня мы, по большому счету, этим документом реализуем уникальный шанс, который позволяет нам в этом проекте воплотить идеи, по разным причинам не нашедшие своей реализации в прошлом, и придать этому документу реально практический характер.

Директива была представлена на общественное обсуждение, сегодня возможно с ней ознакомиться, и там обозначены такие шаги, которые мы видим как первоочередные и необходимые. Например, это разделение функций регулятора и собственника имущества в целях расширения зоны ответственности регулятора на всю организацию, которая задействована в том или ином секторе; введение конкурсного механизма распределения ресурсов для субъектов хозяйствования как возможность широкого участия субъектов малого и среднего предпринимательства в отраслевых и региональных экономических программах; дополнительные гарантии для собственников имущества. Также это ряд мероприятий, направленных на интеграцию субъектов малого и среднего предпринимательства и крупного бизнеса, что позволит снизить издержки, повысить конкурентоспособность белорусской экономики. Думаю, что последовательная реализация этих мер должна способствовать эффективности частного бизнеса в стране.

Корр. БЕЛТА
Документ, направленный на те же цели, что и проект Директивы о стимулировании предпринимательской деятельности, уже работает - это Директива №4. В чем принципиальное отличие двух документов? Можно ли сказать, что новый документ закроет все наиболее острые вопросы?
Бабаченок Ирина

Я бы не рассматривала эти документы как нечто отдельное и не стала бы говорить о том, что надо искать в них какие-то принципиальные отличия. Директива №4 была необходима для придания нового импульса вопросу поддержки развития частной инициативы в нашей стране. И свою роль она, с нашей точки зрения, выполнила. Вместе с тем, жизнь не стоит на месте, мы понимаем, что двигаемся вперед, что Беларусь входит в различные интеграционные образования, в частности, в Евразийский экономический союз. Это требует от нас принятия каких-то новых решений, ставит перед нами новые задачи. И поэтому тот документ, о котором мы сегодня говорим, - будет называть его новая Директива - полностью базируется на тех принципах и посылах, которые заложены в Директиве №4, абсолютно не противоречит ей, а является ее логическим продолжением. Те меры, которые отражены в новой Директиве, являются ответом на те вызовы, которые у нас появились.

Больше результатов
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси