Вопросы конференции
Как вы относитесь к тому, чтобы ввести в университетах специальный курс, который помог бы студентам лучше усвоить, как устроена наша страна - сколько ветвей власти, как они формируются и т.п.?
Я знаю, что данные темы уже записаны в учебные планы, и в блоке социально-гуманитарных дисциплин есть лекции, которые посвящены этим вопросам. Но если возник такой вопрос, то я проверю, сколько часов предусмотрено для их изучения.
Михаил Анатольевич, что нам принесет присоединение к Болонскому процессу, в который мы так стремимся?
Присоединение к Болонскому процессу - это повышение имиджа, авторитета белорусской системы образования. Хочу подчеркнуть, что нет абсолютно одинаковых систем образования: в каждой стране в этой сфере имеется своя специфика, свои национальные образовательные черты.
Мы давно готовимся к присоединению к Болонскому процессу. Многое уже сделано в данном направлении.
Я уже не раз говорил, что больше всего ждут этого студенты, которые смогут выезжать на обучение в университеты других стран. Однако это не означает: хочу и поехал, нужно соответствовать определенным требованиям. Прежде всего, это хорошее знание предмета и знание иностранного языка. Кроме повышения академической мобильности студентов, большое значение имеет признание дипломов белорусских вузов во всех странах Болонского процесса.
Возможно ли в Год молодежи выделение дополнительных мест для званий лауреатов научного конкурса для студентов, в том числе для участников предыдущих лет, которые набрали большое число баллов, для привлечения внимания студентов к науке и для последующего их вовлечения в науку?
Есть комиссия, есть установленные правила. К сожалению, как и в спорте, есть победители, есть те, кто немного недобрал до того, чтобы завоевать призовое место. Но поверьте, все, кто участвует в конкурсе, все наиболее интересные проекты берутся на заметку. По крайней мере все студенты, которые участвуют в научных исследованиях, имеют очень интересные идеи и разработки, не остаются без внимания.
Помимо этих конкурсов у нас есть еще большое количество различных грантов, студенческие научно-исследовательские лаборатории. Есть лаборатории, которые созданы при участии различных фирм. Поэтому у нас в стране, на мой взгляд, созданы самые широкие возможности, чтобы студенты проявили свою инициативу, свое творчество. Сейчас создается все больше центров стартапов. Пусть студенты приходят в своем университете в соответствующие структуры, там обязательно помогут реализовать свои идеи.
Помимо этих конкурсов у нас есть еще большое количество различных грантов, студенческие научно-исследовательские лаборатории. Есть лаборатории, которые созданы при участии различных фирм. Поэтому у нас в стране, на мой взгляд, созданы самые широкие возможности, чтобы студенты проявили свою инициативу, свое творчество. Сейчас создается все больше центров стартапов. Пусть студенты приходят в своем университете в соответствующие структуры, там обязательно помогут реализовать свои идеи.
А когда появятся все-таки электронные учебники?
Во-первых, у нас электронные учебники уже есть, и если вы посмотрите сайт Министерства образования, то там есть соответствующая ссылка на ресурсы, где есть электронные учебники. Во-вторых, уже в течение нескольких лет проводится эксперимент в целом ряде гимназий и школ по внедрению электронных средств обучения, электронных учебников в учебный процесс. В этих школах тоже можно узнать об этом эксперименте, насколько положительно он реализуется. Так как ИТ-технологии все больше внедряются в жизнь и общество, наши дети уже не могут представить свою жизнь без различных гаджетов, поэтому электронные учебники и электронные средства обучения все больше и больше будут внедряться, но замена на них обычного учебника в ближайшем будущем пока не предвидится, потому что это не надо и невозможно.
Мы гордимся тем, что в отличие от других стран бывшего Союза сохранили систему профессионально-технического образования. Глядя на нас, начинают возрождать эту систему в России. Но ведь надо признать, что в этой сфере необходимо уже многое менять: отстали наши ПТУ и ссузы от жизни, не дают ученикам современных знаний и навыков, которые сейчас требуются от специалистов рабочих специальностей. Необходимо вводить новые компетенции, плотно работать с работодателями и т.д. Как вы видите дальнейшее развитие этой системы? Спасибо!
Система среднего специального и профессионально-технического образования - это действительно очень важная и актуальная тема во всех странах, и наше государство не является исключением. Сегодня система среднего специального образования значительно отличается от той, которая была 20 лет назад, потому что сейчас рабочий - это высокопрофессиональный специалист, который должен обладать определенным набором знаний. В связи с этим рассматривается вопрос о так называемой кластерной системе обучения, когда система профтехобразования является встроенной в систему среднего специального и высшего образования как элемент общей системы образования. Для этого мы разрабатываем такие новые учебные планы, которые позволят обеспечить непрерывное образование - от среднего специального до высшего.
Михаил Анатольевич, у нас много рассуждают о необходимости повышать престиж учителя, и это, бесспорно, необходимо, если мы хотим жить в просвещенной и процветающей стране. Но одними лозунгами ничего не добьешься. Нужны конкретные, понятные всем решения и действия. По вашему мнению, какими должны быть первоочередные шаги со стороны государства? Спасибо
Очень сложный вопрос. Это задача не только Министерства образования. Хочу подчеркнуть, что это задача общества в целом. Авторитет учителя завоевывается не только тем, что Минобразования или различные госорганы будут задумываться над тем, чтобы повысить зарплату, дать какие-то социальные блага. Надо создавать положительный образ учителя в нашем обществе. Для этого нужно и СМИ привлекать, больше рассказывать о наших замечательных педагогах, об их инновациях, показывать примеры из жизни педагогов. Нужно побольше показывать примеров, когда педагоги добиваются своим трудом успехов как в плане профессии, так и в материальной жизни.
Министерство образования со своей стороны будет стараться создать самые оптимальные условия для того, чтобы педагог работал в творческой комфортной обстановке. Будем заботиться, чтобы у него было соответствующее материальное вознаграждение, которое соответствует жизни людей в нашем обществе.
Министерство образования со своей стороны будет стараться создать самые оптимальные условия для того, чтобы педагог работал в творческой комфортной обстановке. Будем заботиться, чтобы у него было соответствующее материальное вознаграждение, которое соответствует жизни людей в нашем обществе.
Скоро начнется вступительная кампания. Известно ли уже, сколько студентов планируют принять вузы? Что изменится по сравнению с прошлым годом?
Первое и, наверное, самое главное, что интересует абитуриентов, - пороговые оценки по предметам ЦТ изменяться не будут. Минимальное количество баллов, которое необходимо получить абитуриенту, останется прежним. Другое дело, что мы немного изменим подход, будет введено понятие профильного предмета, изменится продолжительность периода подачи документов - время для подачи в основной период поступления увеличится, и тем самым уменьшится время дополнительного набора. Это основные изменения. В принципе, коренные и существенные реформы будем вводить не менее чем за год. То есть в этом году значимых изменений, которые повлияют на судьбу абитуриентов и их план подготовки, не произойдет.
Что касается плана набора на бюджет, он может варьироваться в зависимости от изменения числа выпускников школ. Надо сказать, что в этом году количество выпускников школ осталось практически на том же уровне, что и в прошлом, поэтому количество бюджетных мест в университеты у нас уменьшилось на незначительное число.
Что касается плана набора на бюджет, он может варьироваться в зависимости от изменения числа выпускников школ. Надо сказать, что в этом году количество выпускников школ осталось практически на том же уровне, что и в прошлом, поэтому количество бюджетных мест в университеты у нас уменьшилось на незначительное число.
Михаил Анатольевич, скажите, пожалуйста, стоит ли ожидать повышения платы за высшее образование? Я сама учусь на платном, и младший брат тоже.
Пока мы не рассматривали этот вопрос, то есть в ближайшее время изменять стоимость обучения не планируется. Но наша система образования и вузы находятся в тех же условиях, что и вся страна, поэтому в перспективе не стоит исключать каких-то изменений в оплате обучения для абитуриентов, поступающих на первый курс.
Каково ваше отношения к новшествам, которые предлагают финны, то есть учить детей сразу работать на клавиатуре?
Это неправильно. Этот вопрос касается того же, например, зачем изучать математику, если есть много электронных программ, которые могут делать вычисления, вычислять интегралы, синусы и косинусы. Цель написания - не только повышать уровень грамотности, но и развивать моторику, мышление, логику, это уже давно доказано. Это формирование навыка работать самостоятельно.
Когда в школы вернется предмет "Мировая и отечественная культура"? Почему он был удален из обязательной программы обучения? Ведь азы знаний в области культуры, равно как и обучение детей сызмальства культуре мышления, культуре дискуссии, умению выстраивать видение собственной картины мира, имея представление о законах развития культур в их сменном порядке, как никогда необходимы. Спасибо.
Курс "Мировая художественная культура" со следующего учебного года вводится в школах. В каждой параллели он будет называться по-своему, в зависимости от того, что именно будет изучаться в данном классе. Белорусская культура как часть общей мировой культуры естественно будет изучаться. Без нее невозможно обойтись, мы же живем в Беларуси, мы граждане своей страны и должны знать свою культуру.
Какое число учеников должно посещать общеобразовательную школу в сельской местности, чтобы ее не закрыли? Сколько человек должны ходить в 10-й класс?
В новой редакции Кодекса об образовании есть определенные четкие нормативы - класс должен быть укомплектован, количество учеников должно составлять не менее 25 человек. Понятно, что прийти к этому во всех школах нашей страны не получится. Но у нас есть еще понятие малокомплектных классов, оно применимо и к сельской местности. Сейчас в сельской местности в 10-11 классах должно быть не менее пяти учеников. Что касается остальных классов, то это вопрос решается по усмотрению местных органов власти, здесь нужен индивидуальный подход.
Михаил Анатольевич, этот год в нашей стране проходит под знаком молодежи. Вы много лет в образовании, возглавляете самое "молодежное" ведомство в стране, поэтому, можно сказать, молодежь - это ваша жизнь. В чем вы как министр образования видите главную задачу в Год молодежи? И для чего нужен республиканский студенческий общественный совет?
В общественный совет войдут по одному представителю от каждого из 54 вузов страны. Этого представителя определят сами студенты. Для меня очень важно, чтобы были выбраны студенты, которые действительно пользуются авторитетом в своем университете и имеют активную жизненную позицию. Ведь цель общественного совета - из первых уст узнать мнение студентов об образовательном процессе и существующих проблемах.