Вопросы конференции
Михаил Анатольевич, думаю, этот вопрос хотели бы задать очень многие выпускники и их родители. Зачем мучить выпускников двумя экзаменационными турами: сначала в школе, а буквально через несколько дней экзаменовать по тем же предметам на ЦТ? Давно уже звучат предложения оставить один этап. Например, как в России, где ЕГ является одновременно и выпускным экзаменом, и вступительным. Каково ваше отношение к такому предложению?
Петренко Иван Сергеевич, Могилев
Объясните, пожалуйста, когда вы, наконец, отмените ЦТ для школьников. Признайтесь, что оно себя не оправдало. Или его специально придумали, чтобы отсеивать сельскую молодежь от поступления в вузы? Почему только по трем предметам это ЦТ можно сдавать? А если сдадут дети по шести-восьми предметам, попробуют свои силы по всем направлениям, то кому от этого плохо? Или же для Министерства образования важно, чтобы как можно меньше молодежи поступало в вузы? Наслышаны мы и про недоборы затем в университеты и всякие дополнительные наборы, когда абитуриентами становятся откровенные двоечники. А хорошие дети оказываются не у дел из-за вашего непонятного ЦТ. Да, в ногу со временем надо идти, как-то вперед двигаться. Попросту отмените это ЦТ! Или хотя бы для начала отмените эти неразумные запреты-ограничения - пусть сдают юноши и девушки экзамены хоть по всем предметам! Мы вот сдавали экзамены после школы по всем предметам, никаких тестирований не знали, и какое прекрасное поколение руководителей, классных специалистов моего школьного выпуска 1980 года.
В Беларуси после окончания 11-го класса не все абитуриенты стараются поступить в вузы. Часть из них идет в средние специальные учреждения, часть - выбирает работу. Зачем их мучить подготовкой к поступлению? Именно поэтому у нас разграничены экзамены за школу, гимназию или общеобразовательный лицей и вступительные испытания. Ведь централизованное тестирование - это форма, которая хороша именно для вступительных испытаний. Она уничтожила на корню все коррупционные проявления. А то, что она организована на основе педагогических тестов, помогает провести независимый конкурс при поступлении в учреждения высшего образования.
Объединить школьные и вступительные экзамены, на первый взгляд, очень просто, но на самом деле это сложная задача. Но будем думать. Раз люди задают вопросы - будем анализировать.
По поводу сдачи трех или пяти тестов ЦТ - здесь тоже непростой вопрос. На сегодня можно сказать, что надо все-таки и ребенку, и родителям более глубоко вникать в будущую профессию. Наверное, надо на более раннем этапе определяться с выбором профессии. Хотя не исключаю, что, может быть, в дальнейшем мы к этому вопросу вернемся и будут какие-то подвижки в направлении изменения количества тестов ЦТ. В ближайшую кампанию этого не будет. Но будем думать, потому что нет абсолютно правильной и совершенной системы. Надо всегда совершенствоваться и идти вперед.
Но хотелось бы подчеркнуть, что правила игры будут определены заранее. Как минимум за год о новых правилах будет объявлено.
Сейчас наши специалисты разрабатывают критерии отбора для зачисления в 10-й профильный класс в следующем учебном году. Но при этом мы сохраним и обычные 10-е классы, где все учебные предметы будут изучаться на базовом уровне. Набор в них остается без изменений.
А еще добавлю, что в некоторых учреждениях образования мы проводим в этом учебном году экспериментальный проект по апробации модели независимой итоговой аттестации учащихся по завершении обучения на второй ступени общего среднего образования. После его окончания, но не раньше, мы сможем принимать решение, по какой модели проводить выпускные испытания в 9-м классе.
Напомню также, что обязательный экзамен по истории Беларуси будут сдавать с 2015 года только выпускники 11-х классов, а из программы выпускных экзаменов за базовую школу (9-й класс) это испытание изъято.
Единственное добавление касается языка национального меньшинства. С 2014-2015 учебного года выпускной экзамен по языку национального меньшинства - польскому или литовскому (для учащихся, которые изучали этот учебный предмет) - включен в перечень выпускных экзаменов за 9-й класс. Речь идет о выпускниках, которые проходят обучение в четырех учреждениях образования: двух школах с польским языком обучения и воспитания в Гродно и Волковыске и двух школах с литовским языком обучения в д.Рымдюны Островецкого района и в д.Пелеса Вороновского района Гродненской области.
В настоящее время в республике функционируют 3175 учреждений общего среднего образования, в том числе 216 гимназий, 28 лицеев.
Я более чем уверен, что теперь многое зависит от работы местной исполнительной власти и желания людей. На местном уровне, мы надеемся, в ближайшее время будет налажена работа по существенному развитию сети таких учреждений, созданию для этого соответствующих условий. Думаю, что нужно сформировать в каждом регионе перечень зданий, которые могут быть отданы под частные детские сады. В дошкольном образовании сейчас очень актуально государственно-частное партнерство. Так как используя традиционные подходы при организации дошкольного образования и только за счет государства решить эту проблему будет сложно.
При этом действительно в Кодексе Беларуси об образовании есть раздел, регулирующий посещение учреждения образования: подпунктом 5.6 пункта 5 статьи 79 определено, что досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе руководства учреждения (в том числе учреждения дошкольного образования) осуществляется в случае длительного отсутствия (более 30 дней) без уважительных причин на занятиях в течение учебного года (за исключением каникулярного времени, которое не учитывается как пропуски без уважительных причин: девяносто календарных дней летом, десять календарных дней зимой, десять календарных дней весной). Заметьте: этот пункт касается всех учреждений образования, не только дошкольных.
Это сделано потому, что ни детский сад, ни школа, ни даже профтехучилище не являются, так скажем, "камерой хранения". Это учреждения, которые предоставляют образовательные услуги, и в этом случае родители обязаны решить для себя, будут они ими пользоваться или откажутся от них. Конечно, более остро этот вопрос встал в дошкольных учреждениях больших городов. В частности, именно потому что речь идет о малышах, которые не могут сами прийти или уйти из детсада. За прошлый год мы выявляли случаи, когда дети не посещали детсад потому, что, например, младший ребенок болел, а старшего некому было отвести в дошкольное учреждение.
Мы считаем, что руководитель учреждения дошкольного образования вправе самостоятельно в каждом отдельном случае (с учетом конкретных обстоятельств) решать вопрос о том, являются ли те или иные причины отсутствия воспитанника в учреждении дошкольного образования уважительными. Решение о сохранении места воспитанника в учреждении дошкольного образования принимается в интересах детей. А в случае возникновения разногласий этот вопрос решается отделом (управлением) образования, спорта и туризма, на территории которого находится учреждение дошкольного образования, которое посещает ребенок. Дело в том, что достаточно сложно установить на законодательном уровне исчерпывающий перечень уважительных причин, по которым ребенок может отсутствовать в детсаду. Ну, например, родители уехали за границу более чем на полгода, ребенок уехал с ними, но они не написали заявление, что просят исключить ребенка из числа воспитанников детсада. Вот и сохранялось за ним это место. Такого быть не должно.
Специально для ужесточения борьбы с этим пагубным явлением министерствами образования, внутренних дел, здравоохранения разработан и направлен заинтересованным Комплекс мероприятий по предотвращению распространения алкоголя, наркотических и психотропных веществ среди обучающихся. Разработан специалистами и порядок проведения психосоциального анкетирования и медицинского обследования. Для проведения анкетирования среди обучающихся по выявлению склонности к употреблению ими наркотических веществ, курительных смесей разработан и утвержден порядок проведения психосоциального анкетирования и медицинского осмотра учащихся и студентов на предмет употребления алкоголя, наркотических веществ, психотропных веществ. Разработано научно-методическое обеспечение обязательного анкетирования учащихся на предмет употребления алкоголесодержащих напитков и наркотических средств в учреждениях не только общего среднего, но и профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
Внедрение психосоциального анкетирования в практику работы учреждений образования повсеместно планируется с начала 2015/2016 учебного года. А сейчас специалисты учреждений образования проводят разъяснительную работу среди родителей о значимости проведения такого анкетирования. Хотелось бы, чтобы анкетирование проходило без стрессов со стороны детей и подростков, без волнений со стороны родителей и при соблюдении максимальной конфиденциальности информации. Именно этот аспект сейчас и прорабатывается специалистами. Нужно решить, кто имеет право доступа к информации и как обезопасить личные данные.
Но, кроме подготовки общества, есть еще один важный вопрос, без которого невозможно качественно провести такое анкетирование: нужно подготовить специалистов, которые будут его проводить. Всю весну институты развития образования будут проводить такую подготовку педагогов-психологов, классных руководителей. К началу нового учебного года запланировано подготовить соответствующие рекомендации для специалистов.
Весь прошлый год в нескольких учреждениях образования велась апробация такого анкетирования. Основная цель эксперимента заключалась в выявлении трудностей в практике его проведения. Кроме того, разработаны, утверждены и рекомендованы для использования в образовательном процессе учебные программы воспитательных факультативных занятий, включающие мероприятия по профилактике распространения наркомании и потребления психотропных веществ.
В 2015 году на уровень среднего специального образования впервые будет осуществляться набор на специальность "программируемые мобильные системы" в Минском государственном высшем радиотехническом колледже. По окончании обучения специалисты получат квалификацию "техник-электроник". Сфера профессиональной деятельности специалиста: промышленные предприятия и проектные организации министерств и ведомств.
А с 1 сентября 2014 года в учреждениях среднего специального образования начато обучение по трем новым специальностям, одному направлению специальности, по которым ранее подготовка на уровне среднего специального образования не велась: "обслуживание и эксплуатация жилых домов" - это была заявка Министерства жилищно-коммунального хозяйства; "микро- и наноэлектронные технологии и системы" (заявка ОАО "Интеграл"), "электроника механических транспортных средств" (заявка Министерства промышленности), "мехатроник 5-го разряда (холодильное оборудование)" - по заявке Ассоциации предприятий микроклимата и холода.
Защитил докторскую в 32 года. Молодой, горячий, хотелось горы свернуть. Почти свернул. Помню, когда получил диплом, сразу поехал в Академию наук к академику Горецкому. Он тогда был руководителем Академии наук. Я рассказывал о своих грандиозных планах, которые хочу осуществить в науке. Надо сказать, что его организационные советы мне помогли, он познакомил с интересными людьми, которые работали в академии. Но было непросто.
Но мы прорабатываем такой проект, ведь у нас возникла идея создания базового учебника. Базовый учебник - это учебник, который будет содержать определенный набор базовых знаний, их должен знать ученик. К этому базовому учебнику будут выданы рекомендации по огромному количеству дополнительных материалов. Дополнительные материалы - это и интернет-ресурсы, дополнительные учебники либо методические материалы. Дополнительные материалы будет определять либо сам учитель-предметник, либо педсовет школы в зависимости от того, каков уровень учеников в классе.
Естественно, если у учителя профильных классов по этому предмету великолепные ученики, то он помимо базового учебника даст огромное количество дополнительного материала. И дополнительный материал может меняться каждый год, потому что сейчас информации очень много. Учебники же пишутся очень скрупулезно, и менять их каждый год мы не можем, поэтому перейдем к базовому учебнику и дополнительным материалам.
Повторюсь, базовый учебник - это необходимый объем знаний, чтобы ученик получил хорошую оценку. Это достаточный набор знаний, чтобы хорошо и отлично учиться. Дополнительный материал - для развития и получения дополнительных знаний по интересующему ученика предмету либо по профильному предмету.
Естественно, базовый учебник просто так не появится. Мы сейчас думаем над этим: какова должна быть система отбора коллектива для написания базового учебника, как будет проходить конкурс по его написанию. Сейчас наша задача - продумать это и предоставить той общественности, которая захочет писать базовый учебник, для возможности участия в конкурсе.