Вопросы конференции
Марианна Акиндиновна, как будут переноситься рабочие дни в 2014 году?
Законодательством о труде правительству Беларуси предоставлено право по согласованию с главой государства переносить отдельные рабочие дни на выходные дни, приходящиеся на субботу.
Ежегодно, до начала очередного календарного года, постановлением Совета Министров осуществляются такие переносы исходя из рационального использования рабочего времени и целесообразности, предоставления возможности работникам спланировать заранее свой отдых в эти дни.
С 2013 года в постановлении указываются все переносы, которые будут в календарном году. Что касается 2014 года, то данный вопрос сейчас прорабатывается. В настоящее время в правительство уже внесены конкретные предложения.
После принятия решения информация о переносах будет размещена на официальных сайтах и в СМИ.
Ежегодно, до начала очередного календарного года, постановлением Совета Министров осуществляются такие переносы исходя из рационального использования рабочего времени и целесообразности, предоставления возможности работникам спланировать заранее свой отдых в эти дни.
С 2013 года в постановлении указываются все переносы, которые будут в календарном году. Что касается 2014 года, то данный вопрос сейчас прорабатывается. В настоящее время в правительство уже внесены конкретные предложения.
После принятия решения информация о переносах будет размещена на официальных сайтах и в СМИ.
Возможно ли еще одно повышение трудовых пенсий до конца года?
Перерасчет трудовых пенсий будет произведен с 1 ноября нынешнего года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21 октября 2013 года №478 "О повышении пенсий". В результате перерасчета с ноября, по оценке, трудовые пенсии по возрасту увеличатся в среднем на 5,3%. Средняя пенсия по возрасту составит около Br2 млн. 295 тыс. Финансирование расходов на повышение пенсий будет производиться из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.
Одновременно с перерасчетом трудовых пенсий в ноябре будут перерассчитаны минимальные и социальные пенсии, надбавки, повышения и доплаты к пенсиям в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах сентября 2013 года.
Одновременно с перерасчетом трудовых пенсий в ноябре будут перерассчитаны минимальные и социальные пенсии, надбавки, повышения и доплаты к пенсиям в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах сентября 2013 года.
Какие изменения планируется внести в законодательство о минимальной заработной плате?
Целью подготовки проекта закона является совершенствование норм законодательства о минимальной заработной плате с учетом практики его применения и международного опыта.
Над законопроектом работала рабочая группа, в состав которой были включены высококвалифицированные специалисты как государственных органов, так и Федерации профсоюзов Беларуси, ассоциаций (объединений) нанимателей, общественных организаций.
В настоящее время законопроект в установленном порядке внесен в правительство.
В новой редакции закона определены термины и даны их понятия, сфера действия закона; изменены подходы к установлению часовой минимальной заработной платы.
При разработке законопроекта изучалось законодательство стран СНГ и Европейского союза, а также учтены практика применения действующего закона в нашей республике и предложения нанимателей и профсоюзов по его совершенствованию.
Над законопроектом работала рабочая группа, в состав которой были включены высококвалифицированные специалисты как государственных органов, так и Федерации профсоюзов Беларуси, ассоциаций (объединений) нанимателей, общественных организаций.
В настоящее время законопроект в установленном порядке внесен в правительство.
В новой редакции закона определены термины и даны их понятия, сфера действия закона; изменены подходы к установлению часовой минимальной заработной платы.
При разработке законопроекта изучалось законодательство стран СНГ и Европейского союза, а также учтены практика применения действующего закона в нашей республике и предложения нанимателей и профсоюзов по его совершенствованию.
Законопроект "Об альтернативной службе" - один из самых "секретных". О нем известно лишь, что документ разрабатывался Министерством труда и социальной защиты и должен поступить на рассмотрение в парламент. Можно ли приоткрыть завесу тайны? Какие категории белорусов могут стать альтернативщиками? Какой предполагается срок альтернативной службы? Какие ее варианты? Будут ли платить альтернативщикам зарплат
Подготовка проекта закона "Об альтернативной службе" осуществлялась в соответствии с планом подготовки законопроектов на 2013 год, утвержденным Указом Президента от 3 января 2013 года №1.
Законопроект разрабатывался рабочей группой, в состав которой вошли представители заинтересованных государственных органов.
В процессе работы по подготовке законопроекта изучен опыт законодательного регулирования альтернативной службы в странах СНГ и дальнего зарубежья.
Основным подходом, заложенным в законопроекте, является то, что альтернативная служба - это особый вид службы (общественно-полезная деятельность).
В настоящее время Совет Министров готовит внесение законопроекта в установленном порядке в парламент.
Законопроект разрабатывался рабочей группой, в состав которой вошли представители заинтересованных государственных органов.
В процессе работы по подготовке законопроекта изучен опыт законодательного регулирования альтернативной службы в странах СНГ и дальнего зарубежья.
Основным подходом, заложенным в законопроекте, является то, что альтернативная служба - это особый вид службы (общественно-полезная деятельность).
В настоящее время Совет Министров готовит внесение законопроекта в установленном порядке в парламент.
Сообщалось, что прорабатывается вопрос упорядочения назначения и выплаты пособия по уходу за инвалидами первой группы и престарелыми, достигшими 80-летнего возраста. Что изменится?
Действительно, Елена, этот вопрос прорабатывается. Государственная поддержка должна предоставляться только тому, кто не может самостоятельно справиться с проблемами. Поэтому наша задача - законодательно закрепить именно такой подход. Необходимо полностью исключить случаи, когда оформляется пособие, а уход за престарелым человеком должным образом не осуществляется.
Действующая система оплаты труда бюджетников - громоздкая и сложная в применении из-за множественности различных видов повышений, надбавок, доплат, а также применения корректирующих коэффициентов. Будут ли предприняты шаги по ее упрощению?
Да, Дмитрий, Вы правы, мы видим эту проблему.
В настоящее время прорабатываются подходы по упрощению существующей системы оплаты труда и включения ряда выплат в тарифную составляющую заработной платы.
Кроме того, полагаем целесообразным осуществить переход от централизованного к сочетанию централизованного и отраслевого регулирования вопросами оплаты труда в бюджетной сфере. При этом на отраслевой уровень предполагается передать функции по регулированию выплат стимулирующего и компенсирующего характера, связанных с отраслевыми особенностями и спецификой.
В настоящее время прорабатываются подходы по упрощению существующей системы оплаты труда и включения ряда выплат в тарифную составляющую заработной платы.
Кроме того, полагаем целесообразным осуществить переход от централизованного к сочетанию централизованного и отраслевого регулирования вопросами оплаты труда в бюджетной сфере. При этом на отраслевой уровень предполагается передать функции по регулированию выплат стимулирующего и компенсирующего характера, связанных с отраслевыми особенностями и спецификой.
Будет ли в Беларуси установлен единый тариф на социальные услуги и в каком размере? Чем это обусловлено?
Законодательством о ценообразовании социальные услуги, оказываемые государственными учреждениями социального обслуживания, отнесены к социально значимым услугам, тарифы на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом.
В настоящее время территориальными центрами социального обслуживания населения оказываются социальные услуги, входящие в перечень бесплатных и общедоступных, исходя из стоимости часового тарифа в среднем около Br3 тыс. Конкретный размер устанавливается облисполкомами и Мингорисполкомом.
Обсуждается необходимость установления рекомендуемой единой нижней границы часового тарифа на социальные услуги по республике. Будем признательны, если и Вы выскажете свое мнение по данному вопросу.
В настоящее время территориальными центрами социального обслуживания населения оказываются социальные услуги, входящие в перечень бесплатных и общедоступных, исходя из стоимости часового тарифа в среднем около Br3 тыс. Конкретный размер устанавливается облисполкомами и Мингорисполкомом.
Обсуждается необходимость установления рекомендуемой единой нижней границы часового тарифа на социальные услуги по республике. Будем признательны, если и Вы выскажете свое мнение по данному вопросу.
Планируются ли новые подходы к определению прожиточного минимума?
Прожиточный минимум - это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Его стоимостной величиной, в которую также входят взносы и платежи, является бюджет прожиточного минимума. Прожиточный минимум формируют следующие виды материальных благ и услуг: продукты питания, одежда, белье, обувь, предметы общесемейного пользования; лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены; жилищно-коммунальные, транспортные и бытовые услуги.
В соответствии с законом "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь" он пересматривается не реже одного раза в пять лет (последний раз - в 2011 году).
В международной практике используется иной метод определения прожиточного минимума, основанный на фактическом потреблении непродовольственных товаров и услуг. Целесообразность его применения в нашем государстве изучается.
В соответствии с законом "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь" он пересматривается не реже одного раза в пять лет (последний раз - в 2011 году).
В международной практике используется иной метод определения прожиточного минимума, основанный на фактическом потреблении непродовольственных товаров и услуг. Целесообразность его применения в нашем государстве изучается.
Сколько в Беларуси льготников? Каково Ваше отношение к возможности дальнейшей оптимизации льгот? А может, требуется их расширение?
В соответствии с законодательством основные социальные льготы предоставляются только тем категориям граждан, которые действительно нуждаются в государственной поддержке и не в состоянии самостоятельно оплачивать соответствующие расходы (инвалидам, гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, и др.), а также тем гражданам, которые имеют особые заслуги перед государством (Героям, полным кавалерам орденов Славы, Трудовой Славы, инвалидам войны, ветеранам Великой Отечественной войны и др.). Эти люди могут состоять на учете в различных органах, обеспечивающих их пенсионирование, в том числе в органах по труду, занятости и социальной защите. 1 октября текущего года на учете состояло около 580 тыс. человек.
Для ряда категорий граждан законом устанавливаются специальные условия для получения льгот. Например, является ли человек неработающим, имеет ли совместно проживающих с ним членов семьи, имеются ли медицинские показания и др. Это позволяет сделать предоставление льгот более адресным, то есть именно тем людям, которые в них наиболее нуждаются.
Кроме того, в республике существуют налоговые льготы, льготы в сфере пенсионного обеспечения и другие. Так, например, есть льготы по налогу в виде стандартного налогового вычета для родителей, имеющих ребенка до 18 лет, для многодетных семей существуют льготы по уплате налога на недвижимость.
В период с 1 мая по 30 сентября все граждане, достигшие пенсионного возраста, в соответствии с указом Президента от 29 апреля 2011 года №176 обеспечиваются правом на льготный проезд в пригородном транспорте, а их в настоящее время порядка 2,5 млн. человек.
В случае необходимости поддержки каких-либо категорий граждан государством принимаются дополнительные меры.
В 2012 году было принято решение о предоставлении льгот детям до 3 лет по обеспечению их бесплатными лекарственными средствами.
В республике сложилась система предоставления льгот. Конечно же, механического расширения льготных категорий граждан быть не должно. Поддержка должна быть адресной. Вместе с тем, каждый из нас понимает, что если в силу объективных причин такая помощь потребуется, со стороны государства она обязательно будет оказана.
Для ряда категорий граждан законом устанавливаются специальные условия для получения льгот. Например, является ли человек неработающим, имеет ли совместно проживающих с ним членов семьи, имеются ли медицинские показания и др. Это позволяет сделать предоставление льгот более адресным, то есть именно тем людям, которые в них наиболее нуждаются.
Кроме того, в республике существуют налоговые льготы, льготы в сфере пенсионного обеспечения и другие. Так, например, есть льготы по налогу в виде стандартного налогового вычета для родителей, имеющих ребенка до 18 лет, для многодетных семей существуют льготы по уплате налога на недвижимость.
В период с 1 мая по 30 сентября все граждане, достигшие пенсионного возраста, в соответствии с указом Президента от 29 апреля 2011 года №176 обеспечиваются правом на льготный проезд в пригородном транспорте, а их в настоящее время порядка 2,5 млн. человек.
В случае необходимости поддержки каких-либо категорий граждан государством принимаются дополнительные меры.
В 2012 году было принято решение о предоставлении льгот детям до 3 лет по обеспечению их бесплатными лекарственными средствами.
В республике сложилась система предоставления льгот. Конечно же, механического расширения льготных категорий граждан быть не должно. Поддержка должна быть адресной. Вместе с тем, каждый из нас понимает, что если в силу объективных причин такая помощь потребуется, со стороны государства она обязательно будет оказана.
Каков объем задолженности плательщиков взносов в Фонд социальной защиты населения? Какова динамика поступлений средств в Фонд? Насколько стабильно и прочно его финансовое состояние?
Финансирование выплат пенсий и пособий производится своевременно и в установленные сроки. Финансовое состояние Фонда стабильно.
В нашей стране пенсии и пособия работающим гражданам (в частности, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, в связи с рождением ребенка) выплачиваются за счет средств государственного социального страхования. Эти средства аккумулируются в Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. Источником формирования этих средств являются обязательные страховые взносы, которые уплачиваются работодателями и работниками. Учитывая значимость этих выплат, необходимость их своевременного финансирования, законодательством установлены жесткие правила уплаты обязательных страховых взносов - они должны уплачиваться одновременно с выплатой заработной платы, причем в полном объеме. К плательщикам, нарушающим порядок уплаты страховых взносов, Фондом применяются соответствующие меры ответственности.
Приходится констатировать, что в последнее время отмечается рост просроченной задолженности по платежам в Фонд. По состоянию на 1 июля текущего года задолженность субъектов хозяйствования по платежам в бюджет государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь составляет 0,25% от общей суммы планируемых в 2013 году поступлений обязательный платежей.
В связи с этим необходимо обратить внимание, что в период, когда работодателем взносы не уплачиваются или уплачиваются в неполном объеме, у работников не формируются права на социальные выплаты, включая пенсии. В результате неуплата или неполная уплата страховых взносов отразится на размере пенсии или пособия. Органами Фонда социальной защиты населения, на которые указом от 16 января 2009 года № 40 возложен контроль за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании, к субъектам хозяйствования принимаются все меры ответственности за неуплату или неполную уплату страховых взносов, установленные законодательством.
На сайте Фонда есть раздел "Должники", где размещается информация о плательщиках, имеющих задолженность по платежам в Фонд. Это сделано для того, чтобы информация была доступна людям, чтобы привлечь внимание к данной теме.
Работники тоже должны интересоваться тем, как наниматели выполняют свои обязательства. Получить необходимые данные о состоянии расчетов по платежам в Фонд можно в бухгалтерии по месту работы. К сожалению, мало кто интересуется этим вопросом до тех пор, пока не приходит время оформлять пенсию. Следует знать, что на каждое застрахованное лицо Фондом открыт и ведется индивидуальный лицевой счет, где содержатся данные о приеме на работу и увольнении, суммах выплат (дохода), учитываемых при назначении пенсии, и страховых взносов, а также сведения о периодах неуплаты страховых взносов. Данные постоянно актуализируются. Любому застрахованному лицу законодательством предоставлено право обратиться в Фонд (в его районный отдел по месту жительства) за получением сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.
Особое внимание следует обратить на организации, находящиеся в стадии ликвидации (банкротства). Задолженность по страховым взносам должна быть погашена до их ликвидации. В противном случае периоды с неуплатой или неполной уплатой не будут учитываться при реализации работниками права на пенсии и пособия.
Чем чаще наши граждане будут пользоваться своим правом на получение информации об уплате за них страховых взносов и ставить вопросы о необходимости их уплаты, тем меньше вопросов и проблем будет возникать при назначении пенсий и пособий.
В нашей стране пенсии и пособия работающим гражданам (в частности, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, в связи с рождением ребенка) выплачиваются за счет средств государственного социального страхования. Эти средства аккумулируются в Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. Источником формирования этих средств являются обязательные страховые взносы, которые уплачиваются работодателями и работниками. Учитывая значимость этих выплат, необходимость их своевременного финансирования, законодательством установлены жесткие правила уплаты обязательных страховых взносов - они должны уплачиваться одновременно с выплатой заработной платы, причем в полном объеме. К плательщикам, нарушающим порядок уплаты страховых взносов, Фондом применяются соответствующие меры ответственности.
Приходится констатировать, что в последнее время отмечается рост просроченной задолженности по платежам в Фонд. По состоянию на 1 июля текущего года задолженность субъектов хозяйствования по платежам в бюджет государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь составляет 0,25% от общей суммы планируемых в 2013 году поступлений обязательный платежей.
В связи с этим необходимо обратить внимание, что в период, когда работодателем взносы не уплачиваются или уплачиваются в неполном объеме, у работников не формируются права на социальные выплаты, включая пенсии. В результате неуплата или неполная уплата страховых взносов отразится на размере пенсии или пособия. Органами Фонда социальной защиты населения, на которые указом от 16 января 2009 года № 40 возложен контроль за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании, к субъектам хозяйствования принимаются все меры ответственности за неуплату или неполную уплату страховых взносов, установленные законодательством.
На сайте Фонда есть раздел "Должники", где размещается информация о плательщиках, имеющих задолженность по платежам в Фонд. Это сделано для того, чтобы информация была доступна людям, чтобы привлечь внимание к данной теме.
Работники тоже должны интересоваться тем, как наниматели выполняют свои обязательства. Получить необходимые данные о состоянии расчетов по платежам в Фонд можно в бухгалтерии по месту работы. К сожалению, мало кто интересуется этим вопросом до тех пор, пока не приходит время оформлять пенсию. Следует знать, что на каждое застрахованное лицо Фондом открыт и ведется индивидуальный лицевой счет, где содержатся данные о приеме на работу и увольнении, суммах выплат (дохода), учитываемых при назначении пенсии, и страховых взносов, а также сведения о периодах неуплаты страховых взносов. Данные постоянно актуализируются. Любому застрахованному лицу законодательством предоставлено право обратиться в Фонд (в его районный отдел по месту жительства) за получением сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.
Особое внимание следует обратить на организации, находящиеся в стадии ликвидации (банкротства). Задолженность по страховым взносам должна быть погашена до их ликвидации. В противном случае периоды с неуплатой или неполной уплатой не будут учитываться при реализации работниками права на пенсии и пособия.
Чем чаще наши граждане будут пользоваться своим правом на получение информации об уплате за них страховых взносов и ставить вопросы о необходимости их уплаты, тем меньше вопросов и проблем будет возникать при назначении пенсий и пособий.
Есть ли данные о том, сколько человек воспользовались возможностью отложенной пенсии? Планируется ли пересматривать ее параметры, чтобы сделать более привлекательной для граждан?
Норма о премиальном увеличении размера пенсии за отложенный выход на пенсию действует в республике еще с сентября 1998 года. С октября 2012 года увеличение за длительную работу без пенсии стало более высоким. Уже более 5 тыс. пенсионеров воспользовались данным вариантом увеличения собственной пенсии. О численности же работников, продолжающих трудиться без получения пенсии, становится известно тогда, когда они обращаются за ее назначением, то есть когда оцениваются их пенсионные права.
Согласитесь, Анна, что в этом вопросе первостепенное значение имеет не количественная составляющая. Государством предоставлена возможность выбора, а как распорядиться предоставленной возможностью - решать самому человеку.
Согласитесь, Анна, что в этом вопросе первостепенное значение имеет не количественная составляющая. Государством предоставлена возможность выбора, а как распорядиться предоставленной возможностью - решать самому человеку.
Каковы, на Ваш взгляд, перспективы государственного социального заказа в Беларуси?
Перспективы развития социального заказа в республике очевидны. Это качественно новый этап развития оказания социальных услуг. Новой редакцией Закона Республики Беларусь "О социальном обслуживании" предусмотрена возможность реализации государственного социального заказа, в рамках которого будет возможно субсидирование из средств местных бюджетов деятельности негосударственных некоммерческих организаций по оказанию социальных услуг и реализации социальных проектов.
Для внедрения данной новации необходимо определенное время как местным исполнительным и распорядительным органам для выявления проблем, решение которых требуется в первоочередном порядке, так и общественным объединениям - для оценки собственных возможностей и готовности работать в новых условиях.
На данном этапе в рамках проекта, реализуемого при поддержке Министерства труда и социальной защиты Белорусским обществом Красного Креста, в Гродно на практике отрабатывается механизм государственного социального заказа.
Для внедрения данной новации необходимо определенное время как местным исполнительным и распорядительным органам для выявления проблем, решение которых требуется в первоочередном порядке, так и общественным объединениям - для оценки собственных возможностей и готовности работать в новых условиях.
На данном этапе в рамках проекта, реализуемого при поддержке Министерства труда и социальной защиты Белорусским обществом Красного Креста, в Гродно на практике отрабатывается механизм государственного социального заказа.