ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 22 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность 0°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Фокин Алексей, Минск
С какой целью принимается новый закон "Об аудиторской деятельности"? Какие изменения ожидают законодательство об аудите? Изменится ли характер аудиторской деятельности?
Принятие нового закона продиктовано необходимостью формирования надлежащей правовой базы, регулирующей отношения в сфере аудиторской деятельности. Расширение международных экономических связей, углубление интеграционных процессов обусловило необходимость гармонизации национального законодательства с международными требованиями, а также повышения эффективности и качества аудита. В этой связи был разработан и в мае 2012 года принят в первом чтении проект новой редакции закона "Об аудиторской деятельности", предусматривающий ряд концептуальных изменений.

Во-первых, изменен порядок государственного регулирования аудиторской деятельности. В условиях отмены лицензирования аудиторам предоставлен более свободный доступ на рынок аудиторских услуг. Аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели смогут осуществлять аудиторскую деятельность сразу после государственной регистрации при соблюдении минимальных требований, определенных законопроектом. В частности, при наличии двухлетнего стража работы в аудите (для руководителя аудиторской организации и аудитора - индивидуального предпринимателя), а также наличии не менее пяти аудиторов в штате аудиторской организации.

Увеличение минимальной численности штатных аудиторов в аудиторских организациях с трех до пяти человек обеспечит более высокий профессиональный уровень при проведении проверок, поскольку крупные аудиторские организации имеют возможность учитывать индивидуальные профессиональные качества каждого аудитора, их специализацию по отдельным вопросам, обеспечивая при этом должный уровень внутреннего контроля качества оказываемых услуг. Это, в свою очередь, будет способствовать повышению качества аудита.

Во-вторых, сокращен объем обязательного аудита. Законопроект содержит перечень организаций, подлежащих обязательному ежегодному аудиту. В него включены организации, финансовая информация о деятельности которых представляет интерес для широкого круга пользователей (открытые акционерные общества, банки, небанковские кредитно-финансовые организации, биржи, страховые организации и др.), а также предприятия, деятельность которых представляет особый интерес для государства и находится под его контролем (резиденты Парка высоких технологий, профессиональные участники рынка ценных бумаг). Такой подход является стандартным во всем мире.

Обязательному аудиту будут также подлежать организации, превысившие установленный в размере 5 млн. евро критерий объема выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий отчетный год.

В-третьих, предусмотрен аудит отчетности, составленной по МСФО. Законопроектом установлено, что предметом аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности может являться не только отчетность, составленная в соответствии с требованиями национального законодательства, но и отчетность, составленная в соответствии с требованиями МСФО. При этом у организаций, для которых законодательно установлена обязанность составления отчетности в соответствии с МСФО, она подлежит обязательному аудиту. Это нововведение крайне важно, поскольку для привлечения иностранных инвестиций, а также выхода белорусских предприятий на первичный публичный выпуск акций необходимо обеспечить прозрачность, надежность, понятность и достоверность финансовой отчетности для потенциальных инвесторов.

При этом для уменьшения затрат организаций предусмотрена норма, освобождающая их от проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с требованиями национального законодательства, если у них за аналогичный отчетный период проведен аудит отчетности, составленной в соответствии с МСФО. Кроме того, в целях повышения качества аудита и усиления ответственности за его результаты законопроектом предусмотрено, что обязательный аудит годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, могут проводить только аудиторские организации, имеющие в штате не менее двух аудиторов с квалификацией, гарантирующей знания МСФО и МСА.

Еще одно новшество заключается в том, что в проекте нового закона основные понятия аудиторской деятельности приведены в соответствие с международными стандартами аудита (МСА). В законопроекте уточнено содержание понятий "аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности", "аудиторская деятельность" и др.

Понятие аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности определено как аудиторская услуга по независимой оценке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения аудиторского мнения о ее достоверности. При этом предметом такого аудита может являться не только отчетность, составленная в соответствии с требованиями национального законодательства, но и составленная в соответствии с МСФО или законодательством других государств.

Аудиторская деятельность определена как предпринимательская деятельность по оказанию аудиторских услуг, которые включают в себя проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности; осуществление обзоров финансовой информации; выполнение специальных аудиторских заданий; оказание сопутствующих аудиту услуг, таких как компиляция финансовой информации и выполнение согласованных аудиторских процедур.

Фокин Алексей, Минск
Какие профессиональные услуги, в соответствии с проектом нового закона "Об аудиторской деятельности", вправе оказывать аудиторские организации и аудиторы – ИП?
Помимо осуществления аудиторской деятельности, аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели смогут также оказывать профессиональные услуги.

Это, в частности, ведение бухгалтерского и иного учета, составление бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности, в том числе в соответствии с МСФО, законодательством других государств, составление налоговых деклараций (расчетов); постановка и восстановление бухгалтерского и иного учета; анализ хозяйственной деятельности организации, оценка предпринимательских рисков, финансовое планирование; разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов; оценка стоимости объектов гражданских прав; консультационные услуги; автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий и ряд других.

Как показывает состояние рынка аудиторских услуг, в последние годы не только в Беларуси, но и в мировой практике оказание профессиональных услуг является преобладающим направлением в деятельности аудиторских фирм. Профессиональные услуги не относятся к аудиторским и должны оказываться с соблюдением предъявляемых к ним требований законодательства.

При этом в законопроекте сохранена норма, запрещающая аудиторам заниматься иными видами предпринимательства, кроме аудиторской деятельности и оказания профессиональных услуг.
Логвин Андрей
Какова результативность аудиторских проверок? Существует ли в Беларуси рейтинг аудиторов и аудиторских организаций?
В настоящее время в Беларуси действует более 140 аудиторских организаций различной формы собственности. По итогам 2012 года аудиторские организации оказали 9,6 тыс. аудиторских услуг на сумму Br168 млрд., в том числе 4,9 тыс. услуг по проведению обязательного аудита на сумму Br93 млрд. По сравнению с 2011 годом объем оказанных аудиторскими организациями услуг, в том числе обязательных, в денежном выражении вырос в 2 раза.

В 2012 году по результатам аудиторских проверок установлены нарушения в ведении бухгалтерского учета или составлении бухгалтерской отчетности у 3033 аудируемых лиц. У 2134 аудируемых лиц установлены нарушения в исчислении налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, повлекшие недоплату в бюджет Br40 млрд., что на Br13 млрд. больше, чем в 2011 году.

Рейтинг аудиторских организаций республики ежегодно размещается на официальном сайте Министерства финансов. Информация приводится по отдельным показателям деятельности, таким как выручка от оказания аудиторских услуг, количество клиентов, численность работников, имеющих квалификационный аттестат аудитора. Несмотря на то, что участие в рейтинге носит добровольный характер, его популярность растет из года в год. В настоящее время в рейтинге участвует 30 организаций. Впервые свои данные по итогам 2012 года представили 7 аудиторских организаций.
Левкевич Екатерина
При Минфине создан и работает методологический совет по аудиторской деятельности. Расскажите о работе этого совета. Кто в него входит, какие документы принимаются?
Методологический совет по аудиторской деятельности Министерства финансов Республики Беларусь является совещательным, консультативным органом, участвующим в общественных обсуждениях проектов нормативных правовых актов. Положение о методологическом совете и его персональный состав утверждается Министерством финансов.

Состав совета формируется из числа представителей государственных органов, учреждений высшего образования, общественных и государственных объединений, аудиторских объединений, аудиторских организаций, а также аудиторов – индивидуальных предпринимателей и аудиторов.

Проекты нормативных правовых актов по аудиторской деятельности рассматриваются членами совета с целью максимального учета интересов и мнений всего профессионального сообщества и поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах, а также выработки единой позиции по существенным и спорным вопросам. После обсуждения положений соответствующего проекта, в случае наличия замечаний и предложений, они дорабатываются и утверждаются Министерством финансов, затем подвергаются правовой экспертизе и регистрации в Национальном центре правовой информации.

Ларичев Николай
Насколько активно присутствуют иностранные аудиторские организации в Беларуси? Какова политика государства в этом вопросе?
На рынке аудиторских услуг республики представлены в полном составе организации "большой четверки" (ИООО "Эрнст энд Янг", ИП "Делойт и Туш", ООО "КПМГ", ЧУП "ПрайсвотерхаусКуперс Эшуранс"), а также ряд организаций международных аудиторских сетей (ЧУП "БДО", ООО "ФБК-Бел", ООО "Грант Торнтон Силар", ООО "Бейкер Тилли Ревера" и др.).

Коммерческие организации с иностранными инвестициями работают на рынке аудиторских услуг на равных правах с белорусскими юридическими лицами, то есть проводят аудит и оказывают сопутствующие аудиту услуги в соответствии с белорусским законодательством.
Жуковская Инга
В проекте закона об аудиторской деятельности исчезло упоминание о таких видах аудита, как аудит правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета; целевого использования кредитов и инвестиций; финансового состояния эмитента ценных бумаг; формирования уставного фонда, происхождения денежных средств учредителей (участников) организации, вносимых в ее уставный фонд и пр. С какой целью внесены изменения?
В законопроекте указано, что аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели могут оказывать такие аудиторские услуги, как проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности; осуществление обзоров финансовой информации; выполнение специальных аудиторских заданий; сопутствующие аудиту услуги, установленные национальными правилами аудиторской деятельности.

В частности, в отдельную категорию выведен аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, под которым понимается независимая оценка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в том числе составленной в соответствии с МСФО, в целях выражения аудиторского мнения о ее достоверности.

Перечисленные в действующей редакции закона виды аудита включены в специальные аудиторские задания. Поскольку перечень таких аудитов намного шире представленных в действующем законе, а развитие экономических отношений и соответствующее совершенствование норм законодательства постоянно требует внесения в него корректировок, в ходе подготовки проекта новой редакции закона было принято решение о нецелесообразности размещения перечня в тексте закона. Отдельные виды аудита могут устанавливаться на уровне законодательства, регулирующего как аудиторскую, так и иные виды деятельности.

Рудая Надежда
Чем обусловлено повышение объема выручки до 5 млн. евро, при достижении которого необходимо проводить обязательный аудит отчетности для иных организаций?
Для организаций, подлежащих обязательному аудиту по критерию выручки, пороговое значение этого критерия в проекте новой редакции закона увеличено с 600 тыс. евро до 5 млн. евро. При определении величины критерия были приняты во внимание данные статистической отчетности о показателях деятельности организаций республики, законодательство стран ближнего и дальнего зарубежья, рекомендации Всемирного банка и Международного валютного фонда по программе оценки финансового сектора в Беларуси.

Основным международным подходом при определении величины критерия выручки является освобождение от обязательного аудита субъектов малого и среднего бизнеса, чтобы стимулировать их развитие. Кроме того, практика показала, что аудиторские организации и аудируемые лица были перегружены обязательным аудитом, что не способствовало повышению качества аудиторских проверок.

С вступлением в силу нового закона число организаций, подлежащих обязательному аудиту, сократится до 950-970.
Потехин Алексей
Поскольку новый закон об аудиторской деятельности должен вступить в силу с 1 января 2014 года, следует ли применять критерий в 5 млн. евро в отношении проведения в 2014 году обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2013 год? С какого момента будут действовать новые параметры выручки для проведения обязательного аудита?
Проектом новой редакции закона определено, что он вступит в силу с 1 января 2014 года, при этом требования статьи, регулирующей вопросы обязательного аудита, будут применяться уже в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2013 год. В этой связи проведение обязательного аудита будет необходимо в случае достижения по итогам 2012 года показателя выручки 5 млн. евро.
Жуковская Инга
Какие права предоставлены аудиторским объединениям? Какова роль аудиторских объединений в регулировании аудита?
В Беларуси в настоящее время на рынке аудиторских услуг созданы и осуществляют свою деятельность два общественных объединения: Ассоциация аудиторских организаций и Ассоциация профессиональных аудиторов.

Проект новой редакции закона "Об аудиторской деятельности" предусматривает предоставление аудиторским объединениям права представлять интересы своих членов в государственных, общественных и международных организациях; устанавливать обязательные для соблюдения своими членами внутренние правила аудиторской деятельности, утверждать кодекс профессиональной этики аудиторов; вносить в Министерство финансов предложения о совершенствовании законодательства в области аудиторской деятельности; осуществлять внешний контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов - индивидуальных предпринимателей, являющихся членами аудиторского объединения, и др.

В дальнейшем, при условии создания в Беларуси системы саморегулирования, саморегулируемым организациям аудиторов могут быть переданы отдельные полномочия в сфере регулирования аудиторской деятельности. Наличие саморегулируемых организаций в аудиторской деятельности является распространенной международной практикой. В республике в настоящее время ведется работа по созданию соответствующей нормативной базы.
Левкевич Екатерина
Как белорусское аудиторское сообщество взаимодействует с международными организациями, занимающимися вопросами аудиторской деятельности?
Министерство финансов Беларуси представляет интересы республики в международных организациях по вопросам аудиторской деятельности.

Всемирный банк в тесном сотрудничестве с Министерством финансов при участии различных заинтересованных сторон, начиная с 2009 года, проводит диагностический обзор системы бухгалтерского учета и аудита. На основе его результатов составляется доклад о соблюдении в республике стандартов и кодексов в бухгалтерском учете и аудите, в котором отражается оценка законодательства по бухгалтерскому учету и аудиту, профессионального образования и обучения, деятельности профессиональных общественных объединений, а также содержатся рекомендации по развитию бухгалтерского учета и аудита.

В 2012 году представители Министерства финансов по приглашению Всемирного банка приняли участие в обсуждении промежуточных итогов и перспектив осуществления реформ в области финансовой отчетности и аудита в европейских странах на международной конференции "Повышение конкурентоспособности и финансовой стабильности на пути к Европе: достижения и возможности". В ходе конференции также были обсуждены с представителями Центра по реформе финансовой отчетности Всемирного банка аспекты практического применения рекомендаций, изложенных в очередном докладе ВБ о соблюдении стандартов и кодексов в области бухгалтерского учета и аудита в Беларуси.

В рамках Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию представители Минфина приняли участие в пленарных заседаниях, дискуссиях и семинарах по вопросам повышения качества финансовой отчетности и аудита, применения международных стандартов финансовой отчетности и международных стандартов аудита в национальных законодательствах.

По результатам IX заседания Координационного совета по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете СНГ принято решение продолжить практику информационного обмена о совершенствовании национальных систем регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности, внедрении в государствах – участниках Содружества международных стандартов финансовой отчетности и международных стандартов аудита. В целом необходимо констатировать прогресс, достигнутый государствами СНГ в создании национальных систем и институтов регулирования и развития аудиторской деятельности, гармонизации национального законодательства. Созданные в странах СНГ системы в целом сопоставимы с международной практикой.
Логвин Андрей
В ст. 3 проекта закона "Об аудиторской деятельности" приведены основные принципы аудиторской деятельности. Расскажите, пожалуйста, об этих принципах поподробнее.
В проекте новой редакции закона впервые продекларированы и определены основные принципы осуществления аудиторской деятельности: независимость, конфиденциальность, профессиональная компетентность, профессиональное поведение. Это, по сути, этические нормы, которыми должен руководствоваться аудитор при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Профессия аудитора является общественно значимой, что подразумевает признание своей ответственности перед обществом. Обязанности аудитора заключаются не только в удовлетворении потребностей отдельной аудируемой организации или работодателя. Кредиторы, инвесторы, правительство, а также другие заинтересованные лица полагаются на объективность и честность аудиторов при выражении ими профессионального мнения по поставленным вопросам и предоставлении компетентных рекомендаций по различным аспектам финансового учета и отчетности, финансового менеджмента, права и налогообложения.

При оказании профессиональных услуг аудитор также должен быть независимым от аудируемого лица, государственных органов и других заинтересованных лиц. Кроме того, у аудитора должна отсутствовать финансовая, имущественная, родственная или какая-либо иная заинтересованность, которая может повлиять на независимость профессионального суждения.

Руководствуясь принципами профессиональной компетентности и профессионального поведения, аудитор обязан обладать необходимой профессиональной квалификацией, позволяющей ему оказывать качественные аудиторские услуги, соблюдать приоритет общественных интересов, общих норм морали, быть непредвзятым и беспристрастным при формировании выводов.

Принцип конфиденциальности подразумевает нераспространение информации и получаемых или составляемых в ходе оказания аудиторских услуг документов, а также неразглашение содержащихся в этих документах сведений без согласия заказчика этих услуг.

Николаев Максим
В новой редакции закона аудиторские организации, аудиторы - индивидуальные предприниматели обязаны до начала осуществления аудиторской деятельности уведомить Министерство финансов в письменной или электронной форме. С какой целью и в каком порядке будет реализована данная норма?
Проектом новой редакции закона "Об аудиторской деятельности" предусмотрено, что аудиторские организации, аудиторы - индивидуальные предприниматели до начала осуществления ими аудиторской деятельности обязаны уведомить Министерство финансов в письменной или электронной форме о соответствии установленным законом требованиям, дающим им право на осуществление такой деятельности. Для руководителя аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя это, в частности, обязательное наличие двухлетней практики оказания аудиторских услуг, а для аудиторской организации - сформированный штат аудиторов (не менее пяти).

Это нововведение обусловлено необходимостью ведения учета аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей, осуществляющих аудиторскую деятельность в республике.

Порядок предоставления такой информации будет определен соответствующим актом законодательства.

Больше результатов
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси