Вопросы конференции
Уважаемый Сергей Александрович! Являясь деканом факультета переподготовки и повышения квалификации, при оказании образовательных услуг иностранным гражданам столкнулась с проблемой отсутствия соответствующих бланков документов об образовании (повышении квалификации).
Отдел повышения квалификации и переподготовки кадров Министерства образования на ваш вопрос об отсутствии бланков документов об образовании (повышении квалификации) для иностранных граждан сообщает следующее. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь №195 от 27 июля 2011 г. "О документах об образовании, приложениях к ним, золотой, серебряной медалях и документах об обучении" (в приложении к нему 44) предусмотрен бланк повышения квалификации для иностранных граждан на английском языке. На других языках бланки документов не предусмотрены ввиду отсутствия практики повышения квалификации иностранных граждан. Бланки документов об образовании и документов об обучении можно приобрести в Республиканском унитарном предприятии "Белорусское торговое объединение "Глобус" по телефону в Минске: 8 (0172) 2756031.
Здравствуйте. Скажите пожалуйста, будет ли отработка после вуза (ВГАВМ) пять лет? Правда ли, что студенты, окончившие ссуз, и если поступать в вуз (НИСПО) на платное обучение, обязаны сначала выплатить деньги колледжу, в котором учились, либо идти отрабатывать по месту распределения. Если это так, может ли быть другой выход, например, отработать колледжу два года после окончания учебы в вузе, или еще какие-то варианты? Спасибо.
Сроки обязательной работы установлены Кодексом Республики Беларусь об образовании (статьи 83, 84) и составляют один или два года в зависимости от уровня (ступени) образования. Срок обязательной работы при направлении на работу для выпускников, получивших высшее образование I ступени на условиях целевой подготовки, устанавливается не менее пяти лет, для выпускников, получивших среднее специальное образование на условиях целевой подготовки, - не менее трех лет, для выпускников, получивших профессионально-техническое образование на условиях целевой подготовки, - не менее двух лет. Выпускники, получившие среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств бюджета, подлежат распределению (п. 2 ст. 83 Кодекса Республики Беларусь об образовании). В случае неотработки установленного срока обязательной работы (2 года) выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения, обязаны возместить средства, затраченные государством на их подготовку (п.1 ст.88 Кодекса). Освобождаются от срока обязательной работы по распределению (от возмещения средств в бюджет) выпускники учреждений среднего специального образования, которые в год получения среднего специального образования поступили в учреждение высшего образования Республики Беларусь (любого профиля образования) в дневной форме получения образования за счет средств бюджета и закончили учреждение высшего образования. Выпускники учреждений среднего специального образования, поступившие на обучение на платной основе в учреждения высшего образования, обязаны возместить средства, затраченные государством на их подготовку в учреждении среднего специального образования. В настоящее время проводится мониторинг Кодекса, в рамках которого будут приняты предложения и замечания государственных органов управления и, по возможности, учтены при внесении изменений.
Уважаемый г-н министр! В этом году уже 10 учреждений образования Беларуси будут обучать учащихся по специальности "водитель-международник". Министерство образования в содружестве с Ассоциацией "БАМАП" проделало поистине гигантскую работу по решению проблемы кадров для отечественных международных автомобильных перевозок - сферы, занимающейся экспортом транспортных услуг. Вопрос: какими должны быть следующие шаги Минобразования и Ассоциации "БАМАП" в совершенствовании учебного процесса, формировании материально-технической и методической базы, подготовки квалифицированных преподавателей и т.д. Спасибо!
В подготовке водителей-международников в учреждениях
профессионально-технического образования сделаны только первые шаги и
работа по совершенствованию этого вида деятельности будет продолжена.
Прежде всего Министерство образования совместно с
Министерством транспорта и коммуникаций, Ассоциацией "БАМАП", ЧУП
"Учебный центр повышения квалификации руководящих работников и
специалистов "БАМАП-ВЕДЫ" продолжит работу по повышению квалификации
педагогических работников, осуществляющих обучение
водителей-международников. Уже в начале нового учебного года для них
предусмотрена целевая стажировка с использованием базы сервисных
станций МАЗ, "Ман", "Вольво". Планируется, что такое обучение, а также
стажировка педагогических работников в организациях-заказчиках кадров
будет проводиться регулярно.
Важным направлением является также создание современной материально-технической базы и условий для производственного обучения учащихся. На сегодняшний день учреждения образования в целом обеспечены необходимой учебной литературой. Однако узлы и механизмы современных автомобилей, оборудование для диагностики и обслуживания магистральных автомобилей имеются далеко не во всех учреждениях образования. Решать этот вопрос предусматривается не только за счет бюджетного финансирования, но и за счет заинтересованных в подготовке водителей-международников организаций. В настоящее время совместно с БАМАП уже прорабатываются вопросы по приобретению современного автомобильного тренажера для учреждения образования "Минский государственный профессионально-технический колледж монтажных и подъемно-транспортных работ", оснащению других учреждений образования.
Кроме того, совместные усилия будут направлены на создание необходимых условий для практического обучения учащихся непосредственно в организациях-заказчиках кадров. Особое внимание будет уделяться обновлению содержания обучения по специализации "водитель автомобиля (международные перевозки)" и квалификации "слесарь по ремонту автомобилей": квалификационных требований, учебных программ. К этой работе планируется активнее привлекать базовые организации. Для реализации указанных и других направлений по совершенствованию образовательного процесса при подготовке водителей-международников в учреждениях профессионально-технического образования в ближайшее время с участием всех заинтересованных сторон будет разработан новый план совместных мероприятий.
Важным направлением является также создание современной материально-технической базы и условий для производственного обучения учащихся. На сегодняшний день учреждения образования в целом обеспечены необходимой учебной литературой. Однако узлы и механизмы современных автомобилей, оборудование для диагностики и обслуживания магистральных автомобилей имеются далеко не во всех учреждениях образования. Решать этот вопрос предусматривается не только за счет бюджетного финансирования, но и за счет заинтересованных в подготовке водителей-международников организаций. В настоящее время совместно с БАМАП уже прорабатываются вопросы по приобретению современного автомобильного тренажера для учреждения образования "Минский государственный профессионально-технический колледж монтажных и подъемно-транспортных работ", оснащению других учреждений образования.
Кроме того, совместные усилия будут направлены на создание необходимых условий для практического обучения учащихся непосредственно в организациях-заказчиках кадров. Особое внимание будет уделяться обновлению содержания обучения по специализации "водитель автомобиля (международные перевозки)" и квалификации "слесарь по ремонту автомобилей": квалификационных требований, учебных программ. К этой работе планируется активнее привлекать базовые организации. Для реализации указанных и других направлений по совершенствованию образовательного процесса при подготовке водителей-международников в учреждениях профессионально-технического образования в ближайшее время с участием всех заинтересованных сторон будет разработан новый план совместных мероприятий.
Уважаемый господин министр, я являюсь студентом 5-го курса филологического факультета Брестского государственного университета имени А.С.Пушкина. В начале учебы мне сказали, что я, как иностранный студент, после окончания учебы (5 лет) получу диплом и звание магистра. Недавно я узнал, что титул магистра получу только тогда, когда еще буду один год обучаться. Поскольку я проходил и подготовительный курс в БрГУ, мне кажется, что семь лет, чтобы получить магистра - это очень долго. У нас в Словацкой Республике студенты получают титул магистра сразу после окончания учебы в университете (5 лет). Я люблю вашу страну, для меня Беларусь - вторая Родина, уважаю все то, что делает ваша страна для студентов и остальных жителей страны. Уважаемый господин министр, хочу вас попросить, я думаю, что и за остальных иностранных студентов, чтобы вы предложили вашему парламенту такой закон, чтобы студенты, как иностранные, так и белорусские, получали титул магистра сразу после окончания учебы в университете (5 лет), как в остальных странах Европы. С уважением, Иво Гопта.
В соответствии со статьей 202 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс) высшее образование подразделяется на две ступени. На I ступени высшего образования обеспечивается подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, с присвоением квалификации специалиста с высшим образованием. Высшее образование I ступени дает право на продолжение образования на II ступени высшего образования и на трудоустройство по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации. На II ступени высшего образования (магистратура) обеспечиваются углубленная подготовка специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени магистра. Высшее образование II ступени дает право на продолжение образования на уровне послевузовского образования (аспирантуре) и на трудоустройство по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации. Срок получения высшего образования I ступени в дневной форме получения образования составляет от четырех до пяти лет. Срок получения высшего образования II ступени составляет от одного года до двух лет (ст.206 Кодекса). С 2012/2013 учебного года будут сокращены сроки получения образования на 0,5-1,5 года в учреждениях высшего образования по 62% специальностей (237 из 400). При этом сроки обучения по медицинским и наиболее сложным техническим специальностям сокращаться не будут.
В 2011 году ввели Кодекс об образовании, согласно ему выпускники государственных бюджетных ссузов, колледжей и ПТУ обязаны поступать только на дневное бюджетное отделение, а при поступлении на платное выплачивать деньги за обучение. За три года - около 20 миллионов рублей своему учебному заведению, при этом одновременно платя за обучение в вузе. Не считаете ли вы это введение абсурдным и совершенно необдуманным? Что касается льгот сельским гражданам, статистика же отчетливо дает понять, что это, по меньшей мере, не дает шанса людям, реально желающим учиться, когда разница в баллах ЦТ около 100, а берут человека из села, который при этом через полгода вылетает, планируется ли отмена сельских льгот? Каково ваше отношение к сиротским льготам? Ведь дети-сироты зачастую не имеют полноценных возможностей для учебы, тем более платного обучения, а говорили об отмене льгот сиротам. Не считаете ли вы такое решение жестоким?
Порядок распределения и трудоустройства установлен статьей 83 Кодекса Республики Беларусь об образовании для уровней основного образования: профессионально-технического, среднего специального, высшего I ступени, высшего II ступени. Поступление выпускника на каждый из более высоких уровней сопровождается одинаковыми нормативными требованиями к обязательному сроку отработки. Единый государственный подход позволяет одновременно учитывать потребности отраслей экономики и регулировать расход бюджетных средств, выделяемых на образование. Выпускник, получивший образование за счет средств бюджета, обязан отработать срок обязательной работы по распределению. Выпускники, не отработавшие установленный срок обязательной работы, обязаны возместить средства, затраченные государством на их подготовку.
Правилами приема в средние специальные учебные заведения (далее - ссузы), утвержденными Указом Президента Беларуси об образовании от 07.02.2006 №80 (далее - Правила), утвержден порядок зачисления выпускников сельских учреждений образования. В настоящее время вопрос о выделении квоты при поступлении выпускникам сельских учреждений образования активно обсуждается. Правилами установлен перечень лиц, имеющих право на льготы при поступлении в ссузы. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на поступление в ссузы вне конкурса. Отмена указанной льготы при поступлении в ссузы не предусматривается.
Ранее много говорилось о том, что из вступительной кампании уберут льготы. Моему сыну в 2013 году нужно будет поступить в вуз. В связи с этим возникает резонный вопрос - произойдут ли изменения и если да, то какие?
Государственной комиссией по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в учреждениях высшего и среднего специального образования, созданной главой государства, будут подведены итоги вступительной кампании 2012 года и выработаны предложения, направленные на совершенствование Правил приема. Мы думаем, что в ноябре-декабре будут приняты Правила приема в новой редакции, которые предусматривают отмену льгот для ряда абитуриентов, отмену сельского и городского конкурса и другие изменения. В случае принятия Правил приема в новой редакции, подробная информация с комментариями и пояснениями об изменениях и дополнениях сразу же появится в прессе. Поэтому смотрите телевизор, читайте прессу. Советую в обязательном порядке посетить "Дни открытых дверей" в вузе, куда собирается поступать ваш сын. Там вам также предоставят полную информацию о поступлении.
Несколько лет назад, когда Беларусь начинала работать с Венесуэлой, Александр Радьков говорил, что Беларуси очень нужны специалисты-инженеры со знанием испанского языка. А сейчас готовят ли таких инженеров и куда их распределяют? Сергей Александрович, а если я знаю английский, то в следующем году на какую инженерную специальность вы мне можете посоветовать поступать, чтобы я мог поработать потом несколько лет за рубежом на белорусских стройках?
Сегодня в строительной сфере в Республике Беларусь нужны и строители, и инженеры. Хорошие перспективы есть для сотрудничества в строительной отрасли и за рубежом. Например, в Эквадоре сейчас дефицит в 1 млн. квартир. Знание иностранного языка является немаловажным фактором для работы за рубежом на белорусских стройках. По специальностям профиля "архитектура и строительство" готовят специалистов в Белорусском национальном техническом университете, Брестском государственном техническом университете и др. А выбор необходимо сделать вам самому.
Поступил в этом году в минский вуз на платное отделение, а после подписания договора выяснил, что в соседнем вузе мог бы поступить на точно такую же специальность, но только на бюджет. Так где справедливость? Почему в одном вузе недобор будет на бюджет, а я буду платить? Когда будет введена автоматизированная система зачисления, о которой так долго говорят?
Никита, для вас и всех абитуриентов уже многие годы осуществляется информирование о ходе приема документов. Информация обновляется каждый день в период подачи документов не реже одного раза в 3 (три) часа работы приемной комиссии (9.00, 12.00, 15.00, 18.00) и доступна всем на интернет-ресурсе. Вам необходимо было следить за информацией, соотнося свои желания и возможности (по сумме набранных баллов), и тогда вы могли бы оказаться в соседнем вузе и обучаться за счет средств бюджета. Что касается введения автоматизированной системы зачисления, то Министерство образования над этим вопросам работает. В этом году БГУИР проводил апробацию системы в рамках своего вуза и предоставлял возможность абитуриентам сделать выбор пяти специальностей. Думаем, что в следующем году мы расширим перечень вузов с использованием автоматизированной системы зачисления.
Помог ли в нынешнем году барьер в семь баллов на ЦТ - пришли ли в вузы самые умные? И соответственно, сам вопрос - а нужны ли в ПТУ и ссузах те, кто получил меньше семи? Ведь это просто недоучки какие-то. Кто ж потом будет на заводах работать? Я считаю, что в профтехсистеме также нужно вводить ограничения, а не брать всех подряд - тогда престиж рабочей профессии вырастет.
Установленный Министерством образования в 2012 году порог тестового балла позволил при поступлении в учреждения высшего образования произвести отсев абитуриентов с крайне низким уровнем подготовки, а также "случайных" абитуриентов, которые пытались угадывать ответы на задания централизованного тестирования. Как показывает практика, эта категория абитуриентов в предыдущие годы отчислялась из высших учебных заведений уже после первой сессии, так как уровень их общеобразовательной подготовки не позволял им продолжить получение образования на высшей ступени.
В общей сложности в 2012 году нижний порог не преодолели 4603 абитуриента по государственным языкам (3,34% общего числа участников) и 13531 абитуриент (5,57%) по профильным учебным предметам. Введение нижнего порога тестового балла, начиная с которого отметка вступительного испытания считается положительной, безусловно, окажет положительное влияние на качественный состав будущих студентов-первокурсников и предоставит возможность высшим учебным заведениям произвести зачисление только абитуриентов, обладающих тем минимумом знаний, который позволит им продолжить обучение. Вместе с тем считаю, что многие из абитуриентов, не дотянувшие до нужного порога, вполне спокойно могут освоить программы профессионально-технического образования.
Проводил ли кто-нибудь исследование, что дают ребенку так называемые факультативные занятия? А то создается впечатление, что некоторые, добросовестные учителя просто превратили их в дополнительные уроки по своим предметам, а другие - гоняют халяву и рассказывают о том, что дети не хотят ходить?! Кстати, такой же вопрос по шестому школьному дню: у нас, например, большая часть детей сидит спокойно дома, так зачем гонять в школы учителей? Пусть тоже дома посидят, хоть собственных детей повоспитывают.
По результатам мониторинга, проведенного Национальным институтом
образования, факультативные занятия способствуют: повышению качества
образования по учебным предметам (отметили 86% учащихся IX, XI классов,
85% родителей учащихся, 92% педагогов); обеспечению качественной
подготовки к поступлению в ссузы и вузы (67% девятиклассников, 62%
одиннадцатиклассников, 57% родителей учащихся, 57% педагогов);
овладению учащимися общеучебными умениями и навыками (66% учащихся IX,
XI классов, 68% родителей учащихся, 90% педагогов); обеспечению
профессионального самоопределения учащихся (55% девятиклассников, 49%
одиннадцатиклассников, примерно 50% родителей учащихся, 45% педагогов);
развитию творческих, интеллектуальных и других способностей учащихся
(61% девятиклассников, 66% одиннадцатиклассников, 65% родителей
учащихся, 85% педагогов). Следует отметить, что в республике созданы
условия для организации как школьных, так и межшкольных факультативов.
Эта форма работы воспринята всеми участниками образовательного процесса
как прогрессивная.
Охват учащихся факультативными занятиями составляет около 70%, что свидетельствует о заинтересованности учащихся в повышении своего образовательного уровня. В целях удовлетворения образовательных запросов учащихся осуществляется перераспределение часов факультативных занятий между ступенями общего среднего образования и параллельными классами, организуются межшкольные факультативные занятия.
Для организации факультативных занятий по всем предметам учебного плана разработано и издано более 200 пособий, представляющих собой учебно-методические комплексы, которые включают учебную программу факультативных занятий, дидактические материалы (пособие) для учащихся, методические рекомендации (пособие) для учителей. Улучшению качества организации факультативных занятий способствует последовательная методическая работа с педагогами.
Все педагогические коллективы сегодня понимают необходимость и значимость организации шестого школьного дня. Приоритетными направлениями воспитательной работы в шестой школьный день являются: физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая, гражданско-патриотическая и туристско-краеведческая работа, развитие художественного творчества учащихся, воспитание культуры семейных отношений, обеспечение занятости подростков с девиантным поведением. Является позитивным и тот факт, что шестой школьный день используется в общеобразовательных учреждениях для организации работы с родителями учащихся.
Шестой школьный день не имеет обязательного характера привлечения всех учащихся в школу. Директивные методы управления в этом случае ведут к перегибам. В некоторых учреждениях образования детей обязывают приходить в школу на мероприятие даже при отсутствии заинтересованности у самого ученика и его родителей. Педагогическим коллективам необходимо шире использовать современные педагогические подходы и методики организации шестого школьного дня, опираясь на достижения науки и практики, творческие инициативы учащихся, родителей, педагогов, потенциал социокультурной среды.
Охват учащихся факультативными занятиями составляет около 70%, что свидетельствует о заинтересованности учащихся в повышении своего образовательного уровня. В целях удовлетворения образовательных запросов учащихся осуществляется перераспределение часов факультативных занятий между ступенями общего среднего образования и параллельными классами, организуются межшкольные факультативные занятия.
Для организации факультативных занятий по всем предметам учебного плана разработано и издано более 200 пособий, представляющих собой учебно-методические комплексы, которые включают учебную программу факультативных занятий, дидактические материалы (пособие) для учащихся, методические рекомендации (пособие) для учителей. Улучшению качества организации факультативных занятий способствует последовательная методическая работа с педагогами.
Все педагогические коллективы сегодня понимают необходимость и значимость организации шестого школьного дня. Приоритетными направлениями воспитательной работы в шестой школьный день являются: физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая, гражданско-патриотическая и туристско-краеведческая работа, развитие художественного творчества учащихся, воспитание культуры семейных отношений, обеспечение занятости подростков с девиантным поведением. Является позитивным и тот факт, что шестой школьный день используется в общеобразовательных учреждениях для организации работы с родителями учащихся.
Шестой школьный день не имеет обязательного характера привлечения всех учащихся в школу. Директивные методы управления в этом случае ведут к перегибам. В некоторых учреждениях образования детей обязывают приходить в школу на мероприятие даже при отсутствии заинтересованности у самого ученика и его родителей. Педагогическим коллективам необходимо шире использовать современные педагогические подходы и методики организации шестого школьного дня, опираясь на достижения науки и практики, творческие инициативы учащихся, родителей, педагогов, потенциал социокультурной среды.
Поступил на первый курс. Общежитие мне не светит. Есть ли в министерстве или других структурах контора, отдел, который помогает студентам искать жилье?
Не всем желающим хватает мест в общежитии, поэтому в вузах если студента не заселили в общежитие, то найти квартиру или комнату по приемлемой цене можно в базе данных, которую собирает управление (отдел) по воспитательной работе с молодежью или профком студентов. Так, в БГУ достаточно ввести номер студенческого билета на сайте университета - и пожалуйста, конкретные адреса квартир и комнат. Звони, смотри и заселяйся. Таким способом из кармана студента не улетает сумма на услуги агентств. Такие "копилки" адресов комнат и квартир для своих учащихся имеют БГПУ имени М. Танка, БГУИР, БГМУ, БАТУ и другие вузы. Жилые помещения в общежитии учреждений образования предоставляются вне очереди состоящим на учете желающих получить жилое помещение в общежитии обучающимся: имеющим право на внеочередное получение жилых помещений социального пользования; заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, детям-инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий; постоянно (преимущественно) проживающим на территории радиоактивного загрязнения. Первоочередное право на получение жилого помещения в общежитии учреждений образования имеют: молодые семьи; инвалиды с детства.
В связи с тем, что в Беларуси не хватает рабочих, предлагаю сделать все высшее образование платным. Может быть, тогда студенты станут более серьезно относиться к выбору будущей специальности, а не поступать "куда попаду"?
Нельзя смешивать государственную политику в сфере высшего образования с
безответственным отношением отдельных молодых людей к выбору будущей
специальности. Выбирая будущую профессию, молодые люди должны помнить,
что они начинают проживать свою жизнь, а не чужую. Выпускникам
общеобразовательных учреждений необходимо учитывать свои
интеллектуальные возможности, состояние здоровья, изучать потребности
рынка труда. Сделать все высшее образование платным не позволит нам
право каждого гражданина на образование, закрепленное Конституцией
Республики Беларусь. Равный доступ к получению высшего образования
достигается возможностью обучаться за счет средств республиканского
бюджета. В вузах нашей страны за счет республиканского бюджета в 2011
году обучались более 112 тыс. человек, выпуск составил 21 тыс. человек.
Никто не скрывает, что учиться на уровне высшего образования сложно. В
прошлом году из государственных учреждений высшего образования по
причине неуспеваемости выбыли около 16 тыс. человек (15956).
Министерство образования ежегодно анализирует перспективную потребность в кадрах отраслей экономики и социальной сферы, на основании которой с учетом приоритетных направлений их развития и складывающейся демографической ситуации формируются контрольные цифры приема в государственные УВО на дневную форму получения образования за счет средств республиканского бюджета. Для более полного обеспечения кадровой потребности регионов по ряду специальностей осуществляться целевая подготовка специалистов.
В отраслях экономики и социальной сферы Беларуси занято около 1 млн. работников с высшим образованием, или 25% работающего населения. При этом число работников с высшим образованием в общем количестве работающих составляет в области управления и информационно-вычислительного обслуживания свыше 70%, науки и научного обслуживания - около 65%, образования - свыше 50%, промышленности и строительства - по 18,5%.
Важнейшими направлениями развития высшего образования является первоочередное обеспечение кадрами наукоемких, экспортоориентированных и импортозамещающих производств, а также открытие подготовки по новым перспективным и востребованным специальностям для отраслей, относящихся к V и VI технологическим укладам (микроэлектронная промышленность, вычислительная техника, программное обеспечение, биотехнологии, наноматериалы и нанотехнологии, космическая техника).
Доля специалистов с высшим инженерно-техническим образованием в выпуске государственных учреждений высшего образования (УВО) к 2015 году достигнет 30%, что соответствует показателям структуры профессионального образования европейских государств.
Министерство образования ежегодно анализирует перспективную потребность в кадрах отраслей экономики и социальной сферы, на основании которой с учетом приоритетных направлений их развития и складывающейся демографической ситуации формируются контрольные цифры приема в государственные УВО на дневную форму получения образования за счет средств республиканского бюджета. Для более полного обеспечения кадровой потребности регионов по ряду специальностей осуществляться целевая подготовка специалистов.
В отраслях экономики и социальной сферы Беларуси занято около 1 млн. работников с высшим образованием, или 25% работающего населения. При этом число работников с высшим образованием в общем количестве работающих составляет в области управления и информационно-вычислительного обслуживания свыше 70%, науки и научного обслуживания - около 65%, образования - свыше 50%, промышленности и строительства - по 18,5%.
Важнейшими направлениями развития высшего образования является первоочередное обеспечение кадрами наукоемких, экспортоориентированных и импортозамещающих производств, а также открытие подготовки по новым перспективным и востребованным специальностям для отраслей, относящихся к V и VI технологическим укладам (микроэлектронная промышленность, вычислительная техника, программное обеспечение, биотехнологии, наноматериалы и нанотехнологии, космическая техника).
Доля специалистов с высшим инженерно-техническим образованием в выпуске государственных учреждений высшего образования (УВО) к 2015 году достигнет 30%, что соответствует показателям структуры профессионального образования европейских государств.