ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 23 декабря 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -1°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Людмила Зарубина
Чем закончился эксперимент с планшетами и нетбуками? Будет ли внедрена эта форма обучения во всех учебных заведениях страны?

В 2011/2012 учебном году на базе пяти учреждений общего среднего образования реализован экспериментальный проект "Апробация модели обучения с использованием индивидуальных электронных устройств в учреждениях образования". Общее руководство экспериментальной деятельностью осуществляло научно-методическое учреждение "Национальный институт образования". В настоящее время результаты экспериментальной апробации индивидуальных электронных устройств обобщены и систематизированы. Итоги эксперимента свидетельствуют о поддержке участниками образовательного процесса данной модели обучения в практике работы учреждений общего среднего образования.

В целях определения эффективности освоения учащимися предметного содержания и выработки методических рекомендаций по внедрению данной модели в образовательный процесс в текущем учебном году экспериментальный проект будет продолжен и расширен. При наличии соответствующей материальной базы, квалификации педагогических работников, изучения отношения участников образовательного процесса к использованию индивидуальных электронных устройств в образовательном процессе учреждения общего среднего образования могут подключаться к данному эксперименту.

Борис Мелешко
Что такое подушевое финансирование школ? И в чем состоит этот эксперимент?

С 1 января 2013 года в Беларуси планируется провести экспериментальный проект, связанный с разработкой и апробацией новой системы финансирования учреждений общего среднего образования. В рамках эксперимента будут разработаны новые подходы к финансированию учреждений общего среднего образования (на основании норматива бюджетной обеспеченности на обучение и воспитание одного учащегося); создание единого фонда стимулирования труда педагогов в размере 30% планового фонда заработной платы; возможность установления размера надбавки конкретному работнику в размере 100% от оклада; распределение фонда стимулирования труда на основании критериев и показателей. Кроме того, руководителям учреждений будет дано право использовать на стимулирование труда педагогических работников экономию по всем статьям расходов, образовавшуюся по итогам финансового года, а также экономию по фонду заработной платы в случае оптимизации численности работников. Эксперимент приведет к расширению самостоятельности учреждений образования в расходовании сэкономленных бюджетных средств, повышение уровня оплаты труда педагогических работников.

В ходе эксперимента, участие в котором будут принимать 17 учреждений образования (по 4 - в Гомельской и Гродненской областях, 9 в Минске), предполагается изучить, насколько эффективно переход на новую систему финансирования способствует: повышению качества обучения и воспитания учащихся, стимулированию профессионального развития педагогических работников; повышению удовлетворенности участников образовательного процесса его результатами (повышение зарплаты педагогов, отсутствие жалоб родителей, педагогических работников); оптимизации управления деятельностью учреждения общего среднего образования (в рамках предоставления самостоятельности в расходовании бюджетных средств).

Руководитель учреждения образования в рамках предоставленной свободы по распоряжению бюджетными средствами будет отвечать за качество оказанных услуг и нести ответственность за эффективность расходования бюджетных средств.

Норматив бюджетной обеспеченности расходов на обучение и воспитание в расчете на одного обучающегося представляет собой минимальный объем бюджетных средств, необходимых для обеспечения обучения и воспитания учащихся учреждений общего среднего образования (средних школ и гимназий), расположенных в городской местности. В состав норматива включаются расходы на заработную плату рабочих и служащих; начисления на заработную плату (обязательные страховые взносы в государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения, страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательные страховые взносы на профессиональное пенсионное страхование); приобретение предметов снабжения и расходных материалов (за исключением продуктов питания); командировки и служебные разъезды; оплату услуг связи; текущий ремонт оборудования и инвентаря; прочие текущие расходы, трансферты населению.

В норматив не включаются расходы, связанные с приобретением оборудования и других основных средств; текущим и капитальным ремонтом зданий и сооружений; оплатой коммунальных услуг; транспортных услуг; питанием учащихся. Внедрение нормативного финансирования предполагается проводить поэтапно с учетом особенностей учреждений образования и без снижения фактически сложившегося уровня их финансирования.

Надежда Бурлыко
В этом учебном году выпускники впервые будут сдавать устный обязательный экзамен по иностранному языку. Известен ли уже формат его проведения? Знают ли о нем дети и педагоги?

Еще в 2009 году главой государства перед системой образования страны была поставлена цель - активизировать всю работу от школы до вуза, направленную на достижение выпускниками школ уровня свободного владения разговорным иностранным языком. В ноябре того же года мы впервые рассказали общественности о планах по проведению в 2012/2013 учебном году выпускного экзамена по иностранному языку.

Конечно же, подготовка к проведению такого испытания началась заранее. Так, с 1 сентября 2010 года количество часов, отведенное на изучение иностранного языка, было увеличено на один час. А с 2010/2011 учебного года все классы были разделены на 3 группы - не менее 6 и не более 10 учащихся. Причем, деление проводилось вне зависимости от наполняемости класса.

Подготовлены образцы экзаменационных билетов и методические рекомендации по организации выпускного экзамена, которые публиковались в научно-методическом предметном журнале “Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь”. Минским государственным лингвистическим университетом подготовлены к изданию сборники материалов для подготовки к выпускному экзамену, которые включают звуковое приложение.

Откорректировано содержание системы повышения квалификации учителей иностранного языка: введен практический языковой модуль, организуются мастер-классы, выступления авторов национальных учебно-методических комплексов, выездные курсы и семинары. Полагаю, что выпускной экзамен по иностранному языку, наряду с другими принимаемыми мерами, будет содействовать достижению выпускниками школ уровня свободного владения разговорным иностранным языком.

Ю.Гриненко
Как вы относитесь к безоценочному обучению в начальной школе? Практика показывает, что дети все равно хотят оценку, и учителя неофициально ставят младшим школьникам отметки, поскольку они стимулируют ребенка?

Время покажет. Еще на следующий учебный год продлим этот эксперимент. Итоги проанализируем внимательно и примем окончательное решение. С моей точки зрения, правильно, когда оценивают все-таки качественно ответы ребенка, его знания. Он все равно привыкает к этому, ему хочется, чтобы ему поставили оценку.

Собственно говоря, мы не первые ввели безоценочное обучение. Этот подход заимствован из мировой практики. Есть на сей счет четкие обоснования ученых, что это грамотно, правильно.

Роман Нехаенко
Могут ли меня (перешел в 8 класс) выгнать из школы за то, что пришел на занятия в джинсах, рубашке и пиджаке? Ведь строгий стиль будет соблюден (джинсы черные), или все равно нужно влазить в колкие и противные брюки?

Многие решения регулируются внутренними нормативными документами учреждения образования, которые согласовываются с попечительским советом, с родительским комитетом и другими органами самоуправления школы. Поэтому, если в учреждении образования такое решение принято, все должны понимать, что это закон жизни этого учреждения. Дело каждого - наилучшим образом следовать этому. Можно вносить предложения, чтобы скорректировать. Но формирование такого корпоративного духа, корпоративной культуры - это очень важный элемент учебно-воспитательного процесса.

Выгнать из школы, конечно, не могут. Но, тем не менее, в джинсах, которые человек хочет носить, в этой ситуации он будет чувствовать себя белой вороной.

Марина Старовойтова
В прошлом году была проблема с учебниками - объясню, в чем дело: для подготовки к поступлению (мы были в 10-м классе) хотели купить учебники по некоторым предметам в магазине. Однако просто купить их было практически невозможно - экземпляров не было в наличии. Почему у нас нет такой возможности, почему издательства печатают так мало экземпляров для продажи?

В данном случае издательства сами определяют, сколько им печатать учебников сверх обязательного заказа, потому что в этом случае они рискуют. Если учебники будут не востребованы, издательства понесут убытки. Безусловно, мы должны более четко прогнозировать ситуацию, чтобы удовлетворить потребность в учебниках. В связи с этим мы сформулируем задачу, проведем опрос и изучим проблемы, заранее соберем заказы. Сегодня это несложно сделать с помощью электронной почты, можно даже организовать электронную торговлю учебниками. Если описанный Мариной случай не единичный, то хочется сказать ей спасибо за поднятую тему. Обязательно скорректируем работу в этом направлении.

Милена Шегелевич
В последнее время белорусские СМИ активно рекламируют такую услугу, как репетиторство, многие газеты репетиторов даже делают блогерами, комментаторами и т.д. Сергей Александрович, как вы считаете, можно ли доверять мнению репетиторов, когда они говорят, что система образования в Беларуси никудышная, или они это говорят для собственной рекламы, мол, "без нашей помощи никто не поступит"?

К репетиторам у меня отношение очень прагматичное. Раз такая услуга востребована, она обязательно будет. Она востребована, но это не говорит о том, что в школе недодают знания, а потому что количества мест, за которые борются поступающие, меньше, чем количества желающих, и естественно каждому хочется подготовиться. Это как подготовка к Олимпийским играм, хочется обойти другого. Именно этим вызвано желание и стремление иметь репетиторов. Понятна в этой ситуации активность репетиторов, ведь это внимание к их востребованности и значимости. К сожалению, не обходится и без каких-то высказываний, которые унижают работу своих же коллег, учителей, что они никуда не годны и система не та. Встречаются и такие ситуации, к сожалению. Но могу сказать, что на самом деле мы вправе давать объективную оценку, и это будет высокая оценка нашей системе образования, наши ребята конкурентоспособны и результаты на международных олимпиадах достойные. В этом году они будут выше, чем в предыдущие годы. В ближайшее время подведут итоги, закончатся олимпиады по всем предметам. У нас медали по физике, высокие показатели в информатике, математике, впервые в химии. Так что жалоб на систему - никаких, есть серьезные ресурсы для того, чтобы получить качественное образование.

Очень показательный пример: те, кто получил на тестировании максимальный балл, услугами репетиторов не пользовались. Более того, исследования, которые провела одна из газет, показывает, что с помощью репетиторов настроиться на максимальный балл очень непросто, так как чтобы получить действительно максимальный балл, надо быть очень компетентным, грамотным, сосредоточенным и уверенным. Только в том случае, если есть такой запас прочности, знания и интеллект, можно рассчитывать на максимальный результат. Максимальные баллы показали ребята из гимназий и лицея БГУ.

Валентина Миронович
Мой сын учится в шестом классе. Сегодня ходили по магазинам и увидели странные книги - "Решаем задачи по физике для 6 класса", то же самое по всем остальным предметам. Это что же такое? Покупаешь такую книгу и в школу можно не ходить? Зачем это выпускать? Чтобы наши дети совсем перестали самостоятельно мыслить? Кто ж не захочет купить такую литературу?

От того, что мы скажем: "Не стоит выпускать эти книги", ничего не поменяется. Это востребованная услуга. Сегодня в Интернете можно найти решение любой задачи. Нужно по-другому формулировать задачу для ученика и настраивать его родителям и учителям. Ученик не должен искать готовый ответ, нужно обязательно разобраться в решении. Если человек не будет задавать вопрос: "Почему так решается?", то он никогда не станет специалистом.

Есть конкретные примеры с централизованного тестирования. Там примитивные вопросы, но сформулировано так, что надо чуть-чуть соображать. По некоторым таким вопросам до 50% выбирают неправильные ответы. Это потому, что они все время ищут шаблон, а нужно пытаться осмыслить. Родители должны давать установку, что нужно не просто воспроизвести, а именно научиться думать.

Гордеев Вячеслав Васильевич
Уважаемый Сергей Александрович! У моего ребенка сколиоз 2-й степени. Набор ежедневных учебников в 10-м классе весьма велик и тяжел. Я имею возможность приобрести для своего ребенка электронную книгу (Pocketbook 912 PRO - это ридер, созданный специально для учащихся и студентов). Но есть одна проблема - нет учебников в электронном виде. Расскажите: где, как и когда можно приобрести данные книги?
Если речь идет о том, чтобы человек полностью отказался от книг и пользовался только планшетом, то на данный момент изучается, в какой степени можно это обеспечить. Причем с точки зрения такого подхода к образовательной деятельности, который бы не оказывал вредное воздействие на здоровье. Возможность пользоваться ридерами существует, электронные версии учебников есть. Можно обратиться в Национальный институт образования, где проконсультируют по этому вопросу. Существует также вопрос сохранения авторского права, но при покупке будет даваться вариант электронного учебника, который не копируется. Поэтому никакой проблемы я здесь не вижу.
Павел Портинович
Как вы считаете, правильно ли, что школы вынуждены брать в 10-11-й класс абсолютно всех? В том числе и тех детей, которые едва справляются со школьной программой, а в это время профтехучилища стоят недоукомплектованные?
После 9-го класса 65% детей идут в 10-й класс, остальные 35% после базовой школы идут в ПТУ и ссузы. В этом году тех, кто предпочел второй путь больше - примерно на 5%. Я считаю, эти ребята поступили правильно. Хотелось бы, чтобы в 10-11-х классах были те, кто нацелен на продолжение учебы в вузе, уровень компетентности, мотивация должны быть соответствующими. В связи с этим будем уровень требований в 10-11-х классах повышать. Родители и дети должны знать, что там будут серьезно спрашивать, чтобы все-таки решение принимали в 9-м классе.

Соотношение 65% и 35% между теми, кто пошел в 10-й и поступившими в ПТУ, ссузы, - близкое к оптимальному. Никаких ограничений для поступления в 10-й класс вводить не планируется. Будем просто вести разъяснительную работу. Для молодежи рационально идти после базовой школы за получением профессии. Одновременно получаешь и общее среднее образование. Плюс стипендия. Это во всех отношениях выгодное решение, если достаточного потенциала для дальнейшей учебы в вузе нет, или просто есть сомнения.
Марина Кириченко
В нынешнем году частный институт "Энвила" не набирал студентов. Планируется ли в следующем и далее закрывать частные вузы? Говорят, что детей становится все меньше. Значит ли это, что студентов хватит только на государственные вузы? А что же будут делать ПТУ и ссузы?
Я думаю, надо будет корректировать контрольные цифры приема на бюджет. Демографическая ситуация такова, что количество выпускников школ уменьшается. Скажем, еще в 2010 году у нас было 87 тыс. выпускников, в 2011-м - 75 тыс., а в этом году школу закончили 64 тыс. человек. В течение этого времени, как и последние лет 15, прием на бюджет остается в районе 24 тыс., то есть остается одинаковым при таком значительном уменьшении количества выпускников. В следующем учебном году их будет 60 тыс., дальше - 54 тыс. В этой ситуации мы будем, безусловно, ориентироваться на потребности экономики, социальной сферы в кадрах с высшим образованием. Если не будет потребности, чтобы поддерживать такое большое количество бюджетных мест в вузах, то, думаю, можно будет уменьшить набор.

В этом случае количество тех, кто пожелает поступать на платной основе будет, по крайней мере, балансировать с нынешними показателями. Тогда вузы частной формы собственности смогут конкурировать с государственными за этих абитуриентов. Никаких специальных мер по отношению к частным вузам никто принимать не будет. Если они смогут продемонстрировать свои преимущества для молодых людей, значит, будут развиваться.

Но, безусловно, в силу того, что количество абитуриентов будет уменьшаться, проблема с комплектованием вузов в целом будет обостряться, и в частных вузах в особенности. Поэтому мы и ссузы, и вузы, и ПТУ мотивируем, чтобы они развивали другие виды деятельности. Ссузы и ПТУ, например, - на то, чтобы оказывали другие виды услуг, наряду с вузами занимались развитием экспорта образовательных услуг. Здесь у нас есть еще немало резервов, чтобы быть конкурентоспособными за рубежом. А вузам надо осваивать англоязычные программы, надо идти в те регионы, где есть потребность в образовательных услугах.
Андрей
Введут ли в белорусских школах третий урок физкультуры?
Мы уже рассматривали этот вопрос на коллегии, я думаю, это надо делать. Третий урок физкультуры должен быть игровым - для разгрузки, оздоровления
Больше результатов
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси