Вопросы конференции
Почему введен барьер в семь баллов? Не мало ли это для абитуриента, рассчитывающего быть студентом?
С целью исключения возможности участия в конкурсе абитуриентов, имеющих низкий уровень подготовки, установлено нижнее значение тестового балла, начиная с которого отметка при поступлении в вуз будет признаваться удовлетворительной - 7 баллов.
Положительное значение тестового балла определялось с учетом анализа результатов централизованного тестирования за последние три года: процента выполнения заданий в тестах и уровня сложности заданий согласно спецификациям по учебным предметам, в соответствии с которыми были составлены тестовые задания. Таким образом, у абитуриентов, имеющих в сертификатах ЦТ 1-6 баллов, документы в вузы приниматься не будут. Традиционно на централизованном тестировании 10-12% абитуриентов набирают меньше семи баллов.
Кстати, Министерство образования ввело непроходные (неудовлетворительные) баллы за каждое испытание централизованного тестирования. Но это действует только при поступлении в вузы. Мы планируем, что такие абитуриенты смогут поступать в учреждения среднего специального или профессионально-технического образования.
Положительное значение тестового балла определялось с учетом анализа результатов централизованного тестирования за последние три года: процента выполнения заданий в тестах и уровня сложности заданий согласно спецификациям по учебным предметам, в соответствии с которыми были составлены тестовые задания. Таким образом, у абитуриентов, имеющих в сертификатах ЦТ 1-6 баллов, документы в вузы приниматься не будут. Традиционно на централизованном тестировании 10-12% абитуриентов набирают меньше семи баллов.
Кстати, Министерство образования ввело непроходные (неудовлетворительные) баллы за каждое испытание централизованного тестирования. Но это действует только при поступлении в вузы. Мы планируем, что такие абитуриенты смогут поступать в учреждения среднего специального или профессионально-технического образования.
Многие считают, что тестирование формирует "неговорящих" выпускников. Каково ваше мнение?
Очень часто народ отождествляет ЦТ и ЕГЭ, а это в корне неправильное суждение. ЕГЭ - это форма итоговой аттестации, результаты которой используются при поступлении в вуз. Такой подход ближе к заявительному принципу западноевропейской системы образования - в вуз зачисляют без экзаменов на основании баллов в школьном аттестате. В системе ЦТ обычные выпускные экзамены в школе не принимаются во внимание. ЦТ - это форма вступительного испытания, которая позволяет составить рейтинг абитуриентов. Задача централизованного тестирования - определить одного выпускника школы относительно другого и предоставить этот рейтинг приемным комиссиям. В этом году в Беларуси 141 тыс. абитуриентов. Выслушать всех на устных экзаменах просто невозможно. Наиболее объективной формой проверки знания в таком случае является ЦТ.
Вот уже несколько лет подряд почти треть испытуемых по некоторым предметам набирают минимальные баллы, в результате в вузы идут несильные абитуриенты. Почему? Тесты такие сложные?
Соглашусь, что абитуриенты показывают относительно низкий результат. Но этому есть и объективные объяснения. Во-первых, многие автоматически стобалльную шкалу переводят в десятибалльную. Условно говоря, 18 баллов по тесту превращаются в "двойку". Но это не одно и тоже. Стобалльная шкала - шкала технологическая, определяющая место абитуриента в рейтинговом списке.
Второй момент - неоднородный состав участников ЦТ. Более половины из них - выпускники этого учебного года, они, как правило, имеют более высокие результаты, чем те, кто выпускался в предыдущие годы. В свою очередь в этом, более сильном составе есть абитуриенты с разным уровнем подготовки. Выпускники школ объективно имеют более высокий уровень подготовки по общеобразовательным предметам по сравнению с теми, кто изучал их в ПТУ или в вечерней школе, где в программе на это заложено не более 60% времени, а основной упор сделан на получение специальности. Мы в свою очередь стараемся подбирать наши задания с расчетом на среднестатистического абитуриента. Но даже при таких условиях задания для некоторых категорий выпускников будут несколько сложнее.
Кроме того, ЦТ как форма вступительных испытаний привлекает большое количество абитуриентов, которые хотят просто попробовать свои силы. При другой ситуации они даже не пытались бы поступать, а теперь они тоже принимают участие. Некоторые приходят, заполняют форму регистрации, просматривают вопросы и, поняв, что не справятся, просто уходят. Результаты таких участников ЦТ также сказываются на общем среднем балле.
Второй момент - неоднородный состав участников ЦТ. Более половины из них - выпускники этого учебного года, они, как правило, имеют более высокие результаты, чем те, кто выпускался в предыдущие годы. В свою очередь в этом, более сильном составе есть абитуриенты с разным уровнем подготовки. Выпускники школ объективно имеют более высокий уровень подготовки по общеобразовательным предметам по сравнению с теми, кто изучал их в ПТУ или в вечерней школе, где в программе на это заложено не более 60% времени, а основной упор сделан на получение специальности. Мы в свою очередь стараемся подбирать наши задания с расчетом на среднестатистического абитуриента. Но даже при таких условиях задания для некоторых категорий выпускников будут несколько сложнее.
Кроме того, ЦТ как форма вступительных испытаний привлекает большое количество абитуриентов, которые хотят просто попробовать свои силы. При другой ситуации они даже не пытались бы поступать, а теперь они тоже принимают участие. Некоторые приходят, заполняют форму регистрации, просматривают вопросы и, поняв, что не справятся, просто уходят. Результаты таких участников ЦТ также сказываются на общем среднем балле.
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, при значительном несоответствии результата теста у конкретного абитуриента с его оценкой по предмету в аттестате, отвечают ли за это школы, учителя?
Во-первых, качество работы учителя определяет целый ряд нормативных документов. Во-вторых, безусловно, любой учитель заинтересован в том, чтобы больше его учеников поступило, это его престиж, а значит, уважение в комиссии со стороны руководства управления образования министерства.
Нельзя учителя обвинять в этом. Вот, к примеру, когда падает количество выпускников, все равно наблюдается конкурс на отдельные специальности, как факультет международных отношений, который и в Советские времена считался одним из самых престижных. И если ученик туда не поступает, это не значит, что в данном случае надо винить именно учителя. Я не вижу прямой зависимости и связей.
С другой стороны хочу сказать, мы знаем примеры, когда у отдельных учителей ученики не только поступают, но и результаты у них более 90 баллов. Связь в этом есть, но чтобы привлекать к ответственности учителей, в этом необходимости я не вижу. Нет юридических оснований, и нецелесообразно таким образом ставить зависимость.
Нельзя учителя обвинять в этом. Вот, к примеру, когда падает количество выпускников, все равно наблюдается конкурс на отдельные специальности, как факультет международных отношений, который и в Советские времена считался одним из самых престижных. И если ученик туда не поступает, это не значит, что в данном случае надо винить именно учителя. Я не вижу прямой зависимости и связей.
С другой стороны хочу сказать, мы знаем примеры, когда у отдельных учителей ученики не только поступают, но и результаты у них более 90 баллов. Связь в этом есть, но чтобы привлекать к ответственности учителей, в этом необходимости я не вижу. Нет юридических оснований, и нецелесообразно таким образом ставить зависимость.
Можно ли зарегистрироваться на резервный день сейчас? Был утерян паспорт и нашелся только вчера.
Резервный день предусмотрен для тех, кто зарегистрировался на основной, но по уважительной причине не смог принять участие. Тогда он регистрируется. В нормативных документах сознательно не определяется перечень уважительных причин, потому что процесс можно начать и не закончить. Уважительной причиной может быть и опоздание по вине плохой работы транспорта при предоставлении соответствующего документа. Не может быть уважительной причиной защита дипломного проекта, как пишут выпускники ссузов. Неоднократно отправлялись письма директорам колледжей, чтобы защита дипломных работ для тех ребят, которые собираются продолжить обучение в вузах, не совпадала по времени со вступительными экзаменами. Отправлять сотни людей по такой причине на резервный день не имеет смысла.
Планирует ли РИКЗ выдавать абитуриентам вместе с сертификатом ЦТ задания по тестированию, чтобы человек реально мог видеть, на какие вопросы он ответил правильно, а на какие нет?
В этом нет необходимости. Мы издаем сборники не раньше проведения в резервный день. В резервный день предлагаются тестовые задания. Они идентичны тем, которые выдаются в основное время. Многие спрашивают: почему абитуриентам не выдают после репетиционного тестирования на руки те тесты, которые они выполняли, чтобы была возможность порешать сложные задания дома. Отвечу, что в соответствие с договором РИКЗа и ответственными организаторами тестовые задания являются нашей собственностью, в калькуляцию стоимости этой услуги задание не входит, чтобы дарить его абитуриенту. Никакой необходимости нет. Все задания взяты из сборников, учебников. Репетиционное тестирование - это не средство подготовки обучения, это средство диагностики.
Абитуриенты (сегодняшние студенты) утверждают, что задания централизованного тестирования по математике и физике из года в год становятся все легче и легче. Так ли это на самом деле?
Легче или сложнее - это субъективная оценка. Тому, кто хорошо знает материал, конечно, будет легче, а тому, кто отвечает в пределах 10-12 баллов, - тяжело. Я уже говорил, что мы стараемся анализировать результаты репетиционного тестирования, которое используем как пробное. То есть мы смотрим, в каких разделах допущено больше ошибок. Это говорит о том, что материал усвоен плохо. Значит, когда данные вопросы будут на централизованном тестировании, то это может привести даже к нулям. То есть дифференцирующая способность этих заданий будет низкой. Исходя из этого, мы стараемся вносить коррективы. Да, возможно, есть некая динамика к упрощению. Она существует, что связано с общим низким уровнем подготовки по отдельным предметам.
Могут ли мои родители забрать сертификаты, если я уезжаю на соревнования?
Могут, но необходимо написание доверенность, и она должна быть заверена нотариусом.
Почему при поступлении на заочное сокращенное после колледжа нужно сдавать ЦТ по школьным предметам, а не экзамен или ЦТ по специальности, полученной в колледже?
Для того, чтобы определить уровень знаний выпускника колледжа, нельзя создавать ему особые условия для поступления. Он должен быть на равных условиях со всеми участниками ЦТ - выпускниками ПТУ, общеобразовательных школ. Иначе мы не сможем ранжировать всех объективно.
В старших классах нас не учат, а "натаскивают" на тесты. У меня, например, три репетитора. В школу ходил последний год только тогда, когда нужно было написать контрольную. Правильно ли это?
Я считаю, что это неправильно. Я хочу сказать, что мы проводим три этапа централизованного тестирования, это, прежде всего, средство диагностики. Например, ученик на первом этапе получил по электромагнитным колебаниям в физике ноль баллов, он понимает, что в этом направлении у него пробел. Он может с учителем, отцом или самостоятельно устранить его и проверить себя во время второго и третьего этапов. И мы видим, что благодаря этому наблюдается положительная динамика у абсолютного большинства, когда на третьем этапе средний балл выше, чем это было на первом этапе. Второе - это технологический аспект. Если ребенок не пойдет на репетиционное тестирование, то он не будет даже понимать, как отменять неправильный ответ, он зачеркнет его и еще больше усугубит свое положение вместо того, чтобы ниже в клеточках поставить, допустим, вместо А-3 А-4. Также хочу подчеркнуть, что сборники тестов не могут заменить учебник. Это плохо, если учитель на уроке открывает сборник тестов, тем более, что там нет хронологической последовательности тем, как в учебнике.
Почему РИКЗ в день проведения централизованного тестирования по тому или иному предмету не отдает задания ЦТ членам Госкомиссии по контролю за ходом вступительных испытаний или в Министерство образования? Ведь в таких случаях РИКЗ застраховывает себя от высказываний, что институт после централизованного тестирования занимается исправлением ошибок.
Для начала отмечу, что все абитуриенты обязаны сдать после тестирования бланки ответов и заданий. Хочу подчеркнуть, что тестовые задания - это не бумага для черновых записей. Для черновых записей абитуриентам предоставляется то количество бумаги, которое необходимо. Все эти листы возвращаются в институт, где хранятся до 31 декабря. Это делается для того, чтобы можно было использовать их в случае возникновения спорных ситуаций - где-то что-то не пропечаталось и т.д. То есть можно к нам обратиться, мы поднимем, поможем. Представьте, что же будет, если мы все эти бумаги - тысяч 95 - отправим в министерство.
После 31 декабря все это уничтожается - и невостребованные сертификаты, и бланки ответов, у нас остается только электронный вариант - имеется банк данных с 2002 года.
После 31 декабря все это уничтожается - и невостребованные сертификаты, и бланки ответов, у нас остается только электронный вариант - имеется банк данных с 2002 года.
Слышала, что апелляцию на результаты ЦТ подать нельзя. Так, может, после сдачи ЦТ стоит на сайте РИКЗ выложить правильные ответы на тесты, чтобы каждый мог точно знать, где он ошибся, и не сомневаться в правильности оценки? А то на запрос результата высвечиваются только + и -, а точных правильных ответов нет.
Я начну со второй части вопроса. К сожалению, его автор не обратил внимание на то, что второе предложение давно реализовано. Как только заканчивается последнее тестирование, до окончания срока приема документов в вуз в печати публикуются все 10 вариантов по 14 предметам с ключами, с методикой расчета и с коэффициентами. У абитуриента есть возможность проверить свой вариант, ответы на вопросы, тем более что у него есть сертификат. Что касается первой части вопроса, то, например, абитуриент считает, что из предложенных вариантов нет правильного ответа. Он может сказать, что в таком-то задании нет правильного ответа или, по его мнению, вопрос составлен некорректно. Все присутствующие организаторы в аудитории обязаны внести это в протокол. Это и есть апелляция. Когда мы получаем бланки ответов, мы в первую очередь внимательно просматриваем протоколы.