Вопросы конференции
Добрый день! В некоторых европейских странах существует институт ассистентов для инвалидов. Что представляет собой эта система поддержки инвалидов и их семей? Предусматривается ли внедрять ее в Беларуси?
Инвалиды I группы и дети-инвалиды в возрасте до 18 лет с третьей и четвертой степенью утраты здоровья ограничены в самостоятельном передвижении, им требуется постоянная помощь других лиц, как медицинская, так и бытовая. Как правило, обязанности по уходу за таким человеком берут на себя члены его семьи, близкие родственники, которые зачастую вынуждены прекращать свою трудовую деятельность. Не секрет, что в некоторых случаях доходы этих семей снижаются, а государство теряет подготовленных трудоспособных специалистов. Поэтому в большинстве зарубежных стран, к примеру в Швеции, Германии, Великобритании, США, Швейцарии, инвалидам предоставляются услуги персонального помощника.
Что касается возможности внедрения данного вида поддержки в нашей стране, то Научно-исследовательским институтом труда Минтруда и соцзащиты в прошлом году были подготовлены соответствующие предложения. В настоящее время этот вопрос находится в стадии проработки. Он требует глубокого и комплексного анализа. Также говорить о круге лиц, которые могут быть персональными помощниками инвалида, и особенностях оплаты их труда пока слишком рано.
Что касается возможности внедрения данного вида поддержки в нашей стране, то Научно-исследовательским институтом труда Минтруда и соцзащиты в прошлом году были подготовлены соответствующие предложения. В настоящее время этот вопрос находится в стадии проработки. Он требует глубокого и комплексного анализа. Также говорить о круге лиц, которые могут быть персональными помощниками инвалида, и особенностях оплаты их труда пока слишком рано.
Почему так медленно развивается институт социальных сиделок в нашей стране? И это притом, что потребность в этих услугах очень велика… Может, дело в высоких тарифах на социальное обслуживание?
В территориальных центрах социального обслуживания населения функционируют, в том числе, отделения срочного социального обслуживания, которые предоставляют нетрудоспособным гражданам различные социальные услуги на дому: разовые платные социально-бытовые услуги; разовые или временные услуги почасового дневного ухода за гражданами, утратившими способность к самообслуживанию; постоянные услуги сиделки нетрудоспособным гражданам, полностью утратившим способность к самообслуживанию и передвижению.
Штатная численность названных отделений в среднем по республике составляет 5 штатных единиц, и создание в них служб сиделок законодательством не предусмотрено. При этом услуги сиделки должны предоставляться гражданам за счет внебюджетных средств, за исключением одиноких нетрудоспособных граждан, полностью утративших способность к самообслуживанию и передвижению, которым такие услуги могут предоставляться по общедоступным ценам (за счет средств местных бюджетов) в соответствии с мероприятиями Комплексной программы развития социального обслуживания на 21011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2010 г. № 1126.
Цены на все социальные услуги устанавливаются облисполкомами и Минским горисполкомом. На 01.01.2012 стоимость услуг сиделки в г. Бресте составляла 4240 руб. в час., а в г. Минске - 5240 руб. в час при оказании услуг в дневное время и 6080 руб. в час в ночное время. Для сравнения: стоимость услуг сиделки, работающей в частных предприятиях, составляет не менее 5 долларов США в час.
По итогам прошедшего года численность сиделок в центрах составляла 102 человека. Их услугами воспользовались 212 граждан (в Брестской области работали 18 сиделок, которые оказали помощь 19 гражданам). В рамках программы по общедоступным ценам услуги сиделок предоставляли 50 работников (в Брестской области – 11), которые оказали помощь 74 гражданам (в Брестской области – 12).
Штатная численность названных отделений в среднем по республике составляет 5 штатных единиц, и создание в них служб сиделок законодательством не предусмотрено. При этом услуги сиделки должны предоставляться гражданам за счет внебюджетных средств, за исключением одиноких нетрудоспособных граждан, полностью утративших способность к самообслуживанию и передвижению, которым такие услуги могут предоставляться по общедоступным ценам (за счет средств местных бюджетов) в соответствии с мероприятиями Комплексной программы развития социального обслуживания на 21011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2010 г. № 1126.
Цены на все социальные услуги устанавливаются облисполкомами и Минским горисполкомом. На 01.01.2012 стоимость услуг сиделки в г. Бресте составляла 4240 руб. в час., а в г. Минске - 5240 руб. в час при оказании услуг в дневное время и 6080 руб. в час в ночное время. Для сравнения: стоимость услуг сиделки, работающей в частных предприятиях, составляет не менее 5 долларов США в час.
По итогам прошедшего года численность сиделок в центрах составляла 102 человека. Их услугами воспользовались 212 граждан (в Брестской области работали 18 сиделок, которые оказали помощь 19 гражданам). В рамках программы по общедоступным ценам услуги сиделок предоставляли 50 работников (в Брестской области – 11), которые оказали помощь 74 гражданам (в Брестской области – 12).
В каких регионах существует служба социального такси? Сколько человек воспользовались их услугами? Почему в некоторых райцентрах автомобили ТЦСОН и управлений по труду, занятости и социальной защите не используются в качестве социального такси?
Примерным положением о центре предусмотрено оказание маломобильным нетрудоспособным гражданам транспортных услуг специальными легковыми автомобилями центров. Создание служб социального такси примерным положением не предусмотрено.
Названными автомобилями центры обеспечиваются за счет средств местных бюджетов в соответствии с табелями положенности, утверждаемыми облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь. На 1 января текущего года в 153 центрах насчитывалось всего 142 специальных легковых автомобиля. При этом более половины из них со сроком эксплуатации более 7 лет.
В соответствии с законодательством такие автомобили могут использоваться для организации деятельности по социальному обслуживанию и для предоставления транспортных услуг маломобильным нетрудоспособным гражданам. Всего по итогам прошедшего года транспортные услуги были предоставлены 31,6 тыс. человек, в том числе в Могилевской области 682 гражданам, а в Брестской - 15,7 тыс. граждан.
В столице по решению Минского горисполкома на базе городских автотранспортных предприятий организовано предоставление транспортных услуг инвалидам I группы и инвалидам-колясочникам автомобилями «Социальная служба». Центрами организована работа по приему заявок и формированию графиков выезда автомобилей.
На сессии Мингорсовета депутатов принято решение об оказании данной услуги бесплатно. По итогам 2011 года выполнено около 30 тыс. заявок, в том числе более 600 групповых.
Решения об организации таких услуг относятся к компетенции местных исполнительных и распорядительных органов.
Названными автомобилями центры обеспечиваются за счет средств местных бюджетов в соответствии с табелями положенности, утверждаемыми облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь. На 1 января текущего года в 153 центрах насчитывалось всего 142 специальных легковых автомобиля. При этом более половины из них со сроком эксплуатации более 7 лет.
В соответствии с законодательством такие автомобили могут использоваться для организации деятельности по социальному обслуживанию и для предоставления транспортных услуг маломобильным нетрудоспособным гражданам. Всего по итогам прошедшего года транспортные услуги были предоставлены 31,6 тыс. человек, в том числе в Могилевской области 682 гражданам, а в Брестской - 15,7 тыс. граждан.
В столице по решению Минского горисполкома на базе городских автотранспортных предприятий организовано предоставление транспортных услуг инвалидам I группы и инвалидам-колясочникам автомобилями «Социальная служба». Центрами организована работа по приему заявок и формированию графиков выезда автомобилей.
На сессии Мингорсовета депутатов принято решение об оказании данной услуги бесплатно. По итогам 2011 года выполнено около 30 тыс. заявок, в том числе более 600 групповых.
Решения об организации таких услуг относятся к компетенции местных исполнительных и распорядительных органов.
Что такое социальный заказ? Как будет работать данный механизм? Какие услуги могли бы предоставляться негосударственными учреждениями или организациями?
С целью совершенствования системы социального обслуживания Министерством труда и социальной защиты подготовлен проект Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социального обслуживания".
Данным законопроектом предложена новая редакция Закона Республики Беларусь "О социальном обслуживании", которым предусматривается введение государственного социального заказа как механизма привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к оказанию социальных услуг и реализации проектов, направленных на создание условий для решения социальных проблем граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В настоящее время законопроект находится в стадии подготовки к первому чтению.
Разработка нормативных правовых актов, направленных на практическую реализацию норм законопроекта, будет осуществляться после его принятия Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Данным законопроектом предложена новая редакция Закона Республики Беларусь "О социальном обслуживании", которым предусматривается введение государственного социального заказа как механизма привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к оказанию социальных услуг и реализации проектов, направленных на создание условий для решения социальных проблем граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В настоящее время законопроект находится в стадии подготовки к первому чтению.
Разработка нормативных правовых актов, направленных на практическую реализацию норм законопроекта, будет осуществляться после его принятия Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Добрый день! Готовится ли законопроект, вносящий изменения в Закон Республики Беларусь от 30 октября 1992 года "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" в части предоставления права на пособие по временной нетрудоспособности лицу, фактически осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в период прохождения курса медицинской реабилитации? Это предусмотрено Национальным планом действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2012-2016 годы.
В настоящее время разрабатывается проект закона, предусматривающий изложение закона "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" в новой редакции. Законопроектом предусматривается предоставление пособия по временной нетрудоспособности лицу, фактически осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, в период прохождения ребенком-инвалидом курса медицинской реабилитации. Проект закона будет внесен на рассмотрение правительства в мае.
Сколько человек получили в прошлом году ГАСП в безналичной форме на оплату жилищно-коммунальных услуг? И какие цифры прогнозируются на этот год? Действительно ли, на ваш взгляд, среди должников ЖКХ малообеспеченных людей ничтожно мало?
Доля средств ежемесячного и единовременного социальных пособий, назначенных в 2011 году, которые были направлены на оплату жилищно-коммунальных услуг, составляет 1,3 процента (1,1 млрд. рублей). Ожидается, что в текущем году сумма таких средств возрастет, поскольку Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 "О государственной адресной социальной помощи" предусмотрено направление сумм ежемесячного и единовременного социальных пособий при наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг не только на их оплату, но и на погашение задолженности по их оплате.
С 1 апреля будет введена новая форма социального пособия (на памперсы), в связи с этим много вопросов. Я инвалид-колясочник 1 гр. Травма позвоночника с нарушением функций тазовых органов. Веду активный образ жизни, работаю, проживаю в маленьком городке. Неужели нужно унижаться до такой степени, чтобы полрайона знали о твоих заболеваниях (ведь все вопросы будут решаться через исполком)? 2) Неужели кому-то нужны все эти чеки, лишние прохождения ВКК - и без этого тяжело - кому это надо? Я как женщина не могу пользоваться этими огромными взрослыми памперсами (их что, до шеи затянуть?), а просто нахожу выход с маленькими детскими - намного гигиеничнее и чаще можно менять. А какие чеки я буду предоставлять, как объяснять, что мне так удобнее? Извините за подробности - наболело. Надо как-то корректировать это решение - чтобы не унижать людей.
Уважаемая Лариса Петровна! Государственная адресная социальная помощь носит заявительный характер, и для ее предоставления необходимо соответствующее обращение с приложением необходимых документов, подтверждающих нуждаемость в конкретном виде адресной помощи. Поэтому для целевого использования средств местных бюджетов на предоставление инвалидам I группы социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников считаем обоснованным предоставление, наряду с другими документами, индивидуальной программы реабилитации инвалида или заключения врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения о нуждаемости в подгузниках и документов, подтверждающих затраты на их приобретение: копия кассового (товарного) чека аптек, юридических лиц независимо от формы собственности, индивидуальных предпринимателей, расположенных на территории Республики Беларусь, с обязательны указанием наименования приобретенного товара. При этом сам инвалид определяет, в каких подгузниках (марка/размер) он нуждается.
Получают ли ветераны "афганцы" социальную пенсию?
Из Вашего вопроса сложно понять, что конкретно Вас интересует. Гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Беларусь, назначаются трудовые либо социальные пенсии. Право на трудовую пенсию (а они подразделяются на пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед Республикой Беларусь) имеют лица, уплачивающие страховые взносы в течение установленного законодательством периода (в зависимости от вида пенсии). Лицам, не имеющим право на трудовую пенсию, назначаются социальные пенсии.
Марина Борисовна, как Вы относитесь к открытию бэби-боксов в Беларуси? Мне кажется, что этот европейский опыт было бы целесообразно перенести на нашу почву! Даже если это противоречит декрету №18... Но ведь речь идет о госсоцподдержке новорожденного гражданина!
На мой взгляд, важным является, чтобы рождение каждого ребенка было желанным. Именно на это направлена Национальная программа демографической безопасности. Сегодня мы наблюдаем устойчивую тенденцию снижения отказов от новорожденных детей, и ее важно сохранить. Открытие бэби-боксов для подкинутых детей может повлечь увеличение количества брошенных детей, поскольку родитель не будет нести ни моральной, ни материальной ответственности.
Подскажите, пожалуйста, изменится ли порядок обращения за бесплатным детским питанием? Каков алгоритм действий для семей с детьми, претендующих на получение этого вида соцподдержки?
Порядок обращения за бесплатным обеспечением продуктами питания детей первых двух лет жизни с 1 апреля 2012 г. регулируется Положением о порядке предоставления государственной адресной социальной помощи, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 19.01.2012 N 41 «О государственной адресной социальной помощи».
В соответствии с пунктом 31 Положения заявление о предоставлении государственной адресной социальной помощи в виде обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни подается одним из родителей в орган по труду, занятости и социальной защите в соответствии с регистрацией по месту жительства (месту пребывания). В случае оформления опеки над ребенком (без статуса опекунской семьи) заявление подается его опекуном.
При регистрации родителей по разным адресам заявление подается по месту регистрации родителя, с которым фактически проживает ребенок. В таких случаях направляется запрос в орган по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации второго родителя для получения сведений об отсутствии факта обеспечения продуктами питания ребенка по месту регистрации этого родителя. К заявлению прилагаются документы и (или) сведения, предусмотренные Перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан». Иные документы, указанные в пункте 36.4 Положения, запрашиваются органом по труду, занятости и социальной защите, либо могут быть представлены заявителем самостоятельно.
В соответствии с пунктом 31 Положения заявление о предоставлении государственной адресной социальной помощи в виде обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни подается одним из родителей в орган по труду, занятости и социальной защите в соответствии с регистрацией по месту жительства (месту пребывания). В случае оформления опеки над ребенком (без статуса опекунской семьи) заявление подается его опекуном.
При регистрации родителей по разным адресам заявление подается по месту регистрации родителя, с которым фактически проживает ребенок. В таких случаях направляется запрос в орган по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации второго родителя для получения сведений об отсутствии факта обеспечения продуктами питания ребенка по месту регистрации этого родителя. К заявлению прилагаются документы и (или) сведения, предусмотренные Перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан». Иные документы, указанные в пункте 36.4 Положения, запрашиваются органом по труду, занятости и социальной защите, либо могут быть представлены заявителем самостоятельно.
По расчетам, насколько возрастет количество получателей бесплатного детского питания в текущем году?
В 2011 году более 43 тыс. детей первых двух лет жизни бесплатно обеспечивались продуктами питания. С 1 апреля 2012 г. вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 19.01.2012 № 41 «О государственной адресной социальной помощи» (далее – Указ). В соответствии с пунктом 2.5 Указа семьям при рождении двойни или более детей бесплатное обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни будет предоставляться независимо от величины среднедушевого дохода. Учитывая, что в 2011 году родились 1027 двоен, 18 троен и одна четверня, предполагается, что с вступлением в силу Указа численность детей первых двух лет жизни, получающих продукты питания без учета совокупного дохода семьи, увеличится примерно на 20 процентов.
Бесплатное питание - важный элемент поддержки семей с детьми. Какое финансирование предполагается на эти цели и из каких источников? Какова средняя стоимость детского питания в зависимости от возраста ребенка - одним словом, какова экономия семейного бюджета за счет этой новой льготы?
В 2011 году более 43 тыс. детей первых двух лет жизни бесплатно обеспечивались продуктами питания на сумму почти 76 млрд. рублей. С 1 апреля 2012 г. порядок обеспечения бесплатным питанием будет регулироваться Положением о порядке предоставления государственной адресной социальной помощи, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 19.01.2012 N 41 «О государственной адресной социальной помощи».
Финансирование обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни осуществляется за счет средств местных бюджетов. Обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни осуществляется на основании рекомендаций врача-педиатра участкового (врача-педиатра, врача общей практики) по рациону питания ребенка в соответствии с его состоянием здоровья и с учетом примерных месячных наборов продуктов питания для детей в возрасте до одного года и от одного года до двух лет.
Стоимость детского питания существенно отличается в зависимости от возраста ребенка. Так, для ребенка до 6 месяцев стоимость набора продуктов питания составляет около 160 тыс. рублей, от 6 месяцев до года - около 300 тыс. рублей, от 1 до 2 лет - около 500 тыс. рублей.
Финансирование обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни осуществляется за счет средств местных бюджетов. Обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни осуществляется на основании рекомендаций врача-педиатра участкового (врача-педиатра, врача общей практики) по рациону питания ребенка в соответствии с его состоянием здоровья и с учетом примерных месячных наборов продуктов питания для детей в возрасте до одного года и от одного года до двух лет.
Стоимость детского питания существенно отличается в зависимости от возраста ребенка. Так, для ребенка до 6 месяцев стоимость набора продуктов питания составляет около 160 тыс. рублей, от 6 месяцев до года - около 300 тыс. рублей, от 1 до 2 лет - около 500 тыс. рублей.