Вопросы конференции
Слышал, что Минспорта ранее рассматривало возможность введения банковской гарантии. Каковы преимущества этого механизма? Кто отвечает за госстрахование услуг, в том числе туристических?
Государственное регулирование рынка страховых услуг на сегодняшний день принадлежит Министерству финансов. Мы не могли сами этого сделать по определению своих полномочий, это не в нашей компетенции.
У нас только изучается опыт применения банковских гарантий. Но повторюсь, это тоже вопросы в компетенции Министерства финансов - в частности, вопросы о внесении страхового взноса, меры страховой ответственности. На мой взгляд, это правильно.
Тамара Бельская: Но сама постановка этого вопроса довольна интересна. Проблема страхования туристических услуг заключается в самих правилах - что будет являться или может считаться страховым случаем, какой пакет документов и кто должен предоставить для того, чтобы по страховому случаю была произведена компенсационная выплата. На самом деле не все так просто и легко. К примеру, когда отправили туриста на отдых за границу по туру уже известной нам всем, недавно обанкротившейся компании, и он не получил отдыха, то вопросы компенсации решаются при наличии страховки достаточно просто. А как быть тем, которые не получили надлежащего качества услуг? К примеру, были претензии на качество пищи, в номере гостиницы отсутствовала вода, не работал кондиционер в комнате отдыха или в гостинице при температуре воздуха плюс 40 градусов. Вот над чем надо всем подумать и принять решение, как помочь людям в компенсации потерь при некачественном отдыхе.
Вадим Кармазин: Уже 25 лет в Германии существует Франкфуртская таблица, в которой указан весь перечень туристических услуг, которые должна гарантировать турфирма своим туристам. Она несет ответственность за качество предоставляемых услуг. Там предусмотрено снижение цен на оказание услуг, если они не удовлетворяли туриста, установлена норма снижения стоимости путевки, есть замечания туристов по оказанию услуг по окончанию тура. Эта система ни у кого не вызывает сомнений.
Такой опыт зарубежных стран нам надо обязательно изучать, перенимать и использовать на практике. Планируется предусмотреть аналогичные нормы, чтобы улучшить качество туристических услуг, чтобы сделать отдых в Беларуси более привлекательным.
У нас только изучается опыт применения банковских гарантий. Но повторюсь, это тоже вопросы в компетенции Министерства финансов - в частности, вопросы о внесении страхового взноса, меры страховой ответственности. На мой взгляд, это правильно.
Тамара Бельская: Но сама постановка этого вопроса довольна интересна. Проблема страхования туристических услуг заключается в самих правилах - что будет являться или может считаться страховым случаем, какой пакет документов и кто должен предоставить для того, чтобы по страховому случаю была произведена компенсационная выплата. На самом деле не все так просто и легко. К примеру, когда отправили туриста на отдых за границу по туру уже известной нам всем, недавно обанкротившейся компании, и он не получил отдыха, то вопросы компенсации решаются при наличии страховки достаточно просто. А как быть тем, которые не получили надлежащего качества услуг? К примеру, были претензии на качество пищи, в номере гостиницы отсутствовала вода, не работал кондиционер в комнате отдыха или в гостинице при температуре воздуха плюс 40 градусов. Вот над чем надо всем подумать и принять решение, как помочь людям в компенсации потерь при некачественном отдыхе.
Вадим Кармазин: Уже 25 лет в Германии существует Франкфуртская таблица, в которой указан весь перечень туристических услуг, которые должна гарантировать турфирма своим туристам. Она несет ответственность за качество предоставляемых услуг. Там предусмотрено снижение цен на оказание услуг, если они не удовлетворяли туриста, установлена норма снижения стоимости путевки, есть замечания туристов по оказанию услуг по окончанию тура. Эта система ни у кого не вызывает сомнений.
Такой опыт зарубежных стран нам надо обязательно изучать, перенимать и использовать на практике. Планируется предусмотреть аналогичные нормы, чтобы улучшить качество туристических услуг, чтобы сделать отдых в Беларуси более привлекательным.
Здравствуйте, мой вопрос касается защиты прав потребителей. Если туристу из-за форс-мажорных обстоятельств (смерть близкого родственника) пришлось прервать отдых через два дня после начала тура, положена ли ему компенсация? Отель отказывается вернуть деньги, ссылаясь на то, что их еще не перечислила турфирма, и никаких бумаг, подтверждающих, что турист прожил в отеле всего два дня вместо 11, не предоставляет. Турфирма ссылается на то, что деньги перечислены отелю заранее (тур раннего бронирования), и отель их не возвращает. К тому же все списывается на пункт договора "форс-мажорные обстоятельства". К кому обращаться в таких ситуациях, и существуют ли какие-то механизмы, чтобы турист мог обезопасить себя, подстраховаться на случай таких непредвиденных обстоятельств? Сейчас получается, что он остается один на один со своей проблемой. Не считаете ли вы, что наши туроператоры злоупотребляют этими "форс-мажорными обстоятельствами", снимая с себя всякую ответственность?
Смерть близкого родственника не является форс-мажорными обстоятельствами. Это просто обстоятельства непреодолимой силы для конкретного лица, которое в нем оказалось, и, соответственно, вопрос по возврату данных денежных средств будет разрешаться с тем, с кем он состоит в договорных отношениях. Ни с отелем, ни с другими организациями. Вопрос разрешается достаточно легко, если есть доказательство того, что турист пробыл два дня вместо одиннадцати. Если турист был за пределами республики, то это будут штампы в паспорте, связанные с пересечением границы. Если такая ситуация сложилась на территории Республики Беларуси, то, если у вас действительно умер близкий человек, в основном выдается справка о дате смерти этого человек, свидетельство о смерти, и, естественно, все прекрасно понимают (это общеустановленная известная истина, так уж по христианской традиции повелось), что на третий день после смерти человека происходит его захоронение. Соответственно этими моментами представляется возможным доказать, сколько вы фактически отдыхали.