ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 22 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность 0°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Анастасия Горохова
В Беларуси подготовлен проект закона об издательской и полиграфической деятельности. Какова его дальнейшая судьба?

Проект закона "Об издательском деле" находится в стадии разработки и согласования с заинтересованными. Министерство подготовило этот законопроект с учетом соответствующего модельного закона СНГ, а также опыта законотворческой деятельности в этой сфере зарубежных государств, в частности Украины, Молдовы.


Закон призван комплексно регулировать правоотношения в области книгоиздания, полиграфии и книгораспространения, его принятие будет способствовать дальнейшему совершенствованию отечественного законодательства, эффективной правовой поддержке предпринимательской деятельности в отрасли.

Законопроект был обсужден на первом заседании общественно-консультационного совета при Министерстве информации, созданного в соответствии с Директивой Президента Республики Беларусь №4 с целью проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Участники заседания в целом одобрили законопроект, высказав ряд предложений (вопросы распространения издательской продукции, статуса электронных изданий), которые будут рассмотрены в ближайшее время. 

Владимир Липский
В последнее время все чаще можно услышать разговоры о возможности создания в стране медиахолдингов и издательских домов. Насколько актуален этот вопрос?
Создание укрупненных информационно-издательских структур (медиахолдингов, издательских домов) - стратегическое направление структурных преобразований в сфере СМИ. Такой подход предусмотрен Основными направлениями стратегического развития отрасли печати и средств массовой информации на 2011-2015 годы, разработанными Мининформом и согласованными правительством.

Такие структуры будут обеспечивать выпуск газет и журналов схожих тематических направлений, а также отраслевых СМИ. Это позволяет оптимизировать расходы, сконцентрировать организационно-творческий и финансовый потенциал. В результате повышается конкурентоспособность СМИ как в содержательном, так и в экономическом плане.

Этот вопрос остается актуальным, в том числе с учетом сложившейся экономической ситуации, когда вопросы оптимизации деятельности приобретают первостепенное значение. 
Студентка Института журналистики
Количество обучающихся в Институте журналистики БГУ студентов ежегодно увеличивается, в то время как количество рабочих мест остается неизменным, если не уменьшается. Насколько остро сейчас стоит вопрос о распределении молодых специалистов?
Хочу сказать, что медиарынок в Беларуси динамичен, он расширяется. Это не только непосредственно СМИ, но и смежные сферы: Интернет, связи с общественностью, PR-технологии. Перечни специальностей и учебные программы Института журналистики также меняются в соответствии с динамикой рынка. Ранее было открыто новое направление "веб-журналистика", в 2010 году - специальности "менеджмент СМИ" и "литературная работа (творчество)".

Министерство информации держит вопросы потребности в журналистских кадрах и распределения выпускников Института журналистики, в том числе по целевой подготовке, на контроле. В этом году было распределено 90 студентов (в том числе 5 магистрантов), из них 10 получили право на самостоятельное распределение, 7 - по целевому набору.
Анатолий Рублевский
Может ли случиться такое, что электронные учебники в Беларуси полностью заменят классические печатные? И что в таком случае делать издательствам, основным направлением работы которых является именно учебная литература?
Тема внедрения электронных средств обучения, в частности электронных учебников в общеобразовательных учреждениях, активно обсуждается в последнее время. По сведениям Министерства образования, в предстоящем учебном году эксперимент по внедрению в учебный процесс персональных электронных средств обучения (нетбуков и планшетов) пройдет в 8 школах Беларуси. При этом следует отметить, что электронные средства обучения рассматриваются как дополнение к учебному процессу и на нынешнем этапе не заменят традиционных учебников, изготовленных типографским способом. Об этом свидетельствует и опыт зарубежных стран.

Если же говорить о подчиненных Мининформу специализированных издательствах - "Народная асвета" и "Вышэйшая школа", занимающихся подготовкой и выпуском учебной литературы для различных ступеней образования, то уже в течение нескольких лет они, наряду с выпуском традиционных учебников, выпускают учебные издания с электронными приложениями, а также самостоятельные электронные издания. В настоящее время издательство "Вышэйшая школа" выступило с предложением создания школьной фонотеки - аудиокниг, включающих записи в исполнении профессиональных чтецов поэтических и прозаических произведений классиков белорусской литературы, изучение которых предусмотрено школьной программой.
Оксана Барановская
Одним из способов популяризации отечественного информационного поля является проведение Дня белорусской письменности, который в нынешнем году пройдет 4 сентября. Какими мероприятиями порадует гостей этот праздник?
В этом году праздник пройдет в городе Ганцевичи Брестской области. С этим краем непосредственно связаны жизнь и творчество классика белорусской литературы Якуба Коласа.

Накануне Дня белорусской письменности (31 августа - 3 сентября) завершится республиканская научно-творческая экспедиция "Дорога к святыням". В этом году она пройдет по территории Минской и Брестской областей.

3 сентября в Минске пройдет заседание круглого стола на тему "Белорусский акцент: опыт и перспективы международного культурного сотрудничества" с участием зарубежных писателей из России, Украины, Казахстана, Литвы, Таджикистана, Черногории. В этот же день в Ганцевичах состоится научно-практическая конференция "Ганцавіцкія чытанні", вечером 3 сентября состоится концерт заслуженной артистки Беларуси Ирины Дорофеевой.

Главными точками проведения праздника 4 сентября станут площадь у здания райисполкома, Октябрьская улица и городской сквер. На площади будет размещена главная сцена, где пройдут церемонии открытия и закрытия праздника, выступления творческих коллективов.

К празднику город Ганцевичи заметно похорошеет: новый облик будет у городского сквера, благоустроятся улицы и здания. Ко Дню письменности приурочено открытие Аллеи письменности, памятников, посвященных теме праздника.

Традиционно будут широко представлены экспозиции издательств, печатных СМИ, пройдут презентации новых книг, состоятся встречи с известными писателями и журналистами, концертные мероприятия. Лучшие литературные произведения будут отмечены наградами республиканского конкурса Союза писателей Беларуси. Организации района и области представят гостям праздника свои тематические экспозиции.

Вечером состоится церемония передачи эстафеты Дня белорусской письменности городу Глубокое Витебской области. Завершит праздник рок-опера "Курган" и гала-концерт ведущих белорусских исполнителей.
Инвестор
Скажите, планируется ли акционирование и последующая продажа центральных государственных газет? Если да, то когда? Если нет, то почему?
Мы будем идти не совсем по этому пути. Мы пойдем по пути создания холдингов, проще говоря, издательских домов. Здесь будет и оптимизация, и т.д. Другое дело, что нет проблемы для кого-то создать средство массовой информации в форме акционерного общества или какой-либо другой форме. Но несколько государственных изданий все равно будет. Это обычная практика, во всяком случае для постсоветского пространства. Если государство не возьмет на себя поддержку изданий для молодежи, на темы культуры и тому подобных, то они попросту не выживут и пропадут. Поэтому вопрос об акционировании изданий не стоит. Вопрос стоит об их укрупнении, создании издательских домов.
Гапееў В.М.
Наш сайт раёнкі быў створаны гадоў 7 таму, стала працуе з 2006 года. І ствараў, і вяду сайт самастойна. Логі сервера сёння кажуць пра 300 з нечым наведвальнікаў за дзень, да 10 тысяч за месяц. Але цікавасці працаваць з сайтам аніякай. У штатце рэдакцыі няма такой адзінкі. За што плаціць і як? Другое. Каб зарабляць сайтам на той жа рэкламе, трэба мець нейкі вызначаны прававы статус. А так боўтаецца ў Сеціве, ні богу свечка, ні чорту качарга. Правоў аніякіх (і адносна тых жа аўтарскіх), а вось адказнасць - заўсёды калі ласка, за камент якога прыдурка можаш пацярпець. Адсюль пытанне: калі сайт набудзе ўсе якасці нечага рэальнага юрыдычнага?
Вопрос ставится правильно и волнует многих. В частности, все районные газеты имеют свои сайты, и их кто-то администрирует, в основном на полуобщественных правах. Мы знаем эту проблему и уже приступили к ее решению. Во все районы направлены растолкования по поводу интернет-администраторов и их зарплаты, началась большая работа по внесению изменений в законодательство, которое регулирует в том числе интернет-ресурсы (электронные СМИ, книги). Будут разъяснены и вопросы авторских прав. Что касается рекламы, то и сейчас ничего не мешает заключать договор на размещение рекламных материалов на сайте.
Сергей
Планируется ли в Беларуси вводить такой метод, как пиплметрия? В ней заинтересованы в первую очередь не зрители, а рекламщики? Насколько целесообразны обсуждавшиеся в парламенте ограничения рекламы на ТВ? Нужно ли это делать, не пострадает ли от этого качество продукта? Какой телеканал в стране наиболее рейтинговый - БТ, ОНТ, СТВ - и почему?
Наши телеканалы в Беларуси по рейтингу обходят российские. На первом месте ОНТ, затем - БТ, на третьем - СТВ. Почему? Это требует большого анализа... Добавлю, что в последние годы мы на своей территории информационное противоборство не проигрываем. Мы контролируем полностью свое информационное пространство. У нас состоявшиеся ТВ, печатные СМИ, собственное радио и Интернет, которым сейчас государство, органы и организации очень плотно начали заниматься.

Что касается пиплметрии (современного метода изучения телеаудитории. - Прим. БЕЛТА), то мы сейчас работаем над ее введением в стране. Проведен тендер, в котором участвовали две иностранные компании. Сейчас ведется работа с компанией-победителем. Объективность будет гарантироваться не только честью этой компании, но и тем, что заказчиками будут выступать рекламщики и телевизионщики, то есть государство будет только наблюдателем в этом процессе. Это будет объективное телеизмерение, которое проводится в большинстве стран. Будет возможность посмотреть на рейтинг каждой программы - телесмотрение по часам, по минутам... В качественной телеметрии заинтересованы и рекламщики, и телевизионщики. Рекламщики - для того чтобы понимать, где наиболее рейтинговые передачи, а телевизионщики - чтобы дороже продать свой продукт.

В парламенте обсуждались изменения в законодательство о рекламе, которые предполагают ряд ограничений на рекламу по времени, а также на рекламу пива. При обсуждении в парламенте мне говорили, что реклама раздражает 95% респондентов. Я считаю, что она раздражает 100%. Но у нас есть пульт для телевизора и большое количество программ. Раздражает реклама - переключитесь на другой канал. Это практика всего мира. Если мы забираем рекламу у каналов, мы у них забираем деньги. Этот процесс не должен быть односторонним: обрубаем, обрезаем, ограничиваем. Это неправильно. Не такие богатые у нас телеканалы. Да еще к тому же в этом году рынок телерекламы уменьшился примерно на 50%. Поэтому будем идти цивилизованным путем, постепенным, с пониманием того, что можно рекламировать, а что нельзя.
Александр Ололоев
Когда в студию новостей уже начнут приглашать независимых экспертов и политологов? А то знаете, поднадоел уже дилетантский бред и вранье ведущих.

В Беларуси проходит масса разных ток-шоу, круглых столов и других мероприятий, где можно обменяться мнениями, - они проходят не только в телестудиях. Многие так называемые независимые эксперты просто не приходят на них, игнорируют прямой разговор. А в республике зарегистрировано почти 2 тыс. печатных изданий, 90 электронных изданий - это большое количество для относительно небольшой страны. Поэтому эксперты, комментаторы, те, кто хочет высказаться, высказывайтесь! Помимо государственных есть частные, независимые газеты, сетевые СМИ. Проблемы распространения и получения альтернативной информации в Беларуси не существует, и это большие сказки нашей оппозиции, что ее в чем-то зажимают, не пускают куда-то (она зачастую сама никуда не идет). Другое дело, что не стоит злиться, а прислушаться к тому, что говорят другие.

 

Iваноў Цiмоха
Калi краiна будзе жыць так, як гэта паказваюць/пiшуць дзяржаўныя сродкi масавай iнфармацыi?
Есть две крайности. Некоторые СМИ занимают не всегда объективную позицию, полностью игнорируют недостатки (а, как у любой страны, в Беларуси есть как положительные стороны, так и недостатки). Но большинство государственных изданий, и в первых рядах "Советская Белоруссия", дают достаточно критики, которая наводит шорох на местах, в рядах управленцев, чиновников. Есть вторая часть журналистики, где нет ни одного хорошего слова о стране, обществе, где радуются всем поражениям. А истина посередине. Журналистика - это зеркало. У нас есть претензии к некоторым изданиям, и мы их критикуем за "беззубость", но объективной критики (не критиканства), наверное, в "Советской Белоруссии", больше, чем в оппозиционных. Там только все плохо: праздник прошел - плохо, прошло спортивное мероприятие - плохое мероприятие, что-то чиновник сказал - чушь говорит, а это просто другая позиция.
Андрей Клинский
Скажите, а вы действительно боитесь, что негосударственные СМИ в условиях свободной конкуренции не оставят камня на камне от всяких "Советских Белоруссий"? Ведь ничем иным ваши придирки (когда за одно и то же одних штрафуют, а других отпускают) объяснить не получается. Разве что еще какой-то хитро названной фобией.

Я не только не боюсь, но и уверен, что в рыночных условиях большинство наших газет ("Советская Белоруссия", "7 дней" и др.) камня на камне не оставят от так называемых независимых газет. Рейтинги наших изданий намного выше, чем у так называемых оппозиционных газет, а по количеству подписчиков - это просто небо и земля. Более того, наши издания в непростое экономическое время в состоянии выйти на самоокупаемость. Но мы держим небольшую подушку безопасности.


Что касается штрафов, то государство действует строго в рамках действующего законодательства. Надо понимать, что журналистика - это большая ответственность, уважение законов, менталитета государства. Отношение к изданиям у нас одинаковое, и государственным изданиям мы объявляли взыскания. Если издание нарушает законодательство, то оно будет отвечать по нашим законам.

Казимирский Леонид
Почему на предприятиях и в учреждениях есть обязательные планы подписки на государственные издания, которые никто не хочет добровольно выписывать и читать эту пропаганду лжи?
Это больше вопрос к руководителям предприятий. Но я не вижу ничего плохого в том, что на предприятии, в цеху будут находиться газеты и журналы. Это, по моему мнению, совсем даже неплохо. Считаю, что на предприятиях газеты и журналы должны быть.
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси