Вопросы конференции
Сегодня в нашей стране реализуется Государственная программа внедрения цифрового телевизионного и радиовещания до 2015 года. То есть к 2015 году должен быть полностью осуществлен переход на "цифру".
Предложение Министерства связи и информатизации о начале отключения в 2012 году аналогового вещания обусловлено в первую очередь тем, что сегодня на территории, где проживают более 94% населения республики, уже организовано вещание в формате DVB-T 8 телевизионных программ: Первый канал, "Лад", ОНТ, СТВ, "НТВ-Беларусь", "РТР-Беларусь", "8 канал", "Мир".
Телепрограммы в цифровом формате транслируются параллельно с программами в аналоговом. Для организации такой трансляции (в двух форматах одновременно) тратятся немалые средства. Это и послужило толчком к более активным действиям в этом направлении.
Какие возможности открываются перед телевидением с внедрением "цифры"? Во-первых, это, конечно же, улучшение качества изображения и звука. Во-вторых, появляется возможность предоставления услуг многопрограммного телевидения. К примеру, сегодня на территории Минской области организовано коммерческое эфирное вещание 21 телепрограммы в цифровом формате. В аналоговом формате это невозможно. Так что можно смело сказать, что Беларусь идет в ногу со временем в деле внедрения цифрового телевизионного вещания.
К сожалению, отечественные производители телевизионной техники вовремя не сориентировались и опоздали, на наш взгляд, с освоением и выпуском приемной аппаратуры. Сегодня ситуация исправляется. Производители и торговля предлагают населению широкий выбор современных моделей телевизоров и приставок.
Отключать аналоговое вещание будут не одновременно и не везде. Эта работа будет проводиться поэтапно, чтобы переход на цифровое вещание для населения не был болезненным.
Создание спортивного канала в республике, по нашему мнению, стало бы важным фактором пропаганды здорового образа жизни, способствовало бы развитию популярных видов спорта.
Не так давно рассматривалось предложение ассоциации "Белорусская федерация футбола" о создании телевизионного спортивного познавательного канала "Белорусский футбол". Мы поддержали эту идею при условии решения финансовых вопросов руководством федерации футбола. Пока эти проблемы не решены.
Вопрос об организации телеканала, посвященного исключительно вопросам культуры, Министерством информации пока не рассматривался.
Вместе с тем хотелось бы отметить, что сегодня в эфире республиканских телеканалов спортивная и культурная тематика присутствует на должном уровне: есть соответствующие передачи, транслируются соревнования и так далее.
Безусловно, надо развивать и такую форму, как подписка на интернет-версии, продажа интернет-контента изданий. Это позволяет застраховаться от рисков, связанных с удорожанием бумаги и типографских услуг. К тому же веб-технологии - наиболее перспективное направление развития СМИ, и здесь очень важно не опоздать, иначе проиграешь в конкурентной борьбе.
Действительно, мы прорабатывали вопрос о проведении такого фестиваля на региональном уровне. После детального изучения всех нюансов и возможностей потенциальных участников конкурса пришли к выводу, что дублировать "Телевершину" нецелесообразно. Во-первых, это достаточно затратное мероприятие. Во-вторых, и это, пожалуй, главное - для местных телекомпаний уже само участие в республиканском фестивале - хороший стимул и признание. А если еще удается выйти победителем в этом престижном конкурсе, то статус такой телекомпании существенно возрастает. А это, согласитесь, дорогого стоит. Хотя, учитывая динамичное развитие телевидения на местах, я допускаю, что в будущем в регионах могут появиться свои конкурсы. Но сегодня все желающие покоряют "Телевершину".
Практически не используются такие формы подачи материалов, как инфографика, на сайтах гораздо более широко должны применяться мультимедийные технологии. Все это современные методы работы, они эффективно воздействуют на читателя, привлекают его внимание.
Многим газетам надо работать над улучшением дизайна, верстки, качества фотоиллюстраций. Сегодня районная газета должна быть современной и с этой точки зрения.
У целого ряда редакций наших районных газет есть современные, качественные, удобные для пользователя сайты, информация там обновляется оперативно, созданы возможности для обсуждения материалов, публикации комментариев. В то же время есть сайты, где контент фактически дублирует газетные рубрики и публикации, а другие новости - большая редкость. Бывает, что новости не обновляются неделю или даже больше.
Сегодня сайты райгазет - мощный информационный ресурс. Это не должен быть клон печатного издания. Там должны быть оперативные новости, живая информация, сайты должны стать площадкой для заинтересованного обсуждения событий, проблем региона, люди должны иметь возможность получить всестороннюю информацию и высказаться по интересующим их проблемам.
Я уже не раз говорил, что в перспективе будет усиливаться тенденция разделения "сфер влияния": оперативная информация, новостной контент, форумы, блоги - все это становится прерогативой Интернета, а вот аналитика, качественная, проблемная, останется в печатных версиях изданий.
Что касается портала СМИ, то такой портал на базе Белорусского телеграфного агентства мы создали. Это портал СМИ Беларуси, он размещается по адресу: http://belsmi.by/. Там представлены ведущие республиканские и региональные издания, лучшие публикации региональной прессы, авторские блоги. Безусловно, этот веб-ресурс требует дальнейшей раскрутки, он будет совершенствоваться содержательно и структурно.
Да, сегодня эта работа проведена. У всех районных газет сегодня созданы свои сайты, странички нескольких газет размещены на сайтах райисполкомов. В настоящее время, когда региональные СМИ в Интернете в целом представлены, на повестку дня ставится задача обеспечения качества и актуализации контента этих веб-сайтов, их деятельности как полноценных государственных информационных ресурсов регионального уровня.
СМИ должны быть востребованы аудиторией, современны, интересны и убедительны. Без этого не будет тиражей и рекламы, а значит, и эффективной экономической деятельности.
Необходимо активно идти в Интернет, особое внимание уделить кадровому потенциалу, привлекать молодых талантливых журналистов, способных идти в ногу со временем.
Что касается самоокупаемости, то государственные СМИ и сегодня выглядят неплохо. По изданиям, финансируемым через Министерство информации, процент окупаемости, несмотря на экономические сложности последнего времени - рост цен на бумагу и полиграфические услуги, по итогам первого полугодия 2011 года превысил 81%. Количество редакций местных газет, работающих с прибылью, составляет 34, а средний процент окупаемости по местной прессе составляет более 85%. Среди региональных телестудий самоокупаемыми являются около 80%.
Таким образом, количественные показатели свидетельствуют о стабильности медийного рынка Беларуси, его в большей степени качественного, а не количественного развития.
Для пользователей сети Интернет организована онлайн-трансляция. Для жителей Северной Америки передачи транслируются с поправкой на время, чтобы зрители могли смотреть новости не ночью, а днем.
В целях присутствия и продвижения телеканала на зарубежных рынках Белтелерадиокомпания ведет активную работу совместно с Министерством информации, загранучреждениями Беларуси за рубежом.
Канал продолжает развиваться. Сетка его вещания формируется из передач как собственного производства, так и передач ведущих республиканских телеканалов (Первый канал, "Лад", ОНТ, СТВ).
В целях привлечения англоязычной аудитории с июня этого года репортажи информационных выпусков дублируются бегущей строкой на английском языке.
Обновлен интернет-сайт телеканала. На нем ведется интерактивное голосование в целях изучения зрительских рейтингов, можно задавать вопросы гостям студии.