ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 23 декабря 2024
Минск-Уручье -2°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Иваненко Дмитрий Алексеевич
Как вы оцениваете развитие гражданского общества в Беларуси?
Важнейшим условием прогрессивного развития любого демократического общества является развитие гражданского общества, и в первую очередь создание общественных объединений.
 
В нашем государстве последовательно реализуется конституционное право граждан на свободу объединения. Общественные объединения создаются для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав.

Постоянно регистрируются новые общественные объединения, возрастает число организационных структур общественных объединений.

За последние 5 лет зарегистрировано свыше 500 новых общественных объединений, 10 новых союзов (ассоциаций) общественных объединений. Зарегистрировано 274 новых организационных структур политических партий, более 4 тыс. новых организационных структур профессиональных союзов и около 24 тыс. новых организационных структур общественных объединений.

Всего по состоянию на 1 июля 2011 года в республике зарегистрировано 15 политических партий, 36 профессиональных союзов (33 республиканских профсоюза, 1 территориальный профсоюз и 2 профсоюза в организации), 2359 общественных объединений, из них 230 международных, 682 республиканских и 1447 местных. Зарегистрировано 26 союзов (ассоциаций) общественных объединений.



На 1 июля 2011 года в Беларуси зарегистрировано 985 партийных организаций, более 22 тыс. профсоюзных организаций и свыше 36 тыс. организационных структур общественных объединений. Для сравнения количество зарегистрированных организационных структур общественных объединений на 1 июля 2011 года по сравнению с 1 июля 2006 года возросло более чем в 3,5 раза.

Сфера деятельности общественных объединений разнообразна. Общественные объединения активно сотрудничают с государственными органами, беря на себя заботу о ветеранах, молодежи, решении экологических проблем, сохранении памятников истории и культуры, укреплении семьи, заботу о подрастающем поколении. В Беларуси действует 390 благотворительных, 220 молодежных, 579 физкультурно-спортивных, 80 научно-технических, 49 творческих, 110 объединений национальных меньшинств, а также объединения иной направленности.

Таким образом, присутствие в Беларуси значительного числа общественных объединений и их участие в различных сферах жизнедеятельности нашего государства говорит о формировании в нашей стране реального неправительственного сектора для обеспечения реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав граждан.
Александр, студент
Могу ли я создать общественное объединение, и какое минимальное количество членов должно быть в нем?
Александр может создать общественное объединение, но для этого ему необходимо собрать вокруг себя единомышленников и определить для каких целей создается данное общественное объединение. Количественный состав общественного объединения можно установить только исходя из того, на какую территорию буде распространяться деятельность этого объединения. Если оно будет республиканским, то необходимо, чтобы количество учредителей (членов) в данном объединении составляло не менее чем по десять учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска. Если общественное объединение будет местным, то для его регистрации необходимо не менее десяти учредителей (членов) от большинства административно-территориальных единиц территории, на которую будет распространяться деятельность этого общественного объединения, например, Минска.

Необходимо помнить, что законодательством запрещено создание общественных объединений, деятельность которых направлена на свержение либо насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, пропаганду войны, насилия, разжигание национальной, религиозной вражды, а также общественных объединений, деятельность которых может отрицательно влиять на физическое и психическое здоровье граждан.

Такого рода запреты содержатся в статье 5 Конституции Республики Беларусь, а также в законах Республики Беларусь «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О противодействии экстремизму».
Кириленко Владимир Петрович
Какие Министерство юстиции видит перспективы совершенствования законодательства в целях повышения роли общественных объединений?
На наш взгляд, в законодательстве должна быть закреплена возможность создания общественных советов при государственных органах. Данные советы будут вырабатывать совместные предложения по решению актуальных проблемных вопросов, что позволит значительно повысить активность и значимость общественных объединений.

Также мы видим необходимость введения на уровне закона понятия «социально значимые общественные объединения», определения порядка получения данного статуса, а также выработки механизмов первоочередного предоставления данным организациям определенных льгот для осуществления их деятельности.

Кроме того, мы считаем, что назрела необходимость создания законодательных механизмов регулирования применения в нашей республике отношений, связанных с государственным социальным заказом. Наличие в законодательстве данных норм позволит повысить качество социальных услуг, эффективность использования бюджетных средств, а также создать инновационные формы социальной помощи населению.
Сергей Зенин
Нижняя палата белорусского парламента приняла в первом чтении поправки в Кодекс о браке и семье. Поскольку эта тема касается каждого, всех волнует вопрос, насколько судьбоносны изменения?
Действительно, Национальным центром законодательства и правовых исследований совместно с Министерством юстиции был подготовлен проект закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье».
Данный законопроект довольно объемный, так как, в целом, корректируется более 120 статьей кодекса. Отдельные положения проекта существенно изменяют действующий сейчас порядок. Однако нужно сказать, что все изменения идут от жизни, мы попытались разрешить все проблемы, которые возникали на практике. Основными поправками, прежде всего, являются следующие.

Поскольку в республике все большие обороты набирает практика заключения брачных договоров (к примеру, в 2009 году было заключено 2418 брачных договоров, а в 2010  - уже 2811), проектом закона с учетом существующих проблемных вопросов скорректирован порядок заключения брачного договора.

В проекте прописывается такой важный момент как государственная регистрация брачного договора. На сегодняшний день кодекс предписывает лишь нотариально удостоверять брачные договоры. Но, в проекте закрепляется, что если предметом брачного договора является недвижимое имущество (квартира, дом, земельный участок и т.д.), то такой договор нужно зарегистрировать и в организации по государственной регистрации недвижимого имущества.

Все мы понимаем, что в обществе должны преобладать интересы детей в целом и каждого конкретного ребенка в частности. Поэтому, многие со мной согласятся, что место жительства должника по алиментам не должно влиять на размер задолженности по алиментам. Сейчас при расчете задолженности по алиментам судебный исполнитель исходит из средней заработной платы для конкретной местности, в которой проживает должник. Но в жизни может быть так, что отец (плательщик алиментов) живет, к примеру, в Слониме, а ребенок в Минске. Поэтому, в проекте устанавливается, что задолженность по алиментам будет определяться исходя из средней заработной платы работников в республике, что, на мой взгляд, позволит защитить материальные интересы детей, родители которых находятся в разводе.
 
Понимая важность и торжественность момента регистрации заключения брака, а также учитывая многочисленные обращения граждан в кодексе теперь будет установлена возможность зарегистрировать брак не только в здании загса, но и за его пределами в порядке и на условиях, определенных Правительством. А также теперь можно будет зарегистрировать брак в загсе не только по месту жительства вступающих брак или их родителей, но и в целом в любом органе загса республики. В этом направлении министерством уже проделана значительная работа. Постановлением Минюста от 18 августа 2009 года № 62 закреплена возможность проведения торжественной регистрации брака в историко-культурных местах, которые определяются для органов загса главными управлениями юстиции по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами.

Проектом также скорректирован порядок общения дедушек и бабушек с внуками, когда родители (опекуны, попечители) не дают им общаться. Надо сказать, что, по своей сути, проектом не меняются действующие подходы. Так, в случае отказа родителей, опекунов, попечителей ребенка от предоставления деду и бабке возможности общаться с внуками порядок общения определяет суд, который в своем решении указывает время, место и порядок такого общения. При этом нововведением является то, что при вынесении такого решения судом должно учитываться мнение ребенка, достигшего десяти лет.

Следует отметить, что поскольку десятилетний ребенок уже может иметь собственную точку зрения по отдельным вопросам с ним связанным, проект уделил моменту учета мнения такого ребенка большое внимание. Так, проектом предлагается учитывать мнение (желание, согласие) ребенка, достигшего десяти лет, при изменении его фамилии и места жительства, возврате отобранного ребенка родителям, усыновлении или передаче на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа, при решении вопроса об общении с ребенком родителей, лишенных родительских прав, и родителей, у которых ребенок отобран без лишения родительских прав, восстановлении родителей в родительских правах, выборе опекуна, попечителя и патронатного воспитателя.
Светлана Жданова
Недавно сенаторы одобрили законопроект «Об обращениях граждан и юридических лиц». Расскажите, что нового предусматривает данный законопроект?
Действительно, 30 июня 2011 года на заседании  Совета Республики был одобрен законопроект «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Помимо предусмотренных действующим законодательством письменной и устной формы обращений, проектом закона вводится регулирование электронной формы обращения.

Сегодня у многих государственных органов, иных организаций имеются официальные интернет-сайты, электронные адреса и электронная форма обращений получила широкое применение на практике. Однако в действующем законодательстве об обращениях граждан отсутствует регулирование такой формы обращения. В этой связи в проекте закона необходимо было устранить данный пробел.  Кроме того, граждане должны знать, что они могут напрямую обратиться в госорганы или организации в оперативном порядке.
 
Законопроект устанавливает обязанность для государственных органов и организаций рассматривать электронные обращения в порядке, установленном для письменных обращений. Справочно: к примеру, в 2010 году в Министерство юстиции поступило около 370 электронных обращений.

Одним из нововведений проекта закона в части организации личного приема явилось предоставление права по решению руководителя государственного органа, организации применять при осуществлении личного приема технические средства (аудио – и видеозапись, кино- и фотосъемку). При этом это возможно при условии, что заявитель будет уведомлен о применении технических средств до начала приема.  Данная норма направлена как на защиту прав граждан, так и интересов государственных органов, организаций, поскольку позволит исключить бездоказательные ссылки на имевшиеся злоупотребления в ходе проведения личного приема должностными лицами.

Еще одной новацией проекта закона явилось законодательное закрепление права заявителя отозвать свое обращение в любое время до рассмотрения обращения по существу.

При поступлении обращения, содержащего вопросы, не относящиеся к компетенции госоргана или организации, законопроектом помимо переадресации такого обращения для рассмотрения по компетенции, предоставляется возможность оставлять такое обращение без рассмотрения по существу. При этом заявителю разъясняется, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения изложенных в обращении вопросов.

Конституция Республики Беларусь предоставляет право гражданам Республики Беларусь пользоваться одним из национальных языков. Законопроект предусматривает обязанность письменные ответы на письменные обращения излагать на языке обращения.

Законопроектом урегулирован порядок оставления без рассмотрения повторных обращений заявителей, переписка с которыми прекращена – такое обращение оставляется без рассмотрения по существу без уведомления об этом заявителя.


Татьяна
Интересы каждого человека так или иначе затрагивают вопросы правового регулирования жилищных отношений, поскольку жилищная проблема является одной из наиболее актуальных для подавляющего большинства граждан нашей станы. Каковы перспективы регулирования современных жилищных правоотношений?
В Республике Беларусь давно назрела необходимость принятия нового Жилищного кодекса,  который упорядочил бы регулирование жилищных отношений.

В новой редакции жилищного закона сохранена концепция о путях улучшения жилищных условий граждан и более полно и четко урегулированы жилищные отношения, устранен ряд пробелов и неточностей, позволяющих двоякое толкование отдельных его норм.

Законопроектом закреплено то новое и перспективное, что наработано в жилищной политике государства за последние годы и сохранена социальная направленность существующего правового механизма реализации гражданами конституционного права на жилище.

Отмечу только основные особенности законопроекта и отличия его от действующего Жилищного кодекса Республики Беларусь 1999 года.

Поскольку в настоящее время в республике остро стоит вопрос о принятии мер к неплательщикам жилищно-коммунальных услуг, проект Кодекса уделяет особое внимание вопросам обеспечения оплаты населением текущих платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Согласно действующему Жилищному кодексу наниматель за неуплату жилищно-коммунальных услуг в течение 6 месяцев может быть выселен с предоставлением ему жилого помещения только типовых потребительских качеств по общей площади менее занимаемого и только в пределах данного населенного пункта.

Проект Кодекса предусматривает возможность выселения в судебном порядке нанимателя жилого помещения и членов его семьи, уклоняющихся без уважительных причин в течение не менее трех месяцев подряд от внесения полной платы за жилищно-коммунальные услуги, с предоставлением им другого жилого помещения, по общей площади менее занимаемого и (или) уступающего ему по своим потребительским качествам, в том числе вне пределов данного населенного пункта, либо принудительного обмена в судебном порядке занимаемого ими жилого помещения на жилое помещение меньшей площади.
В свою очередь для собственников за подобное нарушение предусмотрено принудительное (по решению суда) отчуждение жилого помещения. Истцом по таким делам будет выступать местный исполнительный и распорядительный орган. В частности, проектом Жилищного кодекса предусмотрено право суда принять решение о понуждении отчуждения собственником, не погасившим задолженность за жилищно-коммунальные услуги, своего жилого помещения. В случае, если в течение года после вступления в законную силу решения суда жилое помещение не будет отчуждено собственником, оно по решению суда подлежит принудительной продаже с публичных торгов.

Среди новшеств, предусмотренных в новой редакции Кодекса, – возможность принудительного выселения лиц, ведущих асоциальный образ жизни. Если гражданин делает невозможным проживание других лиц в жилом доме, допускает разрушения, в течение трех месяцев подряд не вносит плату за жилищно-коммунальные услуги, местные исполкомы буду вправе обратиться в суд с иском о понуждении собственника к отчуждению жилого помещения.

Кроме того, в проекте предоставляется право как собственнику жилого помещения, так и местным исполнительным и распорядительным органам, иным организациям, имеющим жилые помещения, на сдачу гражданам за плату во временное пользование жилого помещения на основе договора аренды жилого помещения. В действующем законодательстве предусмотрена сдача жилья только внаем. Полагаю, что, данная норма будет способствовать развитию арендных отношений в республике и поможет решить гражданам некоторые проблемы за счет возможного снижения платы за жилье при заключении договора аренды жилого помещения.
Виктор Васильев
Часто можно слышать, особенно в разговоре с профессиональными юристами, что суды нашей страны в последнее время просто перегружены рассмотрением большого количества дел. Какие меры принимаются для разрешения сложившейся ситуации?
Да, ситуация с высокой нагрузкой на судей действительно имеет место.
Так, за последние 5 лет (с 2006 по 2010 год)  в порядке гражданского судопроизводства в суды республики обратилось около 2 млн. граждан, при этом, если в 2006 г. в суды было подано 233 тысячи заявлений, то в 2010 г. уже почти 370 тысяч заявлений.

С вынесением решения было рассмотрено свыше 1 млн. 200 тыс. дел, причем 96% предъявленных исков удовлетворены.
Например, судьями суда Московского района г.Минска ежедневно рассматриваются десятки гражданских и административных дел, а порой и по 3-4 уголовных дела.  С повышенной нагрузкой работают также судьи суда Фрунзенского района Минска и ряда других судов республики.

Вместе с тем, абсолютное большинство дел рассматриваются судами в кратчайшие сроки.
Сейчас наиболее остро стоит проблема по делам, рассматриваемым судами в порядке приказного производства. Данный порядок применяется, в том числе, в отношении дел, которые являются бесспорными. Но при отсутствии спора между взыскателем и должником о размере суммы, подлежащей взысканию, обязательный судебный порядок рассмотрения таких заявлений, даже в виде приказного производства, лишь загружает суды и не соответствует принципу разумной затратности.

В этой связи Министерством юстиции подготовлен и внесен в Совет Министров Республики Беларусь проект Указа Президента Республики Беларусь, направленный на совершенствование порядка разрешения бесспорных требований граждан и юридических лиц. Разрешение всякого рода бесспорных требований во внесудебном порядке позволит существенно снизить государственные расходы на обеспечение судебной деятельности, более эффективно использовать кадровые ресурсы, и позволит значительно снизить существующую нагрузку.
Сергей Петров
Какие меры принимаются судами по профилактике преступлений и правонарушений?
Во всех судах широко используются различные формы и методы правового воспитания: правовая пропаганда и просвещение через печать, радио и телевидение, организация лекций и бесед, семинаров-совещаний на правовые темы. Вошли в систему встречи с трудовыми коллективами, молодежью, судьи привлекались к участию в информационно – пропагандистских группах и выездных приемах граждан.

Председатели судов стали более активно участвовать в решении экономических и социальных вопросов регионов,  выступать перед руководителями предприятий по разъяснению действующего законодательства.  Систематически проводятся встречи руководителей судов в трудовых коллективах по актуальным для граждан вопросам о работе, проводимой судами по укреплению правовой стабильности в государстве, защите прав, свобод и законных интересов граждан.  
Положительные результаты по профилактике правонарушений и преступлений оказывает практика рассмотрения дел в выездных судебных заседаниях, оперативное реагирование частными определениями на нарушения требований законодательства.

Только в 2010 году судьи общих судов республики рассмотрели в выездных судебных заседаниях более 7 тысяч  дел, вынесли свыше 9 тысяч частных определений по уголовным и гражданским делам. Проводимые судами меры по профилактике правонарушений способствовали сокращению за последние пять лет  количества  осужденных более чем на 20%.
Екатерина
Сейчас разрабатываются изменения в закон о нотариате. Какие конкретно изменения ожидают нас в данной сфере, что нового они привнесут в работу нотариуса?
Министерством юстиции уже подготовлен и внесен в правительство проект закона, который расширит поле деятельности нотариусов и продолжит внедрение модели «активного нотариуса».

Помимо сбора документов, необходимых для совершения нотариального действия, подготовки проекта договора, его удостоверения, проверки отсутствия арестов и запрещений, по желанию граждан нотариус сможет передать договор на госрегистрацию в территориальную организацию по госрегистрации недвижимого имущества, получить его из этих органов, после чего выдать зарегистрированные документы сторонам. Т.е. нотариус будет сопровождать сделку с недвижимостью. Такой порядок планируется распространить и на выдачу свидетельств о праве на наследство на недвижимое имущество.
Предложена также передача приказного производства (упрощенной системы взыскания долгов) в компетенцию нотариуса. Это позволит в значительной степени разгрузить суды.

Нотариус сможет совершить исполнительную надпись о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику зарплаты, расходов по розыску ответчика или должника, задолженности по договору страхования, по кредитному договору и др. У граждан появится возможность решить свои спорные вопросы без обращения в суды.

Предлагается введение нового вида нотариального действия, в соответствии с которым нотариус будет участвовать в организационной деятельности хозяйственных обществ как независимый представитель при учреждении хозяйственного общества, проведении общих собраний, например, по вопросу совершения крупных сделок по отчуждению имущества. При этом нотариус сможет разъяснить правовые последствия принимаемых учредителями (участниками) решений, и оказать, таким образом, правовую помощь большому числу граждан.

В целях упрощения порядка совершения и доступности нотариальных действий отменяется территориальная привязка по удостоверению договоров залога, территориальный принцип удостоверения сохраняется только для договоров ипотеки земельного участка.
Александр Сидоревич
Услуги нотариусов становятся все более доступными, это ярко видно и на примере выезда нотариусов в агрогородки. В прошлом году Минюстом принято постановление о некоторых вопросах нотариального обслуживания в малых и средних городских поселениях. Каковы результаты его реализации нотариусами?
С прошлого года Минюстом организовано обслуживание нотариусами жителей малых и средних городских поселений, в которых отсутствуют государственные нотариальные конторы, и таким населенным пунктам не был присвоен статус агрогородка.

Нотариусами обслуживается 44 таких населенных пункта, нотариусами было совершено с выездом в малые и средние городские поселения 636 нотариальных действий и дано 720 консультаций, для получения которых гражданам и субъектам хозяйствования не пришлось затрачивать время и деньги на поездку в районный центр к месту нахождения нотариальной конторы.



Продолжается работа нотариусов и в агрогородках.

Количество жителей агрогородков, обращающихся к нотариусам за консультацией и совершением нотариальных действий постоянно растет. Если за консультацией и совершением нотариальных действий за первые шесть месяцев 2010 года на прием обратилось более 7,2 тыс. граждан, то в первой половине 2011 года уже почти 12,4 тыс. (рост составил 72%). Количество осуществленных нотариусами выездов в агрогородки увеличилось на 18% (с 1185 до 1395), а количество совершенных нотариальных действий возросло почти в 2 раза.

За последние пять лет нотариусами для жителей агрогородков совершено свыше 20,6 нотариальных действий, число данных консультаций увеличилось до 30 тыс. За этот период более 32 тыс. сельчан избавлены от необходимости выезда в районные центры для посещения нотариуса.
Марина Швед
Виктор Григорьевич, сейчас много говорится о Директиве Президента Республики Беларусь № 4. Как вы охарактеризуете этот документ?
Директива № 4 направлена на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и дальнейшей либерализации белорусской экономики. Этот документ является одним из важных шагов по улучшению делового климата и повышению инвестиционной привлекательности нашего государства.

Согласно аналитическому докладу «Ведение бизнеса в 2011 году» Беларусь занимает 68 место среди 183 государств мира по показателю создания благоприятных условий ведения бизнеса. Сейчас поставлена задача по вхождению республики в тридцатку стран-реформаторов.

Однако, как вы понимаете, что сам рейтинг не является самоцелью, а только способом создания условий для бизнеса, развития деловой активности и инициативы. К тому же, 2011 год в Беларуси объявлен Годом предприимчивости.
Я бы оценил этот документ как документ компромиссов и возможностей.

Документ компромиссов - потому что при его подготовке были выбраны самые востребованные бизнесом позиции.

А документ возможностей - потому, что главой государства определена общая направленность и основные задачи в сфере предпринимательства, а конкретные меры будут принимать на практике конкретные государственные органы, организации.

С принятием Директивы активизировалось сотрудничество государственных органов и бизнеса при подготовке решений в экономической сфере. Так, к обсуждению проектов, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности, привлекаются представители бизнеса. Они принимают активное участие в выработке наиболее приемлемых решений. Таким образом, на новом уровне формируется диалог власти и бизнеса.

В Директиве № 4 содержатся как нормы прямого действия, которые подлежат исполнению с момента его принятия, так и нормы порученческого характера.

Примером норм прямого действия могут служить нормативные предписания о недопущении установления и осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей административных процедур, не предусмотренных в законах и международных договорах Республики Беларусь, решениях главы государства и правительства Беларуси; о запрете использовать контролирующим (надзорным) органам полномочия, предоставленные для проведения проверок при осуществлении в отношении субъектов предпринимательской деятельности мониторингов и других аналогичных мероприятий, не являющихся проверками.

Для того чтобы заработали отдельные поручения, содержащиеся в Директиве № 4, необходима корректировка законодательства. Например, Директивой определена необходимость осуществить переход к рыночным механизмам ценообразования, исключить вмешательство органов государственного управления в эту сферу, сохранить государственное регулирование цен только на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары (работы, услуги). Чтобы эти положения заработали на практике, потребовалась подготовка отдельного указа Президента по ценообразованию. 25 февраля глава государства подписал указ № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь», которым установлен исчерпывающий перечень товаров (работ, услуг), по которому будет осуществляться государственное регулирование. По иным товарам (работам, услугам) введено свободное ценообразование.
Другой пример: Директивой поставлена задача кардинально сократить количество административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов предпринимательской деятельности. Чтобы эту задачу выполнить, необходимо изменить более 30 нормативных правовых актов правительства, которыми определены административные процедуры, совершаемые в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей конкретными министерствами, государственными комитетами и концернами.

Для реализации Директивы № 4 Министерством юстиции будут приняты практические меры. Сейчас ведется работа по введению в Беларуси  электронной государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На сегодняшний день сдан в промышленную эксплуатацию проект веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Регистрация будет происходить на основе документов в электронном виде, подписанных электронной цифровой подписью. Такие документы можно будет заполнить со своего компьютера и направить в регистрирующий орган.
Подача документов для регистрации в электронном виде будет являться альтернативным способом представления документов. Подать документы можно будет и привычным способом, в порядке, предусмотренном Декретом Президента Республики Беларусь «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».

В 2011 году будет реализована возможность подачи документов в электронном виде для регистрации унитарных предприятий и изменений в их устав, индивидуальных предпринимателей. В дальнейшем планируется реализовать такую возможность для государственной регистрации всех юридических лиц.

Кроме того, нормотворческие подразделения Минюста уже приступили к реализации положений Директивы, касающихся подготовки проектов нормативных правовых актов.

Например, в соответствии с подходами Директивы предусматривается введение в Республике Беларусь регулирования предпринимательской деятельности путем создания и деятельности саморегулируемых организаций. Речь идет о том, чтобы правила корпоративной этики, отраслевых стандартов работы в отдельных отраслях экономики (например, транспорт, связь, банковские услуги) определяло не государство, а организации, создаваемые самими субъектами предпринимательской деятельности.

Правовой основой к созданию безбарьерной деловой среды, как видится, будет являться принятие закона о саморегулируемых организациях. Разработка этого документа возложена на Министерство юстиции.

Для подготовки проекта Закона Республики Беларусь «О саморегулируемых организациях» создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли представители республиканских органов государственного управления, а также иных организаций, в числе которых Общественное объединение «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей», Республиканское общественное объединение «Белорусская научно-промышленная ассоциация», Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, Международная финансовая корпорация, Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского и другие. В настоящее время ведется активное обсуждение подготовленного проекта закона с заинтересованными государственными органами и общественными организациями, представляющими интересы бизнеса.

Министерство юстиции старается учитывать не только «букву», но и «дух» Директивы № 4 – все новые решения должны стимулировать инициативу, делать правила ведения бизнеса четкими и понятными, удобными для граждан. Например, в Министерстве юстиции в прошлом месяце находился на рассмотрении проект закона  «О внесении изменений и дополнений в Банковский кодекс Республики Беларусь». Помимо оценки проекта на соответствие законодательству Министерство юстиции внесло предложение об исключении института платы за пользование банковским кредитом. Это предложение нашло поддержку у разработчиков. Дополнительно министерством прорабатываются вопросы о:

закреплении обязанности банка – владельца банкомата информировать держателя банковской пластиковой карточки о размере взимаемого комиссионного вознаграждения за осуществляемые банковские операции до момента осуществления им расчетов с использованием такой карточки;

исключении практики закрепления в договорах банковского вклада (депозита) норм, позволяющих банкам самостоятельно, без уведомления вкладчика осуществлять замену одного вида договора банковского вклада (депозита) на другой (например, договора срочного банковского вклада (депозита) на договор банковского вклада (депозита) до востребования в случае окончания срока возврата вклада (депозита) и необращения вкладчика за своим вкладом и доходом по нему в этот срок).

В целом при согласовании документов по предпринимательской деятельности Министерством юстиции в соответствии с требованиями Директивы строго отслеживаются сроки вступления в силу нормативных правовых актов (как правило, не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования), исключение придания актам обратной силы.
Дмитрий Кротов
По вашему мнению, сколько времени нужно для реализации Директивы №4? В СМИ можно встретить разные оценки…
Директива № 4 уже много дала в плане изменения общих подходов к осуществлению бизнеса. Полностью либерализировано законодательство о ценообразовании и первичных учетных документах. Самой Директивой правительству и Национальному банку было поручено утвердить план мероприятий по реализации ее положений с указанием исполнителей и сроков выполнения.

Мероприятия, которые необходимы для реализации норм Директивы № 4, определены в совместном решении Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 28 февраля 2011 года № 251/6.
Всего запланировано 133 мероприятия - более 60 из них связаны с подготовкой и принятием нормативных правовых актов.
Предусматривается, например, установить в Кодексе о земле возможность использования хозяйственных построек, расположенных на земельных участках, предоставленных гражданам под жилищное строительство, для предпринимательской деятельности.

Планируется в целях расширения благотворительной деятельности признать утратившим силу Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 года № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи».
Также предполагается и корректировка Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». В частности, будет предусмотрено, что проверки могут продлеваться исключительно по решению суда и не должны нарушать производственно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов.

В совместном решении правительства и Национального банка предусмотрены и мероприятия практического характера.
Например, сейчас на республиканском уровне будет осуществляться постоянный мониторинг решений местных исполнительных и распорядительных органов в целях недопущения установления межобластных и иных региональных ограничений.
К концу года должна быть создана единая информационная база о неиспользуемом или неэффективно используемом государственном имуществе, предназначенном для продажи и сдачи в аренду. К этой базе должен быть обеспечен свободный и бесплатный доступ всем пользователям сети Интернет.

Что касается сроков выполнения разработанных мероприятий, то практически все они должны быть реализованы в текущем году.
Больше результатов
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси