Вопросы конференции
Всего у нас в стране 4 млн 300 транспортных средств (включая автомобили, прицепы, мотоциклы). Если говорить только об автомобилях, то по данным на начало 2019 года их насчитывалось 3 млн 615 тыс.
Что касается эксплуатации автомобилей в зимний период, то об этом нужно задуматься уже сейчас. И первое, с чего стоит начать, - это колеса (точнее, автомобильные шины). В соответствии с законодательством, три зимних месяца на авто должны стоять зимние шины. Здесь имеются в виду шины, на которых есть одна из трех маркировок: снежинка в контуре горы, буквы М и С (между ними могут присутствовать различные знаки) или надпись All Seasons. Кроме этого, необходимо помнить об остаточной толщине протектора зимних шин.
Следует обратить внимание и на другие моменты. Например, убедиться, работают ли "дворники" (возможно, их необходимо будет заменить), и залита ли "незамерзайка".
Если выпал снег, то перед началом движения нужно очистить от него свой автомобиль, чтобы обеспечить обзор, почистить поворотники, фары. Также нужно прогревать автомобиль. Многие делают ошибку: торопятся и едут с запотевшими окнами, и в результате не видят, что творится вокруг.
Таким образом, основная рекомендация в период, когда температура воздуха составляет около нуля градусов и опускается ниже, - рассчитывать, что до поездки придется потратить 5-10 минут, чтобы подготовить свой автомобиль.
Когда на дороге появляется гололед, очень важно, чтобы водитель сам перестроился к условиям езды в зимний период. Есть такая рекомендация: на небольшой скорости (примерно 10 км/ч) попробовать резко затормозить там, где это будет безопасно. Это нужно для того, чтобы почувствовать, как автомобиль ведет себя на дороге - его может немного заносить на поворотах. Кроме того, увеличивается тормозной путь. Зачастую - в разы.
В прошлом году мы проводили своеобразный эксперимент: брали два абсолютно одинаковых автомобиля, но на одном из них были зимние шины, на втором - летние. Температура воздуха была около нуля, проезжая часть не заснежена. Автомобили разгонялись до 60 км/ч и одновременно начинали тормозить. Так вот машина на зимних шинах остановилась через 14 м, авто на летней резине - через 18,5 м. Это подтверждает то, о чем говорят эксперты: до температуры плюс 8 и ниже на автомобиле должны стоять зимние шины, потому что в таких условиях летние шины деревенеют, и сцепление с дорогой становится хуже.
Еще одна типичная ошибка автолюбителей - они пытаются сэкономить на шинах и ставят на оси разные. Например, на переднюю ведущую ось - хорошую резину, а на заднюю ось ставят тоже зимние шины, но с меньшим протектором. Что происходит в итоге? Представим ситуацию: выпал первый снег, на загородных трассах в выходные появляются большие потоки машин. В случае возникновения какой-то нестандартной ситуации водитель начинает тормозить. Если спереди у него, например, на переднеприводном автомобиле стоят шины с лучшим протектором, а сзади - с худшим (или и вовсе летние шины), то автомобиль начинает раскручивать. Бывает, что он оказывается на полосе встречного движения. Это одна из типичных для начала зимнего периода аварийных ситуаций.
Еще одна типичная ситуация: водитель едет по заснеженной дороге, сама она почищена, а вот обочина может быть где-то и со снегом. Когда автомобиль наезжает правой стороной на обочину, его резко начинает тянуть вправо. Водители в такой ситуации чаще всего начинают выкручивать руль влево, и в результате, опять-таки, автомобиль может оказаться не на своей полосе, а выехать на полосу встречного движения. В таких ситуациях рекомендация одна: крепко двумя руками держаться за руль и пытаться вырулить в безопасном направлении (т.е. на свою полосу движения).
Хотелось бы отметить, что после введения ответственности за то, что граждане не используют зимние шины, мы заметили, что практически все стали "переобувать" свои машины. В прошлом году 30 ноября мы провели еще один своеобразный эксперимент: выехали на одну из улиц Минска с не очень интенсивным движением и проверили 100 автомобилей. Так получилось, что только одна машина не была "переобута" в зимнюю резину. Оказалось, что этот автомобиль принадлежал организации, у которой "переобувка" по плану была на следующий день.
Таким образом мы видим, что большинство людей прислушивается к рекомендациям и требованиям закона.
На территории Беларуси в соответствии с подпунктом 4.9 пункта 4 СТБ 1658-2015 "Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Топливо дизельное. Технические условия" (СТБ 1658) с 1 ноября по 31 марта рекомендуется применять зимнее дизельное топливо.
Для бесперебойного обеспечения потребителей Беларуси дизельным топливом в осенне-зимний период 2019-2020 годов нефтеперерабатывающие заводы ОАО "Нафтан" и ОАО "Мозырский НПЗ" с 15 октября перешли на производство и реализацию на внутреннем рынке республики зимнего дизельного топлива марки ДТ-З-К5, сорт F с предельной температурой фильтруемости не выше минус 20 градусов.
На АЗС "Белоруснефти" с 1 ноября будет реализовываться только зимнее дизельное топливо ДТ-З-К5.
Готовы НПЗ и к производству дизельного топлива с улучшенными низкотемпературными характеристиками ДТ-З-К5, класс 2 с предельной температурой фильтруемости не выше минус 32 градуса и температурой помутнения не выше минус 22 градуса (так называемая "Арктика").
Для обеспечения потребителей республики дизельным топливом в периоды резкого понижения температуры воздуха на складах хранения нефтепродуктов организаций по нефтепродуктообеспечению до 1 декабря 2019 года будет создан необходимый запас дизельного топлива марки ДТ-З-К5, класс 2.
Что касается аварийности, то за девять месяцев текущего года в стране в ДТП погибли 337 человек, еще 2 615 человек получили различные травмы. Всплеск аварий отмечается тогда, когда выпадает первый мокрый снег либо снег. Происходят достаточно серьезные дорожно-транспортные происшествия, где погибают сразу несколько человек. И это связано с теми причинами, которые я озвучивал ранее. В частности, речь идет о поведении водителей, которые не перестроились к условиям езды в зимний период.
В некоторых случаях машины были на летних шинах. Поэтому мы рекомендуем автовладельцам "переобуть" свои автомобили заранее, уже сейчас. У многих сложилось такое понятие, что если сделать это позже, то можно сэкономить на зимних шинах - они меньше износятся. Но никакой экономии, по сути, нет. Летние шины также изнашиваются. Может быть, несколько десятков лет назад зимние шины и стоили на порядок дороже, теперь такого нет. Экономия на безопасности - не то, к чему должны прибегать автомобилисты.
Еще одна распространенная категория ДТП в период, когда температура опускается ниже нуля, - аварии с участием пешеходов. Так, люди не хотят идти по заснеженным обочинам на загородных трассах, выходят на край проезжей части. А водители очень часто выбирают максимально допустимую скорость, а не безопасную, чего требуют правила дорожного движения. В результате происходит наезд. Также с выпадением осадков наблюдается рост ДТП на пешеходных переходах. Пешеходы не сразу перестраиваются к новым условиям, а ведь должны осознавать, что тормозной путь автомобиля увеличивается в разы. Переходить дорогу нужно только тогда, когда убедился, что автомобиль сможет остановиться. Часто в такую погоду граждане надевают капюшоны, не убеждаются в безопасности перехода, и также происходит наезд.
В соответствии с планом работы по обеспечению нефтепродуктами внутреннего рынка у нас происходит стандартная процедура перевода белорусского рынка на использование зимнего топлива: концерн "Белнефтехим" выпускает распоряжение нефтеперерабатывающим заводам, которым обязывает их перейти на производство и отгрузку на внутренний рынок только зимнего дизельного топлива с 15 октября очередного сезона.
С учетом времени в пути, пока оно доходит до нефтебаз, развозится на автозаправочные станции, наше требование к АЗС: с 1 ноября должно реализовываться только зимнее топливо.
Отмечу, мы говорим сейчас о системе автозаправочных станций концерна "Белнефтехим". Такие же рекомендации мы выдаем и независимым сетям АЗС.
Что же касается государственной системы нефтепродуктообеспечения, которая сейчас находится в оперативном управлении у "Белоруснефти", то мы гарантируем - с 1 ноября здесь будет реализовываться только дизтопливо сорта F с предельной температурой фильтруемости минус 20 градусов.
Так называемое летнее дизтопливо - это топливо сорта С, которое выпускается в летний и межсезонный период. Предельная температура фильтруемости этого топлива составляет минус 5 градусов. Поэтому при минус 2 его фильтруемость в соответствии с паспортом качества должна обеспечивать нормальную работу топливной системы.
Так сложилось, что удорожание зимнего топлива (оно дороже в производстве) мы перекладываем на собственную систему. Это происходит фактически за счет доходности системы нефтепродуктообеспечения. То есть само топливо при отгрузке с заводов в адрес потребителей, которые занимаются оптовой и розничной реализацией, дороже, но при реализации через АЗС у нас не происходит изменение цены, привязанное к сезонности.
Что касается дизельного топлива класса 2 "Арктика", то это топливо с другими характеристиками с точки зрения низкотемпературных свойств. Предельная температура фильтруемости у него составляет минус 32 градуса (у стандартного зимнего минус 20), температура помутнения у него также более низкая - минус 22 градуса. К тому же в производстве используются другие компоненты, плюс увеличенное содержание присадок для того, чтобы достичь нужных параметров. Это значительно влияет на себестоимость. И здесь уже мы делаем различие по цене между топливом обычным зимним и топливом с улучшенными низкотемпературными характеристиками.
Прежде всего мы как организация, которая отвечает за надежное обеспечение нефтепродуктами, понимаем, что самый главный фактор, который может вызывать осложнения с точки зрения эксплуатации транспортного средства, - это использование топлива, которое не соответствует сезону. Важно своевременно использовать запасы дизельного топлива, которые имеются в баке и не соответствуют сезону, заполнить бак зимним дизельным топливом.
Стандартные рекомендации, которые уже были озвучены: уход за автомобилем с точки зрения своевременной замены масла, масляного фильтра, а также топливного фильтра, поскольку если останется какая-то часть летнего топлива, может произойти отложение парафинов. Соответственно, это приведет к тому, что будут сложности с эксплуатацией транспортного средства.
Мы не являемся производителем этих добавок. В рецептурах приготовления дизельного топлива на нефтеперерабатывающих заводах уже используются свои пакеты присадок. Это и смазывающие присадки, и депрессорно-диспергирующие, которые позволяют улучшать низкотемпературные характеристики. Важно, что тот пакет присадок, который мы у себя используем, проходит тщательный контроль с точки зрения недопущения нерасчетного взаимодействия как с компонентами топлива, так и пакетов присадок различного назначения между собой. Если же вы покупаете добавки самостоятельно, то надо понимать, что все риски по поводу взаимодействия присадок, которые уже добавлены в дизтопливо и которые вновь добавляются, вы берете на себя.
Еще раз подчеркну: топливо, которое выпускают нефтеперерабатывающие заводы, полностью удовлетворяет требования с точки зрения низкотемпературных характеристик. Если идет серьезное понижение температуры, то мы рекомендуем использовать топливо класса 2, то есть "Арктика". Чтобы у потребителя всегда была возможность заправиться этим топливом, к 1 декабря на нефтебазах и автозаправочных станциях создаются необходимые запасы, чтобы в случае резкого понижения температуры мы смогли удовлетворить ажиотажный спрос.
К сожалению, многие потребители с удивлением для себя в последние дни осени вдруг открывают, что вот-вот придет зима, и начинают обращаться в автомагазины и на АЗС, пытаясь найти шины нужного размера. Именно в этот период могут появиться проблемы с тем, что не оказывается нужного ассортимента. Надо понимать, что по размеру шин достаточно много, по самым популярным из них мы стараемся поддерживать необходимый запас на складах и АЗС, но иногда этот резкий спрос, который возникает при переходе на зимнюю резину, превышает наши складские запасы.
Да, низкотемпературное топливо у нас в стране производится. Мозырский НПЗ выпускает дизельное топливо ДТ-З-К5, класс 2 (Арктика) с предельной температурой фильтруемости минус 32 градуса. Напомню, у обычного зимнего топлива предельная температура фильтруемости минус 20. Кроме того, у дизтоплива 2 класса дополнительно нормируется температура помутнения - она составляет для данного вида топлива минус 22 градуса.
Если говорить о технологии производства, то при выпуске данного продукта используются немного другие компоненты и специальный пакет присадок, чтобы достичь показателя предельной температуры фильтруемости и предельной температуры помутнения и при этом не допустить снижения смазывающих свойств топлива.
Подчеркну, белорусское низкотемпературное топливо соответствует требованиям как белорусских стандартов, так и европейских.
Остатки хранятся на нефтебазах. Они реализуются в следующий весенне-летний период с учетом того, что гарантийный срок дизельного топлива согласно СТБ 1658-2015 составляет 1 год.