Вопросы конференции
В соответствии со ст.23 закона "Об охране труда" услуги в области охраны труда оказываются на основании договоров между организацией и юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем). При выборе исполнителя работ организация должна руководствоваться реестром юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда. В случае если услуга оказана некачественно, информация об этом может быть направлена в Министерство труда и социальной защиты. Если договор заключен с неаккредитованной организацией, вопросы качества услуг решаются по гражданскому законодательству. В любом случае за обеспечение охраны труда в организации ответственность несет наниматель.
Согласно части 6 статьи 25 закона "Об охране труда" прохождение работающими проверки знаний по вопросам охраны труда допускается в соответствующих комиссиях учреждений образования после окончания их обучения по вопросам охраны труда. С учетом этой нормы пунктом 5 Положения о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты от 30 декабря 2008 года №210, установлено, что в комиссии организации проходят проверку знаний работающие и члены комиссий структурных подразделений организации. Прохождение работающими проверки знаний допускается в соответствующих комиссиях учреждений образования после окончания их обучения по вопросам охраны труда.
Одновременно части 7 и 8 статьи 25 закона "Об охране труда" определяют круг лиц, которые обязаны проходить проверку знаний в комиссиях вышестоящих организаций, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных правительству Беларуси, или в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов, или в республиканской комиссии. Это руководители организаций, их заместители, ответственные за организацию охраны труда, главные специалисты организаций, работники служб охраны труда (специалисты по охране труда), члены комиссий организаций. Прохождение названными работниками обучения и последующей проверки знаний по вопросам охраны труда в учреждениях образования не освобождает их от прохождения проверки знаний в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов.
Иные работающие и члены комиссий структурных подразделений организации в соответствии с пунктом 5 положения №210 могут пройти проверку знаний в комиссии учреждения образования после окончания их обучения по вопросам охраны труда.
Порядок и сроки проведения расследований несчастных случаев на производстве определяются в каждом конкретном случае с учетом тяжести производственной травмы и установлены в Правилах расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров от 15 января 2004 года №30.
Тяжесть производственной травмы устанавливается организацией здравоохранения и указывается в соответствующем заключении.
При этом организация, страхователь обязан при получении сообщения о несчастном случае на производстве направить соответствующий запрос в организацию здравоохранения не позднее рабочего дня, следующего за днем несчастного случая (пункт 10 Правил).
В свою очередь организация здравоохранения не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса направляет организации, страхователю заключение о тяжести производственной травмы (пункт 10-1 Правил).
Если с учетом этого заключения несчастный случай не будет подлежать специальному расследованию, то началом его расследования следует считать время с момента получения от учреждения здравоохранения заключения о тяжести производственной травмы.
Нормы коллективных договоров и соглашений комментируются сторонами, их заключившими. Законодательством не предусмотрено оформление документа для установления вины нанимателя по результатам расследования профессионального заболевания.
Исходя из пункта 65 Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров от 15 января 2004 года №30, в процессе расследования устанавливаются в том числе причины профессионального заболевания и лица, допустившие нарушения актов законодательства, технических нормативных правовых актов, обязательных для применения, локальных нормативных правовых актов. Эти персоны указываются в пункте 16 акта о профессиональном заболевании формы ПЗ-1, который составляется по результатам расследования. Форму акта ПЗ-1 можно найти в приложении к постановлению Министерства труда и социальной защиты, Министерства здравоохранения Беларуси от 14 августа 2015 года №51/94 "О документах, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, расследуются несчастные случаи, которые произошли с работниками и стали причиной перевода потерпевших на другую работу, повлекли временную (не менее одного дня) утрату им трудоспособности либо трудовое увечье. Устанавливаются обстоятельства и все причины произошедшего.
По результатам специальных расследований, проводимых Департаментом государственной инспекции труда, эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств, а также конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность средств производства явились причиной 3% несчастных случаев с тяжелыми последствиями.
Проект закона "Об изменении Закона Республики Беларусь "Об охране труда" в установленном порядке внесен в правительство. Документ размещен на официальном сайте Минтруда и соцзащиты. В нем предусмотрена ответственность за нарушение законодательства об охране труда, однако он не является законодательным актом, регулирующим порядок привлечения к административной ответственности за нарушения в этой сфере.
Если ксерокс, принтер, чайник, микроволновая печь являются оборудованием организации и их эксплуатация вменена в обязанность работников, то инструкции по охране труда необходимо разработать. Это предусмотрено пунктом 4 Инструкции о порядке разработки и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 28 ноября 2008 года № 176.
Вопрос сохранности документов, в том числе журналов по охране труда, должен регулироваться локальными нормативными правовыми актами. При этом наниматель должен обеспечить сохранность документов.
Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 27 октября 2014 года №94 внесены дополнения и изменения в выпуск 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС). Тарифно-квалификационной характеристикой "§1а. Водитель автомобиля" предусмотрено, что водитель устраняет возникшие во время работы на маршруте мелкие технические неисправности автомобиля, не требующие разборки механизмов.
В соответствии с общими положениями ЕТКС водитель должен владеть слесарным делом (иметь смежную профессию) в объеме, достаточном для самостоятельного устранения неполадок текущего характера, возникающих при работе транспорта. Право на выполнение слесарных работ подтверждается наличием у него квалификационного разряда по профессии "слесарь по ремонту автомобиля" и соответствующего свидетельства либо записью в трудовой книжке о присвоении квалификационного разряда в установленном порядке.
Основными нарушениями законодательства являются недостатки в обучении и инструктировании работников по охране труда, обеспечении средствами индивидуальной защиты, а также несоблюдение требований охраны труда при эксплуатации машин и оборудования.
Подготовка проекта закона "Об изменении Закона Республики Беларусь "Об охране труда" вызвана необходимостью корректировки закона "Об охране труда" с учетом практики его применения и приведения в соответствие с законодательными актами. Предмет регулирования проекта закона остался прежним, применяется он в отношении всех работодателей и работающих граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Например, предлагается из статьи 17 закона исключить обязанность нанимателя по обеспечению паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда. В соответствии с действующим законодательством в организациях осуществляются паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда, аттестация рабочих мест по условиям труда, комплексная гигиеническая оценка условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Проведение всех этих мероприятий неизбежно ведет к дублированию и множественности составляемых планов по решению одних и тех же вопросов, увеличению расходов денежных средств на охрану труда.
Законопроект в установленном порядке внесен в правительство.
Что касается второй части вопроса. С 1 февраля 2019 года вступает в силу новый закон "О нормативных правовых актах", в соответствии с которым правила по охране труда отнесены к техническим нормативным правовым актам, не относящимся к области технического нормирования и стандартизации. В этой связи правила по охране труда при выполнении работ на высоте и верхолазных работ дорабатываются с учетом требований, предъявляемых к техническим нормативным правовым актам. Определение термина "работа на высоте" осталось прежним.
Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров от 22 февраля 2008 года №253, и Инструкцией по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 22 февраля 2008 года №35. В соответствии с п.88 Инструкции измерения и исследования уровней вредных и (или) опасных факторов производственной среды во время аттестации выполняются испытательной лабораторией в соответствии с областью аккредитации и в течение срока действия аттестата аккредитации. Заключение лабораторией договоров субподряда на выполнение измерений и исследований уровней вредных и (или) опасных факторов производственной среды, не входящих в область аккредитации лаборатории, не допускается. Нарушение положений п.88 инструкции рассматривается как нарушение порядка проведения аттестации.
Исходя из требований действующего законодательства юридическое лицо, аккредитованное в соответствии с законодательством на оказание услуг в области охраны труда по проведению аттестации, обязательно должно иметь испытательную лабораторию, аккредитованную в Национальной системе аккредитации Беларуси. Таким образом, в случае заключения договора (между нанимателем и аккредитованным лицом) на измерения и исследования уровней вредных и опасных факторов производственной среды оснований для передачи указанных работ другой аккредитованной лаборатории (по договору субподряда) не имеется, в том числе в случае истечения срока действия аттестата аккредитации на определенные виды измерений (исследований).
При необходимости проведения измерений и исследований факторов производственной среды, которые не включены в область аккредитации испытательной лаборатории, заказчик заключает договор с другой аккредитованной испытательной лабораторией, в область аккредитации которой входит этот вид измерений и исследований.