Вопросы конференции
Максимально приблизить режим ребенка к режиму учебного заведения. Сохранить дневной сон, ограничить просмотр телевизора и время, проводимое за компьютером. Отправлять спать не позднее 22 часов. Прогулки должны быть не менее 2 часов. Чередовать умственную и физическую деятельность. Режим в каждом учреждении образования разный. Как правило, уроки начинаются с 8:30–9:00 часов. Это тоже нужно учитывать. И очень важно придерживаться этого режима в выходные дни и на каникулах!
Здесь все индивидуально, необходимо учитывать интерес ребенка и нагрузку. В школе создаются такие условия, когда ребенок может выбрать себе кружок, секцию по интересам и попробовать себя в разных направлениях. Как показывает практика, многие до поступления в школу посещают различные развивающие занятия. Если детям нравится заниматься и они привыкли к такой нагрузке, можно оставить все без изменений. Если вы только собираетесь начать дополнительное образование, то стоит попробовать с одного кружка или секции, давая ему время разобраться в них и освоиться.
А еще не надо забывать о том, что ребенку важно общение с родителями. Поэтому попробуйте посещать один творческий кружок и одну спортивную секцию с таким расписанием, чтобы как минимум 2 дня в неделю оставались свободными от занятий. Оставьте один выходной день, который вы сможете проводить всей семьей.
Как врач добавлю, что необходимо также оценить состояние ребенка вместе с педиатром и определить, какие кружки ему можно посещать. Особенно это касается спортивных секций. Или, к примеру, вы отдадите малыша на бисероплетение, а у него не самое хорошее зрение. И ему будет нравиться, но глазам это пользы не принесет. И я считаю, что для первоклассника оптимально – один-два кружка.
Хочу отметить, что очень важно, посещал ли ребенок кружки до школы. Если нет, и сейчас не высказывает желания туда ходить, то, возможно, стоит подождать хотя бы первый год обучения в школе. А посещение кружков, секций начать позже, например со второго класса.
У всех детей этот процесс проходит по-разному. Вплоть до полугода. Бывает легкая, средняя и тяжелая адаптация.
Из моего опыта учителя добавлю, что большинство детей адаптируются (привыкают) к школе в течение первых двух месяцев обучения. Быстро вливаются в коллектив, заводят друзей. У них всегда хорошее настроение, они доброжелательны, спокойны. К концу октября они справляются с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым распорядком дня.
Другим нужно больше времени. Они могут играть на уроках, не реагируют на просьбы учителя, иногда плачут, выясняют отношения с товарищами. Лишь к концу первого полугодия привыкают к школьной жизни.
Есть дети, у которых к трудностям в учебной деятельности прибавляются негативные формы поведения, отрицательные эмоции. Часто они становятся отверженными в коллективе. А это рождает реакцию протеста. Такие дети плохо ведут себя на уроках, переменах. Важно вовремя разобраться в причинах такого поведения. Иначе это может привести к нарушению психического здоровья. Привыкание к школе длится на протяжении всего года обучения.
В таких случаях уже стоит обратиться к детскому психологу. Здесь начинается совместная работа родителей, психолога и учителя. Еще хочу добавить, что если есть хоть малейшая возможность забирать первоклассника первое время сразу после уроков, нужно ею воспользоваться. И постараться сохранить в таком случае дневной сон. Если у родителей нет такой возможности, то хотя бы заблаговременно взять отпуск на этот период.
Особой пользы для детей я в них не вижу. Этот гаджет, конечно же, больше нужен родителям, чем их детям. В первую очередь, чтобы следить за местоположением ребенка. Если все-таки родители настаивают, чтобы ребенок их носил, нужно обязательно договориться соблюдать жесткое условие их использования. Только для контроля. Не для игр и звонков во время уроков!
Впрочем, у взрослых есть возможность заблокировать устройство на руке первоклассника.
Это очень правильная просьба учителя. У ребят начнутся уроки трудового обучения, и все природные материалы, которые вы соберете вместе с ребенком во время прогулки, пригодятся. Что касается – делать вместе, то это тоже очень важно. Не нужно относиться к школьному обучению как "я сдал ребенка – учите и занимайте его!" Первое время родителям нужно обязательно помогать, направлять, рассказывать и показывать. К тому же такая деятельность очень сближает!
Безусловно, школьное питание отличается от домашнего. Но то, что дают в школе – это двухнедельное разнообразное сезонное меню, разработанное и рекомендованное специалистами именно для детского питания. При этом учтены все потребности детского организма.
Хочу добавить, что обычно детей такого возраста в столовую водит учитель. Можно его попросить, чтобы внука не заставляли есть сосиски или пить сладкий чай.
Вообще перекусы не приветствуются. Но если уж очень хочется, то можно дать с собой банан, яблоко или морковку, немного печенья типа "крокет". Никаких бутербродов и котлеток!
Чтобы дети не носили с собой, условно говоря, батон с нутеллой, учитель должен оговорить это с родителями.
Запрещать не нужно. Надо контролировать: время и контент (если это интернет). Не более 30 минут в день: мультфильмы или образовательные видеофильмы.
Задания в первом классе школьникам не задают. Таковы правила. Если ваш учитель предлагает делать такие домашние задания, то вы вправе отказаться. Но если вашему ребенку нравится выполнять что-то несложное, и вы не стоите у него над душой, заставляя, то почему нет. Но при этом нужно приучить ребенка правильно сидеть, держать ручку или карандаш, не сутулиться, делать гимнастику для глаз и так далее.
Очень важно следить за осанкой ребенка. Именно со школы она начинает у детей портиться. Существуют определенные правила. Например, руки должны лежать на столе, причем при сгибе в локтях должен быть приблизительно прямой угол. Привыкнет опускать одну руку ниже стола, – плечи не будут горизонтальными. Если обе руки опускаются вниз – спина округляется и "горбится". Поэтому родителям нужно подробно и досконально изучить эти правила и неукоснительно им следовать.
Наказание – не самый удачный способ достучаться до ребенка. Чтобы он рос и развивался психически здоровым, надо уметь договариваться. Да, сложно, да тяжело, да, взрослые не роботы. И тем не менее. Вы старше, у вас уже есть опыт, а маленький человек этот опыт только приобретает. Оптимальный вариант – ненасильственное взаимодействие. Лучше не использовать метод запретов, а объяснять. Особенно в период адаптации к школьной жизни, когда могут быть капризы, требования, срывы. Родители должны быть к этому готовы, а наказания лишь усугубят положение.
Хочу сказать, физические методы воздействия категорически запрещены. И еще – нельзя говорить о школе в негативном ключе, мол, вот там тебе покажут, там тебя приструнят. После адаптационного периода тоже нежелательно лишать чего-то. Лучше в качестве воспитательного задания добавить какой-то общественно-полезной деятельности, например помыть не только свою тарелку после ужина, но и родительские.
Вообще здесь нужно вести речь в первую очередь о финансовой грамотности детей. Ребята уже должны знать, что их родители работают и получают зарплату. И что продукты, одежда, развлечения, игрушки оплачиваются родительским трудом. Но при этом использовать деньги как плату ребенку за хорошую отметку, хорошее поведение, на мой взгляд, не стоит. У ребенка может быть своя копилка, куда он складывает какую-то мелочь и копит, допустим, на новую игрушку. Но платить за знания не нужно. Ребенок тогда неправильно будет понимать смысл учебы. Он будет тянуться не за знаниями, у него выработается потребительское отношение к учебной деятельности.
Я считаю, карманные деньги даже у ребенка младшего школьного возраста могут быть. Но не следует давать слишком большую сумму. И важно, чтобы он тратил эти средства сам, но под контролем родителей. Родители могут посоветовать ребенку, объяснить последствия его выбора, но ни в коем случае при покупке за карманные деньги не настаивать на своем, ребенок должен научиться сам делать свой выбор.
Не вижу в этом ничего страшного. Я как бывший учитель начальных классов считаю, что не может дошкольник резко стать школьником. Должен быть плавный переход. И то, что он носит свою игрушку, – это бессознательный способ адаптации к другому, новому для него образу школьной жизни. Человек-паук в этом случае – как "кусочек дома", который позволяет вашему сыну не чувствовать себя одиноким в пока чужом для него мире. Я надеюсь, что его педагог тоже это понимает. Главное – дать понять ребенку, что играть все же лучше на переменках, а на уроках нужно слушать учителя. В остальное время его "друг" может лежать рядом, чтобы ребенку было спокойнее.