Вопросы конференции
В указе главы государства от 11 апреля 2016 года №137 "О совершенствовании пенсионного обеспечения" рекомендовано руководителям организаций шире применять практику добровольного дополнительного пенсионного обеспечения.
За 2017 год заключено в 1,6 раза больше договоров добровольного страхования дополнительной пенсии. Но в целом, конечно, процент застрахованных лиц небольшой и составляет меньше 5% занятого населения. Во многом это обусловлено финансово-экономическим положением предприятий и организаций.
Для сравнения: в зарубежных странах наиболее высокий уровень распространения негосударственного пенсионного страхования на наемных работников в Нидерландах (95% населения) и Швеции (порядка 90%), более 40% – в США, Германии, Японии.
Профсоюзы активно работают над тем, чтобы включать такие дополнительные гарантии в коллективные договоры. Хорошая практика в этом отношении есть у отраслевого профсоюза работников химической промышленности.
Буквально недавно мы обсуждали этот вопрос на заседании Национального совета по трудовым вопросам. И договорились, что выработаем предложения по предоставлению предприятиям, которые реализуют подобные программы, дополнительных льгот и преференций.
В данной ситуации очень многое зависит от того, какие нормы прописаны в коллективном договоре вашей организации. Обязанность и срок уведомления нанимателем профсоюзной организации о непродлении трудовых отношений с работником могут быть предусмотрены именно в коллективном договоре, действующем в организации. В случае наличия такой нормы в коллективном договоре наниматель обязан ее исполнить.
Также именно в коллективном договоре могут быть предусмотрены какие-то дополнительные гарантии занятости для общественных инспекторов, общим трудовым законодательствам этот вопрос не регулируется.
Поэтому ваш вопрос надо рассматривать предметно с изучением норм вашего коллективного договора. И я порекомендовал бы вам обратиться за разъяснениями, например, в районное объединение профсоюзов по месту жительства. Также можете обратиться с вашим вопросом на бесплатный профсоюзный правовой прием, который проходит каждый месяц в каждом районном центре.
В генеральное соглашение внесена норма, согласно которой соотношение средней пенсии по возрасту и средней заработной платы работников должно быть не ниже 40%. До недавнего времени этот показатель выдерживался. По итогам 2017 года это соотношение составило 38%.
Безусловно, для реализации этой задачи необходимо наличие финансовых средств в ФСЗН. Наполняемость ФСЗН зависит от стабильной работы реального сектора экономики. Немаловажную роль играет и вывод бизнеса и доходов населения из тени.
Количество пенсионеров увеличивается, в то время как количество работающих на одного пенсионера сокращается. Около 25% пенсионеров продолжают работать по достижению пенсионного возраста.
Мы сегодня говорим, что есть необходимость законодательно закрепить норму о продлении или перезаключении контрактов с добросовестными работниками. Такая норма включена в качестве рекомендательной в Генеральное соглашение. Также она перенесена в ряд отраслевых соглашений и многие коллективные договоры. И в этих случаях наниматель обязан продлевать трудовые отношения с добросовестными работниками. Но для того, чтобы эта норма применялась повсеместно, чтобы исключить субъективизм при принятии решений о продолжении трудовых отношений с работниками, считаем необходимым закрепить ее в Трудовом кодексе.
В сегодняшних условиях, когда приняты комплексные решения по развитию и упрощению ведения частного бизнеса, эти вопросы крайне актуальны. На рынок выходит большое количество новых компаний, нанимателей. Далеко не у всех есть понимание и опыт ведения социально ответственного бизнеса, необходимый уровень культуры ведения бизнеса. В этих условиях крайне важно установить такие правила и нормы на рынке труда, которые бы гарантировали защиту интересов человека. Не должно быть субъективизма, положение работника не должно зависеть от доброй воли нанимателя.
Приняты решения, направленные на стимулирование занятости людей. Одновременно мы должны стимулировать и поощрять добросовестных работников, в том числе через предоставление им гарантий занятости. Это в свою очередь будет способствовать и развитию предприятий. Потому что когда человек не уверен в своем завтрашнем дне, не уверен, будет он тут работать или нет, у него и стимула хорошо трудиться нет. И работает он спустя рукава. Что называется, день простоять и ночь продержаться. А если будет знать, что от качества его работы, добросовестности зависит продление трудовых отношений, если будет видеть перспективу на завтра, то и выкладываться на производстве будет на все 100%. Все эти нормы мы предложили включить в законопроект по изменению Трудового кодекса. И рассчитываем, что законодатели к нам прислушаются и примут эти предложения.
В целом мы внесли около 40 предложений по изменению статей ТК. Например, об ограничении неполного рабочего дня. Мы предлагаем, чтобы при изменении существенных условий труда устанавливался неполный рабочий день продолжительностью не менее половины обычной продолжительности рабочего дня. Это предложение обусловлено проблемой скрытого сокращения, когда отдельные наниматели для того, чтобы уменьшить выплаты при оптимизации штата, вместо процедуры сокращения применяют процедуру существенного изменения условий труда. И, например, устанавливают неполный рабочий день продолжительностью 1-2 часа с соответствующей оплатой труда. Это вынуждает работников прекратить трудовые отношения в связи с изменением существенных условий труда. В результате человек получает выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка, а не трехкратного среднемесячного заработка, как это предусмотрено при сокращении работников. Конкретный пример: женщине установили рабочий день с 12.00 до 13.30, при этом обед - с 12.30 до 13.00. На наш взгляд, надо на законодательном уровне поставить заслон таким манипуляциям со стороны недобросовестных нанимателей.
В целом ФПБ за 2017 год рассмотрела около 50 законодательных актов, которые касаются трудовых и социально-экономических интересов работников. Где-то мы соглашаемся с разработчиками, где-то вносим свои замечания.
Мы запланировали акции и проекты во всех регионах страны. Так, на республиканском субботнике начали масштабную работу по приведению в порядок мест захоронений и воинской славы. Особое внимание уделяем малоизвестным захоронениям, где-то в лесах, небольших деревнях и так далее.
Буквально через несколько дней, 5 мая, стартует еще один проект, посвященный теме малой родины. Мы планируем в ряде регионов провести масштабные мероприятия по чествованию людей, которые внесли вклад в развитие региона. Также будем привлекать к этой акции известных в стране и за рубежом белорусов.
Большую работу планируем проводить с молодыми специалистами, которые по окончании учебы возвращаются на свою малую родину.
Вопросам защиты прав и интересов молодых специалистов мы всегда уделяем особое внимание, так как они только выходят на рынок труда и далеко не всегда знают о своих правах. Поэтому мы настраиваем свои первичные профсоюзные организации на то, чтобы у каждого молодого специалиста был свой наставник, который поможет войти в курс дела на производстве, научит и подскажет. Ориентируем свои первичные профсоюзные организации, чтобы в коллективных договорах были положения, направленные на поддержку этой категории работников, такие как предоставление жилья, определенные доплаты.
Что касается нарушения прав молодых специалистов, то такие случаи, к сожалению, тоже есть. Например, это ситуации, когда по прибытии на первое место работы молодым людям предоставляется работа не по специальности или неправильно начисляется заработная плата. В каждом таком случае, когда к нам обращаются за поддержкой, мы стараемся максимально разрешить вопросы в пользу людей.
Есть и примеры, где наши юристы содействуют получению места в общежитии, помогают решать вопросы, связанные с перераспределением, если на это имеются законные основания.
Приведу один из последних примеров. Молодые люди были распределены в сельскохозяйственную организацию. Но на месте выяснилось, что работать им приходилось не по специальности, зарплата постоянно задерживалась. Люди обратились к нам за помощью. К сожалению, наниматель доводы наших юристов не принял. И в итоге мы защищали интересы этих молодых людей уже в суде. В результате молодые люди получили все законные выплаты, смогли уволиться с этого предприятия, чтобы перераспределиться на другое место работы.
Безусловно, генеральное соглашение является очень важным документом как для нашей организации, так и государства в целом. На заседаниях Национального совета по социальным и трудовым вопросам мы рассматриваем разные вопросы. Но один из самых важных - это выполнение договоренностей по генеральному соглашению. Этот документ содержит практически все разделы, которые имеют отношение к нашей жизни.
Между тем есть вопросы, которые по тем или иным причинам не выполняются, и мы требуем это исправить, в первую очередь, это заработной платы бюджетников, которая должна быть не ниже 80% по отношению к средней зарплате по стране. В настоящее время этот показатель составляет 76%. Есть падение к 2016 году. Мы видим, что в 2017 году неплохо сложилась экономика, есть рост по промышленности. Будем надеяться, что данный уровень будет выполнен по стране. В генсоглашении есть очень важный показатель, который мы тоже отслеживаем. Это соотношение средней пенсии по возрасту и средней заработной платы работников на уровне не ниже 40%. Сейчас это 38%. Поскольку принято решение о повышении пенсии, то этот показатель выйдет на уровень, определенный в документе.
У нас есть и другие вопросы, которые мы выносили на рассмотрение Национального совета. В частности, необходимость более активного развития сектора так называемой накопительной пенсии. Чтобы наниматель осуществлял страхование дополнительных пенсионных выплат при выходе людей на пенсию. Такие рекомендации о развитии этой системы есть наряду с солидарной системой, которой мы сегодня пользуемся. Страховая система работает во многих странах и очень хорошо себя зарекомендовала. Например, в Нидерландах 95% нанимателей пользуются накопительной системой, Швеции - 90%, Германии и США - 40-50%, Японии - 40-60%. Наниматель активно страхует людей, чтобы человек уверенно себя чувствовал при выходе на пенсию. В Беларуси этот показатель пока небольшой - около 5%, но мы находимся в начале этого пути. Такая система может стать стимулом повышать свою квалификацию, стремиться к более высокооплачиваемой работе, что повлечет большее накопление средств к пенсии. Наряду с активным развитием накопительной пенсии, считаю, что солидарную пенсию надо сохранять. Она важна тем, что является гарантированной. Есть разные ситуации в трудовой деятельности каждого человека.
Важным моментом является постоянная работа над повышением своей квалификации. Причем в этом движении должны быть заинтересованы две стороны производственного процесса - и работник, и наниматель. Мы озвучивали эти вопросы на заседании Национального совета и стараемся их перенести в коллективные договоры. Работодатель должен заботиться о повышении квалификации сотрудников. В противном случае предприятие будет снижать свои конкурентные преимущества, не будет идти в ногу с прогрессом и технологиями, которые приходят в производство. С другой стороны, и сам человек должен заботиться о повышении квалификации. Работник должен понимать, если что-то случится с производством и ему придется столкнуться с поиском нового места работы, то, чем выше будет его уровень квалификации, тем выше будут шансы трудоустроиться и стать более востребованным. Соответственно, и заработная плата станет выше.
И в этом комплексе вопросов, которые мы вынесли на Национальный совет и активно обсуждаем с правительством, Министерством труда и социальной защиты, говорим, что должны быть созданы и механизмы. Надо создать человеку условия для повышения квалификации. В первую очередь необходимо создать современные центры, поскольку многие институты, которые занимались этим направлением, просто устарели, а их методики стали непригодными.
Что касается положения о Национальном совете, то мы сегодня говорим о том, что необходимо повысить ответственность сторон за принятые советом решения. Одним из механизмов здесь может быть то, чтобы решения Национального совета реализовывались через принятие соответствующих постановлений Совета Министров, а также руководящих органов профсоюзов и нанимателей. Соответствующий проект документа о внесении изменений в положение о Национальном совете уже подготовлен.
Эти цифры мы мониторим практически каждый день. Наши данные сравниваем с официальной статистикой и, если видим, что есть различия, сразу информируем об этом Министерство труда и социальной защиты.
За январь-февраль в режиме неполной занятости находилось 50,5 тыс. работников, что составляет 1,7% от среднемесячной численности всех людей, занятых в реальном секторе. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель сократился практически в два раза, что свидетельствует о том, что экономика набирает обороты. Такая информация собирается по каждой из отраслей, и соответствующий профсоюз анализирует все выявленные факты.
Этот вопрос чрезвычайно важен для профсоюзов. Не может быть так, чтобы человек, отработав месяц, пришел домой без заработной платы. А ему необходимо платить коммунальные, ходить в магазин. При наличии информации о предприятиях с неполной занятостью, простоями, задержкой заработной платы профсоюзы сразу туда выдвигаются. Мы обращаем внимание и правительства, и министерств, и органов исполнительной власти на такие предприятия. По возможности стараемся помочь.
Один из последних примеров - ОАО "Строительный трест №8" в Бресте. Это крупная строительная компания, которая была и, надеемся, останется флагманом строительной отрасли. Но был период, когда они закредитовались и сейчас вынуждены платить большие проценты по кредитам, что легло бременем на предприятие и, как следствие, стало следствием его тяжелого экономического положения. А там тысяча людей работает. Мы обратились в правительство с просьбой оказать помощь. На недавней встрече в профцентре с руководством Нацбанка обсудили ситуацию на этом предприятии и предложили некоторые меры, которые позволили бы улучшить ситуацию. В частности, приостановить на время выплаты по кредитам, чтобы предприятие могло выйти на нужный уровень. Банки должны быть заинтересованы в этом, иначе и вовсе потеряют клиента.
Сегодня есть проблема выплаты заработной платы работникам организаций, которые попадают под банкротство. В 2016 году на момент ликвидации у 319 должников осталась неудовлетворенная задолженность в сумме более Br1,2 млн именно по заработной плате, платежам в Фонд социальной защиты населения, а также страховым взносам по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве. Эта проблема затронула 1152 человека. В 2017 году на момент ликвидации у 406 должников осталась неудовлетворенная задолженность в сумме Br1,96 млн.
Мы проанализировали опыт других стран, в частности Литвы, Латвии, посмотрели, как там решается эта проблема. Провели консультации с социальными партнерами, учеными, зарубежными коллегами. Мировой опыт показывает, что эту проблему можно решить через создание специальных фондов страхования рисков невыплаты заработной платы. Мы предлагаем внедрить такую практику и у нас. Речь идет о том, что все организации, которые теоретически могут попасть в процедуру банкротства, образуют специальный фонд. И в случае, если организация не может рассчитаться с людьми, этот фонд и погашает задолженность предприятия перед людьми по заработной плате. Здесь можно привести аналогию с Агентством по гарантированному возмещению банковских вкладов, фонд которого формируется из вносов банков.
Такой фонд позволит предприятию подстраховаться, а самое главное - подстраховать людей, которые отработали, но не получили законно заработные деньги. Для нас самое главное - чтобы не страдали люди.
Мы отработали целую систему, показали, как видим работу этого механизма. Образуют фонд предприятия, которые теоретически могут быть обанкрочены. Под банкротство у нас не могут попасть бюджетные организации, общественные и религиозные. Каким образом будет формироваться компенсационный фонд, мы сейчас обсуждаем с правительством. Предполагается, что его управлением будет заниматься Министерство экономики. Также будет создан наблюдательный совет (по примеру, в частности, Латвии, Литвы, Германии, Бельгии), куда войдут наниматели и профсоюзы. Каждый случай будет рассматриваться индивидуально.
Мы понимаем, что этот вопрос затрагивает большой круг организаций и предприятий. И здесь надо взвешенно подойти к его решению. Безусловно, механизм должен быть работоспособным.
Договоренность об этом была достигнута буквально пару дней назад. Общественно-консультативный совет при Министерстве антимонопольного регулирования и торговли - это площадка, на которой рассматриваются все решения по вопросам ценообразования.
Профсоюзы, работая непосредственно с людьми, на предприятиях и в организациях, из первых уст получают информацию, какие вопросы сейчас актуальны для трудящихся, что необходимо менять, а с чем лучше повременить. Поэтому то, что мы будем участвовать в обсуждении готовящихся документов со всеми заинтересованными в рамках общественно-консультативного совета при МАРТ, для нас действительно важно. Это даст нам возможность участвовать в обсуждении тех или иных документов и добиваться принятия решений с учетом потребностей человека труда еще на стадии их разработки.
Согласно регламенту Совета Министров, проекты нормативно-правовых актов, затрагивающие трудовые и социально-экономические интересы граждан, направляются в Федерацию профсоюзов Беларуси для внесения возможных замечаний и предложений. И только за прошедший год более 50 проектов нормативных актов были направлены в ФПБ для согласования.