19 июля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения первого в СССР дважды Героя Советского Союза, выдающегося летчика-аса Сергея Ивановича Грицевца.
Детство, юношество и первые достижения
Сергей Грицевец родился 19 июля 1909 года в многодетной крестьянской семье в селе Боровцы Ново-Мышской волости Новогрудского уезда Минской губернии. 29 августа 2012 года деревня Боровцы, которая на тот момент относилась к Новомышскому сельсовету Барановичского района Брестской области, была упразднена и вошла в состав города Барановичи.
В годы Первой мировой войны семья Грицевца эвакуировалась на Урал в поселок Шумиха (ныне - город в Курганской области России), где прошли его детство и юношеские годы. В 1927 году после окончания семилетки Сергей Грицевец пошел работать на железную дорогу. В том же году переехал в город Златоуст (ныне - Челябинская область России).
До 1931 года Сергей Иванович жил в Златоусте. Окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), учился на вечернем отделении металлургического техникума. Работал слесарем на механическом заводе.
В 1930 году его как одного из лучших заводских активистов послали на окружные курсы профсоюзной работы, а после возвращения избрали председателем цехкома комсомола школы ФЗУ. В 1931 году Грицевец был избран секретарем заводского комитета комсомола, а затем инструктором Златоустовского горкома комсомола.
Путь в авиацию
С 1931 года Сергей Грицевец находился в рядах Красной армии. Весной 1931 года по комсомольской путевке был направлен в Оренбургскую военную школу летчиков, где стал лучшим курсантом.
С сентября 1932 года служил младшим летчиком в 3-й эскадрилье 5-й авиационной бригады Киевского истребительного авиаотряда. Однажды на одном из концертов самодеятельности в Доме Красной армии, в которых он принимал участие, играя подряд на нескольких музыкальных инструментах (мандолине, балалайке, гитаре, рояле), Сергей Грицевец познакомился с юной красавицей Галиной Орловой. Вскоре они поженились, а 1 марта 1934 года у них родилась дочь Лариса. Вторая дочь Нина родилась в 1939 году, уже после гибели отца.
С декабря 1933 года Сергей Иванович был командиром звена в 1-й Краснознаменной истребительной авиационной эскадрилье им. Ленина на военном аэродроме в городе Красногвардейск (ныне - город Гатчина Ленинградской область России). В 1934 году эскадрилья была переброшена в Забайкальский военный округ.
В 1935 году Сергей Грицевец возглавил рекордный перелет шести истребителей И-16 по маршруту Бочкарево - Спасск-Дальний с посадкой в Хабаровске, завершив его за 3 часа 10 минут.
Летом 1936 года Грицевца как одного из лучших летчиков-истребителей ВВС отправили на курсы высшего пилотажа, воздушного боя и воздушной стрельбы при 8-й Одесской военной школе пилотов, которые он окончил с отличием. После завершения учебы был оставлен в ней летчиком-инструктором. Временно исполнял обязанности командира звена 8-й Одесской школы пилотов Киевского военного округа.
С 1938 года старший лейтенант Грицевец служил летчиком-инструктором в Кировобадской школе особого назначения, известной как 20-я военная школа летчиков. Основной его задачей была подготовка к воздушным боям испанских летчиков-республиканцев. Сергей с удовольствием и допоздна пропадал с ними на аэродроме, передавая им свой зрелый опыт.
Война в Испании
В сентябре 1936 года в Испании началась гражданская война. Грицевец неоднократно подавал рапорты с просьбой отправить его добровольцем для участия в военных действиях в Испании. В итоге рапорт был удовлетворен. 10 июня 1938 года Сергей Иванович в составе группы других летчиков прибыл в Испанию и вскоре принял боевое крещение в небе Каталонии.
Сергей Грицевец участвовал в гражданской войне в Испании под псевдонимом "Сергей Иванович Горев". Командовал эскадрильей И-16. Совершил 115 боевых вылетов, провел 57 воздушных боев, сбил 30 самолетов противника (по официальным документам, шесть лично и 24 - в группе).
В одном из боевых вылетов на И-16 в течение получаса Грицевец сбил семь самолетов, в том числе пять истребителей Fiat. Его машина тоже была изрешечена, но он смог ее посадить на своем аэродроме. Из этого полета Грицевец возвратился на самолете с наполовину срезанным правым крылом.
Особенно Грицевец отличился в заключительных, тяжелых боях на реке Эбро, где мятежники широко использовали свои новые истребители Me-109, вооруженные пушками и значительно превосходящие И-16 в скорости. За 20 дней августа 1938 года советскими и испанскими летчиками было сбито 72 вражеских самолета.
26 октября 1938 года Сергей Грицевец покинул Испанию, а вскоре оттуда были отозваны все советские пилоты.
В декабре 1938 года Сергею Грицевцу было присвоено внеочередное воинское звание майора. А 22 февраля 1939 года за образцовое выполнение специальных заданий Сергею Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
Конфликт на реке Халхин-Гол
29 мая 1939 года группа из 48 опытных пилотов, среди которых был и майор Грицевец, была откомандирована в Монголию в район боевых действий на реке Халхин-Гол. Среди них было 11 Героев Советского Союза. Основной задачей группы являлось завоевание господства в воздухе, ранее захваченного японской авиацией. Советским асам не сразу удалось переломить ситуацию в свою пользу.
В ожесточенных боях, когда иногда в небе сходились сотни машин, в полную силу проявляется талант Сергея Грицевца. Здесь Сергей Иванович совершил 138 боевых вылетов, сбил 12 японских самолетов, став лучшим советским асом в небе над Халхин-Голом. Особенно плохо пришлось японцам, когда Грицевец возглавил специальную группу летчиков на новейших тогда истребителях И-153 "Чайка".
26 июня 1939 года в районе озера Буир-Нур завязался воздушный бой с японцами. Он продолжался около двух часов и закончился победой советских летчиков. Однако в этом бою был сбит самолет командира 70-го истребительного авиаполка майора Вячеслава Забалуева. С риском для жизни Грицевец сумел сесть на вражеской территории рядом со сбитым Забалуевым, посадить того в одноместную кабину своего И-16, мастерски взлететь и вывезти на свой аэродром.
За образцовое выполнение боевых заданий и выдающийся героизм 29 августа 1939 года майору Грицевцу было присвоено звание дважды Героя Советского Союза. Правительство Монгольской Народной Республики наградило Сергея Грицевца орденом Боевого Красного Знамени.
Прерванный полет
В начале сентября 1939 года, после нападения фашистской Германии на Польшу, полк, в котором служил Сергей Грицевец, был переброшен в Витебскую область для участия в освобождении территории Западной Беларуси. 16 сентября 1939 года в Минске состоялся Военный совет Белорусского особого военного округа. Грицевец был назначен советником в истребительную авиабригаду, стоявшую в Болбасово под Оршей. Вечером на своих истребителях офицеры этой бригады вылетели в свою часть.
Группа подошла к Болбасово уже в сумерках, сообщение по радиосвязи о ее вылете запоздало, аэродром к приемке самолетов оказался не готов. Майор Грицевец сел сразу и отрулил на нейтральную полосу. Однако в это время другой летчик, Петр Хара, пытаясь приземлиться, в условиях плохой видимости направил свой самолет на ту же самую взлетную полосу и на большой скорости врезался в истребитель Сергея Ивановича. В результате столкновения Хара получил серьезные травмы, а Сергей Грицевец погиб.
Во время расследования Петр Хара доказывал свою невиновность в катастрофе, отмечая плохие метеоусловия, недостаточную видимость в наступивших сумерках, отсутствие прожекторов. По его словам, в сложившейся обстановке он не увидел посадочное "Т" и принял нейтральную полосу за посадочную, что подтверждается и его приземлением по ветру, а не против, как это и положено.
Петра Хару отстранили от работы. В результате многочисленных расследований комиссии пришли к выводу, что причиной происшествия послужило отсутствие посадочных огней на полосе и плохие метеоусловия. Хара был оправдан. После этого он занимался инспектированием летных частей и только в 1943 году его допустили к боевой стажировке. С 15 июня 1944-го по 9 мая 1945-го Хара воевал на Центральном и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в освобождении Беларуси. После Победы на стене Рейхстага он оставил подпись от имени Сергея Грицевца.
Сергей Иванович Грицевец был похоронен не на кладбище, а рядом с аэродромом, в гарнизоне Болбасово Оршанского района Витебской области.
Сергею Ивановичу Грицевцу было всего 30 лет, но в своей жизни он успел многое: стать легендарным военным летчиком, получить звание Героя, прославить свое имя в боях в Испании и на Халхин-Голе, жениться, стать отцом. Однако он единственный дважды Герой Советского Союза, который не получил ни одной медали "Золотая Звезда". Первое время героям давали грамоту и орден Ленина. А сама медаль была утверждена только в октябре 1939 года, и первые вручения награды проходили в начале ноября уже после гибли Грицевца.
Увековечивание памяти легендарного летчика
Память о легендарном летчике, дважды Герое Советского Союза Сергее Ивановиче Грицевце живет в сердцах белорусов, его земляков, и в сердцах других народов. В 1949 году в Барановичах на родине Героя был установлен памятник. Бюсты Сергея Грицевца установлены также в Минске и поселке Болбасово Оршанского района Витебской области.
В 2019 году памятник герою-белорусу, участнику военных событий на Халхин-Голе появился и в Монголии - он установлен перед зданием одной из школ, которая носит имя Сергея Грицевца.
В честь дважды Героя Советского Союза названа железнодорожная станция Грицевец, относящаяся к Барановичскому отделению Белорусcкой железной дороги. Имя Сергея Ивановича Грицевца носит Минский аэроклуб ДОСААФ. В честь него названы улицы в Барановичах, Бресте, Минске, Москве, Орше, Шумихе и других поселках и городах.
Имя Сергея Ивановича Грицевца присвоено средним школам в Минске, Барановичах и Болбасово. О нем написаны книги, сняты фильмы, о его подвигах говорят экскурсоводы в музеях и учителя на уроках истории.
2024 год для легендарного летчика стал дважды юбилейным: 19 июля исполняется 115 лет со дня его рождения и 85 лет с момента, как Сергей Иванович Грицевец стал первым в истории СССР дважды Героем Советского Союза тому назад (указы Президиума Верховного Совета от 22 февраля и 29 августа 1939).-0-
Детство, юношество и первые достижения
Сергей Грицевец родился 19 июля 1909 года в многодетной крестьянской семье в селе Боровцы Ново-Мышской волости Новогрудского уезда Минской губернии. 29 августа 2012 года деревня Боровцы, которая на тот момент относилась к Новомышскому сельсовету Барановичского района Брестской области, была упразднена и вошла в состав города Барановичи.
В годы Первой мировой войны семья Грицевца эвакуировалась на Урал в поселок Шумиха (ныне - город в Курганской области России), где прошли его детство и юношеские годы. В 1927 году после окончания семилетки Сергей Грицевец пошел работать на железную дорогу. В том же году переехал в город Златоуст (ныне - Челябинская область России).
До 1931 года Сергей Иванович жил в Златоусте. Окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), учился на вечернем отделении металлургического техникума. Работал слесарем на механическом заводе.
В 1930 году его как одного из лучших заводских активистов послали на окружные курсы профсоюзной работы, а после возвращения избрали председателем цехкома комсомола школы ФЗУ. В 1931 году Грицевец был избран секретарем заводского комитета комсомола, а затем инструктором Златоустовского горкома комсомола.
Путь в авиацию
С 1931 года Сергей Грицевец находился в рядах Красной армии. Весной 1931 года по комсомольской путевке был направлен в Оренбургскую военную школу летчиков, где стал лучшим курсантом.
С сентября 1932 года служил младшим летчиком в 3-й эскадрилье 5-й авиационной бригады Киевского истребительного авиаотряда. Однажды на одном из концертов самодеятельности в Доме Красной армии, в которых он принимал участие, играя подряд на нескольких музыкальных инструментах (мандолине, балалайке, гитаре, рояле), Сергей Грицевец познакомился с юной красавицей Галиной Орловой. Вскоре они поженились, а 1 марта 1934 года у них родилась дочь Лариса. Вторая дочь Нина родилась в 1939 году, уже после гибели отца.
С декабря 1933 года Сергей Иванович был командиром звена в 1-й Краснознаменной истребительной авиационной эскадрилье им. Ленина на военном аэродроме в городе Красногвардейск (ныне - город Гатчина Ленинградской область России). В 1934 году эскадрилья была переброшена в Забайкальский военный округ.
В 1935 году Сергей Грицевец возглавил рекордный перелет шести истребителей И-16 по маршруту Бочкарево - Спасск-Дальний с посадкой в Хабаровске, завершив его за 3 часа 10 минут.
Летом 1936 года Грицевца как одного из лучших летчиков-истребителей ВВС отправили на курсы высшего пилотажа, воздушного боя и воздушной стрельбы при 8-й Одесской военной школе пилотов, которые он окончил с отличием. После завершения учебы был оставлен в ней летчиком-инструктором. Временно исполнял обязанности командира звена 8-й Одесской школы пилотов Киевского военного округа.
С 1938 года старший лейтенант Грицевец служил летчиком-инструктором в Кировобадской школе особого назначения, известной как 20-я военная школа летчиков. Основной его задачей была подготовка к воздушным боям испанских летчиков-республиканцев. Сергей с удовольствием и допоздна пропадал с ними на аэродроме, передавая им свой зрелый опыт.
Война в Испании
В сентябре 1936 года в Испании началась гражданская война. Грицевец неоднократно подавал рапорты с просьбой отправить его добровольцем для участия в военных действиях в Испании. В итоге рапорт был удовлетворен. 10 июня 1938 года Сергей Иванович в составе группы других летчиков прибыл в Испанию и вскоре принял боевое крещение в небе Каталонии.
Сергей Грицевец участвовал в гражданской войне в Испании под псевдонимом "Сергей Иванович Горев". Командовал эскадрильей И-16. Совершил 115 боевых вылетов, провел 57 воздушных боев, сбил 30 самолетов противника (по официальным документам, шесть лично и 24 - в группе).
В одном из боевых вылетов на И-16 в течение получаса Грицевец сбил семь самолетов, в том числе пять истребителей Fiat. Его машина тоже была изрешечена, но он смог ее посадить на своем аэродроме. Из этого полета Грицевец возвратился на самолете с наполовину срезанным правым крылом.
Особенно Грицевец отличился в заключительных, тяжелых боях на реке Эбро, где мятежники широко использовали свои новые истребители Me-109, вооруженные пушками и значительно превосходящие И-16 в скорости. За 20 дней августа 1938 года советскими и испанскими летчиками было сбито 72 вражеских самолета.
26 октября 1938 года Сергей Грицевец покинул Испанию, а вскоре оттуда были отозваны все советские пилоты.
В декабре 1938 года Сергею Грицевцу было присвоено внеочередное воинское звание майора. А 22 февраля 1939 года за образцовое выполнение специальных заданий Сергею Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
Конфликт на реке Халхин-Гол
29 мая 1939 года группа из 48 опытных пилотов, среди которых был и майор Грицевец, была откомандирована в Монголию в район боевых действий на реке Халхин-Гол. Среди них было 11 Героев Советского Союза. Основной задачей группы являлось завоевание господства в воздухе, ранее захваченного японской авиацией. Советским асам не сразу удалось переломить ситуацию в свою пользу.
В ожесточенных боях, когда иногда в небе сходились сотни машин, в полную силу проявляется талант Сергея Грицевца. Здесь Сергей Иванович совершил 138 боевых вылетов, сбил 12 японских самолетов, став лучшим советским асом в небе над Халхин-Голом. Особенно плохо пришлось японцам, когда Грицевец возглавил специальную группу летчиков на новейших тогда истребителях И-153 "Чайка".
26 июня 1939 года в районе озера Буир-Нур завязался воздушный бой с японцами. Он продолжался около двух часов и закончился победой советских летчиков. Однако в этом бою был сбит самолет командира 70-го истребительного авиаполка майора Вячеслава Забалуева. С риском для жизни Грицевец сумел сесть на вражеской территории рядом со сбитым Забалуевым, посадить того в одноместную кабину своего И-16, мастерски взлететь и вывезти на свой аэродром.
За образцовое выполнение боевых заданий и выдающийся героизм 29 августа 1939 года майору Грицевцу было присвоено звание дважды Героя Советского Союза. Правительство Монгольской Народной Республики наградило Сергея Грицевца орденом Боевого Красного Знамени.
Прерванный полет
В начале сентября 1939 года, после нападения фашистской Германии на Польшу, полк, в котором служил Сергей Грицевец, был переброшен в Витебскую область для участия в освобождении территории Западной Беларуси. 16 сентября 1939 года в Минске состоялся Военный совет Белорусского особого военного округа. Грицевец был назначен советником в истребительную авиабригаду, стоявшую в Болбасово под Оршей. Вечером на своих истребителях офицеры этой бригады вылетели в свою часть.
Группа подошла к Болбасово уже в сумерках, сообщение по радиосвязи о ее вылете запоздало, аэродром к приемке самолетов оказался не готов. Майор Грицевец сел сразу и отрулил на нейтральную полосу. Однако в это время другой летчик, Петр Хара, пытаясь приземлиться, в условиях плохой видимости направил свой самолет на ту же самую взлетную полосу и на большой скорости врезался в истребитель Сергея Ивановича. В результате столкновения Хара получил серьезные травмы, а Сергей Грицевец погиб.
Во время расследования Петр Хара доказывал свою невиновность в катастрофе, отмечая плохие метеоусловия, недостаточную видимость в наступивших сумерках, отсутствие прожекторов. По его словам, в сложившейся обстановке он не увидел посадочное "Т" и принял нейтральную полосу за посадочную, что подтверждается и его приземлением по ветру, а не против, как это и положено.
Петра Хару отстранили от работы. В результате многочисленных расследований комиссии пришли к выводу, что причиной происшествия послужило отсутствие посадочных огней на полосе и плохие метеоусловия. Хара был оправдан. После этого он занимался инспектированием летных частей и только в 1943 году его допустили к боевой стажировке. С 15 июня 1944-го по 9 мая 1945-го Хара воевал на Центральном и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в освобождении Беларуси. После Победы на стене Рейхстага он оставил подпись от имени Сергея Грицевца.
Сергей Иванович Грицевец был похоронен не на кладбище, а рядом с аэродромом, в гарнизоне Болбасово Оршанского района Витебской области.
Сергею Ивановичу Грицевцу было всего 30 лет, но в своей жизни он успел многое: стать легендарным военным летчиком, получить звание Героя, прославить свое имя в боях в Испании и на Халхин-Голе, жениться, стать отцом. Однако он единственный дважды Герой Советского Союза, который не получил ни одной медали "Золотая Звезда". Первое время героям давали грамоту и орден Ленина. А сама медаль была утверждена только в октябре 1939 года, и первые вручения награды проходили в начале ноября уже после гибли Грицевца.
Увековечивание памяти легендарного летчика
Память о легендарном летчике, дважды Герое Советского Союза Сергее Ивановиче Грицевце живет в сердцах белорусов, его земляков, и в сердцах других народов. В 1949 году в Барановичах на родине Героя был установлен памятник. Бюсты Сергея Грицевца установлены также в Минске и поселке Болбасово Оршанского района Витебской области.
В 2019 году памятник герою-белорусу, участнику военных событий на Халхин-Голе появился и в Монголии - он установлен перед зданием одной из школ, которая носит имя Сергея Грицевца.
В честь дважды Героя Советского Союза названа железнодорожная станция Грицевец, относящаяся к Барановичскому отделению Белорусcкой железной дороги. Имя Сергея Ивановича Грицевца носит Минский аэроклуб ДОСААФ. В честь него названы улицы в Барановичах, Бресте, Минске, Москве, Орше, Шумихе и других поселках и городах.
Имя Сергея Ивановича Грицевца присвоено средним школам в Минске, Барановичах и Болбасово. О нем написаны книги, сняты фильмы, о его подвигах говорят экскурсоводы в музеях и учителя на уроках истории.
2024 год для легендарного летчика стал дважды юбилейным: 19 июля исполняется 115 лет со дня его рождения и 85 лет с момента, как Сергей Иванович Грицевец стал первым в истории СССР дважды Героем Советского Союза тому назад (указы Президиума Верховного Совета от 22 февраля и 29 августа 1939).-0-