Общество
19 июля 2024, 09:56
Исполнилось 115 лет со дня рождения первого в СССР дважды Героя Советского Союза Сергея Грицевца
Фото nlb.by
19 июля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения первого в СССР дважды Героя Советского Союза, выдающегося летчика-аса Сергея Ивановича Грицевца.
Детство, юношество и первые достиженияСергей Грицевец родился 19 июля 1909 года в многодетной крестьянской семье в селе Боровцы Ново-Мышской волости Новогрудского уезда Минской губернии. 29 августа 2012 года деревня Боровцы, которая на тот момент относилась к Новомышскому сельсовету Барановичского района Брестской области, была упразднена и вошла в состав города Барановичи.
В годы Первой мировой войны семья Грицевца эвакуировалась на Урал в поселок Шумиха (ныне - город в Курганской области России), где прошли его детство и юношеские годы. В 1927 году после окончания семилетки Сергей Грицевец пошел работать на железную дорогу. В том же году переехал в город Златоуст (ныне - Челябинская область России).
До 1931 года Сергей Иванович жил в Златоусте. Окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), учился на вечернем отделении металлургического техникума. Работал слесарем на механическом заводе.
В 1930 году его как одного из лучших заводских активистов послали на окружные курсы профсоюзной работы, а после возвращения избрали председателем цехкома комсомола школы ФЗУ. В 1931 году Грицевец был избран секретарем заводского комитета комсомола, а затем инструктором Златоустовского горкома комсомола.
Путь в авиациюС 1931 года Сергей Грицевец находился в рядах Красной армии. Весной 1931 года по комсомольской путевке был направлен в Оренбургскую военную школу летчиков, где стал лучшим курсантом.
С сентября 1932 года служил младшим летчиком в 3-й эскадрилье 5-й авиационной бригады Киевского истребительного авиаотряда. Однажды на одном из концертов самодеятельности в Доме Красной армии, в которых он принимал участие, играя подряд на нескольких музыкальных инструментах (мандолине, балалайке, гитаре, рояле), Сергей Грицевец познакомился с юной красавицей Галиной Орловой. Вскоре они поженились, а 1 марта 1934 года у них родилась дочь Лариса. Вторая дочь Нина родилась в 1939 году, уже после гибели отца.
С декабря 1933 года Сергей Иванович был командиром звена в 1-й Краснознаменной истребительной авиационной эскадрилье им. Ленина на военном аэродроме в городе Красногвардейск (ныне - город Гатчина Ленинградской область России). В 1934 году эскадрилья была переброшена в Забайкальский военный округ.
В 1935 году Сергей Грицевец возглавил рекордный перелет шести истребителей И-16 по маршруту Бочкарево - Спасск-Дальний с посадкой в Хабаровске, завершив его за 3 часа 10 минут.
Летом 1936 года Грицевца как одного из лучших летчиков-истребителей ВВС отправили на курсы высшего пилотажа, воздушного боя и воздушной стрельбы при 8-й Одесской военной школе пилотов, которые он окончил с отличием. После завершения учебы был оставлен в ней летчиком-инструктором. Временно исполнял обязанности командира звена 8-й Одесской школы пилотов Киевского военного округа.
С 1938 года старший лейтенант Грицевец служил летчиком-инструктором в Кировобадской школе особого назначения, известной как 20-я военная школа летчиков. Основной его задачей была подготовка к воздушным боям испанских летчиков-республиканцев. Сергей с удовольствием и допоздна пропадал с ними на аэродроме, передавая им свой зрелый опыт.
Война в ИспанииВ сентябре 1936 года в Испании началась гражданская война. Грицевец неоднократно подавал рапорты с просьбой отправить его добровольцем для участия в военных действиях в Испании. В итоге рапорт был удовлетворен. 10 июня 1938 года Сергей Иванович в составе группы других летчиков прибыл в Испанию и вскоре принял боевое крещение в небе Каталонии.
Сергей Грицевец участвовал в гражданской войне в Испании под псевдонимом "Сергей Иванович Горев". Командовал эскадрильей И-16. Совершил 115 боевых вылетов, провел 57 воздушных боев, сбил 30 самолетов противника (по официальным документам, шесть лично и 24 - в группе).
В одном из боевых вылетов на И-16 в течение получаса Грицевец сбил семь самолетов, в том числе пять истребителей Fiat. Его машина тоже была изрешечена, но он смог ее посадить на своем аэродроме. Из этого полета Грицевец возвратился на самолете с наполовину срезанным правым крылом.
Особенно Грицевец отличился в заключительных, тяжелых боях на реке Эбро, где мятежники широко использовали свои новые истребители Me-109, вооруженные пушками и значительно превосходящие И-16 в скорости. За 20 дней августа 1938 года советскими и испанскими летчиками было сбито 72 вражеских самолета.
26 октября 1938 года Сергей Грицевец покинул Испанию, а вскоре оттуда были отозваны все советские пилоты.
В декабре 1938 года Сергею Грицевцу было присвоено внеочередное воинское звание майора. А 22 февраля 1939 года за образцовое выполнение специальных заданий Сергею Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
Конфликт на реке Халхин-Гол29 мая 1939 года группа из 48 опытных пилотов, среди которых был и майор Грицевец, была откомандирована в Монголию в район боевых действий на реке Халхин-Гол. Среди них было 11 Героев Советского Союза. Основной задачей группы являлось завоевание господства в воздухе, ранее захваченного японской авиацией. Советским асам не сразу удалось переломить ситуацию в свою пользу.
В ожесточенных боях, когда иногда в небе сходились сотни машин, в полную силу проявляется талант Сергея Грицевца. Здесь Сергей Иванович совершил 138 боевых вылетов, сбил 12 японских самолетов, став лучшим советским асом в небе над Халхин-Голом. Особенно плохо пришлось японцам, когда Грицевец возглавил специальную группу летчиков на новейших тогда истребителях И-153 "Чайка".
26 июня 1939 года в районе озера Буир-Нур завязался воздушный бой с японцами. Он продолжался около двух часов и закончился победой советских летчиков. Однако в этом бою был сбит самолет командира 70-го истребительного авиаполка майора Вячеслава Забалуева. С риском для жизни Грицевец сумел сесть на вражеской территории рядом со сбитым Забалуевым, посадить того в одноместную кабину своего И-16, мастерски взлететь и вывезти на свой аэродром.
За образцовое выполнение боевых заданий и выдающийся героизм 29 августа 1939 года майору Грицевцу было присвоено звание дважды Героя Советского Союза. Правительство Монгольской Народной Республики наградило Сергея Грицевца орденом Боевого Красного Знамени.
Прерванный полетВ начале сентября 1939 года, после нападения фашистской Германии на Польшу, полк, в котором служил Сергей Грицевец, был переброшен в Витебскую область для участия в освобождении территории Западной Беларуси. 16 сентября 1939 года в Минске состоялся Военный совет Белорусского особого военного округа. Грицевец был назначен советником в истребительную авиабригаду, стоявшую в Болбасово под Оршей. Вечером на своих истребителях офицеры этой бригады вылетели в свою часть.
Группа подошла к Болбасово уже в сумерках, сообщение по радиосвязи о ее вылете запоздало, аэродром к приемке самолетов оказался не готов. Майор Грицевец сел сразу и отрулил на нейтральную полосу. Однако в это время другой летчик, Петр Хара, пытаясь приземлиться, в условиях плохой видимости направил свой самолет на ту же самую взлетную полосу и на большой скорости врезался в истребитель Сергея Ивановича. В результате столкновения Хара получил серьезные травмы, а Сергей Грицевец погиб.
Во время расследования Петр Хара доказывал свою невиновность в катастрофе, отмечая плохие метеоусловия, недостаточную видимость в наступивших сумерках, отсутствие прожекторов. По его словам, в сложившейся обстановке он не увидел посадочное "Т" и принял нейтральную полосу за посадочную, что подтверждается и его приземлением по ветру, а не против, как это и положено.
Петра Хару отстранили от работы. В результате многочисленных расследований комиссии пришли к выводу, что причиной происшествия послужило отсутствие посадочных огней на полосе и плохие метеоусловия. Хара был оправдан. После этого он занимался инспектированием летных частей и только в 1943 году его допустили к боевой стажировке. С 15 июня 1944-го по 9 мая 1945-го Хара воевал на Центральном и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в освобождении Беларуси. После Победы на стене Рейхстага он оставил подпись от имени Сергея Грицевца.
Сергей Иванович Грицевец был похоронен не на кладбище, а рядом с аэродромом, в гарнизоне Болбасово Оршанского района Витебской области.
Сергею Ивановичу Грицевцу было всего 30 лет, но в своей жизни он успел многое: стать легендарным военным летчиком, получить звание Героя, прославить свое имя в боях в Испании и на Халхин-Голе, жениться, стать отцом. Однако он единственный дважды Герой Советского Союза, который не получил ни одной медали "Золотая Звезда". Первое время героям давали грамоту и орден Ленина. А сама медаль была утверждена только в октябре 1939 года, и первые вручения награды проходили в начале ноября уже после гибли Грицевца.
Увековечивание памяти легендарного летчикаПамять о легендарном летчике, дважды Герое Советского Союза Сергее Ивановиче Грицевце живет в сердцах белорусов, его земляков, и в сердцах других народов. В 1949 году в Барановичах на родине Героя был установлен памятник. Бюсты Сергея Грицевца установлены также в Минске и поселке Болбасово Оршанского района Витебской области.
В 2019 году памятник герою-белорусу, участнику военных событий на Халхин-Голе появился и в Монголии - он установлен перед зданием одной из школ, которая носит имя Сергея Грицевца.
В честь дважды Героя Советского Союза названа железнодорожная станция Грицевец, относящаяся к Барановичскому отделению Белорусcкой железной дороги. Имя Сергея Ивановича Грицевца носит Минский аэроклуб ДОСААФ. В честь него названы улицы в Барановичах, Бресте, Минске, Москве, Орше, Шумихе и других поселках и городах.
Имя Сергея Ивановича Грицевца присвоено средним школам в Минске, Барановичах и Болбасово. О нем написаны книги, сняты фильмы, о его подвигах говорят экскурсоводы в музеях и учителя на уроках истории.
2024 год для легендарного летчика стал дважды юбилейным: 19 июля исполняется 115 лет со дня его рождения и 85 лет с момента, как Сергей Иванович Грицевец стал первым в истории СССР дважды Героем Советского Союза тому назад (указы Президиума Верховного Совета от 22 февраля и 29 августа 1939).-0-