ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 14 октября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность +9°C
Все новости
Все новости
Круглый стол
13 мая 2022, 15:00

Позиционирование и продвижение современных рабочих профессий в молодежной среде

Повышение качества и усиление конкурентоспособности трудовых ресурсов - одна из главных государственных задач. В этом смысле подготовка кадров на уровне профессионально-технического и среднего специального образования рассматривается как один из важнейших ресурсов для государства, важный механизм экономического роста и инновационного развития.

В Беларуси достаточно всеобъемлющая и широкая сеть профессиональных учреждений. Их более 350, и охватывают они практически все регионы.

Престиж рабочих специальностей растет из года в год. Ежегодно появляются новые специальности.

О востребованных рабочих специальностях, их позиционировании и продвижении рассказали участники круглого стола.

Участники:

Ирина Старовойтова Ректор ГУО "Академия образования"
Валерий Голубовский Ректор УО "Республиканский институт профессионального образования"
Николай Башко Начальник главного управления по образованию Минского областного исполнительного комитета
Елена Черных Заведующий сектором профессионально-технического и среднего специального образования Комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета
Вадим Дордаль Директор учреждения образования "Минский государственный областной колледж"
Инесса Кузьмина Директор учреждения образования "Минский государственный профессиональный лицей № 5 транспортного строительства"

Минобразования: престиж рабочих специальностей растет из года в год

Об этом заявила первый заместитель министра образования Ирина Старовойтова во время круглого стола "Позиционирование и продвижение современных рабочих профессий в молодежной среде", сообщает БЕЛТА.

"Престиж рабочих специальностей растет из года в год. На сегодняшний момент более трети выпускников после 9 класса выбирает именно это направление. Количество мест для поступления в этом году на уровне профессионально-технического обучения составляет около 26,7 тыс., а на уровне среднего специального - около 39,5 тыс. мест. Рабочий с профессионально-техническим образованием, специалист со средним специальным образованием - это человек, который всегда будет трудоустроен, он наиболее востребован практически во всех сферах экономики. Поэтому современный рабочий не только умеет работать на имеющемся оборудовании, но и обладает компетенциями, позволяющими повышать квалификацию, осваивать новые технологии. Сегодня профессиональное образование выбирают различные категории выпускников школ, в том числе которые были достаточно успешны и имели хорошие оценки, порой даже медалисты выбирают рабочие специальности", - отметила Ирина Старовойтова.

В Беларуси подготовку по специальностям профессионально-технического и среднего специального образования обеспечивают более 300 учреждений образования, которые находятся в различных регионах страны. "Ежегодно у нас появляются все новые специальности. О них выпускники информируются через интернет, через различные чаты, сайты, в школах развивается экскурсионная деятельность, в том числе в шестой школьный день, проводятся дни открытых дверей, которые включают мастер-классы, профессиональные пробы. Очень важно познакомить наших ребят с предприятиями их регионов. Мы заинтересованы также в продолжении рабочих династий. Это важно для семьи, при этом от поколения к поколению передается опыт и знания", - подчеркнула замминистра.

Отмечалось, что выпускникам рабочих специальностей обязательно предоставляются рабочие места. Более того, на одного такого специалиста часто приходится несколько предложений. "В этом году на уровне среднего специального образования увеличилось количество мест на медицинские, педагогические специальности, специальности сельского хозяйства. Практически во всех сферах реальной экономики востребованы рабочие специальности. Даже при получении высшего образования современный студент технического профиля стремится получить параллельно и рабочую специальность. Ведь чтобы стать хорошим инженером, нужно владеть навыками эксплуатации оборудования и понимать специфику и структуру промышленных процессов. Эти специальности востребованы везде и всегда, и во всех сферах. Поэтому родителям и детям стоит подумать о своей дальнейшей образовательной траектории. Она может быть разная, но самое главное, выбирая ту или иную специальность, важно понимать, что она останется с тобой на всю жизнь. Те компетенции, которые ты приобретаешь, должны быть не только востребованы в целом в обществе, но и должны тебе нравиться. Это то, что обеспечит в дальнейшем твою семью и твою жизнь", - заключила Ирина Старовойтова.

Старовойтова: человек с рабочей профессией всегда будет трудоустроен

Человек, имеющий рабочую профессию, всегда будет при профессии, при работе, всегда будет трудоустроен и обеспечен. Об этом заявила первый заместитель министра образования Ирина Старовойтова во время круглого стола "Позиционирование и продвижение современных рабочих профессий в молодежной среде", сообщает БЕЛТА.

"Повышение качества и усиление конкурентоспособности трудовых ресурсов - одна из главнейших государственных задач. В этом смысле деятельность и подготовка кадров уровня профессионально-технического образования и среднего специального образования рассматривается как один из важнейших ресурсов государства. По сути это один из важнейших механизмов экономического роста и инновационного развития. Профессиональное образование охватывает практически все слои населения. Это выпускники 9 и 11 классов, которые поступают на обучение в профессионально-технические учреждения, это и учащиеся 10-11 классов, которые обучаются в базовых классах и получают квалификации, трудовые навыки в рамках трудового обучения на базе среднего специального образования и профессионально-технического, это и особая категория населения, которым необходимо повысить свои компетенции в системе повышения квалификации либо переподготовки кадров. Кроме того, это еще и особая группа людей с особенностями психофизического развития и инвалидностью, которые тоже имеют возможность на этом и не только на этом уровне получать образование", - сказала Ирина Старовойтова.

Она отметила, что главным ресурсом предприятия является не только дорогостоящее оборудование, но и в первую очередь кадровый потенциал. "Этот кадровый потенциал формируется на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования. У нас всеобъемлющая и широкая сеть профессионально-технических учреждений, их более 300. Они охватывают практически все регионы страны. В преддверии приемной кампании для наших абитуриентов хочется отметить, что человек, имеющий рабочую профессию, всегда будет при профессии, при работе, всегда будет трудоустроен и обеспечен", - заключила первый заместитель министра.

Эксперт: первое рабочее место находят все выпускники учреждений профобразования Минской области

Все выпускники учреждений профессионального образования Минской области находят первое рабочее место. Об этом сообщил начальник главного управления по образованию Минского областного исполнительного комитета Николай Башко во время круглого стола "Позиционирование и продвижение современных рабочих профессий в молодежной среде", сообщает БЕЛТА.

"Мы удовлетворяем запросы рынка труда. За последние три года все наши выпускники учреждений профессионального образования находят первое рабочее место. Это очень важно, потому что это определенная подушка безопасности для молодого человека. Важным остается вопрос взаимодействия с заказчиками кадров. Пока мы чаще всего идем с ними параллельно: они со своим заявлением "нам нужны кадры", мы со своей возможностью подготовить эти кадры. Наша цель - добиться, чтобы заказчик кадров приходил в учреждение образования, работал с выпускниками, чтобы сориентировать их на рабочую профессию, в свою организацию или предприятие", - сказал Николай Башко.

Николай Башко 
Николай Башко 

Он отметил, что Минская область в инвестиционном плане очень привлекательная, рабочие профессии для нее очень важны. "Ежегодно мы анализируем результаты вступительной кампании, смотрим требования рынка труда, меняем подходы по открытию новых специальностей. Мы понимаем, что сравнивать количество ребят, которые поступили на специальность "тракторист" сегодня и 20 лет назад, глупо. Просто потому, что сегодня существует энергонасыщенная техника и такого количества трактористов не нужно. Поэтому от зоны точечного соприкосновения с заказчиками кадров мы должны выйти в одну линию построения - им нужны специалисты, мы готовы этих специалистов подготовить", - подчеркнул руководитель.

Первый заместитель министра образования Ирина Старовойтова добавила, что без заинтересованности заказчика подготовить кадры для конкретного предприятия сложно. "Министерство образования регулярно инициирует взаимодействие учреждений образования и заказчиков кадров. Такая организация профориентационной работы подразумевает в том числе участие экспертов или даже разработчиков от предприятий, хорошо знающих свое производство, в разработке учебных программ, профессиональных стандартов, на основании которых создаются образовательные стандарты. Кроме того, мы видим необходимость актуализировать работу по заключению договоров по целевой подготовке с профессионально-техническими и средними специальными учреждениями образования", - проинформировала она.

Рабочая профессия - это перспективно. Директор колледжа о трудоустройстве выпускников

За рабочими профессиями будущее. Такое мнение высказал директор Минского государственного областного колледжа Вадим Дордаль во время круглого стола "Позиционирование и продвижение современных рабочих профессий в молодежной среде", сообщает БЕЛТА.

"Рабочая профессия - это перспективно, они будут всегда, без них никак. В прошлом году в результате профориентации на 190 мест, на которые мы набирали, было подано более 400 заявлений. Конкурс в колледж был довольно высокий. Мы видим, как развиваются технологии и технологическое оборудование. Рабочий человек - это не тот рабочий, который был 10-20 лет назад. От него сегодня требуются совершенно иные знания. Например, одна из рабочих профессий - оператор линии в производстве пищевой продукции. Если раньше на линии стояло по 40-50 человек, то сейчас ее обслуживают 4-5. Здесь уже требуются компьютерные, технические, технологические знания совсем другого уровня. Здесь именно та ниша, которую мы занимаем профессионально-техническим и средним специальным образованием", - сказал директор.

Вадим Дордаль
Вадим Дордаль

Вадим Дордаль отметил, что учащимся и их родителям в рамках комплексной профориентационной работы надо объяснять, что рабочая профессия - это хорошо. "Надо объяснять, что рабочая профессия дает много. Даже если ты потом по сокращенной программе поступишь в высшее учебное заведение и займешь руководящую должность, ты будешь знать рабочую ситуацию изнутри. К нам поступают дети с высокими баллами. Они не стесняются рабочей профессии. В этом году я буду выпускать группу в 29 человек, 20 из которых заканчивают колледж с красными дипломами. При этом 16 из них поступали к нам медалистами. Мы гордимся тем, что дети идут в профессию осознанно. Немаловажный момент в этом вопросе играет социалка, которую по окончании учреждения образования предлагают предприятия нашим выпускникам. Первое тут - это частичная оплата съемной квартиры, либо предоставление жилья, большинство предприятий именно так и делают. Второй фактор - заработная плата, потом условия труда, атмосфера в рабочем коллективе. Если пришедшему молодому человеку комфортно в коллективе, он отработает на предприятии по распределению и там же останется работать дальше", - заключил он.

Что такое профориентационный чат-бот? Специалист рассказала, где можно узнать о рабочих профессиях

Мы разработали профориентационный чат-бот, который призван помочь получить информацию о рабочих профессиях. Об этом сообщила заведующая сектором профессионально-технического и среднего специального образования Комитета по образованию Мингорисполкома Елена Черных во время круглого стола "Позиционирование и продвижение современных рабочих профессий в молодежной среде", сообщает БЕЛТА.

В Минске проводится большое количество профориентационных мероприятий, захватывающих и все близлежащие населенные пункты Минской области. "Для этого мы практически ежемесячно задействуем все учреждения общего среднего образования. Также мы разработали профориентационный чат-бот. Ребенок может туда зайти и получить полную информацию о профессиях, в каком учреждении образования ее можно найти. Все доступно. Профессиональное образование - это тот путь, по которому нужно идти, это наше будущее", - сказала представитель Мингорисполкома.

Елена Черных
Елена Черных

Также Елена Черных отметила, что с каждым годом увеличивается количество целевых договоров. В частности, в учреждениях профессионального образования Минской области заключено почти в 1,5 раза больше целевых договоров, чем в предыдущий год. "В прошлом году у нас было 143 места для учащихся по целевому договору. В этом году уже заключили 208 таких договоров. Это произошло в том числе благодаря внесению изменений в Кодекс об образовании, которые сняли территориальные ограничения. Депутаты пошли нам навстречу - рассматриваются вопросы вплоть до того, что будут выделяться определенные материальные вознаграждения для детей, которые решат получать образование по целевым договорам. Это большой шаг вперед. С одной стороны, это заинтересованность детей, потому что они видят материальное стимулирование, с другой - работодатели будут знать, что этот ребенок придет к ним и будет у них работать", - сказала Елена Черных.-0-

Голубовский: система профобразования выполняет требования реального сектора к будущим специалистам

Система учреждений профессионально-технического и среднего специального образования выполняет требования реального сектора к будущим специалистам. Об этом заявил ректор Республиканского института профессионального образования Валерий Голубовский во время круглого стола "Позиционирование и продвижение современных рабочих профессий в молодежной среде", сообщает БЕЛТА.

"Современные тенденции говорят, что труд будет нарастать и становиться более высокотехнологичным. Образовательная среда в наших учебных заведениях позволяет учащимся освоить не только востребованные сегодня компетенции, но и наиболее перспективные компетенции, о которых только задумываются передовые предприятия. Они, кстати, быстро подхватывают таких выпускников. Система учреждений профессионально-технического и среднего специального образования выполняет требования реального сектора к будущим специалистам. Это совместная работа с заказчиками кадров, которая позволит сделать процесс более эффективным, и качество на выходе будет более высокого уровня", - сказал ректор.

Валерий Голубовский подчеркнул, что сегодня в системе образования нет тупиковых траекторий для молодежи. "Когда семьи делают выбор, что ребенок после девяти классов пойдет в систему профессионально-технического или среднего специального образования, то по завершению обучения перед выпускником открыты все дороги приращивать компетенции. В вузе это можно сделать в любой форме - очной, заочной. Набрать различные компетенции также можно через курсы дополнительного образования взрослых. Тем более что в Беларуси равномерно расположена сеть учреждений профессионально-технических и средних специальных учебных заведений. Они имеются в любой области в шаговой доступности и позволяют освоить актуальные для конкретного региона специальности. Это важно для закрепления - принцип "где родился, там и пригодился". И обучающийся, получив профессию в колледже или профессиональном лицее, может быть спокоен, что у него будет первое рабочее место и социальные гарантии", - констатировал он.

Учреждения среднего специального образования в 2022 году примут около 39,5 тыс. абитуриентов. Их ждут 110 колледжей и 84 учреждения образования, реализующие образовательные программы среднего специального образования. На уровень профессионально-технического образования примут около 26,7 тыс. человек. Их подготовку будут осуществлять 125 учреждений профтехобразования и 41 учреждение другого уровня, реализующее программы профессионально-технического образования по более чем 250 профессиям.

Каменщиков-печников на базе девяти классов начнут готовить в столичном лицее

Каменщиков-печников на базе девяти классов начнут готовить в Минском государственном лицее №5 транспортного строительства. Об этом сообщила директор лицея Инесса Кузьмина во время круглого стола "Позиционирование и продвижение современных рабочих профессий в молодежной среде", сообщает БЕЛТА.

"Мы активно ведем подготовку взрослого населения по этой профессии. Она настолько оказалась востребованной, что мы решили в этом году открыть ее для поступающих на базе девяти классов. Профессия очень востребована, специалистов очень мало. В дальнейшем наши выпускники смогут самоустраиваться и заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью: это барбекю, печи, устройство каминов. Это достаточно разнообразная и интересная профессия. У нас есть в лицее уникальные специалисты - мастера производственного обучения, которые учат детей работать качественно", - проинформировала Инесса Кузьмина.

Инесса Кузьмина
Инесса Кузьмина

Она отметила, что государство сегодня уделяет большое внимание ребятам, поступающим в систему профессионально-технического образования. "У нас все учащиеся обеспечиваются бесплатными полноценными обедами. В этом году Мингорисполком утвердил учащимся 1-2-х курсов бесплатный проезд на всех видах транспорта. Ребята получают спецодежду для прохождения практики в учебных мастерских. Совершено бесплатно выдаются учебники. С первого курса учащиеся, выходя на практику, трудоустраиваются на рабочие места, где им выплачивается зарплата. Это немаловажно для молодого человека. У нас в лицее и в городе все учащиеся системы профтехобразования обеспечиваются общежитиями, в которых стоимость проживания всего Br6. Это большая забота государства о будущем нашего молодого поколения", - констатировала директор.

"Сегодня мы показываем, насколько широко ребенок может реализовать себя в сфере рабочих профессий, - добавила Инесса Кузьмина. - Надо работать всем вместе. Предприятия должны создавать условия, чтобы детям хотелось туда идти работать. Чтобы это был не каменный век, а, как у нас в лицее, современные условия труда, новейшее оборудование, высокоточный инструмент, которым приятно работать. У нас нет проблем с трудоустройством. На каждого учащегося поступает 2-3 заявки от работодателей. Сегодня государство гарантирует нашему выпускнику рабочее место".-0-

Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси