В Союзном государстве введен новый вид договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - договор союзного страхования, действующий на территории Беларуси и России. В Республике Беларусь он закреплен указом от 18 марта 2025 года №108 "О страховании". Это комплексный документ, которым отдельные законодательные акты приведены в соответствие с законом "О страховой деятельности", вступившем в силу 1 января 2025 года.
Единая система автострахования будет упрощать жизнь водителям, часто пересекающим границу Беларуси и России. Продажа полисов Союзного государства в двух странах началась 23 апреля текущего года.
В чем заключаются нововведения в сфере обязательного страхования для автовладельцев? Где и как можно получить полис Союзного государства? На какие нюансы при оформлении договора необходимо обратить внимание? Какие преимущества дает новый документ автовладельцам? На эти и другие вопросы ответили эксперты в рамках круглого стола.
Единая система автострахования будет упрощать жизнь водителям, часто пересекающим границу Беларуси и России. Продажа полисов Союзного государства в двух странах началась 23 апреля текущего года.
В чем заключаются нововведения в сфере обязательного страхования для автовладельцев? Где и как можно получить полис Союзного государства? На какие нюансы при оформлении договора необходимо обратить внимание? Какие преимущества дает новый документ автовладельцам? На эти и другие вопросы ответили эксперты в рамках круглого стола.
Участники:

Илья Видук
Начальник управления транспортного страхования Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия "Белгосстрах"

Виктор Лукашевич
Заместитель генерального директора Белорусского бюро по транспортному страхованию

Сергей Осенко
Начальник главного управления страхового надзора Министерства финансов Беларуси Сергей Осенко

Евгения Шанина
Исполнительный директор Белорусской ассоциации страховщиков
Новшества для водителей. Как работает союзная автостраховка?
Продажа единых полисов автострахования в Беларуси и России началась
23 апреля. Как работает система, на заседании круглого стола в
пресс-центре БЕЛТА рассказал начальник главного управления страхового
надзора Министерства финансов Беларуси Сергей Осенко.
Как пояснил специалист, в Союзном государстве введен новый вид
договора обязательного страхования гражданской ответственности
владельцев транспортных средств - договор союзного страхования,
действующий на территории двух стран. Он позволяет белорусским
автовладельцам не приобретать дополнительный договор международного
страхования ("Зеленую карту") при выезде в РФ. Такая норма упрощает
жизнь тем, кто часто бывает в соседнем государстве.
Договор заключается в электронном виде через сайты шести страховых организаций (членов Белорусского бюро по транспортному страхованию) автовладельцем самостоятельно или через страхового агента. Важно, что самостоятельно заключить договор можно при условии, что в базе данных по обязательному страхованию уже содержится информация о страхователе и транспортном средстве.

Как рассказал Сергей Осенко, первые документы в Беларуси оформлены страхователями онлайн в течение пяти минут с момента старта единого полиса ОСАГО. Активно обращались автовладельцы и в офисы страховых компаний.
"За сутки было заключено порядка 500 договоров союзного страхования, половина из них - в "Белгосстрахе". Система работает. С технической точки зрения сложностей у страховых организаций процесс не вызвал, серьезных замечаний не поступало. Проведена кропотливая работа как с белорусской, так и с российской стороны, отработаны алгоритмы взаимодействия, обмена информацией", - отметил Сергей Осенко.
Всего за первую неделю заключено 2349 договоров - как самостоятельно страхователями, так и через агентскую сеть. Большинство автовладельцев (порядка 90%) выбирают второй вариант, поскольку граждане и организации заинтересованы в дополнительных консультациях.
"Спрос есть. Люди присматриваются к новому договору страхования. Должно заработать сарафанное радио", - отметил Сергей Осенко.
Пока случаи, когда автовладельцам по единому полису потребовалась выплата от страховых компаний, не зарегистрированы.
Сергей Осенко напомнил, что новый вид договора обязательного страхования закреплен в указе от 18 марта 2025 года №108 "О страховании". Это комплексный документ, которым отдельные законодательные акты приведены в соответствие с законом "О страховой деятельности", вступившем в силу 1 января 2025 года.
"Нововведения продиктованы практикой, - отметил специалист. - Поступали обращения от граждан Беларуси и Российской Федерации, в первую очередь от жителей приграничья, которые ставили вопрос об оформлении единого договора автострахования".
Договор заключается в электронном виде через сайты шести страховых организаций (членов Белорусского бюро по транспортному страхованию) автовладельцем самостоятельно или через страхового агента. Важно, что самостоятельно заключить договор можно при условии, что в базе данных по обязательному страхованию уже содержится информация о страхователе и транспортном средстве.

Как рассказал Сергей Осенко, первые документы в Беларуси оформлены страхователями онлайн в течение пяти минут с момента старта единого полиса ОСАГО. Активно обращались автовладельцы и в офисы страховых компаний.
"За сутки было заключено порядка 500 договоров союзного страхования, половина из них - в "Белгосстрахе". Система работает. С технической точки зрения сложностей у страховых организаций процесс не вызвал, серьезных замечаний не поступало. Проведена кропотливая работа как с белорусской, так и с российской стороны, отработаны алгоритмы взаимодействия, обмена информацией", - отметил Сергей Осенко.
Всего за первую неделю заключено 2349 договоров - как самостоятельно страхователями, так и через агентскую сеть. Большинство автовладельцев (порядка 90%) выбирают второй вариант, поскольку граждане и организации заинтересованы в дополнительных консультациях.
"Спрос есть. Люди присматриваются к новому договору страхования. Должно заработать сарафанное радио", - отметил Сергей Осенко.

Сергей Осенко напомнил, что новый вид договора обязательного страхования закреплен в указе от 18 марта 2025 года №108 "О страховании". Это комплексный документ, которым отдельные законодательные акты приведены в соответствие с законом "О страховой деятельности", вступившем в силу 1 января 2025 года.
"Нововведения продиктованы практикой, - отметил специалист. - Поступали обращения от граждан Беларуси и Российской Федерации, в первую очередь от жителей приграничья, которые ставили вопрос об оформлении единого договора автострахования".
Договор союзного страхования заключается в отношении транспортного
средства, зарегистрированного в Беларуси, на срок от 15 дней до 12
месяцев. Размер страхового взноса устанавливается дифференцировано в
зависимости от типа транспортного средства, его технических
характеристик, сроков страхования и страхового риска. Автовладельцы
оплачивают услуги в белорусских рублях исходя из размера базовой
величины на момент заключения договора союзного страхования.
Лично или через агента? Эксперты пояснили нюансы оформления союзной автостраховки
Как оформить союзную автостраховку, на заседании круглого стола в
пресс-центре БЕЛТА рассказал заместитель генерального директора
Белорусского бюро по транспортному страхованию Виктор Лукашевич.
Продажа единых полисов в Беларуси и России началась 23 апреля. Договоры союзного страхования действуют на территории двух стран.
Продажа единых полисов в Беларуси и России началась 23 апреля. Договоры союзного страхования действуют на территории двух стран.
Виктор Лукашевич напомнил, что договор союзного страхования
заключается исключительно в электронном виде. Подтверждением этому
является запись в базе данных по обязательному страхованию гражданской
ответственности владельцев транспортных средств Белорусского бюро по
транспортному страхованию.
Ранее таким образом страхователь самостоятельно мог оформить страховку, которая действовала только на территории Беларуси. При заключении договора союзного страхования автовладельцам предоставлено два варианта на выбор.
"Страхователь
может самостоятельно зайти в нашу систему через страховые организации и
застраховать свою ответственность либо обратиться к агенту страховой
организации. При этот договор также будет заключен в электронном виде", -
пояснил Виктор Лукашевич.
Он обратил внимание, что при обращении к страховому агенту информация в реальном времени поступает в базу Белорусского бюро по транспортному страхованию. Если же собственник авто самостоятельно оформляет договор, предусмотрен временной лаг - документ может вступить в силу не ранее дня, следующего за днем оплаты. Такая норма введена, чтобы избежать недобросовестных действий страхователей, инцидентов, когда транспортное средство на момент оформления договора уже участвовало в ДТП.
"В целом процесс не отличается концептуально от того, как ранее заключались договоры внутреннего страхования. Он включает в себя несколько этапов. Необходимо идентифицировать страхователя, транспортное средство, составить заявление, оплатить страховой взнос и создать запись в базе бюро. После этого визуальная форма договора направляется на электронную почту страхователя и может быть распечатана либо сохранена на цифровом носителе", - разъяснил механизм действий специалист.
Если гражданин обращается к агенту, то распечатанная визуальная форма выдается сразу. При самостоятельном оформлении автовладелец сам должен ее распечатать либо же обратиться для этого в страховую организацию, где застраховал свою ответственность.
Виктор
Лукашевич добавил, что заключать договор союзного страхования можно на
сайтах шести страховых организаций (государственной формы собственности
или с долей государства в уставном фонде), а также через их мобильные
приложения.
"Один нюанс - идентификация. Информация о страхователе и транспортном средстве должна уже находиться в базе данных бюро. Это означает, что он ранее заключал соответствующий договор обязательного страхования гражданской ответственности. Если такой информации нет, то нужно обратиться к представителю страховой организации", - обратил внимание Виктор Лукашевич.
По его словам, такие случае единичные. Всего в базе данных, которая формируется с 1999 года, содержится информация о порядка 4 млн автовладельцев. Не будет информации только о тех страхователях, которые впервые получили права.
Когда сведения о заключении договора страхования поступают в базу данных, они сразу становятся доступны по запросу российской стороны.
Ранее таким образом страхователь самостоятельно мог оформить страховку, которая действовала только на территории Беларуси. При заключении договора союзного страхования автовладельцам предоставлено два варианта на выбор.
Он обратил внимание, что при обращении к страховому агенту информация в реальном времени поступает в базу Белорусского бюро по транспортному страхованию. Если же собственник авто самостоятельно оформляет договор, предусмотрен временной лаг - документ может вступить в силу не ранее дня, следующего за днем оплаты. Такая норма введена, чтобы избежать недобросовестных действий страхователей, инцидентов, когда транспортное средство на момент оформления договора уже участвовало в ДТП.
"В целом процесс не отличается концептуально от того, как ранее заключались договоры внутреннего страхования. Он включает в себя несколько этапов. Необходимо идентифицировать страхователя, транспортное средство, составить заявление, оплатить страховой взнос и создать запись в базе бюро. После этого визуальная форма договора направляется на электронную почту страхователя и может быть распечатана либо сохранена на цифровом носителе", - разъяснил механизм действий специалист.
Если гражданин обращается к агенту, то распечатанная визуальная форма выдается сразу. При самостоятельном оформлении автовладелец сам должен ее распечатать либо же обратиться для этого в страховую организацию, где застраховал свою ответственность.
"Один нюанс - идентификация. Информация о страхователе и транспортном средстве должна уже находиться в базе данных бюро. Это означает, что он ранее заключал соответствующий договор обязательного страхования гражданской ответственности. Если такой информации нет, то нужно обратиться к представителю страховой организации", - обратил внимание Виктор Лукашевич.
По его словам, такие случае единичные. Всего в базе данных, которая формируется с 1999 года, содержится информация о порядка 4 млн автовладельцев. Не будет информации только о тех страхователях, которые впервые получили права.
Когда сведения о заключении договора страхования поступают в базу данных, они сразу становятся доступны по запросу российской стороны.
Проверить действие договора союзного автострахования можно онлайн
Продажа единых договоров в Беларуси и России стартовала 23 апреля.
Договоры союзного страхования действуют на территории двух стран.
Виктор Лукашевич отметил, что между российской и белорусской сторонами налажено информационное взаимодействие. Обмен данными позволяет фактически в режиме реального времени на территории России проверить наличие договора страхования на транспортное средство, зарегистрированное в республике.
Белорусские
автовладельцы могут проверить наличие договора страхования на сайте
Белорусского бюро по транспортному страхованию btib.org в разделе
"электронные услуги". В том же разделе расположена ссылка для проверки
договоров, заключенных на территории России.
Ранее такие аварии не подлежали страховому возмещению по договору ОСАГО. Нововведения предусмотрены указом №108 "О страховании", который вступил в силу с 23 апреля текущего года.
В пример он привел мобильный сервис "Оплати". "Сегодня страховые компании работают над этой частью. Будет такая возможность предоставлена и для комфорта потребителей, которые оплачивают договор обязательного страхования", - добавил Сергей Осенко.
По
его мнению, этот вид страхования интересен тем, кто три и более раз в
течение года выезжает в Российскую Федерацию. "При краткосрочных
поездках выгодно заключить договор внутреннего страхования и договор
международного страхования на период пребывания в России, - пояснил
специалист. - Если по долгу службы или по желанию есть необходимость
посещения Российской Федерации более трех раз в течение года, то тогда
стоит обратить внимание на союзное ОСАГО".
При
этом Сергей Осенко подчеркнул, что налажено оперативное взаимодействие
по обмену информацией с российской стороной. "Мы исходили из того, чтобы
система работала даже если, условно, не будет электричества. Договор
все равно будет заключен", - сказал он.
Виктор Лукашевич отметил, что между российской и белорусской сторонами налажено информационное взаимодействие. Обмен данными позволяет фактически в режиме реального времени на территории России проверить наличие договора страхования на транспортное средство, зарегистрированное в республике.

Виктор Лукашевич добавил, что при поездках по Беларуси электронную
форму договора распечатывать необязательно. Все госорганы, которые
уполномочены проверять страховку, имеют доступ к информационной базе
Белорусского бюро по транспортному страхованию. Выезжая на территорию
России, при себе нужно иметь распечатанную визуальную форму, чтобы
предъявить по требованию инспектора, или же ее можно сохранить на
смартфоне.
ДТП с животными. В каких случаях полагаются страховые выплаты
Ранее такие аварии не подлежали страховому возмещению по договору ОСАГО. Нововведения предусмотрены указом №108 "О страховании", который вступил в силу с 23 апреля текущего года.
Водитель и пассажир - владелец ТС, если он находился в авто в
момент происшествия (а также их наследники), получат средства, когда
причинен вред жизни или здоровью. Причем независимо от вины водителя.
Лимит тот же, что и при обычных авариях.
При
этом ущерб имуществу (автомобилю) не возмещается, если не заключен
договор добровольного страхования. Также по "автогражданке" возмещается
вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров, которые не являются
владельцами ТС и находились в транспортном средстве в момент ДТП.
"Как правило, в таких дорожно-транспортных происшествиях страдают водители", - добавил Сергей Осенко.
Обязательное
условие для страховых выплат - наличие действующего договора ОСАГО.
Водитель и пассажир, если он владелец транспортного средства, имеют
право обратиться в Белорусское бюро по транспортному страхованию для
возмещения вреда. Либо это могут сделать их наследники. Выплаты
производятся за счет фонда бюро, который формируется по обязательному
страхованию гражданской ответственности.
Начиная с 23 апреля в Беларуси и России работает единая система обязательного страхования гражданской ответственности ОСАГО. Такие договоры распространяют действие на территорию двух государств.
"Как правило, в таких дорожно-транспортных происшествиях страдают водители", - добавил Сергей Осенко.

При наличии
договора добровольного страхования, где ДТП с животными является
страховым случаем, потерпевшие, как и ранее, могут обратиться в
страховую организацию, принявшую на страхование данный риск.
В Беларуси увеличен лимит выплат по европротоколу. Когда можно не вызывать ГАИ?
Нововведения предусмотрены указом №108 "О страховании", который вступил в силу с 23 апреля текущего года.
Размер ущерба по каждому транспортному средству не должен
превышать 150 базовых величин (Br6,3 тыс.). Ранее эта сумма составляла
800 евро (около Br2,7 тыс. в эквиваленте).
"В настоящее время порядка 47-49% ДТП оформляется по упрощенной схеме, и мы полагаем, что нововведение увеличит количество случаев урегулирования ДТП без участия ГАИ до 90%", - отметил Сергей Осенко.
Он
напомнил, что на бланке страхового свидетельства и извещения указан
единый номер справочной службы - 140, по которому круглосуточно можно
обратиться за консультацией. Работники кол-центра скоординируют порядок
действий.
"Лимиты увеличены для того, чтобы человек увереннее себя чувствовал при принятии решения не вызывать на место аварии ГАИ при оформлении европротокола. Сумма в 800 евро в эквиваленте многих сдерживала", - отметил специалист.
При этом он обратил внимание, что в базе данных ДТП, оформленные по европротоколу, фиксируются. При заключении договора обязательного страхования эта информация будет учитываться в страховом тарифе. "Не выносится штраф, но отменить факт ДТП нельзя. Просто упрощается процедура", - добавил Сергей Осенко.
"В настоящее время порядка 47-49% ДТП оформляется по упрощенной схеме, и мы полагаем, что нововведение увеличит количество случаев урегулирования ДТП без участия ГАИ до 90%", - отметил Сергей Осенко.

"Лимиты увеличены для того, чтобы человек увереннее себя чувствовал при принятии решения не вызывать на место аварии ГАИ при оформлении европротокола. Сумма в 800 евро в эквиваленте многих сдерживала", - отметил специалист.
При этом он обратил внимание, что в базе данных ДТП, оформленные по европротоколу, фиксируются. При заключении договора обязательного страхования эта информация будет учитываться в страховом тарифе. "Не выносится штраф, но отменить факт ДТП нельзя. Просто упрощается процедура", - добавил Сергей Осенко.
По
его словам, многие автовладельцы пользуются возможностью оформить
европротокол при ДТП. В сфере страхования гражданской ответственности
водителей Сергей Осенко назвал Беларусь во многом новатором в странах
постсоветского периода.
Онлайн и наличными. Как оплатить союзную страховку на авто?
"Помимо классических подходов в оплате договора обязательного страхования наличными и безналичными способами предусмотрена возможность внедрения и применения всего комплекса услуг, которые предлагает банковское законодательство", - отметил Сергей Осенко.

Минфин: увеличения тарифов с вступлением в силу указа "О страховании" не произошло
Нововведение касается перевода сумм, в пределах которых страховая
компания обязана произвести страховую выплату за вред, причиненный в
ДТП, в национальные денежные единицы.
"С принятием указа тарификация исчисляется не в евро, а в базовых
величинах, - пояснил специалист. - Увеличения страховых тарифов не
произошло. Они были пересчитаны исходя из курса иностранной валюты и
величины базовой ставки на 1 января текущего года. То есть произведен
технический перерасчет. При этом проанализировали статистику выплат в
интересах граждан, пересмотрели лимиты ответственности в сторону
увеличения".
Страховой
тариф - это ставка страхового взноса, по которой рассчитывается плата
за услуги страхования. Размер страхового взноса устанавливается
дифференцировано в зависимости от типа транспортного средства, его
технических характеристик, сроков страхования и страховых рисков.
Учитывается размер базовой величины, установленный на момент заключения
договора страхования.

"При формировании тарифной политики исходили из интересов граждан.
Если взять размеры страховых тарифов, то стоимость двух договоров,
которые ранее действовали и сейчас действуют (внутреннего и
международного страхования), по отдельности гораздо выше, чем договора
союзного страхования. Спрос будет расти, когда люди будут знакомиться с
этими ценовыми предложениями", - отметил Сергей Осенко.
Минфин: Союзные страховки на авто выгодны тем, кто часто ездит в Россию

На какой период можно заключить договор союзного страхования, пояснили в Минфине
Единая система обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО) начала работать в Беларуси и России с 23 апреля.
"Периоды, которые ранее действовали для договоров ОСАГО, - 15 дней, месяц и так далее до года - дополнили периодом на 5 и 10 дней", - отметил специалист.
Он
пояснил, что белорусские автовладельцы могут заключить договор союзного
страхования на срок от 15 дней до года. А пятидневный и десятидневный
период - нововведение для граждан Российской Федерации, которые
приезжают в Беларусь.
"Периоды, которые ранее действовали для договоров ОСАГО, - 15 дней, месяц и так далее до года - дополнили периодом на 5 и 10 дней", - отметил специалист.

"Поскольку в РФ нашим гражданам предоставлялась возможность приобрести
российский полис на такой срок, мы пошли на зеркальную меру.
Предоставили такую возможность российским гражданам, которые посчитали,
что им выгоднее приобрести наш полис пограничного страхования", -
добавил Сергей Осенко.
По его словам, пять дней - тот минимальный период туристической поездки или поездки к родственникам, по делам, на который распространяет действие договор пограничного страхования.
По его словам, пять дней - тот минимальный период туристической поездки или поездки к родственникам, по делам, на который распространяет действие договор пограничного страхования.
На добровольное страхование автотранспорта в Беларуси приходится 19% страховых взносов
На добровольное страхование наземных транспортных средств (так
называемое автокаско) в Беларуси приходится 19% страховых взносов,
сообщила на заседании круглого стола в пресс-центре БЕЛТА исполнительный директор Белорусской ассоциации страховщиков Евгения Шанина.
По ее словам, это один из самых популярных и востребованных видов
добровольного страхования. Страхователями могут выступать как
физические, так и юридические лица. Такие договоры заключаются, как
правило, на срок от месяца до года.
Лицензию на право осуществления страховой деятельности в данной
сфере имеют 12 организаций. "Правила страхования отличаются, но вместе с
тем есть стандартный перечень рисков, которые предусмотрены в страховом
полисе", - отметила Евгения Шанина.
Она добавила, что речь идет о случаях дорожно-транспортных
происшествий вне зависимости от того, кто виновник, пожаров, стихийных
бедствий, противоправных действий третьих лиц, аварий на
канализационных, отопительных, водопроводных сетях, угона, хищения авто и
др.
Евгения Шанина обратила внимание, что можно заключить договор
страхования с полным перечнем страховых случаев либо, исходя из запроса,
оставить только некоторые из них. Страхование предполагает как базовое
минимальное покрытие, так и дополнительные опции.
"По итогам 2024 года порядка 19% страховых взносов в целом по рынку
приходится на добровольное страхование наземных транспортных средств. В
сегменте добровольного страхования - около 29%", - отметила
специалист.
Кроме добровольного страхования наземных транспортных средств
автовладельцы могут выбрать добровольное страхование гражданской
ответственности владельцев транспортных средств в дополнение к договору
обязательного страхования гражданской ответственности.
"Страховым случаем является причинение вреда имуществу, жизни и
здоровью потерпевших в результате ДТП, при эксплуатации транспортного
средства. Договор защищает интересы автовладельца при причинении вреда,
который превышает лимиты ответственности, предусмотренные действующим
законодательством по обязательному страхованию", - пояснила Евгения
Шанина.
Она также обратила внимание на тенденцию увеличения количества
электромобилей на дорогах страны. По предварительным оценкам, в 2024
году почти на 7,2 тыс. (порядка 27% от общего количества) из них
оформлены договоры страхования автокаско.
Начальник главного управления страхового надзора Министерства
финансов Беларуси Сергей Осенко добавил, что сфера добровольного
страхования в стране активно развивается. Востребованы различные виды
страхования: жизни и здоровья, имущества, добровольное медицинское
страхование и др.
"Страховой портфель сбалансированный. На долю договоров
добровольного страхования приходится свыше 65% страховых премий.
Значительную роль играют договоры, заключенные гражданами", - сказал
Сергей Осенко.
Как производятся выплаты по договору союзного страхования при ДТП, рассказали в Белгосстрахе
Об этом рассказал на заседании круглого стола в пресс-центре БЕЛТА начальник
управления транспортного страхования Белорусского республиканского
унитарного страхового предприятия "Белгосстрах" Илья Видук.
Илья Видук пояснил, что на территории Беларуси лимиты ответственности (максимальная сумма, которую страховая компания может выплатить потерпевшему в ДТП по ОСАГО) с 23 апреля значительно выросли. Страховые взносы и выплаты по таким договорам отвязали от евро и установили в базовых величинах. Теперь лимит составляет 1150 базовых величин (Br48,3 тыс. в 2025 году).
"Раньше лимит ответственности по договорам страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств составлял 10 тыс. евро, теперь - почти 14 тыс. евро в эквиваленте. В Российской Федерации по страховому случаю максимальная компенсация вреда имуществу по ОСАГО - 400 тыс. российских рублей. Урегулирование производится по законодательству страны, на территории которой произошло ДТП", - обратил внимание специалист.
Автовладельцам, чтобы обезопасить себя, рекомендуется в дополнение к договору обязательного страхования дополнительно заключить договор добровольного страхования гражданской ответственности, который обеспечит возмещение ущерба в размере, превышающем установленный законодательством лимит ответственности.
Договор союзного страхования заключается в электронном виде через сайты шести страховых организаций (членов Белорусского бюро по транспортному страхованию) автовладельцем самостоятельно или через страхового агента. Самостоятельно заключить договор можно при условии, что в базе данных по обязательному страхованию уже содержится информация о страхователе и транспортном средстве.
"Сложившаяся практика показывает, что порядка 90% страхователей обращаются для заключения договора к страховщику. Договор страхования новый. Граждане и организации хотят дополнительно получить консультации, как действует система союзного страхования", - пояснил Илья Видук.
При обращении в страховую компанию нужно предоставить документы на транспортное средство и документ, удостоверяющий личность. Специалист вносит необходимую информацию в программу, заполняет соответствующие графы. Затем распечатывается визуальная форма заявления, производится оплата услуг. После этого вся информация поступает в автоматизированную информационную систему АИС "Бюро" и договор страхования регистрируется в республиканской базе Белорусского бюро.
"Процесс отлажен. Первый договор в системе союзного страхования заключен в "Белгосстрахе" в первые пять минут после запуска. Непосредственно в "Белгосстрах" страхователи начали обращаться с утра. В первые два дня было заключено 500 договоров", - рассказал Илья Видук.
Новый вид договора обязательного страхования, действующий на
территории России и Беларуси, введен в Союзном государстве 23 апреля. Он
позволяет белорусским автовладельцам не приобретать дополнительный
договор международного страхования при выезде в РФ.
Илья Видук пояснил, что на территории Беларуси лимиты ответственности (максимальная сумма, которую страховая компания может выплатить потерпевшему в ДТП по ОСАГО) с 23 апреля значительно выросли. Страховые взносы и выплаты по таким договорам отвязали от евро и установили в базовых величинах. Теперь лимит составляет 1150 базовых величин (Br48,3 тыс. в 2025 году).
"Раньше лимит ответственности по договорам страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств составлял 10 тыс. евро, теперь - почти 14 тыс. евро в эквиваленте. В Российской Федерации по страховому случаю максимальная компенсация вреда имуществу по ОСАГО - 400 тыс. российских рублей. Урегулирование производится по законодательству страны, на территории которой произошло ДТП", - обратил внимание специалист.
Автовладельцам, чтобы обезопасить себя, рекомендуется в дополнение к договору обязательного страхования дополнительно заключить договор добровольного страхования гражданской ответственности, который обеспечит возмещение ущерба в размере, превышающем установленный законодательством лимит ответственности.
Договор союзного страхования заключается в электронном виде через сайты шести страховых организаций (членов Белорусского бюро по транспортному страхованию) автовладельцем самостоятельно или через страхового агента. Самостоятельно заключить договор можно при условии, что в базе данных по обязательному страхованию уже содержится информация о страхователе и транспортном средстве.
"Сложившаяся практика показывает, что порядка 90% страхователей обращаются для заключения договора к страховщику. Договор страхования новый. Граждане и организации хотят дополнительно получить консультации, как действует система союзного страхования", - пояснил Илья Видук.
При обращении в страховую компанию нужно предоставить документы на транспортное средство и документ, удостоверяющий личность. Специалист вносит необходимую информацию в программу, заполняет соответствующие графы. Затем распечатывается визуальная форма заявления, производится оплата услуг. После этого вся информация поступает в автоматизированную информационную систему АИС "Бюро" и договор страхования регистрируется в республиканской базе Белорусского бюро.
"Процесс отлажен. Первый договор в системе союзного страхования заключен в "Белгосстрахе" в первые пять минут после запуска. Непосредственно в "Белгосстрах" страхователи начали обращаться с утра. В первые два дня было заключено 500 договоров", - рассказал Илья Видук.