Переговоры с Путиным, "ядерное оружие" в политике и обороне, разумный контроль и назначения силовиков. Итоги недели Президента Беларуси
Владимир Путин и Александр Лукашенко во время общения с журналистами по итогам переговоров
Рабочий график Президента Беларуси всегда весьма насыщен событиями. Александр Лукашенко проводит совещания и рабочие встречи по наиболее актуальным вопросам развития страны, регулярно бывает в регионах, совершает зарубежные визиты и сам принимает иностранных гостей, общается с журналистами, подписывает указы и законы. И даже когда публичных мероприятий нет, это совсем не значит, что глава государства не работает. Впрочем, и во время отдыха, будь то хоккейная тренировка или рубка дров, Александр Лукашенко нет-нет да и найдет повод для очередного поручения. Как он любит говорить, надо во всем идти от жизни.
Проект "Неделя Президента" для тех, кто хочет идти в ногу с главой государства, быть в курсе самых актуальных заявлений и решений белорусского лидера.
Прошедшая неделя была не только неделей Президента, но и председателя Всебелорусского народного собрания - сразу два мероприятия в рабочем графике Александра Лукашенко так или иначе были связаны именно с его полномочиями во главе ВНС. Как будет функционировать "политическое ядерное оружие" и от чего делегатам ни в коем случае нельзя отмахиваться - подробно обсудили во Дворце Независимости.
Но главной темой, конечно, сталобелорусско-российское сотрудничество. В конце рабочей недели в Минске Александр Лукашенко принимал с официальным визитом своего российского коллегу Владимира Путина. Президенты много общались в самых различных форматах, в том числе в неформальной, домашней обстановке. В центре внимания - вопросы безопасности, экономики, реализации совместных проектов и продвижения интеграционного сотрудничества. Глава государства угощал гостя драниками, картошкой по-деревенски, грибами из Беловежской пущи и клубникой из собственной теплицы.
Президент также провел совещание по вопросам совершенствования контрольно-надзорной деятельности. Что изменится для предприятий и организаций, станет ли им спокойнее работать, не пострадает ли качество контроля, обсудили в широком кругу с участием всех заинтересованных. Проект указа Александр Лукашенко поручил доработать. Срок - до августа текущего года.
Еще Александр Лукашенко на неделе назначил нового начальника Генерального штаба. Им стал генерал-майор Павел Муравейко, который не понаслышке знаком с работой этого военного органа. Главное теперь - сработаться с министром обороны, ведь характер непростой и "каблуками щелкать не привык". На этот счет Президент особо предупредил военачальников.
Александр Лукашенко 20 мая встретился с губернатором Магаданской области Российской Федерации Сергеем Носовым. Регион находится на северо-востоке России. Если ехать на автомобиле, то навигатор выдает от Минска до Магадана расстояние в 10 800 км. Путь действительно не близкий, даже на самолете, но глава государства уверен, что перспективы для развития сотрудничества есть.
"Это ваш первый визит к нам. Хочу заверить, что вы не пожалеете, что преодолели эти 11 тысяч километров. Мы российские регионы не делим на отдаленные и неотдаленные. Со всеми работаем и находим точки соприкосновения. Уверен, что и с Магаданской областью получится существенно добавить в наших отношениях. Прежде всего в торгово-экономических. Убежден, вы у нас найдете все, что вам необходимо от промышленной продукции до продовольствия, лекарств, косметики и так далее", - сказал белорусский лидер.
Он констатировал, что показатель взаимной торговли никак не отражает возможностей сторон. "Мы должны решить, как будем работать над кардинальным увеличением ритма взаимовыгодных торгово-экономических отношений", - предложил глава государства. Возможно, этому поспособствует и доброе отношение главы российского региона к Беларуси, с которой у него связаны воспоминания детства. Как рассказал Сергей Носов, в свое время в Минске работала его тетя, которая потом возвратилась на Урал. А он сам в детстве бывал в Беларуси, приезжая летом к родственникам в деревню под Брестом. "Хорошие воспоминания о людях остались, и они передавались мне, скажем так, по семейным каналам", - отметил губернатор.
Александр Лукашенко на встрече обозначил ряд перспективных направлений для развития сотрудничества.
О поставках промпродукции и кооперации в ювелирке
С учетом богатейшей ресурсной природной базы Магаданской области и планов по освоению новых месторождений цветных металлов есть хороший потенциал для наращивания поставок карьерных самосвалов. Тем более с учетом ухода с российского рынка ряда зарубежных брендов в связи с санкциями. ОАО "БЕЛАЗ" уже намерено открыть в регионе мультибрендовый центр по продаже, комплексному сервисному обслуживанию и ремонту всей белорусской техники, а также по реализации шин различного диаметра и индексов нагрузки.
Помимо поставок большегрузной техники белорусская сторона готова также участвовать в обновлении парка пассажирского транспорта Магаданской области. Интересным направлением может быть сотрудничество в ювелирной сфере. Земля Магаданской области богата на различные полезные ископаемые, есть и золото. И здесь есть интересная перспектива, чтобы подумать о создании на базе белорусского ювелирного завода "Кристалл" совместного производства на магаданском сырье.
Беларусь также предлагает Магадану свой опыт в строительной сфере, готова поставлять широчайшую гамму кабельной продукции и трансформаторов с учетом реализуемых в регионе проектов по строительству ГЭС и линий электропередачи.
О продовольствии и перспективах совместной переработки
Александр Лукашенко отметил, что уже идет работа по открытию в Магадане большого магазина с белорусскими товарами. "Помимо качественных продуктов питания готовы поставлять вам мебель, текстиль, ковры, обувь, бытовую химию, косметику. И другие товары, которые вам подходят", - заверил он.
Президент также предложил организовать в Магаданской области выпуск молочной продукции из белорусского сырья. Возможно, Магаданскую область, которая богата рыбой и морепродуктами, заинтересует и еще одно предложение - создать в Беларуси свои перерабатывающие мощности по этому направлению с прицелом не только на белорусский рынок. "Спрос есть. Только нужны прямые поставки и, естественно, адекватная цена", - отметил Александр Лукашенко.
"В Беларуси высокие стандарты и доступные цены по этим направлениям. Кстати, россияне с большим удовольствием приезжают к нам в качестве туристов, а также получить соответствующее санаторно-курортное лечение, медицинские услуги. Поэтому мы ждем вас, если у вас будет такая необходимость и возможность", - пригласил Александр Лукашенко.
В понедельник, 20 мая, в графике Президента было еще одно мероприятие - полузакрытого характера. Глава государства принял кадровые решения в структуре органов госбезопасности, однако ни имен, ни должностей назначенных сотрудников решено было не раскрывать. Оно и понятно - работа чекистов часто требует не только тишины, но и конфиденциальности.
Тем не менее были обнародованы поручения, которые глава государства дал при назначении. Они касались работы КГБ как на внешнем, так и на внутреннем контурах.
Об иностранных спецслужбах и диверсионных группах
"Нашему государству вашими руками и умом надо вовремя вскрывать разного рода замашки и негативные тенденции в отношении нашего государства. Надо пресекать, притом очень решительно, деятельность иностранных спецслужб на территории Беларуси, - сказал Александр Лукашенко. - Все, что происходит вокруг нас, вы знаете не хуже меня. На ту политику добрососедства, которую мы предложили нашим соседям - полякам, литовцам и латышам, учитывая безвизовое пространство, - они отвечают обратным образом. Мы видим и попытку кроме информационной войны навязать нам войну диверсионных групп".
"Мы видим, что они готовят разного рода вооруженные отряды и чуть ли не полки, как они их называют, чтобы осуществить вторжение на территорию Беларуси. Об этом много было сказано", - добавил глава государства.
Об экономической диверсииГлава государства напомнил и о санкциях, которые идут вразрез международным нормам.
"Это экономическая фактически диверсия и война против Беларуси. Нарушая все международные договоры и все международные соглашения. Допустим, они имеют перед нами обязательства как страной, не имеющей выхода к морю. Они не имеют права нас блокировать. Это международное соглашение. Тем не менее знаете, что происходит", - сказал Президент.
О недопущении коррупции и крышевания Александр Лукашенко напомнил, чтобы ведомство, занимаясь разведкой и контрразведкой, не забывало о наличии и внутренних проблем, с которыми надо вести борьбу. Одна из них - коррупция. И хоть в Беларуси в этом плане нет особой остроты, но это в первую очередь благодаря неусыпному вниманию правоохранительных органов и лично главы государства.
"Очень важная задача (это главная причина того, что я пригласил вас сюда в связи с назначением) - это вопросы недопущения коррупции и крышевания в нашей стране со стороны подконтрольных вам органов. Вы ведете контрразведывательное обеспечение и контрольных органов, и правоохранительных органов. Вы должны принимать соответствующие меры и информировать меня, если вдруг у кого-то возникнет желание расширить свою деятельность коррупционную на территории Беларуси", - сказал Президент. "Такое скрытое мышкование типа крышевания, как это принято в других государствах (мы часто на эту тему видим фильмы по телевидению и так далее), - у нас этого быть не должно. Крышевание это, если оно есть, будет очень серьезно ударять по нашим людям. Вот эта дикая мелкота: "Я тебе помогу, ты там мне чего-то дашь. "Ты - мне, я - тебе" - этого быть в Беларуси не должно", - подчеркнул Александр Лукашенко.
ПОТЕРЯ ДРУГА. Как в Беларуси откликнулись на гибель Президента Ирана
Печальное известие недели - гибель при крушении вертолета Президента Ирана Эбрахима Раиси и ряда сопровождавших его высокопоставленных руководителей, включая главу МИД.
Беларусь и Иран связывают давние дружеские отношения и сотрудничество. В марте 2023 года Александр Лукашенко посетил Тегеран с официальным визитом, где провел плодотворные и насыщенные переговоры с Эбрахимом Раиси. В октябре этого года иранского лидера ждали с ответным визитом в Минске, а в скором времени планировался визит в Беларусь министра иностранных дел Хосейна Амира Абдоллахияна.
Александр Лукашенко одним из первых выразил соболезнования иранскому народу в связи с произошедшей трагедией. Соболезнование он направил в адрес Верховного лидера Исламской Республики Иран Али Хаменеи.
"Ушли из жизни выдающиеся сыновья иранского народа, всемирно известные политические и общественные деятели, активная работа и решительные шаги которых обеспечивали надлежащие позиции Исламской Республики Иран в мире, способствовали укреплению и росту высокого статуса государства на международной арене, - говорится в соболезновании. - Президент Эбрахим Раиси останется в истории как мудрый лидер, который всю свою жизнь посвятил самоотверженному и бескорыстному служению иранскому народу".
"В моей памяти он навсегда останется как очень профессиональный и мудрый политик, который очень много сделал для укрепления белорусско-иранских отношений", - отмечается в оставленной записи в книге соболезнований.
Имя Эбрахима Раиси навсегда внесено в летопись отношений между Беларусью и Ираном.
На траурной церемонии в Иране от Беларуси по поручению главы государства присутствовал министр иностранных дел Сергей Алейник.
Александр Лукашенко 21 мая собрал совещание по вопросам совершенствования контрольно-надзорной деятельности. На обсуждение был вынесен проект указа, предусматривающий корректировку нормативно-правовых актов в этой сфере.
К этой теме с учетом ее важности на уровне Президента возвращаются не впервые. В 2009 году на основании указа №510 в стране сформирована целостная, оптимальная на тот момент система контроля. Спустя восемь лет, в 2017-м, она была комплексно модернизирована исходя из потребностей государства и общества, а также с учетом пожеланий отдельных "особо плачущих" и "перетрудившихся", кому число проверок казалось избыточным. Был пересмотрен перечень контролирующих органов, сокращены дублирующие сферы контроля, ужесточены требования к назначению проверок и работе контролеров.
Как результат, Комитет государственного контроля ежегодно информирует о снижении проверочной нагрузки на субъекты хозяйствования. Согласно отчетам КГК в прошлом году по сравнению с 2019 годом общее количество проверок сократилось почти на 30%. Так что же не устраивает Президента и людей на местах? Глава государства во вступительном слове довольно детально прошелся по основным проблемным моментам.
О нареканиях и требованиях Президента
"Следует признать, что на фоне улучшения статистических показателей по-прежнему не изжиты негативные тенденции в данной сфере. В частности, под видом профилактических форм контроля - разного рода мониторингов, технических осмотров - порой проводятся полноценные проверки, - обратил внимание Александр Лукашенко. - В целом по стране вырисовывается цифра в 300 тыс. таких мероприятий в год (якобы профилактических). Согласитесь, впечатляющая цифра. И только после того, как я указал вам на недопустимость такого подхода, цифры снизились примерно наполовину".
Александр Лукашенко констатировал, что практика многократных посещений одного и того же предприятия по идентичным вопросам так и не прекращалась. Контролеры, приходя один за другим, требуют представлять колоссальный объем документации, занимаясь "бюрократической возней и ловлей блох". Самый яркий пример, который привел глава государства, - в период уборки зерновых в июле - августе 2022 года проверяющие посетили ОАО "Оснежицкое" (Пинский район) целых 49 раз. Хотя это хозяйство можно считать средним по показателям работы в Пинском районе. Правда, записи в книге учета проверок сделали лишь дважды.
Другая сторона медали состоит в том, что усилия проверяющих часто направлены именно на поиск недостатков и применение штрафных санкций, хотя надо бы - на улучшение результатов деятельности предприятий. "Нам не штрафы нужны и наказания или какие-то санкции, а улучшение работы предприятий", - акцентировал внимание белорусский лидер.
Ранее Александр Лукашенко давал поручение кардинально разобраться в ситуации, изменить стиль и методы работы. Правительством был подготовлен проект указа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности. Его разработка велась более двух лет с подключением всех заинтересованных сторон.
Ввиду значимости этого правового акта для страны Президент принял решение дополнительно обсудить его на совещании в широком кругу. Приглашенным чиновникам он адресовал ряд принципиальных вопросов на предмет того, станет ли работа предприятий в результате предусмотренных в документе мер эффективнее, снизится ли проверочная нагрузка, но и не будет ли при этом ослаблен контроль. Речь в первую очередь про те сферы, где существует реальный риск причинения вреда национальной безопасности, жизни и здоровью граждан.
"Еще раз хочу предупредить: никакого давления на предприятия, организации, субъекты хозяйствования и на людей быть не должно. Мы не должны людям мешать работать, - подчеркнул Александр Лукашенко. - Но если кто-то заслуживает того, чтобы его проверили, его надо проверять столько, сколько нужно. Плач и стоны здесь абсолютно ни к чему. Контрольные, правоохранительные органы должны относиться к нашим предприятиям, как к своим детям - они нас кормят. Поэтому нельзя им мешать работать. Система должна быть выстроена, и она должна работать".
О предлагаемых новациях
На совещании о предлагаемых нововведениях подробно доложил первый вице-премьер Николай Снопков. В проекте прописаны два ключевых направления. Первое - минимальное вмешательство со стороны государства в деятельность субъектов хозяйствования, исключение излишнего контроля за счет сокращения проверочных мероприятий и, самое главное, дублирующих функций проверяющих.
Например, проектом указа предлагается установить периодичность проведения мониторингов не чаще одного раза в три месяца и ввести запрет на проведение мониторингов в течение года после проведения проверки. За исключением случаев наличия сведений о нарушениях законодательства. Планируется также ввести обязанность проверяющих регистрировать в книге учета мониторинги и мероприятия технического характера, а в КоАП пропишут ответственность за невыполнение этого требования.
Проект указа предусматривает ряд мер, направленных на смещение акцентов от карательного уклона в сторону профилактики. Предусматривается обязанность для проверяющих определять срок устранения выявленных нарушений, исходя из их специфики и объективной возможности устранения в установленный срок. Этот срок может быть продлен однократно по ходатайству проверяемого субъекта.
Предусматривается запрет на привлечение к ответственности руководителя и работников организации в течение года за нарушения, допущенные до их назначения на должность.
Вводится система оценки эффективности работы контролирующих надзорных органов, исключающая привязку к штрафам. Наоборот, в приоритете будет то, как эта работа и конкретная проверка повлияла на эффективность деятельности предприятия.
Второе направление проекта указа - усиление контроля для защиты государственных и общественных интересов, жизни и здоровья граждан. В этих целях проектом указа, например, устанавливается возможность проведения оперативных проверок по вопросам соблюдения законодательства о ценообразовании, а также требований пожарной безопасности в местах пребывания более чем 300 человек. Расширяется перечень оснований для направления материалов проверки правоохранительным органам.
Некоторые изменения по развитию контрольной деятельности связаны с развитием тех или иных направлений, будь то сфера электротранспорта или цифровизации. "Я бы не сказал, что этот документ носит какой-то революционный характер. Он упорядочивает. Как было отмечено главой государства, там, где не надо вмешиваться в деятельность субъектов хозяйствования, мы это делать не должны. Но там, где мы должны осуществлять контроль, они должны знать, что при нарушении законодательства ответственность будет соответствующей", - заявил журналистам председатель Комитета госконтроля Василий Герасимов.
О поручении доработать проект указа
По итогам совещания Александр Лукашенко поручил правительству совместно с руководителями регионов доработать проект указа. Причем оформить его как отдельный новый документ, а не в формате внесения изменений и дополнений в уже действующие документы. После заключения Комитета госконтроля по доработанному проекту он вновь будет внесен на рассмотрение главы государства. На эту работу отведен срок до августа нынешнего года.
Важно, что подходы, предложенные в проекте указа, не были отвергнуты. Это база, на основании которой предстоит окончательно определиться и выработать нормы, которые, как требует Александр Лукашенко, должны быть выгодны для предприятий, общества и прежде всего экономики. Общая цель - помочь предприятиям и организациям не допускать впредь выявляемых нарушений и повысить эффективность их деятельности.
Документ в целом согласован государственными органами и сбалансирован, решает поставленную базовую задачу - изменение стиля и методов работы контролирующих органов. "Но Президент очень глубоко и тонко чувствует вопрос. И доработка документа - это реакция на позицию председателей облисполкомов. Суть ее заключается в том, чтобы изменить стили и методы целеполагания проверок. Вопрос очень актуален: целью проверки является нахождение нарушения или целью проверки является нахождение нестыковок в законодательстве, несоответствия нормативно-правовых актов (зачастую противоречащих друг другу), которое приводит к нарушениям. Если целью проверки будет являться именно такой формат, то это в конечном итоге будет обеспечивать второе требование Президента - чтобы проверка завершалась не наказанием, а повышением эффективности работы предприятий и отраслей. Поэтому документ отправлен на доработку именно в таком контексте", - поделился с журналистами первый вице-премьер Николай Снопков.
Учитывая присутствие руководителей регионов, на совещании также обсудили тематику сельского хозяйства. Президент в том числе напомнил о кадровом вопросе, чтобы в районах и хозяйствах уже сейчас прорабатывали и планировали, как доукомплектовать предприятия, кого привлечь в помощь на период предстоящей во второй половине лета уборочной страды.
ПРИСЯГА ВО ДВОРЦЕ. Зачем Лукашенко планирует встретиться с членами Конституционного Суда Логично, что после избрания Александра Лукашенко на пост председателя Всебелорусского народного собрания в президентском графике то и дело появляются формально "непрезидентские" мероприятия. Например, теперь именно в полномочия Председателя ВНС входит приведение к присяге судей Конституционного Суда. Одна из них - Светлана Любецкая - была назначена на этот пост 23 апреля 2024 года. Александр Лукашенко 21 мая привел ее к присяге в присутствии председателей Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания, Верховного и Конституционного судов. В торжественной обстановке Светлана Любецкая произнесла текст присяги, взяв на себя обязательство честно, добросовестно и беспристрастно защищать конституционный строй и верховенство Конституции Республики Беларусь.
После принесения судьей присяги Александр Лукашенко вручил ей удостоверение судьи Конституционного Суда, подарочный экземпляр Конституции Беларуси и букет цветов. Во время церемонии глава государства рассказал, что в ближайшее время намерен встретиться со всеми членами Конституционного Суда, чтобы обсудить последующую работу в соответствии с обновленной Конституцией. "Там обязанности, права и полномочия Конституционного Суда расширены - то, к чему Конституционный Суд стремился", - пояснил он.
Лично Светлане Любецкой белорусский лидер пожелал успехов в работе на посту судьи Конституционного Суда. "И чтобы ты долго не засиделась на одном месте", - добавил глава государства.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ. Как будет выстроена система работы с делегатами ВНС и от чего им нельзя отмахиваться
Опять же, в качестве не только Президента страны, но и прежде всего Председателя Всебелорусского народного собрания Александр Лукашенко 23 мая принял с докладами заместителя Председателя ВНС Александра Косинца и начальника Секретариата ВНС Валерия Мицкевича.
Первое заседание ВНС прошло в апреле, и теперь, как образно сказал Александр Лукашенко, надо запустить эту машину, чтобы структура ВНС от Председателя до каждого конкретного делегата эффективно функционировала.
"Я просил вас, чтобы вы серьезно с заинтересованными и ответственными лицами подумали о том, как нам выстроить систему работы с делегатами Всебелорусского народного собрания. Нам надо было определиться и по структуре: как мы будем действовать в секретариате и вообще какова будет структура в стране. Структура и система, - обозначил главные вопросы Александр Лукашенко. - Нам надо спланировать работу, поэтому для нас будут важны и планы работы - и Президиума ВНС, и в целом делегатов".
Глава государства поинтересовался, что уже сделано в этом направлении и какие вопросы еще предстоит решить. "Что надо в данном случае от меня для того, чтобы запустить эту машину? Но главное - это связь (ваша связь, моя связь, Президиума) с делегатами Всебелорусского народного собрания, чтобы они не чувствовали себя отрешенными и отстраненными от тех вопросов, которые им нужно решать. Нам очень важно показать обществу и делегатам, что они не должны подменять другие органы власти", - подчеркнул Председатель ВНС.
Косинец: ВНС является действенным органом власти, позволяющим строить государство для народа Александр Лукашенко констатировал, что в руководящие органы ВНС уже поступают и будут поступать обращения от граждан. Отмахиваться от них, конечно же, нельзя, подчеркнул он. "Этими обращениями должны заниматься прежде всего делегаты Всебелорусского народного собрания. Но обращение обращению рознь. Обычные обращения граждан в исполнительные структуры, Администрацию Президента - это одно. ВНС - это совершенно иной орган, который заборы и крыши не ремонтирует, но тем не менее оттолкнуться от обращений людей и сказать, что это не наше дело, тоже нельзя. Поэтому работу надо выстроить так, чтобы, если человек обратился во Всебелорусское народное собрание, мы могли это обращение довести до соответствующих органов для решения. Но главное - показать людям, что это - не работа ВНС, - обратил внимание белорусский лидер. - ВНС - это некое политическое ядерное оружие, которое используется в исключительных случаях, если нужно будет провести внеочередное собрание. Это решения только стратегического характера - не заборы и не крыши, даже не балконы. Но в то же время мы не можем от людей отмахиваться. Поэтому с делегатами надо установить такую связь, чтобы, общаясь с ними, мы могли довести для решения то и ли иное обращение наших людей".
Александр Лукашенко также коснулся работы Президиума ВНС - как будет выстраивать взаимодействие с делегатами этот орган: "Думаю, что с каждым делегатом вы в общении не будете постоянно, а вот с группами… Как эти группы будут выглядеть? Надо подумать и выстроить эту работу. А потом проведем заседание Президиума и все это утвердим".
ТОНКАЯ ГРАНЬ. Сработаются ли новый начальник Генштаба с Министром обороны Президент 23 мая назначил генерал-майора Павла Муравейко начальником Генерального штаба - первым заместителем министра обороны Республики Беларусь. До этого Павел Муравейко занимал пост первого заместителя государственного секретаря Совета безопасности Республики Беларусь, а еще ранее проходил службу на различных должностях в Вооруженных Силах, в том числе в Генштабе. При назначении во Дворце Независимости присутствовали государственный секретарь Совета безопасности Беларуси Александр Вольфович и министр обороны Виктор Хренин.
Александр Лукашенко сделал особый акцент на том, чтобы министр обороны и новый начальник Генерального штаба сработались. Все-таки характеры у обоих военачальников непростые, по-настоящему мужские, отметил белорусский лидер, и "щелкать каблуками" Павел Муравейко не будет, ведь начальник Генштаба - это во многом самостоятельная фигура.
"У нас министр обороны есть министр обороны, и ему подчинены все в Министерстве обороны. Но, тем не менее, начальник Генерального штаба имеет определенную самостоятельность. Непосредственно занимается планированием и реализацией тех или иных военных мероприятий. Всем тем, чем живут войска. Очень тонкая грань между Министром обороны и начальником Генштаба", - отметил Президент.
Представлявший кандидатуру Павла Муравейко Александр Вольфович заверил, что как министр обороны Виктор Хренин, так и Павел Муравейко - люди государственные, отвечающие за безопасность страны, имеют опыт, знания и, самое главное, нацеленность на конечный результат. "Они понимают, на какие должности назначены и каких целей должны достигать. Самое главное - результат. И начальник Генштаба, вы абсолютно правильно сказали, - это самостоятельная фигура. Он непосредственно отвечает за вопросы, связанные со строительством и развитием Вооруженных Сил, с их перспективами, является членом Совета безопасности и правой рукой Президента, главнокомандующего в случае обострения обстановки, введения военного положения. Думаю, эти люди понимают, справятся и будут решать задачи", - сказал Александр Вольфович.
"В то же время и министр обороны - не левая рука. Поэтому нам очень важно здесь, чтобы вы нашли понимание. Вы ведь и служили вместе. Друг друга знаете хорошо, - заметил на это Александр Лукашенко. - Я это говорю не только для того, чтобы заострить этот вопрос. А чтобы вы понимали, что я внимательно наблюдаю за ситуацией не только в стране в целом, но и конкретно, особенно в этой сложной, непростой обстановке, за теми вопросами, которые складываются в наших Вооруженных Силах. И мне небезразлично, немаловажно, какие будут отношения в самом Министерстве обороны. От обоих от вас зависит многое".
Президент также подчеркнул, что не терпит вранья, и это бесполезно, ведь рано или поздно правда выйдет наружу. "В Беларуси это невозможно - приукрасить обстановку, еще чего-то. Поэтому давайте нацелимся на то, что мы будем развивать Вооруженные Силы так, как это мы делали до сих пор. Изучая все, что происходит вокруг", - сказал он.
Александр Лукашенко в этой связи обратил внимание на события в Украине: "Это тоже для нас урок. Урок серьезный. Мы должны видеть, какая современная война".
Соответствующими вопросами придется основательно занимать как раз новому начальнику Генштаба. Что касается сферы ответственности министра обороны, то на нем еще и политические, экономические и прочие вопросы.
УСИЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ. О чем договорились Лукашенко и Путин и какими деревенскими прысмаками потчевали российского лидера
Конец рабочей недели главы белорусского государства Александра Лукашенко прошел под знаком белорусско-российских отношений - с официальным двухдневным визитом Беларусь посетил Президент Российской Федерации Владимир Путин. В целом визит российского лидера длился ровно 25 часов, из которых 14 часов главы государств вместе работали и общались как во время официальных мероприятий, так и в неформальной домашней обстановке.
Самолет российского лидера приземлился в Национальном аэропорту Минск 23 мая буквально за час до полуночи. Президент Беларуси Александр Лукашенко встретил коллегу лично. "Я ехал и думал: традиция такая сложилась, что у нас всегда нету времени днем начать переговоры. Мы до полуночи всегда. Думаю, ничего страшного. У Вас сегодня тяжелый день. С Королем Бахрейна непростые переговоры", - отметил глава белорусского государства.
Однако такой поздний приезд был вполне объясним не только переговорами с Королем Бахрейна. Как рассказал сам Владимир Путин, у него после этого состоялась встреча с членами правительства России как раз по белорусской тематике: "Практически по всем направлениям прошлись - и по промышленной кооперации, по энергетике, по сельскому хозяйству, по вопросам безопасности. Наверное, полправительства было".
В общем, обе стороны готовились к переговорам основательно, хоть в последние годы белорусско-российские контакты на самых различных уровнях отличаются завидной регулярностью. Чем больше объемы сотрудничества, тем больше возникает тех или иных текущих вопросов и проблемных моментов, которые надо оперативно снимать. Оперативные скоординированные действия особенно важны на фоне западных санкций, сложной региональной и международной обстановки. Поэтому к тематике торгово-экономического сотрудничества добавляются еще и вопросы, связанные с обеспечением безопасности. И даже выходят на первый план.
"Думаю, как обычно, мы вопросы безопасности - на первый план. А завтра обсудим экономические вопросы вместе с нашими коллегами из правительств", - сказал Александр Лукашенко, встречая Владимира Путина в аэропорту. На следующий день пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков рассказал журналистам, что лидеры стран "засиделись за три часа ночи".
А тем для обстоятельного разговора действительно было немало. Владимир Путин недавно совершил визит в Китай, а в это время Александр Лукашенко находился с государственным визитом в Азербайджане. Для Беларуси и России эти страны и их лидеры - важные партнеры и добрые друзья. Поэтому не исключено, что могли обсуждаться какие-то совместные проекты и взаимодействие, на что прямо намекнул Александр Лукашенко. "Думаю, Си Цзиньпин будет рад, что мы обсуждаем эти вопросы. У меня есть очень интересные предложения по нашему региону и дальше туда, по Кавказскому, - мы очень серьезно обсуждали во время визита в Азербайджан", - сказал Президент Беларуси.
Ну а что касается безопасности, то самая обсуждаемая в этом плане тема - это совместные учения по отработке применения нестратегического ядерного оружия. Об этом президенты заявили еще 9 мая, но вернулись к этому вопросу и в этот раз.
Сразу по прибытии и после краткой встречи под камеры в аэропорту Александр Лукашенко пригласил коллегу в гости в деревню под Минском на неформальный ужин. Длился он почти 4 часа.
Основной день визита начался с возложения цветов на площади Победы в Минске, затем - переговоры во Дворце Независимости. В узком составе почти два часа обсуждали базовые вопросы. В широком - уже за закрытыми дверями - говорили о перспективах, инновациях, совместных импортозамещающих проектах. Но между узким и расширенным лидеры стран провели разговор уже один на один, в кабинете Александра Лукашенко, делится подробностями графика телеграм-канал "Пул Первого".
После общения со СМИ, оставив членов делегаций обедать во Дворце, президенты поехали ужинать в неформальной обстановке в гостях у Александра Лукашенко. Угощали высокого гостя блюдами исключительно народной, деревенской кухни - драники, запеченная ломтиками картошка по-деревенски, мачанка с блинами, грибной суп и холодник, белорусское сало, фирменное блюдо Президента Беларуси собственного приготовления - салат "Молодость". Также сообщается, что очень "зашли" маринованные грибы из Беловежской пущи и домашний сальтисон. Предложили гостю попробовать и хлеб, который выпекается прямо дома. Пили чай с хворостом, горячими творожными шариками и кобринским мороженым. Еще из десертов - клубника из теплицы Александра Лукашенко, с медом.
В домашней обстановке лидеры продолжили обстоятельное обсуждение различных вопросов. Договорились и о дальнейших встречах, взаимодействии в целом. Президент России в свою очередь также пригласил своего белорусского коллегу в гости. В завершение визита Александр Лукашенко также лично проводил Владимира Путина в аэропорту.
О курсе на усиление интеграции и требующих пристального внимания вопросах Как и планировалось, официальные переговоры 24 мая во Дворце Независимости президенты посвятили преимущественно вопросам экономики.
Переговорам предшествовала церемония официальной встречи с участием роты почетного караула и исполнением государственных гимнов Беларуси и России. В Минск прибыла солидная делегация российских правительственных чиновников в составе двух вице-премьеров, министров иностранных дел, финансов, энергетики и обороны. А еще - руководители "Росатома" и "Роскосмоса".
Переговоры глав государств в узком составе по составу участников были очень близки к широкому. Их протокольные заявления для СМИ были весьма немногословны, и стороны сразу приступили к практической работе. "Сегодня как раз повод услышать то, что уже сделано в связи с нашими поручениями. И полтора-два вопроса, которые надо было бы нам решить, - мы также специалистов послушаем, они нам доложат, - сказал Александр Лукашенко. - Нам стоит послушать присутствующих руководителей групп. Они нам доложат о проблемах, если они есть. Думаю, что мы в состоянии сегодня принять определенные решения. Чтобы то, о чем говорят в последнее время люди, - говорят хорошо, что мы союзники, близкие, родные государства, - чтобы в этом контексте мы могли принимать решения".
"У нас есть возможность сейчас оценить, что было сделано, что сейчас происходит, что должно быть сделано в ближайшее время, наметить конкретные совместные шаги по нашему движению вперед, по развитию наших государств, - поддержал коллегу российский лидер. - В целом работа, по-моему, у нас идет на хорошем уровне, если говорить про экономику. И результаты экономического развития говорят сами за себя". В этой связи Владимир Путин поздравил Беларусь с успешным экономическим развитием, с тем, насколько уверенно страна себя чувствует и крепко стоит на ногах. Отдельно он похвалил столицу и городские власти за то, как прекрасно выглядит Минск, за обстановку праздника, которая чувствуется на улицах города. На переговорах в узком составе главы государств обменялись мнениями по наиболее чувствительным темам двусторонней повестки, от которых зависят состояние экономики, стабильное развитие государств. Затронули также международную ситуацию, обсудили варианты реагирования на риски и угрозы, возникающие по периметру границ.
Затем президенты отправились на встречу в расширенном составе с участием еще более широкого круга членов делегаций.
"Несмотря ни на что, Минск и Москва сохраняют курс на усиление интеграции. Мы поддерживаем друг друга и будем поддерживать по всем направлениям. Причем наши проекты уже вышли за пределы земной поверхности", - заявил Александр Лукашенко.
Президент обозначил ряд приоритетных направлений, требующих пристального внимания.
В сфере промышленности стороны планируют продолжить конкретную работу по реализации совместных импортозамещающих проектов в микроэлектронике, машиностроении, станкостроении, военно-техническом сотрудничестве. "Иными словами, в направлениях, обеспечивающих достижение целей технологического суверенитета и экономической безопасности наших государств. Все решения мы с Вами, Владимир Владимирович, приняли. Правительства должны в сжатые сроки их реализовать", - подчеркнул белорусский лидер.
Прежде всего необходимо оперативно завершить формирование единой промышленной политики Союзного государства. "От этого выиграют обе стороны", - уверен Александр Лукашенко. В этой вязи он отметил, что многие конвейеры на предприятиях Беларуси и России работают на компонентах друг друга. "На законодательном уровне не должно быть никаких защитных мер от своих партнеров. Защищаться, как мы договорились, нужно от тех, кто ввел против нас санкции. И от тех, кто не способствует развитию экономик двух государств", - сказал Президент Беларуси.
От энергетической сферы зависят ритмичная работа промышленности, стоимость конечной продукции. "Необходимо окончательно согласовать условия поставок нефти и газа в Республику Беларусь. Мы обсуждаем это не первый год, и сегодня Владимир Владимирович принял соответствующее решение. Думаю, правительства в ближайшие дни в этом русле доработают эти соглашения. Мы детально разобрали все нюансы", - заметил белорусский лидер.
Также Беларусь готова продолжать работу с российскими компаниями в сфере атомной энергетики. Опыт возведения Белорусской АЭС открыл новые возможности для дальнейшего освоения этих технологий, подготовки квалифицированных кадров и даже совместного строительства таких объектов в третьих странах.
Александр Лукашенко отметил, что в вопросах транспорта и логистики многое сделано, но потребности предприятий растут с каждым днем. В этой связи нужны более серьезные инвестиции в развитие железнодорожной инфраструктуры, обновление подвижного состава, увеличение провозных мощностей, финансовая поддержка авиаперевозчиков. "Необходимы меры по повышению загрузки белорусских и российских аэропортов, совместные проекты, которые сделают проще и доступнее сообщение между нашими регионами. Хотя уже в последнее время делается немало", - заявил он.
Беларусь заинтересована теснее работать с российскими государственными корпорациями в сфере госзакупок. В первой половине мая на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Москве Александр Лукашенко уже поднимал соответствующий вопрос. "Думаю, вы согласитесь с моим тезисом, что на пространстве Союзного государства мы не должны себя ограничивать, закрываясь друг от друга на нашем общем рынке. Более того, ситуация показала, что полагаться в этом мире с точки зрения долгосрочного сотрудничества мы можем только на себя", - подчеркнул белорусский лидер.
Глава государства надеется на активное подключение белорусских предприятий и организаций к реализуемым в России инвестиционным проектам.
Александр Лукашенко также напомнил про потенциал сотрудничества на уровне регионов, которое обеспечивает существенную прибавку во взаимной торговле.
В Витебске, Полоцке и Новополоцке 27-28 июня пройдут мероприятия в рамках очередного белорусско-российского Форума регионов. Глава белорусского государства пригласил Президента России и других российских коллег принять участие в работе форума.
Об итогах переговоров, и остались ли нерешенные вопросы Главы государств в Минске детально обсудили большой перечень вопросов белорусско-российского сотрудничества, прежде всего в экономической сфере. Как уже отмечалось, в центре внимания были также вопросы безопасности и обороны. Но именно на нынешней встрече в приоритете все же была экономика.
Лидеры затронули насущную международную повестку, проблематику безопасности в мире и регионе на фоне беспрецедентного уровня напряженности и подтвердили курс на построение справедливого многополярного мироустройства.
Владимир Путин особо отметил, что его визит в Минск - один из первых зарубежных визитов после недавнего вступления в должность Президента на очередной срок и формирования обновленного состава правительства Российской Федерации. "Тем самым хотелось бы подчеркнуть то важное значение, которое в России придается братским связям с нашим ближайшим соседом, надежным союзником и подлинно стратегическим партнером", - пояснил российский лидер. Александр Лукашенко в своем заявлении для СМИ подчеркнул, что в последнее время в белорусско-российских отношениях отмечается заметный подъем: "Уровень взаимодействия и доверия между нашими странами во всех сферах действительно беспрецедентный. Мы можем уверенно констатировать, что экономики Беларуси и России динамично развиваются, несмотря на разного рода препятствия".
"Неразрешимых проблем в отношениях наших стран нет - есть отложенные, требующие более пристального внимания и глубокой проработки. Надо честно признать, что на сегодняшний день мы сняли все вопросы и нерешенных вопросов на сегодняшний день нет. Уверен, что и в будущем мы будем аналогично работать", - заявил Александр Лукашенко.
В этом контексте стороны обсудили вопросы формирования единой промышленной политики в рамках Союзного государства. "По сути, мы должны раз и навсегда искоренить сохраняющиеся защитные меры и ограничения. В противном случае не только народы наши, но и мы сами друг друга не поймем", - подчеркнул Президент Беларуси.
Владимир Путин рассказал о работе по формированию общего энергетического рынка. "У нас по трем направлениям осуществляется взаимодействие: это электроэнергетика, нефть и газ, атомная энергетика. По каждому из этих направлений у нас приняты решения и все работает. Что касается нефти и газа, там есть текущие вопросы, которые мы сегодня достаточно подробно обсуждали. Нерешенных вопросов не существует. По газу у нас все параметры согласованы на ближайшие годы, - отметил Владимир Путин. - Что касается создания общего рынка, работа двигается. Все идет в плановом режиме. Никаких противоречий нет. Между специалистами есть немножко разные подходы. Но, я думаю, к тому моменту, когда общий рынок должен будет заработать, мы все составляющие предполагаемых решений согласуем".
Дополнительные подробности журналистам раскрыл посол Беларуси в России Дмитрий Крутой. На период до 2026 года все вопросы в газовой сфере решены, в том числе по одному из наиболее чувствительных - ценообразованию. И сейчас стороны обсуждают принципы ценообразования на перспективу, и в том числе должны выработать окончательно алгоритм сближения в российских рублях цены на природный газ.
Со слов посла также стало известно о поставленной стратегической задаче подобрать группу серьезных экспертов с двух сторон и провести основательный анализ каждой отрасли Союзного государства на предмет поиска новых рыночных ниш, где стороны могли бы реализовать дополнительный пул инвестиционных проектов по созданию новых компетенций в белорусской экономике. За следующие пять лет необходимо усилить самодостаточность белорусской экономики, найти новые интересные ниши для совместной работы и сотрудничества.
При этом Россия готова при необходимости удвоить и даже утроить объем выделяемых кредитных ресурсов на импортозамещающие проекты. Сейчас на эти цели предусмотрено 105 млрд российских рублей, которые необходимо эффективно освоить.
Владимир Путин подтвердил готовность и далее помогать Беларуси развивать собственную атомную отрасль, а также укреплять сотрудничество в смежных высокотехнологичных секторах - цифровизации, ядерной медицине, создании систем накопления энергии.
В транспортной сфере заявлено о планах и далее наращивать транзит белорусских грузов по территории России. Для этого увеличивается пропускная способность транспортных коридоров, идет модернизация торговой и логистической инфраструктуры.
Президент России также заявил о планах в скором времени отменить роуминг на территории Союзного государства. "То есть мобильная связь для всех абонентов в двух странах будет полностью обеспечиваться в режиме домашней сети", - сказал он.
О ключевом моменте взаимодействия в сфере обороны и безопасности Отвечая на вопросы журналистов, глава государства рассказал, что тема обороны и безопасности, как правило, является основной на встречах лидеров Беларуси и России. "Безопасности мы уделяем первостепенное внимание, и многие наши встречи процентов на 90, а может, даже больше - это вопросы безопасности и обороны. За исключением нынешней встречи, где мы много времени - даже больше, чем вопросам безопасности, - уделили экономике, потому что в основе безопасности лежит в том числе экономика", - сказал Александр Лукашенко.
Президент Беларуси прокомментировал тему совместных учений по применению нестратегического ядерного оружия. Он подчеркнул, что у Беларуси нет желания ни на кого нападать, однако она должна уметь защищаться и пользоваться стоящими на вооружении средствами. "Я честно признался, что это наша третья тренировка с момента размещения ядерного оружия на территории Беларуси. У россиян, наверное, десятки таких тренировок. Ничего удивительного. Мы делаем все то, что они (западные страны. - Прим.БЕЛТА) делали до нас и делают теперь", - обратил внимание Президент.
"Мы ничего особенного не делаем. Мы готовимся, тренируемся. Мы должны быть готовы. Мир нестабилен, опасен. Нам нельзя пропустить этот удар, как это было в середине прошлого века. Мы не допустим этого, они должны об этом знать. Но мы не нагнетаем обстановку: нам война не нужна. Мы сегодня говорили только о мирных перспективах. Но порох держим сухим - ничего особенного", - подчеркнул Александр Лукашенко.
Владимир Путин добавил, что Россия регулярно проводит учения стратегических и нестратегических ядерных сил сдерживания. Теперь, после размещения нестратегического ядерного оружия в Беларуси, к этим тренировкам привлечены и белорусские союзники. "Мы к безопасности Беларуси относимся точно так же, как и к безопасности Российской Федерации. Это ключевой элемент нашего взаимодействия в этой сфере", - подчеркнул он.
О "легитимности" Зеленского и возможности мирных переговоров по Украине Корреспондент БЕЛТА задал главам государств вопрос, как скажется на перспективах возможных мирных переговоров факт истечения полномочий Владимира Зеленского в качестве Президента Украины, и с кем от украинской стороны возможно вести переговоры.
Владимир Путин подчеркнул, что Россия никогда не отказывалась от переговоров с Украиной. Более того, напомнил он, сторонами были достигнуты предварительные договоренности, однако западные спонсоры Украины заставили ее выйти из переговорного процесса.
"Мы видим, сейчас опять возобновились разговоры о том, что надо бы вернуться к переговорам. Пусть возвращаются. Но возвращаются, не исходя из того, что одна сторона хочет, а исходя из тех договоренностей принципиального характера, которые были достигнуты в ходе непростых переговоров в Беларуси и Турции, и исходя из сегодняшних реалий, которые сложились на земле. Мы к этому готовы. А с кем вести переговоры, это, конечно, вопрос не праздный, - отметил Президент России. - Мы отдаем себе отчет в том, что легитимность действующего главы государства закончилась". Российский лидер считает, что одна из целей запланированной в Швейцарии конференции по Украине как раз и заключается в том, чтобы западное сообщество и спонсоры Киева подтвердили легитимность Владимира Зеленского.
Президент Беларуси согласился с позицией российского коллеги: "Юридической чистоты здесь нет и быть не может, потому что там "глубокая демократия", вы же понимаете. Все там задушено. Меня или нас часто упрекают, что мы диктаторы, еще кого-то к этому пришивают. Вот она демократия: ни Конституционный Суд, ни другие суды ничего не могут сказать. Поэтому юридической чистоты нет и быть не может в этой ситуации".
В то же время Александр Лукашенко считает, что на вопросы войны и мира - главные вопросы - эта ситуация никак не влияет. "Все равно ни нынешний Президент, ни будущий, я думаю, решать эти большие вопросы, которые стоят перед государством Украины, перед народом Украины, не будут. Вы знаете, кто будет решать: за океаном уже многое решено, что не решено, они решат потом", - подчеркнул глава государства. "Я глубоко анализировал для себя эти проблемы с полномочиями Владимира Александровича. Сейчас я понял, что это все бесполезно", - добавил Александр Лукашенко.
Президент обратил внимание, что в Украине всегда было много политических сил и каждая мнит себя героем. "Опять же - там "демократия". Там сегодня и среди военных, и среди гражданских, желающих возглавить страну и повести ее по-новому на войну и против войны, достаточно. Но ситуация развивается так, как развивается. Думаю, что этот год многое определит. Очень многое. Поживем - увидим. Мы никуда не торопимся. Россия тем более. У нас позиция единая, мы не прячем ее", - резюмировал белорусский лидер.
О мерзкой политике США, которая могла привести к гибели Президента Ирана Один из вопросов от журналистов касался гибели Президента Ирана Эбрахима Раиси при крушении вертолета, и того, как это событие может отразиться на внешней политике этой страны.
В этом плане оба президента уверены в стабильности внешнеполитического курса Ирана. Александр Лукашенко назвал погибшего Эбрахима Раиси добрым другом как Беларуси, так и России. "Это нормальный, добрый человек, который с нами вел откровенный, честный диалог и был обеспокоен развитием собственного государства и защитой интересов собственного народа. Как там что было и прочее… Много об этом сейчас говорится. Я думаю, Иран такая страна, которая разберется, что там произошло", - отметил Глава государства.
Как человек, а не Президент, Александр Лукашенко также заявил о мерзкой политике США, которая к этому привела, обратив внимание, что разбившийся вертолет был американского производства. "Я имею в виду прежде всего санкции. Эти негодяи не имели права вводить санкции против судов (самолетов, вертолетов), на которых перевозят людей. Они же ввели санкции против судов России, против нас. Против моего, допустим, самолета. Владимира Владимировича не достанут, потому что у него российский борт (самолет российского производства. - Прим.БЕЛТА). А здесь они ввели эти санкции. Это что, нормально? Это ж люди перемещаются. Но они же запретили и обслуживать своим компаниям. Поэтому в этом их вина в том числе. Они запрещали обслуживать этот вертолет. Это точно", - сказал он.
Глава государства обратил внимание, что виновным в принятии подобных решений следует ждать справедливого возмездия: "Он (Господь. - Прим.БЕЛТА) им пришлет ответку. Так себя не ведут в мире. Это лишний раз подтверждает то, что делает сегодня Россия и другие, которые ее поддерживают, с разрушением однополярного мира". Президент уверен, что многополярный мир действительно будет. "И эти безумцы (в США. - Прим.БЕЛТА) приближают этот многополярный мир этими своими действиями. Кому это нравится? Не нравилось - украли деньги, в данном случае у России и не только, схватили, судно какое-то арестовали, танкер забрали, товар забрали… Все позволено - сильные… Я не мистик, но придет время - за это они ответят сполна. Они там за океаном не укроются", - подчеркнул Александр Лукашенко.
В свою очередь Президент России Владимир Путин заметил, что иные сопровождавшие иранского Президента лица летели на двух вертолетах российского производства в тех же метеоусловиях, в том же воздушном коридоре и пролетели без всяких проблем.-0-