На вопросы, связанные с изменением условий оплаты труда работников бюджетных организаций с 1 января 2020 года, ответили эксперты.
Онлайн-конференция прошла одновременно на сайтах www.belta.by и www.mintrud.gov.by, каждый посетитель смог заранее или непосредственно во время проведения задать ее участникам вопросы по заявленной теме.
На водителей бюджетных организаций распространяются выплаты, устанавливаемые законодательством в централизованных размерах для работников бюджетных организаций. Так, указом №27 определены надбавка за стаж работы в бюджетных организациях, премирование, материальная помощь, единовременная выплата на оздоровление; постановлениями Совета Министров - например, доплата за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни; Инструкцией о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты №13, - например, доплата за каждый час работы в ночное время, доплаты за совмещение профессий рабочих, расширение зон обслуживания (увеличение объема работы), исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
Также для работников, в том числе для водителей, бюджетных организаций, подчиненных (входящих в состав) или относящихся к сфере (области деятельности) государственных органов, эти госорганы устанавливают перечни стимулирующих и компенсирующих выплат, а также размеры и порядок осуществления этих выплат при необходимости их единого регулирования.
Тарифные разряды, перечень стимулирующих и компенсирующих выплат педагогическим работникам бюджетных организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, с 1 января 2020 года определены постановлением Министерства образования от 3 июня 2019 года №71. Порядок определения часовых окладов педагогических работников также относится к компетенции Министерства образования.
Обязательства, возникающие на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством (в том числе гражданско-правовых договоров), не регулируются нормами трудового законодательства.
С учетом тарифно-квалификационной характеристики профессии рабочего "водитель автомобиля", содержащейся в выпуске 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденном постановлением Минтруда и соцзащиты от 25 ноября 2003 года №147, водителям автомобилей следует присвоить в установленном порядке необходимые разряды в соответствии с выполняемой работой (в зависимости от того, к какой категории относится управляемое ими механическое транспортное средство).
С 1 января 2020 года водителям автомобилей устанавливается кратный размер базовой ставки по таблице 3 приложения к постановлению Минтруда и соцзащиты от 3 апреля 2019 года №13 в зависимости от разряда, соответствующего выполняемой работе, согласно характеристике работ по данной профессии.
В соответствии с пунктом 12 указа №27 при совершенствовании системы оплаты труда не допускается снижение размеров начисленной заработной платы работников бюджетных организаций (без премии), действовавших на момент введения новых условий оплаты труда.
В дальнейшем размеры стимулирующих выплат определяются в соответствии с положением, утвержденным руководителем организации.
В соответствии со статьей 159 Трудового кодекса работникам, имеющим продолжительный стаж работы в одной организации, отрасли, наниматель может устанавливать дополнительный отпуск за продолжительный стаж работы до 3 календарных дней. Порядок, условия предоставления и продолжительность этого отпуска определяются коллективным или трудовым договором, нанимателем.
При установлении порядка и условий предоставления дополнительного отпуска за стаж работы в отрасли полагаем целесообразным в локальном правовом акте организации определить конкретный порядок исчисления указанного стажа (какие периоды и в каких организациях учитываются).
Указом №27 определено, что размеры, порядок и условия оказания материальной помощи определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций. При этом установлено, что материальная помощь, как правило, оказывается в связи с непредвиденными материальными затруднениями. Таким образом, в положении об оказании материальной помощи, утвержденном руководителем бюджетной организации, могут быть предусмотрены и иные основания оказания материальной помощи.
Указом №27 установлен конкретный размер средств, которые ежегодно можно направлять на оказание материальной помощи - 0,3 среднемесячной суммы окладов работников, независимо от источников их финансирования. То есть увеличивать установленный указом размер средств, направляемых на материальную помощь, нельзя. При этом на материальную помощь работников, содержащихся за счет бюджета, направляются средства бюджета в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов этих работников, а на материальную помощь работников, содержащихся за счет внебюджета, направляются внебюджетные средства в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов этих работников.
Руководитель бюджетной организации, подчиненной и (или) входящей в состав (систему) соответствующих государственных органов, а также бюджетной организации, подчиненной местным исполнительным и распорядительным органам, относящейся к сфере (области) деятельности соответствующих государственных органов, не может определять стимулирующие и компенсирующие выплаты дополнительно к тем, что установлены вышестоящим государственным органом.
Пунктом 10 указа №27 установлено, что руководители таких бюджетных организаций определяют только размеры и порядок осуществления стимулирующих и компенсирующих выплат работникам этих бюджетных организаций, если указанные размеры и порядок не определены государственными органами, в подчинении которых они находятся (или относятся к их сфере (области) деятельности).
Да. Согласно нормам главы 32 Трудового кодекса совместительство - это выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же (внутреннее совместительство) или у другого (других) нанимателя (нанимателей) (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора.
Следовательно, период работы по совместительству в бюджетной организации относится к периоду работы в бюджетной организации и работающему на условиях совместительства устанавливается надбавка за стаж работы в бюджетных организациях. При этом надбавка за стаж работы в бюджетных организациях будет выплачиваться пропорционально отработанному времени.
Частью 2 пункта 5 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты от 2 января 2012 года №1, определено, что наименование производной должности "старший" предусматривается для должностей специалистов (код категории - 2), по которым не установлено квалификационное категорирование. Выпуск 1 ЕКСД содержит квалификационную характеристику по должности служащего "кассир" (код категории - 3). Следовательно, применение производной "старший" для должности "кассир" не допускается.
Другим служащим, должности которых являются общими для всех видов экономической деятельности, в том числе кассиру, с 1 января 2020 года устанавливается 2-й тарифный разряд.
Постановлением Минтруда и соцзащиты №13 утверждена Инструкция о размерах и порядке стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров, которой определен порядок исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях. Пунктом 8 этого документа предусмотрен порядок получения сведений о статусе организаций для зачета (незачета) периодов работы конкретным работникам в стаж работы в бюджетных организациях. При возникновении споров, связанных с определением стажа работы в бюджетных организациях, они рассматриваются в судебном порядке (пункт 11 инструкции).
Минтруда и соцзащиты не уполномочено и не обладает информацией для отнесения организаций к бюджетным. Такую информацию могут иметь государственные органы, в подчинении которых находятся или находились организации, местные исполнительные и распорядительные органы по месту расположения организаций. В Минтруда и соцзащиты могут направляться запросы по статусу организаций, находящихся в подчинении только этого министерства.
Согласно ст.2 Бюджетного кодекса бюджетная организация - организация, созданная (образованная) Президентом Беларуси, государственными органами, в том числе местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом государственной организацией для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Функционирование данной организации финансируется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы, ее бухгалтерский учет ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, и (или) с учетом особенностей бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством.
Исходя из приведенной нормы, открытые и закрытые акционерные общества бюджетными организациями не являются.
Согласно п.4 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Беларуси, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты №13, для исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях в стаж работы засчитываются периоды работы в организациях Беларуси (бюджетных и организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций).
Учитывая изложенное, периоды регистрации в качестве безработных в региональных центрах занятости населения и осуществления ухода за инвалидами 1-й и 2-й групп в стаж работы в бюджетных организациях не засчитываются.
Нет, заработная плата работника уменьшиться не может, так как в соответствии с пунктом 12 указа №27 снижение размеров начисленной заработной платы работников бюджетных организаций (без премии), действовавших на момент введения новых условий оплаты труда, не допускается.
Таким образом, возможное снижение размеров отдельных выплат (например, надбавки за стаж работы в бюджетных организациях по сравнению с повышением тарифного оклада за работу по специальности) должно быть компенсировано другими стимулирующими (компенсирующими) выплатами, которые будут устанавливаться на основании нормативных правовых актов соответствующих республиканских органов государственного управления.
В соответствии с этим указом работникам бюджетных организаций ежегодно, как правило, при уходе в трудовой отпуск осуществляется единовременная выплата на оздоровление из расчета 0,5 оклада. Размеры, порядок и условия осуществления единовременной выплаты на оздоровление определяются согласно положениям, утверждаемым руководителем бюджетной организации.
При этом полагаем, что в положении может быть предусмотрен порядок единовременной выплаты на оздоровление в различных ситуациях (например, работникам, находившимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и в связи с этим проработавшим неполный календарный год, вновь принятым работникам, а также работникам, не использовавшим трудовой отпуск, и в других случаях).
Напомним, порядок выплаты надбавки за стаж работы в бюджетных организациях определен Инструкцией о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 3 апреля 2019 года №13.
Включение периодов работы в организациях Департамента охраны, которые содержатся за счет средств, поступающих по договорам об осуществлении охранной деятельности, и не относящихся к бюджетным организациям, в стаж работы в бюджетных организациях нормами инструкции не предусмотрено.
В соответствии с вышеупомянутой инструкцией для исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях в стаж работы засчитываются периоды работы в бюджетных организациях Беларуси независимо от их ведомственной подчиненности; в организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций. Таким образом, периоды военной службы и службы в военизированных организациях Республики Беларусь в зачет стажа работы в бюджетных организациях не подлежат.
В настоящее время подготовлен проект постановления Минтруда и соцзащиты "Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 апреля 2019 года №13", которым предусматривается, что для исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях в стаж работы будут засчитываться периоды военной службы (службы) в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и военизированных организациях Республики Беларусь. После согласования проекта постановления заинтересованными государственными органами, проведения юридической экспертизы и официального опубликования соответствующего постановления указанные периоды службы будут засчитываться в стаж работы в бюджетных организациях.
Администрация свободной экономической зоны является юридическим лицом, которое создается Советом Министров в форме учреждения и содержится за счет средств республиканского бюджета и иных источников в соответствии с законодательством. Таким образом, период работы в администрации СЭЗ "Гомель-Ратон" засчитывается в стаж работы в бюджетных организациях.
Декларация Верховного Совета Республики Беларусь от 27 июля 1990 года № 193-XII, определившая полный государственный суверенитет Республики Беларусь, вступила в силу 19 сентября 1991 года.
Вопросы планирования фонда оплаты труда на 2020 год не относятся к компетенции Минтруда и соцзащиты. По второму вопросу, в соответствии с нормами указа от 18 января 2019 года №27 на премирование направляются средства в размере 5% от суммы окладов работников. Соответственно, все эти средства направляются на премирование. Средства, сэкономленные по фонду оплаты труда за отчетный период, можно направлять на выплату надбавок и доплат, размер которых определяет руководитель бюджетной организации.
Ответ на третий вопрос - да. В соответствии с пунктом 2 Инструкции о порядке и условиях оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 3 апреля 2019 года №13), условия оплаты труда, установленные законодательством для работников бюджетных организаций, применяются в отношении всех работников этих организаций независимо от источника их финансирования.
В соответствии с нормами указа №27 руководители бюджетных организаций наделяются полномочиями по установлению порядка и размеров стимулирующих и компенсирующих выплат за счет средств, выделенных в бюджете на оплату труда работников бюджетных организаций, а также средств, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности, и из иных источников, не запрещенных законодательством.
Реализация данного указа позволит исключить для работников бюджетных организаций такой вид выплаты, как доплаты до минимальной заработной платы, а поддержание уровня заработной платы работников не ниже МЗП производить за счет стимулирующих и компенсирующих выплат, в пределах средств, предусмотренных на оплаты труда (с учетом средств, выделяемых в настоящее время на доплаты до МЗП).
В случае, если должность руководителя структурного подразделения не поименована в таблице 1 постановления Минтруда и соцзащиты №13, то тарификация руководителей структурных подразделений определяется в соответствии с подпунктом 2.1.4 пункта 2 Инструкции о порядке установления тарифных разрядов по должностям (профессиям) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, утвержденной постановлением №13.
Порядок установления тарифных разрядов определен Инструкцией о порядке установления тарифных разрядов по должностям (профессиям) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 3 апреля 2019 №13.
Наименование должности служащего "методист" содержится в выпуске 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД). Квалификационной характеристикой по должности служащего "методист" предусмотрено наличие высшего профессионального (по профилю выполняемой работы) образования, а также внутридолжностное квалификационное категорирование. Таким образом, тарифные разряды по должности служащего "методист" устанавливаются в диапазоне в соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 тарифной сетки, установленной в приложении 1 к постановлению Совета Министров от 28 февраля 2019 №138, с соблюдением требований подпункта 2.2.2 пункта 2 вышеуказанной Инструкции.
2. Согласно Закону "О нормативных правовых актах" - приостановление, возобновление, продление действия, отмена и признание нормативного правового акта (его структурных элементов) утратившим силу осуществляются принявшим (издавшим) его нормотворческим органом, в данном случае Министерством культуры.
3. Частью 2 пункта 5 Общих положений, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты от 2 января 2012 года №1, определено, что наименование производной должности "старший" предусматривается для должностей специалистов (код категории - 2), по которым не установлено квалификационное категорирование. Выпуск 1 ЕКСД содержит квалификационную характеристику по должности другого служащего "кассир" с кодом категории - 3. Следовательно, применение производной "старший" по должности "кассир" не допускается.
Нет. Согласно статье 19 Трудового кодекса, в случае изменения законодательства о труде условия трудового договора должны быть приведены в соответствие с законодательством о труде. Таким образом, внесение изменений, связанных с вступлением в силу указа №27, в трудовые договоры (контракты) с работниками является приведением их в соответствие с законодательством и не является изменением существенных условий труда.
Должностными обязанностями квалификационной характеристики по должности "главный бухгалтер" определено, что он осуществляет постановку и ведение бухгалтерского учета в организации, исходя из структуры и особенностей ее деятельности. Обеспечивает формирование учетной политики организации, подготовку и утверждение плана счетов бухгалтерского учета, форм первичных учетных документов в случаях, предусмотренных законодательством, формирование и своевременное представление бухгалтерской отчетности. Тарификация главного бухгалтера организации определена подпунктом 2.1.5 пункта 2 Инструкции о порядке установления тарифных разрядов по должностям (профессиям) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (утверждена постановлением Минтруда и соцзащиты от 3 апреля 2019 №13) - на два-четыре разряда ниже тарифного разряда, установленного по должности руководителя организации. В рассматриваемом случае требуется уточнить наименование должности, поскольку "группа бухгалтерского учета" - это наименование структурного подразделения.
При сравнительном анализе начисленной заработной платы медработника в действующих условиях с заработной платой по новым условиям оплаты труда с 1 января 2020 года оплата за работу, выполняемую медработником сверх продолжительности рабочего времени по основной работе до 900 часов (в рамках постановления Министерства здравоохранения Беларуси от 2 июля 2014 года №52), не учитывается.
Сравнение заработной платы работников (в действующих условиях с заработной платой по новым условиям оплаты труда с 1 января 2020 года), заключивших трудовые договоры на работу по совместительству, производится с учетом фактически отработанного времени.
Дополнительное соглашение к трудовым договорам должно содержать все сведения по оплате труда работника в новых условиях: наименование и размеры видов выплат в соответствии с законодательством (оклад, стимулирующие и компенсирующие выплаты, другие выплаты в соответствии с законодательством). Если размеры, порядок и условия выплат определены соответствующими положениями, это указывается в дополнительном соглашении.
В соответствии с нормами указа Президента от 18 января 2019 года №27 на премирование направляются средства в размере 5% от суммы окладов работников. Вся сумма распределяется в соответствии с положением, утвержденным руководителем бюджетной организации.
Средства, не использованные по фонду оплаты труда за отчетный период, можно направлять на выплату надбавок и доплат, размер которых, в соответствии с законодательством, определяет руководитель бюджетной организации.
Вопросы планирования фонда оплаты труда бюджетных организаций на 2020 год относятся к компетенции вышестоящих органов госуправления.
Согласно указу №27 руководители бюджетных организаций наделяются полномочиями по установлению порядка и размеров стимулирующих и компенсирующих выплат за счет средств, выделенных в бюджете на оплату труда работников, а также средств, полученных от приносящей доходы деятельности и из иных источников, не запрещенных законодательством. Реализация указа позволит исключить для работников бюджетных организаций такой вид выплаты, как доплаты до минимальной заработной платы, а поддержание уровня не ниже МЗП производить за счет стимулирующих и компенсирующих выплат в пределах средств, предусмотренных на оплату труда (с учетом средств, выделяемых в настоящее время на доплаты до МЗП).
Этим же указом определено, что материальная помощь, как правило, оказывается в связи с непредвиденными материальными затруднениями. Таким образом, в положении об оказании материальной помощи, утвержденном руководителем бюджетной организации, могут быть предусмотрены и иные основания ее оказания. Также в указанном положении можно предусмотреть норму о том, что остаток неиспользованных средств, предусмотренных на оказание материальной помощи, выплачивается в конце календарного года всем работникам в размере сложившегося процента пропорционально их окладам, с учетом фактически отработанного времени.
Реализация норм указа №27, которым определены основные подходы к формированию заработной платы бюджетников, не приведет как к дополнительному росту их заработной платы, так и к ее снижению. Пунктом 12 документа установлено, что снижение размеров начисленной заработной платы работников бюджетных организаций (без премии), действовавших на момент введения новых условий оплаты труда, не допускается. При этом в соответствии с пунктом 5 этого указа на выплату заработной платы работников бюджетных организаций направляются средства, предусматриваемые в соответствующих бюджетах, средства, получаемые от осуществления приносящей доходы деятельности, а также средства из иных источников, не запрещенных законодательством. Поэтому в пределах указанных средств размер заработной платы конкретных работников может быть увеличен.
Тарификация должностей педагогических работников (тех, с кем заключены трудовые договоры (контракты), а не студентов) определена постановлением Министерства образования от 3 июня 2019 года №71. В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Кодекса об образовании основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, определяются квалификационными характеристиками. Квалификационные требования к занятию должностей служащих в образовании предусмотрены в выпуске 28 ЕКСД, утвержденном постановлением Минтруда и соцзащиты от 28 апреля 2001 года №53.
Постановлением Минтруда и соцзащиты от 3 апреля 2019 года №13 утверждена инструкция о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совмина. Инструкцией определен порядок исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях. Пунктом 8 предусмотрен порядок получения сведений о статусе организаций для зачета (незачета) периодов работы конкретным работникам в стаж работы в бюджетных организациях. При возникновении споров, связанных с определением стажа, они рассматриваются в судебном порядке (пункт 11 инструкции).
Абзацем 3 подпункта 2.5 пункта 2 декрета Президента №29 с 1 января 2020 года для работников бюджетных организаций предусмотрена надбавка (а не повышение тарифной ставки) в размере не более 50% оклада. Конкретный размер этой надбавки устанавливается (изменяется) нанимателем в пределах средств, предусмотренных на оплату труда на соответствующий финансовый (календарный) год. Данная норма внесена и в новую редакцию Трудового кодекса, которая вступит в силу с 28 января 2020 года.
В соответствии с проектом указа об обеспечении деятельности бюджетных организаций финансово-хозяйственную деятельность бюджетных организаций будут осуществлять государственные учреждения - агентства, которые будут создаваться исполкомами областного и базового территориальных уровней. Это будут бюджетные организации, поэтому на работников агентств с 1 января 2020 года будут распространяться нормы указа Президента от 18 января 2019 года №27. Тарификация работников агентств с 1 января 2020 года будет осуществляться по общим условиям, которые определены постановлениями Совмина от 28 февраля 2019 года №138 и Министерства труда и соцзащиты от 3 апреля 2019 года №13.
Тарификация заместителя директора по хозяйственной работе в учреждениях образования с 1 января 2020 года будет производиться в соответствии с подпунктом 2.1.3 пункта 2 инструкции о порядке установления тарифных разрядов по должностям (профессиям) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (утверждена постановлением Минтруда и соцзащиты от 3 апреля 2019 года №13). А именно - на один-три разряда ниже тарифного разряда, установленного руководителю организации.
В соответствии с пунктами 8-9 указа Президента №27 данные вопросы относятся к компетенции Министерства образования. Оплата труда работников в сфере образования с 1 января 2020 года определена постановлением Министерства образования от 3 июня 2019 года №71.
По заключительному вопросу: данная норма предусмотрена статьей 67 Трудового кодекса и распространяется на всех работников. Размер доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника для бюджетных организаций определен пунктом 14 инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совмина (инструкция утверждена постановлением Минтруда и соцзащиты от 3 апреля 2019 года №13).
В настоящее время постановление Совмина от 16 июня 2014 года №583 приводится в соответствие с нормой статьи 69 Трудового кодекса в редакции Закона от 18 июля 2019 года №219-З "Об изменении законов".
Пунктом 4 этого указа определен конкретный размер единовременной выплаты на оздоровление, осуществляемой ежегодно каждому работнику, - из расчета 0,5 оклада работника, если иной размер не установлен законодательными актами или Советом Министров. Объем средств, в пределах которого осуществляется данная выплата, указом не предусматривается.
Стимулирующая выплата "надбавка за наличие квалификационной категории" специалистам бюджетных организаций с 1 января 2020 года не предусматривается. Квалификационная категория работника уже учитывается при определении его оклада. Это предусмотрено подпунктом 2.2.2 п. 2 инструкции о порядке установления тарифных разрядов по должностям (профессиям) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (утверждена постановлением Минтруда и соцзащиты от 3 апреля 2019 №13). Соответственно, стимулирующая выплата работнику по тому же основанию устанавливаться не может.
В соответствии с нормами статьи 57 Трудового кодекса заработная плата - вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время. В соответствии с этим с 1 января 2020 года тарификация работников осуществляется в зависимости от квалификационных требований к уровню образования, предусмотренных квалификационными характеристиками занимаемых должностей, а не в зависимости от уровня образования, имеющегося у конкретного работника.
С учетом тарифно-квалификационной характеристики профессии рабочего "водитель автомобиля", содержащейся в выпуске 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (утвержден постановлением Минтруда и соцзащиты от 25 ноября 2003 года №147), водителям автомобилей следует присвоить в установленном порядке необходимые разряды в соответствии с выполняемой работой (в зависимости от того, к какой категории относится управляемое ими механическое транспортное средство). С 1 января 2020 года им устанавливается кратный размер базовой ставки по таблице 3 приложения к постановлению Минтруда и соцзащиты от 3 апреля 2019 №13 в зависимости от разряда, соответствующего выполняемой работе, согласно характеристике работ по данной профессии.
Стимулирующие и компенсирующие выплаты рабочим, в том числе водителям автомобилей, предусмотрены отраслевыми постановлениями госорганов, в подчинении которых находятся бюджетные организации (или относятся к их сфере (области) деятельности).
Присвоенный квалификационный разряд по профессии рабочего подтверждается свидетельством установленного образца.