Выборы с местные Советы депутатов пройдут в Беларуси 18 февраля 2018 года. 18 января завершилась регистрация кандидатов. Сразу после регистрации кандидаты могут приступать к агитации: выступать в СМИ, проводить митинги и пикеты, знакомить избирателей со своими программами. Во время онлайн-конференции председатель ЦИК озвучила итоги регистрации кандидатов в депутаты, рассказала об особенностях нынешней избирательной кампании, ответила на вопросы избирателей.
Нет, конечно. Во-первых, каким образом будут ставиться подписи избирателя на планшете? Не все же избиратели будут обладать правом электронной подписи. Во-вторых, возможны любые манипуляции. Я думаю, это самая ненадежная форма, ведь электронные данные всегда можно уничтожить. Причем не сознательно, а с помощью случайного вируса.
Мы никогда не думали о том, что почта будет задействована для организации голосования. Потому что она ставит под угрозу тайну волеизъявления. Конверт всегда имеет данные об избирателе, бюллетень тоже. Кстати, Соединенные Штаты Америки используют для граждан, находящихся за рубежом, голосование по электронной почте. И они сознают, что здесь имеет место нарушение тайны волеизъявления, но отмечают, что, если избиратель идет сознательно, то это его проблема. Что касается вообще голосования по почте за рубежом, я знаю, что эти запечатанные конверты, опущенные в почтовый ящик, все равно доставляются на какой-то участок, где вскрываются. Тут нет экономии. Наоборот, нужно создавать очень много условий, чтобы сохранить тайну волеизъявления.
О переходе на электронное голосование у нас вообще пока речь не идет. Нам бы перейти хотя бы к электронному регистру избирателей, тогда уже можно думать о цифровизации дальше.
Не вижу смысла. Если в течение дня и потом вести трансляцию, то эффект значительно меньше тех средств, которые на это тратятся. По сути дела, смотрит эти новости с участков очень узкий круг лиц. Например, те, кто связан с медийным пространством. Установить возможную фальсификацию с помощью онлайн-трансляции невозможно, ибо общий план участка не дает оценить то, что происходит конкретно за столом. Видна только последовательность действий избирательной комиссии, но детали уходят из онлайн-трансляции. А ведь в деталях вся суть. И разве будет кто-то онлайн считать количество людей, посетивших участок? У нас для этого есть наблюдатели.
Я думаю, вполне возможно, что за год это будет известно. По крайней мере, надо же бюджет составлять и вносить туда смету расходов.
Дело в том, что вопрос назначения выборов Президента - это вопрос парламента, а вопрос назначения выборов в парламент - это вопрос президента. Это может осуществляться путем совместных консультаций руководства парламента с главой государства.
В абсолютных цифрах молодежи до 30 лет среди кандидатов в депутаты 1 169 человек, или 5,25%. Граждан России - 32 человека, депутатов действующего созыва - более 10 тыс. (46,5%), женщин - почти 11 тыс. (около 50%).
Если говорить о молодежи, то я считаю такую школу для них полезной. Более того, думаю, что облик молодого кандидата привлекателен для избирателя. Пожилые люди очень позитивно относятся к молодым руководителям, депутатам, не говоря уже о молодежи. Надеюсь, что именно участие молодых кандидатов в депутаты подтянет явку избирателей из числа их сверстников.
Интерес есть. Уже поданы заявки от посольства Российской Федерации, посольства Франции и посольства Великобритании. Думаю, что очередь и за другими посольствами. Интересовались, кстати, выборами и, возможно, тоже подадут заявки представители посольства Китая в нашей стране. Какое-то определенное количество наблюдателей будет, но они все краткосрочные и будут работать в период голосования. К вечеру мы получим сведения о национальных наблюдателях. Только в Центральной комиссии уже аккредитовано 10 человек. Во все остальные они придут и будут подавать документы перед началом досрочного голосования, тогда у нас наблюдается резкое оживление. А так они есть во всех областных комиссиях, в территориальных комиссиях городов их немало.
Международные наблюдатели могут свободно выбирать участки для наблюдения, они нам об этом не докладывают.
Там, где округа безальтернативные, агитации, скорее всего, вообще никакой не будет. Она будет проходить в городах областного подчинения и Минске. Могу сказать, что созданы очень хорошие условия для ведения предвыборной агитации в Минске. Некоторые маленькие города и районы подготовили весьма прогрессивные решения, предоставив достаточно много мест для ведения предвыборной агитации. Агитировать можно абсолютно бесплатно - главное, иметь сторонников. Хорошо, если кандидат в депутаты опирается на крупное общественное объединение. Еще на первых этапах избирательной кампании можно было видеть пикеты "Белой Руси", БРСМ, Компартии. Думаю, эти пикеты продолжатся. Есть и пикеты оппозиции.
Действительно, сегодня состоялся визит господина Харстеда, и именно в Центральную комиссию. Разумеется, его прежде всего интересовали возможные измерения избирательного законодательства на основе рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ. Но пока мы не готовы предоставить такую информацию, потому что ЦИК не обладает законодательной инициативой, наше предложение в отношении рекомендаций ОБСЕ пока находится на рассмотрении главы государства. Мы не знаем объем поручений, которые получим в ходе рассмотрения предложения по изменению законодательства, и какими они будут. Возможно ли изменить закон? Разумеется! Законы рекомендуется менять за полгода до выборов или за год. Но если говорить о переносе выборов на более ранние сроки - до начала избирательной кампании, то есть более полутора лет. На данный момент поручений таких нет. Но я уверена, что это не отказ от изменения закона, а просто обдумывание ситуации, стратегии, которую определяет глава государства.
Не думаю, что в сельской местности либо в безальтернативных округах кандидаты будут заводить свои избирательные фонды. На данный момент открыт 241 счет для сбора средств. Больше всего их в Минске - 89. Здесь, наверное, каждый третий кандидат открыл свой счет, даже более. В Могилевской области пока только 9 счетов, в Минской - 45, в Гродненской - 8, в Гомельской - 42 счета. В Витебской и Брестской областях их открыто 10 и 38 соответственно. При этом, отмечу, счета открывают не только претенденты на места в облсоветах. Например, в Брестской области из 38 счетов 29, то есть подавляющее большинство, открыли кандидаты в депутаты Брестского городского Совета. А среди кандидатов в депутаты Витебского горсовета это сделал только один человек. В Гомельской области больше всего счетов - 24 - открыли претенденты на места в Гомельский районный Совет. Значит, тут конкурс будет острее.
Кандидаты только начинают открывать счета. Возможно, они рассчитывают на ведение бесплатной предвыборной кампании, опираясь целиком на свои команды и на общественные объединения, которые их поддерживают.
Давайте не будем забывать, что очень многие жалобы мы не рассматриваем, а отправляем в территориальные избирательные комиссии, потому что именно они здесь являются основными. Поэтому говорить бесспорно, что они подтверждаются либо не подтверждаются, я не могу. Вместе с тем могу сказать, что в период с 16 ноября (т.е. с начала избирательной кампании) по 22 января в Центральную комиссию поступали и устные, и письменные жалобы. Письменных жалоб поступило 90, еще 298 - это устные обращения по разным вопросам. Если проанализировать последние обращения, которые поступили за последние 10 дней в Центральную комиссию, многие письменные, в принципе, дублируют устные. Например, это жалобы на неточность списков избирателей, хотя они еще только уточняются. Поступила жалоба на то, что во время пикета был задержан кандидат. Оказалось, что этого кандидата вместе с гражданином, затеявшим ссору, препроводили в опорный пункт милиции для написания объяснительных, через 10 минут оба были отпущены.
Есть жалоба, что одна из районных комиссий не дает гражданину, который выдвигался кандидатом и которому было отказано, для ознакомления материалы об отказе в регистрации. Комиссия утверждает, что материалы были даны для ознакомления, но гражданин просит отснять копии, на что не имеет права (и в чем ему отказано). Поэтому здесь всегда есть своя правда, у той или другой стороны.
Вопросы возникают по проверкам деклараций о доходах, по конфликту интересов - может ли доверенное лицо кандидата быть председателем участковой комиссии. Спрашивают также, какие сведения будут отражены в информационных материалах, надо ли давать сведения о давно погашенной судимости, как проголосовать гражданину Российской Федерации. Кроме того, поступают различные вопросы по правильности заполнения подписных листов, по обжалованию в отказе регистрации, по изготовлению агитационных материалов. Есть кандидаты, которые не хотят заводить личные финансовые счета (фонды), а пытаются доказать, что могут у себя на домашнем принтере изготовить какое-то количество печатных материалов, листовок и раздавать их избирателям. Т.е. это нормальные рабочие вопросы, которые разрешаются. Выдается консультация либо вопрос направляется в нижестоящую комиссию для того, чтобы они провели проверку и вынесли решение.
Конечно, изменился. Они, во-первых, помолодели, во-вторых, прибавили в уровне образования, особенно для городов, даже для сельских Советов, если они пригородные. Это, в общем-то, сельсоветы Минского района, где живут горожане, которые построили загородные дома и являются уже жителями сельских Советов, хотя на самом деле, по сути, это горожане. Современные кандидаты в депутаты - это совершенно другие люди, гораздо более грамотные, умеющие отстаивать свои интересы и зачастую щеголяющие своей этакой правовой грамотностью, причем это, что называется, такой принцип: "я юрист, и что вы мне тут говорите такое?". Хотя у каждой отрасли законодательства есть свои специалисты, есть правила применения, и, естественно, только Центральная комиссия обладает правом разъяснения закона. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, разумеется, портрет кандидатов изменился, это уже гораздо более гламурные, наверное, теперь у нас кандидаты во многом.
Думаю, что в целом по стране явка будет более 60%. В силу того, что у нас есть такой институт, как досрочное голосование. Хотя сразу могу сказать: на местных выборах в Беларуси барьер явки не установлен. Они состоятся при любой, даже если придет один человек. Но, я думаю, что мы не можем доводить ситуацию до абсурда. Не может вообще власть считаться властью, если ее поддержали менее 20% избирателей. Думаю, что более 60% - это реальная явка.
Что касается оповещения избирателей, то мы утратили на это право. Изменилось законодательство, которое регулирует предоставление услуг мобильной связи. Теперь правом рассылать бесплатные сообщения пользуется только МЧС. Но мы, сразу же могу сказать, не будем с этим мириться. И при всяком плановом изменении избирательного законодательства мы такое право себе тоже заложим обязательно в закон. Потому что от этого отказываться не надо.
По инновационным технологиям. Электронное голосование, на мой взгляд, должно применяться в очень редких случаях. Вижу его перспективу только для организации голосования граждан, находящихся за рубежом. В любом случае никогда не надо отказываться от демократических традиций, а именно от необходимости прихода избирателей на участки, где они могут пообщаться с согражданами, увидеть, как работает избирательная комиссия. Весь мир так живет. Страны старой демократии при всех своих возможностях по-прежнему используют бумажные бюллетени, думая об укреплении общества.
Сегодня на нашей встрече в ЦИК специальный представитель ПА ОБСЕ по Восточной Европе, глава делегации шведского парламента в ассамблее Кент Харстед озвучил информацию, что мы отказали в регистрации в качестве кандидатов в депутаты 400 представителям от оппозиции. Мы сказали, что этого не может быть. Более того, оппозиции отказано ничуть не больше, чем остальным. Около 400 человек - это все граждане, которым отказано в регистрации, причем все они - совершенно разные люди.
Если говорить о партиях, то, к примеру, по всей стране Белорусская партия левых "Справедливый мир" выдвинула 72 кандидата, из них зарегистрировано 57, причем нельзя сказать, что этим 15 человекам отказано - может быть, их кандидатуры были отозваны. Белорусская социал-демократическая партия (Грамада) выдвинула 55 кандидатов, зарегистрировано 46, ОГП - 78 и 61 человек, БНФ - 14 и 10 кандидатов соответственно. Если говорить о количестве отказов, то больше всего их у Либерально-демократической партии. Это связано с большим количеством выдвиженцев - около 200 человек.
Я, конечно, буду голосовать досрочно, в силу того, что, во-первых, в день выборов у меня для этого нет просто временной возможности. Во-вторых, мое появление на избирательном участке уже вносит какой-то определенный беспорядок на участке, потому что и комиссии задействованы, и СМИ тут же появляются. Это будет просто мешать другим избирателям.
Вообще в период досрочного голосования избирателей намного меньше, обстановка спокойнее, и поэтому, я думаю, мой приезд укладывается в нормы, ничем не мешает избирательному процессу и голосованию других избирателей. Я считаю, что досрочное голосование - это очень удобная форма для занятых людей. Кроме того, это удобная форма для абсолютно свободных лиц, например, пенсионеров. Многие из них также приходят проголосовать досрочно, потому что в день выборов, они считают, будет много людей, может быть, их где-то толкнут, может быть, очередь придется пережидать. Им тоже нравится спокойная, комфортная, тихая обстановка, которая сопровождает досрочное голосование. Третья категория - я думаю, что ею должны пользоваться все те, кто на выходные планирует совершенно иные мероприятия - гуляет свадьбу, едет на пикник, собирается выехать за границу на пару дней. Плюс иногородние студенты, которые могут проголосовать только по месту своей учебы, а на выходные они разъезжаются к родителям. Там они участвовать в выборах не могут, хотя там у них постоянная прописка. Поэтому досрочное голосование - возможность для всех лиц, у которых день выборов занят. Это дополнительная гарантия для реализации избирательных прав граждан.
Такая форма достаточно популярная в западных странах. США - лидер досрочного голосования, в некоторых штатах оно начинается за 90 дней. Я когда-то была на выборах в Финляндии, там тоже шло досрочное голосование, причем ящики находились на почте, то есть потом почта все эти конверты собирала с бюллетенями и отвозила в избирательную комиссию.
Плюс ко всему, если вы видели, даже когда Brexit шел в Великобритании, голосование несколько дней осуществлялось, а это уже досрочное голосование. То есть оно везде разное - может быть и десять дней, и три дня, совершенно разные сроки. Это абсолютно легальная и зарекомендовавшая себя форма голосования.
Могу сказать, что досрочное голосование - это демократический закон периода "перестройки", и затем он перекочевал уже в законодательство Белорусской ССР, в закон о выборах Президента, который появился в 1994 году и по которому избирался глава государства в 1994-м (тогда было десять дней досрочное голосование). В законодательстве о референдуме, в нашем же, эта норма действовала 15 дней, у нас только на парламентские выборы и местные не было досрочного голосования. Когда в конце 1990-х готовился проект Избирательного кодекса, встал вопрос - сохранять ли досрочное голосование и какое оно должно быть. Пришли к выводу, что досрочное голосование должно быть, причем нормы должны быть унифицированы для всех видов выборов. Потому что у нас было, понимаете, в 1996 году парадоксально: с одной стороны, идет референдум республиканский, с другой - довыборы в местные Советы (Мингорсовет), которые в очередной раз были сорваны. Почему? Потому что для референдума было досрочное голосование, а для выборов в Мингорсовет - не было, поэтому люди должны прийти на избирательный участок дважды - и для референдума, и для выборов. Конечно, они второй раз не пришли. Тогда пришли к выводу, что этот срок, пять дней, является, наверное, достаточным и разумным - не десять, не пятнадцать, не три, а пять. С тех пор у нас он и действует.
БДИПЧ ОБСЕ не имеет никаких возражений против сохранения этого института у нас в стране, это постоянно подчеркивается, даже в их предложениях нет никаких требований либо рекомендаций отказаться от этого института, просто они говорят, что, поскольку у тех или иных политических сил есть сомнения, то увеличьте гарантии - еще какие-то дополнительные гарантии дайте этому институту, чтобы он вызывал больше доверия, и все.