20 августа, Минск /Владимир Матвеев - БЕЛТА/. Президент Беларуси Александр Лукашенко сегодня на совещании по вопросу качества работы правоохранительных органов по выявлению и расследованию преступлений озвучил проблемные вопросы в этой сфере, передает корреспондент БЕЛТА.
Глава государства отметил, что накануне совещания поручил соответствующим органам власти и структурам, которые обязаны следить за соблюдением законности и докладывать объективную картину Президенту, основательно исследовать предмет разговора. "Я принял решение ознакомить не только вас, но и общество с тем, что вообще происходит в правоохранительной системе. По основным вопросам, не вдаваясь в конкретику, хотя есть куча конкретных примеров. Об отдельных вопросах процессуальной деятельности органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры. Хоть этот документ, направленный в мой адрес, носит секретный характер, я решил его рассекретить в той степени, в которой это можно сделать, не касаясь отдельной конкретики", - заявил белорусский лидер.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2019/000019_7B21198FD6224D024325845C003DDC3B_952715.jpg)
По его словам, несмотря на улучшение различных результатов работы правоохранительных органов, в том числе совершенствование их взаимодействия, по-прежнему не изжиты некоторые негативные проявления и проблемы в организации досудебного производства.
О качестве доследственных проверок и предварительного следствия
Глава государства заявил о низком качестве работы в обозначенной сфере. Практика прокурорского надзора свидетельствует, что основными характерными недостатками в работе органов внутренних дел является поверхностное исследование заявлений и сообщений о преступлениях, а также недостаточная осведомленность оперативных сотрудников о криминальных проявлениях на объектах оперативного обслуживания. В ряде случаев это приводит к тому, что виновные лица, пользуясь своей безнаказанностью, совершают более тяжкие преступления. Имеют место длительность оперативных разработок, нарушение порядка и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий, включая вынесение немотивированных постановлений. "И что особо недопустимо - волокита в работе по установлению лиц, совершивших преступления", - подчеркнул Президент.
По мнению Генеральной прокуратуры, основной причиной недостаточно эффективной организации работы оперативных подразделений является ослабленный ведомственный контроль на уровне городских и районных отделов, управлений внутренних дел за законностью при разрешении заявлений и сообщений. "Руководителями данных органов указания по материалам о производстве проверочных мероприятий даются в редких случаях. По тем же причинам в недостаточной степени проводится работа по противодействию экономической преступности органами финансовых расследований КГК", - констатировал Александр Лукашенко.
При этом нередко результаты работы органов ДФР формируются путем достижения цифровых показателей по выявлению как можно больших сумм неуплаченных налогов и платежей, а не стремлением не допустить совершения правонарушений в экономической сфере, предотвратить факт незаконного получения дохода субъектами хозяйствования и физическими лицами, устранив причины и условия, способствующие их противоправной деятельности.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2019/000019_7B21198FD6224D024325845C003DDC3B_577932.jpg)
Существенные негативные тенденции фиксируются Генпрокуратурой также в работе следственных подразделений. В том числе отмечается непринятие следователями надлежащих мер к сбору доказательств и их оценке, что в ряде случаев влечет недопустимость таких доказательств.
Имеет место небрежное отношение следователей к оформлению процессуальных документов и уголовных дел, отсутствие в них всех необходимых сведений и реквизитов.
Сделан вывод также о некачественном проведении первоначальных неотложных следственных действий, неполноте работы по возмещению ущерба, причиненного преступлениями.
Как следствие, гособвинители в период 2017 года - первого полугодия 2019-го предъявили в суде новое обвинение или организовали сбор дополнительных доказательств по 400 делам в отношении 683 лиц.
"Кроме того, наличие грубых процессуальных нарушений в работе следователей влекло принятие в отношении обвиняемых решений реабилитирующего характера в силу необоснованного их обвинения", - рассказал Президент.
В 2018 году количество возвращенных прокурорами следователям уголовных дел для производства дополнительного предварительного расследования увеличилось почти на 12% и составило 631 дело. В 2017 году возвращено 557 дел. Указанная тенденция сохранилась и в первом полугодии 2019 года. Прокурорскими работниками возвращено 363 уголовных дела, что на 21% больше показателя первого полугодия 2018-го - тогда было 286. "Вот качество работы следователей", - заметил белорусский лидер.
По его словам, на факты выявленных нарушений законодательства, допущенных органами следствия, реагируют и судебные органы. Так, в 2018 году в адрес органов следствия направлено 660 частных определений. Аналогичное количество направлено в 2017 году. В первом полугодии 2019-го вынесено 372 частных определения. Фактически при уменьшении общего числа рассмотренных судами дел удельный вес частных определений систематически растет.
Отмечается и увеличение сроков предварительного расследования, установлены факты несвоевременного принятия мер процессуального принуждения, розыска скрывшихся обвиняемых, а также случаев, когда в розыск объявлялись лица, чье местонахождение следователю было известно.
О злоупотреблениях
"Злоупотребления должностными лицами правоохранительных органов служебными полномочиями. Смотрите, как звучит: то, против чего должны правоохранители бороться, им вменяется в вину", - заметил глава государства.
Александр Лукашенко рассказал, что по его поручению были выявлены наиболее распространенные процессуальные нарушения. В их числе оказание давления на участников уголовного процесса - подозреваемых, обвиняемых, сторону защиты, а также судей.
"К примеру, если ГУБОП или до следователя дошло какое-то уголовное дело, - склепали-сформировали, - не получается на каком-то этапе (адвокат занял определенную позицию, подозреваемый, свидетель или кто-то "не понимают" людей в погонах), начинается давление на них, вплоть до судей", - отметил Президент.
Он рассказал и о фактах фальсификации доказательств - внесении недостоверных сведений в процессуальные документы, заключения экспертиз. "Искусственное создание доказательств. Чтобы получить заранее нужный результат, идут на фальсификацию. Фиксируйте, Наталья Ивановна (Кочанова), по этим всем вопросам придется принимать жесточайшее решение!" - подчеркнул белорусский лидер.
![Выступает глава Администрации Президента Беларуси Наталья Кочанова Выступает глава Администрации Президента Беларуси Наталья Кочанова](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2019/000019_7B21198FD6224D024325845C003DDC3B_932424.jpg)
Выявлены также факты вмешательства в ход разбирательства по уголовным делам и материалам проверок. "Как я уже говорил, склонение к даче нужных показаний либо к отказу от заявлений. Искусственное создание условий для противоправной деятельности с целью ее пресечения", - пояснил глава государства.
Указанные факты обусловлены как корыстными мотивами (подкуп с целью принятия конкретного решения, желание получить личную выгоду), так и стремлением должностных лиц обеспечить выполнение доведенных руководством показателей оперативно-служебной деятельности и статистической отчетности. "Дикость!" - возмутился Президент.
Всего за 2017 год - первое полугодие 2019 года судами страны осуждены 24 бывших сотрудника оперативных и следственных подразделений за совершение противоправных деяний при выявлении преступлений и расследовании уголовных дел. "То есть всего ничего. Но это только начало. Я вас предупреждаю. После сегодняшнего исторического совещания по всем этим вопросам давление будет усилено. И, как я сказал аграриям, кое у кого глаза на лоб полезут, если вы не измените подходы в этой части", - добавил белорусский лидер.
"При этом руководителями ведомств принимаются недостаточные меры по устранению причин и условий отмеченных нарушений и негативных тенденций", - обратил внимание Президент.
Широкий общественный резонанс, продолжил Александр Лукашенко, вызывают факты чрезмерного применения в отношении граждан силы и спецсредств. "Притом используют, особенно это милиции характерно, спецподразделения. В частности, спецподразделение "Алмаз". Позорят ребят только. Надо обратить внимание на эти спецслужбы. У нас их четыре-пять подразделений. Их надо взять под контроль", - поручил глава государства.
"Это не дело, что врываются - заставляют двухметровых ребят весом 150 кг во всем обмундировании - с палками, боеприпасами и оружием - врываться в дома граждан и издеваться над ними. Смотрите, чтобы сами не попали под этот каток", - сказал глава государства.
О возбуждении уголовных дел и мерах пресечения
Нарекания в ряде случаев вызывают обоснованность возбуждения уголовных дел и практика избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.
"Генеральная прокуратура отмечает повышение эффективности работы органов дознания и следствия на стадии возбуждения уголовного дела. Одним из показателей качества работы указывается снижение количества отмененных прокурорами процессуальных решений этих органов. В тоже время анализ правоохранительной деятельности свидетельствует о продолжающейся тенденции увеличения числа возбужденных органами предварительного расследования уголовных дел. При этом прекращение таких уголовных дел по реабилитирующим основаниям, в частности за отсутствием деяний состава преступления, является одним из характерных показателей необоснованности их возбуждения", - отметил глава государства.
Он привел данные, что всего в стране в 2017 году было зарегистрировано более 87 тыс. преступлений. Возбуждено 91,5 тыс. уголовных дел. В 2018 году зарегистрировано 83,8 тыс. преступлений, а возбуждено 91,6 тыс. уголовных дел. За первое полугодие текущего года возбуждено 44,7 тыс. уголовных дел и зарегистрировано 48,2 тыс. преступлений.
Только подразделениями Следственного комитета прекращено по реабилитирующим основаниям в 2017 году около 4 тыс. уголовных дел, в 2018 году - 4,5 тыс., в первом полугодии 2019-го - уже 2,15 тыс.
"В последнее время наблюдается рост возбужденных уголовных дел по коррупционным преступлениям. При этом одним из характерных негативных проявлений является уголовное преследование лиц по формальным признакам преступного деяния, а в результате - отсутствие состава преступления либо незначительность последствий его совершения. Не знаю, кому нужны эти дела, - подчеркнул Александр Лукашенко. - Зачастую возбуждение уголовных дел в отношении должностных лиц приобретает широкую огласку в СМИ, а их последующее прекращение по реабилитирующим основаниям вызывает негативную реакцию населения и является поводом для критики правоохранительных органов и власти в целом".
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2019/000019_7B21198FD6224D024325845C003DDC3B_734523.jpg)
"При этом стремление к улучшению показателей работы в виде роста статистических данных по количеству расследованных преступлений фактически нивелирует возможность использования превентивных мер, в том числе основываясь на требованиях Декрета №5 "Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций", - добавил глава государства.
По-прежнему широко распространена практика избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В 2017 году из 17,1 тыс. задержанных лиц под стражу было заключено больше 10 тыс. человек. В 2018 году из 16,8 тыс. задержанных в отношении 9,5 тыс. лиц была применена мера пресечения в виде заключения под стражу. В свою очередь в первом полугодии 2019 года из 8,5 тыс. задержанных под стражу заключено 4,5 тыс. человек. Как правило, данная мера применяется в связи с тем, что обвиняемый может скрыться от органов уголовного преследования, а также в отношении иностранных лиц, лиц без определенного места жительства и ранее судимых.
Нередко Генеральной прокуратурой по ходатайствам следственных подразделений продлевались сроки содержания под стражей свыше 12 месяцев. Только в первой половине 2019 года это более 58 человек. "При этом необходимость продления этих сроков Генеральной прокуратурой обосновывается большим объемом следственных действий. В то же время имеют место факты ненадлежащей организации проводимых в рамках расследования мероприятий, - рассказал Александр Лукашенко. - Приводимые данные о количестве лиц, заключенных под стражу, в отношении которых впоследствии прекращено предварительное расследование по реабилитирующим основаниям, указывает на недостаточный контроль со стороны правоохранительных органов за обоснованностью применения меры пресечения в виде заключения под стражу".
"Народным языком говоря, посадили человека, в следственном изоляторе бедолага томится. Проходит время, доказательств нет. Человека выпустили. Так, в 2017 году в отношении 31 лица, содержавшегося под стражей, уголовное дело было прекращено по реабилитирующим основаниям. 31 человеку (это то, что мы учли) сломали как минимум судьбу. В 2018 году освобождено из-под стражи 27 таких лиц, - озвучил данные глава государства. - При этом особую озабоченность вызывает продолжительность применения данной меры. В частности, в отношении лиц, по которым впоследствии было прекращено предварительное расследование по реабилитирующим основаниям. Срок заключения под стражу в ряде случаев превышал полгода. Больше полугода человека держали в застенках, не доказали, выпустили. Кто за это ответил?"
О прокурорском надзоре
Александр Лукашенко заявил о недостаточности действенного прокурорского надзора. "Это совещание, которое мы проводим на уровне Президента, должно было быть проведено не единожды в год генеральным прокурором. Так у нас прокуратура в суверенной независимой стране работает, что за них надо еще работать Президенту", - отметил он.
По мнению Верховного суда, в ряде случаев невысоким является качество работы прокурорских работников при осуществлении прокурорского надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства. "Готов подписаться под этим выводом. Зачастую прокуроры направляют для рассмотрения в суд уголовные дела без надлежащей проверки и анализа всех имеющихся доказательств. А государственные обвинители поддерживают по ним обвинения в полном объеме", - сказал Президент.
В 2018 году 25 уголовных дел было возвращено органам следствия для устранения очевидных препятствий к их рассмотрению непосредственно судами со стадии предварительного судебного заседания. "Многочисленные ошибки и недостатки досудебного производства исправляются непосредственно в судебном заседании, а не прокурорами перед тем, как направить это дело в суд. Как результат - некачественный прокурорский надзор влечет закономерное снижение качества предварительного расследования, приводит к оправдательным приговорам", - заметил Александр Лукашенко.
По данным судебной статистики, оправдательные приговоры постановлены в первом полугодии 2019 года в отношении 50 лиц, в 2018 году - 80, в 2017-м - почти 100. В большинстве случаев основаниями для постановления оправдательных приговоров являлось отсутствие в деяниях состава преступления, недоказанность участия в совершении преступления. В частности, только по обвинению в убийстве с 2017 года были признаны невиновными и оправданы 5 человек.
Существенным остается число лиц, оправданных по предъявленному обвинению частично, в том числе за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Их количество в 2018 году по сравнению с 2017-м возросло со 197 до 208 человек. А в первом полугодии 2019 года составило 60.
"Основаниями для корректировки обвинения в указанных случаях, по мнению судей, явились недостаточность доказательств, а также неправильное применение уголовного закона, избыточная квалификация действий обвиняемых", - сказал глава государства.
Есть пожелания и в адрес судей: "У нас сложилась такая практика: судье, чтобы принять какое-то решение, нужна куча доказательств и объемов каких-то фактов преступлений. Практика негодная! Достаточно одного-полутора преступлений, чтобы негодяя наказать", - считает Александр Лукашенко.
"Посмотрите, как работают американцы. Я внимательно изучал их опыт и практику. По некоторым вещам нам не надо ориентироваться на них - когда просто прослушивают человека: конкретный факт контакта органа власти с какими-то жуликами и бизнесменами - пошел в тюрьму. Нам не надо следовать этому примеру. Но если положен хоть один факт в доказательство правонарушений, суды должны принимать решение, а не требовать от следователей каких-то дополнительных фактов. Естественно, надо наказывать за конкретное. Не больше и не меньше", - подчеркнул белорусский лидер.
По данным Генпрокуратуры, принятие судами решений о невиновности нередко связано не с различной оценкой достаточности доказательств органами уголовного преследования и судами, а с процессуальными нарушениями, допущенными органами следствия при сборе и закреплении доказательств, а также во время задержания подозреваемых и обеспечении прав на защиту.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2019/000019_7B21198FD6224D024325845C003DDC3B_319667.jpg)
О палочно-галочной системе оценки
Президент подчеркнул недопустимость сохранения палочно-галочных подходов к оценке деятельности органов внутренних дел и следственных подразделений. "Каленым железом следует это выжечь! Словами не поможем. Надо это сделать на основании законодательных актов, ибо они по-прежнему будут ставить палочки-галочки и хвастаться, какие они великие, сколько расследовали уголовных дел", - сказал глава государства.
По его словам, основной причиной, способствующей принятию должностными лицами правоохранительных органов неправомерных решений в уголовном процессе, является неэффективность системы оценки оперативно-служебной деятельности, выражающаяся в путях, которыми критерии оценки достигаются исполнителями, и, соответственно, неэффективном контроле за этими процессами внутри ведомств.
"Тенденция работы правоохранительных органов на статистику способствует концентрации сотрудников не на обеспечении законности, защите прав и интересов граждан, реагировании на нарушение законов, а на искусственной демонстрации своей работы путем достижения плановых показателей и статистики, - подчеркнул белорусский лидер. - Мы, конечно же, будем обращать внимание на статистику, но надо разбираться, что лежит в ее основе - искусственные показатели или показатели реальной работы в правоохранительной системе".
В 2018-2019 годах выявлены злоупотребления по линии борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, отмечалась нацеленность подразделений органов внутренних дел по данному направлению на выявление как можно большего количества преступлений. "Количественный аспект вместо системной борьбы с наркоторговлей, установления каналов поставок и распространения в стране крупных партий наркотиков. Конечно, проще всего поймать какого-то бомжа с наркотиками, а то еще и подкинуть эти наркотики неугодным и отметить эту борьбу. Кому это надо?" - задал риторический вопрос Александр Лукашенко.
По его словам, в качестве нарушений фиксировалось доведение плановых заданий по пресечению необходимого числа преступлений, что приводило к массовым задержаниям потребителей наркотиков и курьеров (закладчиков). "Накопление эпизодов, длительное наблюдение, фиксация фактов, задержание потребителей по одному при выходе с мест совместного потребления и другое. А также провокации, в том числе с участием своих источников, по склонению граждан к приобретению и употреблению наркотиков. Личное участие в незаконном обороте", - рассказал Президент.
Он отметил, что эти недостатки были ранее вскрыты в результате комплексной проверки, однако и в 2019 году аналогичные нарушения зафиксированы, в том числе в Оршанском районном управлении внутренних дел.
"Является недостаточно эффективной система оценки деятельности и следственных подразделений Следственного комитета. В частности, работа следователя оценивается по количеству расследованных уголовных дел, в связи с чем в 2017-2019 годах выявлялись факты доведения руководителями территориальных подразделений Следственного комитета требований по минимальных показателям. В том числе количество следственных действий в день, которые не всегда соответствовали реальной необходимости. В свою очередь доведение завышенных показателей не только способствовало снижению качества расследования, но и вынуждало следователей уклоняться от принятия к производству сложных и многоэпизодных дел, закончить которые в кратчайший срок не представлялось возможным", - заявил Александр Лукашенко.
По сведениям КГБ, факты грубых нарушений отмечаются не только в работе оперативных и следственных подразделений. Поступает информация, что и сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз во время выезда на место происшествий с целью выполнения плановых статистических показателей по изъятию максимального количества следов изымают следы, не имеющие значения, а также фактически фальсифицируют следы совершения преступлений.
"У задержанных лиц отбирают образцы, в том числе оставленные ими уже при проведении процессуальных действий, а затем они наносятся на изымаемые предметы и вещи, что в дальнейшем при экспертном исследовании таких объектов "доказывает" совершение преступления заранее известным лицом. Прямой подлог и фальсификация! И таким людям место знаете где. Такие случаи выявлены в работе Центрального, Фрунзенского, Московского райотделов города Минска (видите ли, продвинутые в Минске, научились работать), а также Могилевского и Гомельского межрайотделов", - привел факты глава государства.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2019/000019_7B21198FD6224D024325845C003DDC3B_364713.jpg)
О коррупции и железобетонных доказательствах
Отдельное внимание Александр Лукашенко обратил на наличие достаточной доказательной базы при расследовании коррупционных преступлений. На проблемы в этом направлении указывает и Верховный суд. Как показывает практика, порой обвинения строятся на чьих-то сбивчивых воспоминаниях о давних событиях, при этом конкретный факт получения взятки отсутствует.
"По значительному числу дел обвинение строится не на выявленном факте получения предмета взятки, а на непоследовательных воспоминаниях, причем достаточно давних событий, того, кто давал взятки и не может указать конкретные обстоятельства передачи вознаграждений: даты, место, суммы. Такие подходы к доказыванию вины потенциального взяткополучателя существенно повышают риск его оговора, в том числе конкурентами", - отметил он.
Глава государства привел в пример работу КГБ в этом направлении: все возбужденные комитетом громкие уголовные дела о взяточничестве основываются на конкретных фактах. Это было требование Президента. "Взятка - это когда вы зафиксировали аудио, видео, что человеку принесли и дали ее. Все - никуда не денешься, не отвертишься, - подчеркнул Александр Лукашенко. - А что такое, когда человек где-то вспомнил, что он кому-то дал взятки? И начинается (это особенно милиции характерно): кто-то где-то сказал - человеку заломили руки и начали выкручивать. Должны быть железобетонные доказательства подобных вещей, ибо мы придем к тому, что в обществе появится и буйно будет процветать практика: не понравился человек - оговорил его, дал против него показания, и пошли".
При этом Президент предупредил, что ослаблять борьбу против взяточничества нельзя и никакого смягчения наказания для коррупционеров быть не должно. "Надо просто эффективно и правильно работать, терпеливо, и наказывать на всю катушку тех, кто берет взятки и совершает коррупционные преступления. Но ни в коем случае мы не должны наказать человека, который не виновен. Лучше не расследуйте эти уголовные дела, если вы не видите железобетонных доказательств", - сказал он.
Александр Лукашенко напомнил о расследовании уголовного дела против бывшего заместителя госсекретаря Совета безопасности Андрея Втюрина, которого задержали с поличным при получении взятки. Его не стали задерживать при первом же подозрении, а сначала собрали необходимую доказательную базу. Эта работа заняла более двух лет. "Сегодня он свою вину не отрицает, потому что на стол положены факты, где он эти деньги берет и куда использует. Но это была вдумчивая, спокойная работа, никто не хватал и руки не заламывал, - заметил глава государства. - Кстати, это бывший начальник личной охраны Президента и Службы безопасности. Этот факт свидетельствует о том, что неприкасаемых в стране нет".
Анализ правоприменительной практики показывает, что выработать категоричные критерии оценки достаточности доказательной базы по таким уголовным делам проблематично. Однако сделать это необходимо, подчеркнул Президент.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2019/000019_7B21198FD6224D024325845C003DDC3B_567548.jpg)
Подводя итоги совещания, Александр Лукашенко ориентировал правоохранительные органы на более качественную работу в сфере защиты законных прав граждан. "Вы не только должны быть чистилищем, но и уметь вовремя проинформировать Президента с целью защиты людей", - сказал глава государства.
"Исходя из того, что я только обозначил, вы со мной согласитесь, что сегодня не рядовое совещание у Президента, и по всем фактам мы должны принять соответствующие решения", - подчеркнул Александр Лукашенко.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2019/000019_7B21198FD6224D024325845C003DDC3B_220581.jpg)
Обращаясь к руководству Администрации Президента, он сказал: "Кадры надо не только назначать, но и оберегать их. А жуликов и проходимцев надо каленым железом выжигать из наших рядов".
"Справедливое должно быть отношение к людям! Ведь сами можем оказаться на месте тех людей, которых вы порой прессуете, и незаконно. Выводы сказанного мною: правоохранительные органы должны работать не просто эффективно, а качественно, толково. И в основу надо положить не только закон (в нем не пропишешь все, что происходит в жизни) - положите в основу справедливость. Не давите людей излишне. Но, с другой стороны, не прощайте ничего подонкам, негодяям и бандитам. Ибо о стабильности потом в нашем обществе разговора быть не может", - резюмировал Президент.-0-