ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 23 декабря 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -1°C
Все новости
Все новости
Онлайн-конференция
22 мая 2012, 11:00

ЖКХ: услуги, тарифы, качество

В Беларуси за последние годы многое сделано для улучшения качества оказываемых населению жилищно-коммунальных услуг, но вместе с тем растет их стоимость. Так, в 2011 году тарифы на ЖКУ увеличились в среднем на 21,6% по сравнению с 2010 годом. Вместе с тем уровень возмещения населением затрат на оказание ЖКУ по итогу прошлого года составил лишь 17%, в планах на 2012 год - достичь показателя в 35%. В 2011 году была внедрена дифференцированная оплата услуг водоснабжения и водоотведения, планируется ввести дифференциацию и при оплате электроэнергии.

Будет ли качество оказываемых услуг соответствовать высокому уровню оплачиваемых тарифов? Как будут рассчитываться нормы потребления электроэнергии? Как решаются вопросы текущего и капитального ремонта жилых домов и какие меры принимаются по улучшению качества дорожного покрытия и освещения улиц? Каких нововведений следует ожидать? На эти и другие вопросы во время online конференции ответит заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Анатолий Васильевич Шагун.

Вопросы конференции

Иван Кривошеев
Концепция развития жилищно-коммунального хозяйства Беларуси предусматривает до 2015 года перевести обслуживание жилищного фонда на конкурентную основу. По какому принципу и по каким критериям будут отбираться компании, которые будут предоставлять услуги населению?
Действительно в Беларуси планируется перевести выбор организации на обслуживание жилищного фонда на конкурсную основу. Делается это, естественно, с одной целью, чтобы у потребителей была возможность выбора. Ведь практика показывает, что выбор развивает конкурентную среду, а она в свою очередь повышает качество оказываемых услуг.

Основные два критерия, по которым будут выбираться организации для обслуживания жилищного фонда, – это стоимость, то есть за сколько то или иное юридическое лицо либо организация возьмется за обслуживание жилищного фонда определенного объема, и качество оказываемых услуг. В этом вопросе очень важна квалификация самой организации, наличие высококвалифицированных работников и финансовых возможностей для оказания определенного объема услуг, потому что, к примеру, оказывать услуги по техобслуживанию одного дома может и хаусмастер - человек, который владеет смежными специальностями, а вот обслуживать десятки тысяч квадратных метров жилищного фонда – совсем другой уровень.

Что касается механизма отбора, то осуществляться он будет по принципу конкурсных торгов. Местные органы власти, отвечающие за определенный жилищный фонд, будут проводить конкурс на заранее всем известных условиях, а из поступивших претендентов они выберут победителя. Принять участие в конкурсе смогут организации различной формы собственности, а также как белорусские, так и иностранные компании, в данном случае ограничений никаких не предполагается.

В качестве условий конкурса, возможно, будет рассматриваться такой момент, как заключение договора, то есть либо договор будет заключаться на некоторый непродолжительный срок, например минимально на год, и на более продолжительный. Это позволит серьезным компаниям, входя на этот рынок, планировать свои затраты, видеть перспективы условий той или иной работы. Еще одной из преференций при проведении конкурса будет привлечение собственных денежных средств, инвестиций в развитие жилищного фонда или совместно с гражданами, проживающими в этом жилье.

В прошлом году в 16 городах Беларуси в качестве эксперимента объявлялись такие конкурсы на различные объемы жилищного фонда, но желаемого результата мы пока не получили.

Эдмунд Гришкевич: Но положительный пример такого сотрудничества все же есть. В городе Борисов сделаны уже первые шаги в этом направлении. Там 12 жилых домов общей площадью 56 тыс.кв.м обслуживает иностранное предприятие «Чистый свет плюс». Пока она обслуживает эти дома на тех же условиях, что и жилищная государственная организация.

Еще одна специализирующая организация решила попробовать себя в этом направлении в Бобруйске.

Анатолий Шагун: Однако хочу подчеркнуть, что в Борисове компании передали для обслуживания лишь часть ЖЭСа. И эта компания не является управляющей, она лишь выполняет работы по техническому обслуживанию жилья.

Эдмунд Гришкевич: Этот момент очень важен. К примеру, в России подобные организации скомпрометировали себя, и граждане им не доверяют, в Беларуси же принцип будет другой. Обслуживание жилфонда делится на управление и непосредственно на деятельность по обслуживанию. Сегодня органы управления могут быть в виде товариществ собственников, их сейчас в стране более 900, или ЖСК, их около 6 тыс., которые самостоятельно могут себе выбрать обслуживающую организацию. Тем, кто еще не определился, местные органы власти будут назначать уполномоченное лицо.

Это разделение важно тем, что обслуживающая организация будет работать на подряде у управляющей, то есть через них не будут проходить финансовые потоки, например, те деньги, которые собираются с собственников квартир на капитальный и текущий ремонт. Это исключает случаи, когда в ЖКХ приходит частник, который собирает деньги, а потом исчезает, обманув людей. Мы понимаем, что такие варианты возможны, поэтому на первом этапе конкурсное обслуживание жилья в Беларуси планируется именно в виде подрядных работ.

Наталья Орлова
Что ожидает потребителей жилищно-коммунальных услуг с приходом в эту отрасль частников? Как обслуживание жилфонда частными компаниями повлияет на цены за коммунальные услуги?
В Беларуси государство занимается регулированием тарифов на жилищно-коммунальные услуги, таким образом, они находятся под контролем государства. Сегодня это регулирование осуществляется в виде правительственных постановлений, которые определяют, сколько стоит та или иная услуга. В перспективе это может трансформироваться в решение местных органов власти, возможно, будет дифференциация по регионам, но эта перспектива не близкая, но тем не менее возможная.

Поскольку коммунальные услуги относятся к такой сфере, как естественная монополия, потому что нет возможности выбрать организацию, которая будет оказывать такие услуги, как тепло- и водоснабжение, подача газа и электричества, то, естественно, государственное регулирование тарифов на эти услуги будет всегда. Поэтому не стоит волноваться, что с приходом частных компаний, неконтролируемым образом вырастут цены и тарифы.

В Беларуси будет проводиться политика государства в целом по совершенствованию тарифного регулирования, поэтапному увеличению тарифов на жилищно-коммунальные услуги, исходя из реальных доходов населения. Хочу подчеркнуть, что рост тарифов и приход частников в данном случае никак не будут связаны.

В программе социально-экономического развития страны к 2015 году в Беларуси планируется довести уровень возмещения населением затрат на оказание ЖКУ до 60%, в том числе доведение до 35% уровень возмещения затрат населением - одно из обязательств Беларуси в рамках отношений с Евразийским сообществом с дальнейшим повышением до 60%.
Ирина Голованова
С 1 октября 2011 года в Беларуси была введена дифференцированная плата за услуги водоснабжения и водоотведения. Насколько, по-вашему мнению и оценке, это нововведение для нашей страны себя оправдывает? Планируется ли в будущем дифференцировать плату за другие виды жилищно-коммунальных услуг?
Хочу сразу отметить, что дифференциация – эта переходная мера. Ее главная задача – стимулировать экономный расход такого важного ресурса, как вода. Она носит временный характер, так как дифференциация будет, видимо, присутствовать до тех пор, пока тариф на оказание жилищно-коммунальных услуг для населения не сравняется с экономически обоснованными затратами на оказание данной услуги. Экономически обоснованные затраты - это потраченные на оказание услуги энергия и материальные ресурсы, а также заработная плата и налоги. При достижении этого, вероятнее всего, необходимость в дифференциации услуг отпадет, и тариф сравняется.

Польза от этого мероприятия, конечно же, есть, потому что оно позволяет стране экономить денежные средства, получать определенный объем дополнительной выручки организациям ЖКХ и подготовить людей к будущему повышению тарифов.

Что касается итогов первого квартала 2012 года, то за три месяца потребление воды в Беларуси было снижено примерно на 5,6 млн. куб.м воды по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, это примерно 3-4% экономии воды в физических объемах. Кроме того, дополнительные доходы организаций ЖКХ за январь-март текущего года составили около Br14 млрд. за счет оплаты населением сверхнормативного потребления по тарифам обеспечивающим экономически обоснованные затраты. Соответственно с учетом того, что снижение физических объемов произошло, то вся цифра в целом составляет около Br17 млрд., так как снижены затраты организаций ЖКХ, в частности на энергоресурсы для поднятия, подготовки и очистки воды, которая не была потреблена.
Анна
Говорят, что с введением дифференциации тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, участились случаи недобросовестной сдачи населением показателей счетчиков, а также махинации по их «подкручиванию» в сторону уменьшения показателей. Действительно ли это так? И какие меры наказания применяются к таким мошенникам?
Такие случаи были, есть и будут. Недобросовестные потребители найдутся всегда, они есть в любой стране, даже очень цивилизованной, так как везде есть определенный процент граждан, который не хочет добросовестно выполнять свои обязательства и ищет для этого лазейки. И это относится не только к воде, такая ситуация и по оплате любого учетного ресурса, как электроэнергия, газ и другие.

Есть такая категория граждан, которая старается предоставлять недостоверные данные по потребленному ресурсу. Но они должны понимать, что это не будет продолжаться бесконечно, потому что по квартирам ходят контролеры с проверкам, и в конце концов им придется заплатить за неоплаченные ранее ресурсы. Также есть те, которые ищут технические уловки и возможности для того, чтобы скрыть истинное потребление, таким образом, фактически украсть ресурс у организации, которая его поставляет.

Однако эти случаи не носят массовый характер. Вот смотрите, сегодня кубический метр воды с канализацией стоит Br890, а по повышенному тарифу эта цифра составляет около Br2,5 тыс. Это не те деньги, чтобы попытки уклониться от правильной уплаты за энергоресурсы имели массовый характер. Это достаточно низкие значения тарифа и небольшие платежи, особенно если сравнивать со странами Западной Европы, где кубометр воды вместе с канализацией стоит от 2 до 4 евро. Вода в Беларуси дешевая, этого ресурса в стране достаточно, но это не говорит о том, что нам не нужно заниматься бережливым и экономным отношением к этому ресурсу, поскольку он дается все же с определенным трудом.

Что касается наказаний, то неплательщику насчитывается пеня либо оплачивается по тарифу экономически обоснованному, то есть по более высокому. Когда человек потребляет воду вообще без заключения договора и оплаты, то объем потребленной воды определяется по сечению трубопровода, поскольку определить его в этой ситуации другим способом невозможно, а это выливается в большие объемы оплаты - до Br1-1,5 млн. за месяц. Поэтому мы советуем всем гражданам добросовестно выполнять свои обязательства, чтобы потом не иметь лишних проблем.

Административной ответственности за такие мелкие правонарушения нет, да и необходимости в этом нет.

Татьяна Станиславовна
У многих людей начинается дачный сезон, у жителей сельской местности - посадка, а значит, грядут большие расходы воды для поливов. Насколько справедлива дифференциация платы за услуги водоснабжения и водоотведения, ведь все-таки в сельской местности люди больше воды расходуют для того же полива?
В этой ситуации подход ко всем был один, и граждан на категории никто не делил, то есть государство в этом плане установило единый для всех норматив - 140 литров в сутки на человека, который позволяет удовлетворить санитарно-гигиенические потребности человека и бытовые нужды. Фактически 140 литров все эти расходы покрывает.

Прежде чем установить эту норму, мы анализировали потребление воды гражданами и пришли к выводу, что более 80% граждан даже до введения норматива в среднем в 140 литров в сутки укладывались. Этот норматив был установлен для того, чтобы побудить людей в большей степени к экономии, а не чтобы получить дополнительные доходы. Если главной целью было получение доходов, то норматив был бы определен, к примеру, в размере 80-100 литров в сутки на человека, в который никто б не уложился, вот тогда все оплачивали бы потребление воды по более высокому тарифу. Здесь политика была направлена в первую очередь в сторону экономии, приучить человека к мысли меньше потреблять воду, а значит и меньше платить. То же самое касается и граждан сельской местности.

Br890 за кубический метр воды плюс канализация и Br585 без канализации - очень небольшие деньги, а уровень возмещения затрат населением за оказание услуг водоснабжения и водоотведения достаточно мал и находится примерно на уровне 10-12%, максимум 15% в зависимости от организации ЖКХ. Получается, что, таким образом, государство дает человеку воду на льготных условиях для его личного потребления, а на все, что ему нужно свыше этого, к примеру, на хозяйство, должно оплачиваться по тарифу экономически обоснованному.
Надежда Ус
В Беларуси начался сезон отключения в жилфонде горячей воды для проверки и замены теплосетей, в связи с этим у жильцов квартир значительно увеличится расход холодной воды, и наверняка, превысит положенную норму. Предусмотрены ли какие-то меры в этой ситуации, потому что, согласитесь, оплачивать потребление холодной воды по повышенному тарифу в связи с ее перерасходом из-за отключения горячей не совсем честно, ведь у людей итак за этот период увеличится потребление газа или электричества на подогрев воды.
Относительно этой ситуации каких-то вариантов не предусмотрено, все будет на общих основаниях.

Но хочу отметить, что практика показывает, что в период отключения горячего водоснабжения в жилищном фонде обычно потребление воды наоборот сокращается. К примеру, те, кто не имеет автоматической стиральной машины, откладывает стирку на более поздний срок. Да и вообще в этом случае потребление воды возрастает именно на следующей неделе после подключения горячей воды, но в целом по месяцу выходит такое же потребление воды, как и в обычный месяц.
Андрей Иванович
Сколько должен прослужить жилой дом, прежде чем он будет подлежать капремонту? Как определяется степень износа дома?
Все определено техническо-нормативными правовыми актами. Необходимость проведения капитального ремонта определяется исходя из технического состояния того или иного дома жилищного фонда. При определении влияет все: состояние фундамента, кровли, сроки эксплуатации дома и его инженерного оборудования. Отбор идет по каждому дому на основании результатов общих осмотров жилищного фонда, далее формируется программа.

Анатолий Шагун: Эксплуатация дома и то, насколько своевременно и качественно проводились текущие ремонты, существенно влияют на его техническое состояние и соответственно на принятие решения о том, какой дом в первую очередь необходимо подвергать капитальному ремонту, а какой во вторую и третью.
Анна Мальцева
Могут ли жильцы дома самостоятельно определить, нуждается ли их жилое помещение в ремонте либо утеплении, если да, то по каким критериям они могут провести оценку дома? И если, по мнению жильцов, дом действительно нужно ремонтировать и тепломодернизировать, что им делать дальше, куда они могут обратиться, чтобы их просьба не осталась без внимания?
Жильцы дома могут самостоятельно определить, нуждается ли их дом в капитальном ремонте, если они выбрали такую форму правления, как ЖСК или товарищество собственников.

Сама по себе оценка технического состояния дома проводится в соответствии с техническим кодексом установившейся практики. Ежегодно весной и осенью специалисты осуществляют осмотр жилого фонда и определяют, к примеру, какие неполадки в доме необходимо устранить, какие ремонтные работы нужно провести. Если дом обслуживается организациями местных органов власти, то порядок проведения ремонта осуществляется согласно утвержденному списку. Если же дом эксплуатируется самостоятельно, то есть создано ЖСК или товарищество собственников, и граждане накапливали средства на ремонтные работы, то их можно провести на основе сметно-проектной документации.

Сергей Буров
Сегодня в Беларуси одно из важнейших направлений работы служб жилищно-коммунального хозяйства - расширение системы раздельного сбора коммунальных отходов. А имеет ли смысл тратить наверняка немалые средства на закупку контейнеров для раздельного сбора мусора и мусоровозов, если белорусы пока не приучены к культуре дифференцированного сбора мусора?
Смысл есть всегда, однако, эти работы должны учитывать сегодняшние белорусские реалии и перспективы. Исходя из того, что сегодня человеку, особенно который проживает в старом жилье, достаточно сложно в своей квартире, где кухня 6 кв.м и отсутствует кладовка, собирать раздельно мусор. Кроме того люди постепенно приучаются к системе раздельного сбора, так сначала это были единицы, теперь их количество растет. Поэтому сегодня в Минске принята такая схема, когда все вторичные сырьевые ресурсы собираются в один контейнер. С одной стороны, это минимизирует затраты, так как не надо ставить сразу несколько контейнеров, поскольку пока далеко не все собирают отходы раздельно, и с другой стороны - минимизирует затраты на вывоз.
Екатерина Андреева
Какие меры планируется предпринять для популяризации раздельного сбора коммунальных отходов в Беларуси? Может быть, будут внедряться какие-то меры наказания?
Относительно наказания, теоретически можно было бы это предусмотреть, но практически реализовать очень сложно. Наверное, смысл в этом есть, но эффективно это будет лишь тогда, когда большинство людей начнет собирать мусор раздельно. А пока в силу исторических особенностей люди не собирают отходы раздельно, то на первом этапе целесообразнее не наказывать, а поощрять и вести разъяснительную работу.

В данном направлении министерство сделало определенные шаги, подготовлен проект указа «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления». Он будет способствовать развитию как системы раздельного сбора, так и вообще системы обращения с отходами не только традиционного типа, как стекло, бумага, полимеры и текстиль, но и с отходами сложной бытовой техники, элементами питания, которые наносят большой вред окружающей среде и сегодня широко применяются в быту, шинами, маслами и рядом других материалов.

Документ предусматривает принцип расширенной ответственности производителя, который будет обязан поучаствовать в утилизации своего товара после того, как он переходит в отходы. Сложно сказать, когда указ будет принят, но мы рассчитываем, что в этом году.
Николай Николаевич
В Беларуси вот уже несколько лет реализуется госпрограмма "Чистая вода". Какие вопросы обеспечения населения качественной водой уже удалось решить на сегодняшний день? Какие работы еще предстоят?
Первая программа первоочередных мер по обеспечению водоснабжения в Беларуси была принята в 1998 году. Потом на смену ей пришла программа "Чистая вода", сегодня мы реализуем третий этап этой программы на 2011-2015 годы. За прошедшие годы в стране остался один город Минск, который пользуется водой из поверхностных водных источников. Остальные города и городские поселки страны переведены на подземное артезианское водоснабжение. В планах программы "Чистая вода" на 2011-2015 годы в том числе строительство для Минска дополнительных подземных водозаборов, чтобы сократить объемы потребления воды из поверхностных источников и тем самым улучшить качество подаваемой населению воды. Также за прошедшие 5 лет в Беларуси на 7 процентных пунктов увеличился уровень обеспеченности населения централизованным водоснабжением. То есть сегодня 86% населения могут пользоваться водой централизованно. На шахтные колодцы приходится только 14%, в то время как 5 лет назад эта цифра была 21%.

Параллельно решается проблема улучшения качества воды, поскольку имеющиеся запасы подземных вод имеют повышенное содержание железа. Такие концентрации железа для здоровья не опасны, но они ухудшают вкусовые качества и негативно влияют на внешний вид сантехники, бытовых приборов, белья. Поэтому в регионах проводится работа по строительству станций обезжелезивания воды. За прошедшие пять лет построена 91 такая станция и 20 новых водозаборов. На 2011-2015 годы поставлена задача обеспечить строительство в оставшихся населенных пунктах страны станций обезжелезивания, чтобы перейти на нормативное качество воды по содержанию железа. Если за прошедшие пять лет около Br827 млрд. было потрачено на программу "Чистая вода", то в 2011-2015 годах затраты оцениваются в Br2,7 трлн.
Михаил Угрюмов
Правда ли, что в Беларуси планируется ввести возможность переселения собственника квартиры за длительную неуплату жилищно-коммунальных услуг в другое жилое помещение даже за пределы того населенного пункта, где он проживает? Какие еще способы борьбы с должниками планируется внедрить? И будут ли каким-то образом поощряться те плательщики, которые не только своевременно, но и заблаговременно вносят плату?
Проектом Жилищного кодекса, который сегодня подготовлен к принятию во втором чтении Палатой представителей Национального собрания Беларуси, такая норма предусматривается. Там предусмотрено, что при определенных обстоятельствах, в том числе неуплате более 6 месяцев жилищно-коммунальных платежей, невыполнении собственником своих обязанностей по содержанию жилого помещения, что делает невозможным проживание рядом других людей в этом доме, квартире, местные органы власти могут обратиться в суд с иском о понуждении собственника погасить просроченную задолженность. И если задолженность не будет погашена в течение года после того, как суд принял решение и оно вступило в силу, собственник может быть принудительно выселен из жилого помещения. Помещение это будет продано местным органам власти. За счет вырученных средств будет погашена задолженность, приобретено жилое помещение. Нет ограничений, где оно может быть приобретено, в любом населенном пункте, разных потребительских качеств. Норма, которая сегодня действует по отношению к нанимателям квартир, не уплачивающих своевременно ЖКУ и имеющих большую просроченную задолженность, будет применяться и к собственникам. Здесь будет несколько другой механизм - через реализацию собственности в принудительном порядке, если собственник не примет мер по погашению задолженности самостоятельно. Если ты собственник квартиры, с тебя не снимается обязанность своевременно оплачивать жилье.

В Беларуси большинство людей достаточно законопослушно, количество лицевых счетов с просроченной задолженностью стабильно, держится на уровне максимум 5-6% в течение многих последних лет. Поэтому здесь в большей степени разговор идет о той категории граждан, которые ведут асоциальный образ жизни и не собираются в общем-то платить за ЖКУ никогда.

Гражданам могут выдаваться субсидии на погашение задолженности. Сегодня имеется такой механизм предоставления адресной социальной помощи. Она может предоставляться гражданам как ежемесячно, так и единоразово, в зависимости от ситуации, в которую попал человек. В том числе адресная социальная помощь может расходоваться на оплату жилищно-коммунальных услуг. Если человек действительно находится в сложной жизненной ситуации, не стоит запускать оплату ЖКУ, нужно обратиться за адресной социальной помощью и своевременно платить за услуги, не допускать больших долгов. Поскольку погасить потом значительные суммы составляет определенные проблемы.
Больше результатов
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси