Вопросы конференции
Какие основные проблемы сейчас, на Ваш взгляд, в жилищно-коммунальном хозяйстве страны и что делается для их решения?
Есть три главных проблемы жилищно-коммунального хозяйства в республике. На первом месте, конечно, у нас стоит ремонт жилищного фонда. Практически 50% обращений граждан связаны с вопросами эксплуатации жилищного фонда. Проблемы с качеством эксплуатации могут быть устранены при не очень существенных финансовых вложениях. Ряд же вопросов без проведения капитального ремонта, без восстановления потребительских свойств жилья практически решен быть не может. Поэтому увеличение капремонта и вообще ремонта жилищного фонда - первая, главная проблема. По жилищному фонду правительство каждый год утверждает показатели по капитальному ремонту жилья. Задача - каждый год прирастать не меньше чем на 10% к уровню предыдущего года. Есть в данном вопросе концепция, но вопрос очень капиталоемкий.
С точки зрения потребителя имеется вторая проблема - это качество жилищно-коммунальных услуг, в первую очередь воды. По этому направлению есть у нас государственная программа "Чистая вода". Она реализуется и будет, наверно, продолжена после 2015 года. Здесь у нас планы, задачи все определены.
Еще один вопрос - модернизация системы ЖКХ в плане снижения затрат. Наиболее затратным является теплоснабжение, поэтому очень важна модернизация системы теплоснабжения (ремонт, замена тепловых сетей, переход в жилищном фонде на энергоэффективные технологии). Проблема достаточно серьезная, и в ее решении довольно большие подвижки произошли за последние годы. Больше 3,5 тыс.км из 14 тыс.км тепловых сетей в ЖКХ было заменено за последнюю пятилетку. Снижаются и затраты, и потери тепловой энергии. Но тем не менее большой объем работ необходим. Есть у нас проект программы развития жилищно-коммунального хозяйства на период до 2015 года, который находится в правительстве на рассмотрении. Там эти проблемные вопросы освещены.
С точки зрения потребителя имеется вторая проблема - это качество жилищно-коммунальных услуг, в первую очередь воды. По этому направлению есть у нас государственная программа "Чистая вода". Она реализуется и будет, наверно, продолжена после 2015 года. Здесь у нас планы, задачи все определены.
Еще один вопрос - модернизация системы ЖКХ в плане снижения затрат. Наиболее затратным является теплоснабжение, поэтому очень важна модернизация системы теплоснабжения (ремонт, замена тепловых сетей, переход в жилищном фонде на энергоэффективные технологии). Проблема достаточно серьезная, и в ее решении довольно большие подвижки произошли за последние годы. Больше 3,5 тыс.км из 14 тыс.км тепловых сетей в ЖКХ было заменено за последнюю пятилетку. Снижаются и затраты, и потери тепловой энергии. Но тем не менее большой объем работ необходим. Есть у нас проект программы развития жилищно-коммунального хозяйства на период до 2015 года, который находится в правительстве на рассмотрении. Там эти проблемные вопросы освещены.
Скажите, пожалуйста, покрывает ли в полной мере тариф на вывоз и обезвреживание твердых коммунальных отходов затраты на их транспортировку и захоронение? И планируется ли в ближайшее время менять название и структуру этого тарифа с целью покрытия затрат на сортировку коммунальных отходов, например, в городах с имеющимися мощностями сортировки (переработки) ТКО. Спасибо!
Тарифы на вывоз и обезвреживание твердых коммунальных отходов были реформированы первыми. Если сегодня в стране, например, существуют единые тарифы на воду и электроэнергию, то тарифы на обращение с отходами утверждаются Минским исполнительным комитетом и облисполкомами исходя из затрат по оказанию этой услуги. Платеж на услугу составляет, как правило, не более 1%, поэтому существенного влияния не оказывает, но такое реформирование позволяет учитывать определенные особенности системы сбора вторичных коммунальных отходов. Планируется, что в городах, где затраты на обращение с отходами больше, в том числе за счет мощностей по сортировке и переработке коммунальных отходов, тарифы на эту услугу вырастут.
Согласно закону о бюджете, к концу 2012 года уровень возмещения тарифами затрат на оказание услуг ЖКХ должен составить 35%. Сейчас население возмещает только 16,6% затрат. Означает ли это, что до конца года стоимость услуг ЖКХ возрастет более чем в два раза?
Здесь надо учитывать, что жилищно-коммунальные услуги оказываются двумя системами: системой Министерства энергетики (газ, тепло, электроэнергия - их доля в оплате услуг составляет больше 50%) и системой Министерства жилищно-коммунального хозяйства (водоснабжение, канализация, техническое обслуживание жилищного фонда и тепловая энергия). По системе ЖКХ и Минэнерго уровни возмещения затрат различны и по видам услуг.
Этот показатель - 35% является средневзвешенным по всей системе. Когда правительство приняло решение о 35%-ом уровне возмещения затрат на оказание услуг ЖКХ, Министерство экономики рассчитало эти показатели исходя из объемов предоставления услуг, себестоимости, уровня возмещения тарифов, и говорить здесь о том, что оплата вырастет в два раза будет неправильным. Уровни разные и по системам, и по видам услуг, поэтому какие-то тарифы вырастут, а какие-то сдвинутся незначительно.
В стране достаточно невысокий уровень оплаты за жилищно-коммунальные услуги. В бюджете среднестатистической семьи он не превышает 5-8%. В последние годы уровень расходов на услуги ЖКХ существенно снизился, и сегодня мы пришли к тому, что надо выравнивать эту ситуацию проведением политики повышения тарифов. Надо понимать, что эта мера вынужденная: чем меньше мы платим за жилищно-коммунальные услуги, тем большая нагрузка ложится на промышленные предприятия, которые фактически доплачивают за людей в так называемом перекрестном субсидировании, т.е. уровень тарифов для населения и для промышленности значительно отличается.
А ведь уровень тарифов для промышленности влияет на конкурентоспособность белорусской продукции. В конечном счете, это сказывается на нашей заработной плате. Считаю, что нужно постепенно уходить от этого перекрестного субсидирования, снизить нагрузку на реальный сектор экономики, за счет большего возмещения затрат по жилищно-коммунальным услугам гражданами, а также совершенствовать механизмы адресной социальной помощи тем, кто нуждается в ней, в том числе для оплаты услуг ЖКХ. По этому пути будет вестись тарифная политика на жилищно-коммунальные услуги на ближайшие годы.
Этот показатель - 35% является средневзвешенным по всей системе. Когда правительство приняло решение о 35%-ом уровне возмещения затрат на оказание услуг ЖКХ, Министерство экономики рассчитало эти показатели исходя из объемов предоставления услуг, себестоимости, уровня возмещения тарифов, и говорить здесь о том, что оплата вырастет в два раза будет неправильным. Уровни разные и по системам, и по видам услуг, поэтому какие-то тарифы вырастут, а какие-то сдвинутся незначительно.
В стране достаточно невысокий уровень оплаты за жилищно-коммунальные услуги. В бюджете среднестатистической семьи он не превышает 5-8%. В последние годы уровень расходов на услуги ЖКХ существенно снизился, и сегодня мы пришли к тому, что надо выравнивать эту ситуацию проведением политики повышения тарифов. Надо понимать, что эта мера вынужденная: чем меньше мы платим за жилищно-коммунальные услуги, тем большая нагрузка ложится на промышленные предприятия, которые фактически доплачивают за людей в так называемом перекрестном субсидировании, т.е. уровень тарифов для населения и для промышленности значительно отличается.
А ведь уровень тарифов для промышленности влияет на конкурентоспособность белорусской продукции. В конечном счете, это сказывается на нашей заработной плате. Считаю, что нужно постепенно уходить от этого перекрестного субсидирования, снизить нагрузку на реальный сектор экономики, за счет большего возмещения затрат по жилищно-коммунальным услугам гражданами, а также совершенствовать механизмы адресной социальной помощи тем, кто нуждается в ней, в том числе для оплаты услуг ЖКХ. По этому пути будет вестись тарифная политика на жилищно-коммунальные услуги на ближайшие годы.