Вопросы конференции
Мы, наверное, разделим ответ на две части. Я прокомментирую по творческой составляющей талисманов. Никаких проблем нет узнать положение, награды по итогам конкурса, механизмы представления рисунков, которые собираются в Министерстве информации. Причем можно отправлять по обычной почте, в интернет-формате, приносить в министерство, которое находится на просп.Победителей, 11. Но рисунков несколько сотен. Что интересно, рисунки, на мой взгляд, все-таки не отражают в полной мере те идеи, которые заложены в положении о конкурсе, которые организаторами, нашей белорусской стороной обозначены.
В качестве главной награды для победителя предусмотрен пакет на самые зрелищные мероприятия Евроигр-2019, включая церемонии открытия и закрытия, это комплект экипировки национальной команды, той формы, в которой белорусская сборная будет выступать на Евроиграх. Призы достаточно весомые. По мере подготовки к играм появится также сам талисман, созданный на основе эскиза победителя.
Оценки проектам талисмана Европейских игр дадут профессионалы высокого класса. В частности, организаторы конкурса тесно контактируют с Академией искусств и ее ректором Михаилом Борозной. Специалисты помогут реализовать замыслы участников конкурса и ждут новых творческих идей, интересных художественных находок, именно поэтому был объявлен открытый конкурс. Планируется, что конкурс талисманов завершится 15 ноября. Но ближе к этой дате еще организаторы оценят представленные проекты и, может быть, если будет необходимость, продлят срок конкурса. Однако хотелось бы уложиться в ранее установленные сроки.
Талисман Евроигр-2019 должен соответствовать общей концепции эмблемы и слогана Bright Year, Bright You ("Яркий год, яркий ты"), основной идеей которых является "папараць-кветка" и купальский костер. Пусть это несколько ограничивает участников, но концепция должна быть именно такой.
Дирекция по проведению вторых Евроигр намерена сотрудничать с белорусскими производителями одежды и дизайнерами. У нас налажено достаточно тесное сотрудничество с концерном "Беллегпром". Форма белорусских олимпийцев на Играх в Рио-де-Жанейро вошла в топ-7 наиболее красочных и стильных. В ближайшее время нам необходимо определить категории участников Евроигр, которым будет изготовлена экипировка: это не только спортсмены, но и волонтеры, судьи, группы протокола на церемонии награждения. Здесь предстоит еще многое сделать, и, думаю, понадобятся услуги не одного дизайнера, чтобы осуществить и разработать единый стиль. К примеру, предстоит одеть 6 тыс. волонтеров.
Так, перамовы такiя пачалiся. У блiжэйшы час будзе сустрэча з кiраўнiцтвам тэлеканала "Еўраньюс", якое выказала жаданне працаваць у гэтым кiрунку. Але на гэтым этапе мы плануем i iншыя перамовы з шэрагам аўтарытэтных замежных сродкаў iнфармацыi, з буйнешымi PR-агенцтвамi i Вялiкабрытанii, i Германii, i Расii, якiя раней заяўлялi пра сваю гатоўнасць да асвятлення i прадстаўлення комплекснага пакета паслуг па асвятленнi Еўрагульняў у Беларусi. У блiжэйшы час гэтыя пытаннi будуць вырашаны, i вызначэнне арганiзацый-партнёраў, хачу падкрэслiць, будзе вырашацца на конкурснай аснове, з удзелам зацікаўленных i, зразумела, з узгаднення Еўрапейскай алiмпiйскай камiсii.
Работа по брендированию города ко II Европейским играм с использованием национальной символики началась. Мы находимся на этапе плавного старта и стараемся не перенасытить город рекламой заранее. Тем не менее, несколько крупных билбордов и конструкций уже размещены вдоль проспекта Победителей. По итогам восприятия было принято решение доработать их и сделать более яркими и соответствующими слогану "Время ярких побед". Постепенно город будет преображаться. Что касается транспорта, то это серьезное поле для работы, к Играм-2019 будет обновлен парк пассажирского транспорта Минска. По мере обновления парка будут появляться автобусы и электробусы, также тематически оформят метро. Все эскизы готовы, сейчас мы начинаем с малого. У нас уже есть готовое оформление первого автомобиля, брендирование которого мы разрабатывали несколько месяцев. Как показала практика, на улице люди обращали на него внимание, что говорит о том, что мы попали в точку. К Играм-2019 рекламы в торговых центрах, кинотеатрах будет становиться больше, также увеличится количество тематических билбордов и конструкций. Более массово размещение рекламы мы начнем в ноябре, когда будет подготовлено графическое решение для каждого объекта и носителя рекламы Евроигр-2019.
Это одно из важных условий отбора - знание английского языка. Ведь волонтеры будут помогать в ходе подготовки и проведения Евроигр в различных направлениях. Минобразования совместно с Минским лингвистическим университетом разрабатывают программу, которая будет завершена в ближайшее время, по повышению уровня знания английского языка персоналом, который будет задействован в Евроиграх.
Пока мы только в начале этой масштабной работы. Основная ставка делается на электронные средства коммуникаций, а от традиционных буклетов, программок и другой печатной продукции будем постепенно отказываться, в том числе и в целях экономии. Уже сейчас ведется разработка специальных мобильных приложений для участников и гостей вторых Европейских игр. Мы будем использовать опыт крупных международных соревнований, на которых уже успели побывать. Организаторы Евроигр-2019 постараются подготовить максимально удобные и насыщенные приложения, чтобы приехавшие в Минск болельщики имели полную информацию об инфраструктуре - расположении спортивных арен, гостиниц, достопримечательностях Беларуси. Во время соревнований также будет обеспечен доступ к информресурсам с анонсами и результатами. Гости не окажутся в информационном вакууме во время Игр.
Основной упор, естественно, будет делаться на качестве телекартинки с тем, чтобы те люди, которые будут смотреть это по телевизору, оценили преимущества шоу. Соответственно, и спецэффекты, и качество телекартинки будет обеспечиваться, чтобы не только те 22 тыс. людей, которые придут на стадион "Динамо", но и население Беларуси, которое будет наблюдать за всем у экранов своих телевизоров, и весь мир мог насладиться картинкой. Мы ставим задачу, чтобы телетрансляции были в более чем 160 странах, чтобы в первую очередь в режиме реального времени люди увидели очень качественное и яркое шоу. Если говорить о компаниях, которые планируем привлекать фактически на исполнительскую часть, то мы находимся в самом начале пути. Еще даже не одобрена конкретная творческая концепция, есть несколько идей, которые сейчас обсуждаются. Как только будет определена общая направленность шоу, тогда будут подбираться самые современные технические решения с тем, чтобы Беларусь себя хорошо показала.
Медали будут готовы ближе к Играм-2019. Планируется, что дизайн будет выдержан в купальской тематике. Сейчас ведется работа над тем, как красиво наш логотип отразить на наградах для победителей и призеров соревнований. Купальская тематика выбрана потому, что это отражает нашу историю, и II Европейские игры - отличная возможность наложить свои традиции на европейскую символику. В качестве одной из идей, которую мы будем воплощать в реальность, - вручение венка из папоротника. Чтобы создать логотип понадобилось полтора года, к медалям путь создания будет короче. Уже есть порядка 10-15 эскизов, которые постоянно дорабатываются. Это достаточно кропотливая работа, очень хочется, чтобы награды выглядели ярко и по-белорусски.
Если вести речь о стадии реконструкции стадиона "Динамо", все делается для того, чтобы в следующем году, в июне, ровно за год до игр, была проведена официальная церемония открытия стадиона со спортивно-развлекательным шоу и проведением крупного спортивного мероприятия. Ведь это знаковый для нас объект. Несмотря на некоторое отставание от графиков, к 21 июня 2018 года все должно быть готово к проведению первого серьезного мероприятия - открытия, инаугурации стадиона "Динамо" в новом облике. Если говорить о том, где еще пройдут соревнования, то это знаковые объекты Минска: "Минск-Арена", "Чижовка-Арена", Дворец спорта, дворец спорта "Уручье", стрелковый тир им. Тимошенко, Республиканский центр олимпийской подготовки по теннису, спортивно-оздоровительный комплекс "Олимпийский", "Палова-Арена", "Спортинг-клаб", "Фалькон-клуб". То есть все достаточно компактно расположено, в так называемых кластерах - по несколько объектов в непосредственной близости друг от друга, чтобы можно было утром прийти и посмотреть сразу несколько видов спорта, свободно перемещаясь от объекта к объекту, меняя картинку.
Зразумела і само гэта пытанне і яго падтэкст, але я хацеў бы спачатку выразна абазначыць пазiцыю і нашага падкамiтэта, i нашага мiнiстэрства, i ўвогуле ўсіх арганізатараў у Беларусі Еўрапейскіх алiмпiйскіх гульняў. Калі не будзе працаваць наш тэлеканал, якi ў асвятленнi іншых мерапрыемстваў ужо займеў сваю вагу на медыйнай прасторы, у тым лiку і на асвятленні спартыўных мерапрыемстваў, і ўвогуле ў самых розных праектах, калi мы не будзем з імі працаваць, калі ён не будзе браць на сябе і творчую адказнасць таксама, тады наогул у нас нiчога не будзе развiвацца ў краiне. Таму мне здаецца, што тут i абмяркоўваць няма сэнсу. Гэта дастаткова адказная задача, якую АНТ, безумоуна, будзе вырашаць і будзе вырашаць на самым высокім узроўнi. Будзе новы этап у яго тэхнiчных і тэхналагiчных магчымасцях. Таму будзе працаваць АНТ з удзелам усіх зацiкаўленых бакоў і, вядома, з нейкiмi падказкамі з боку Мiнiстэрства інфармацыi. Што датычыцца прамога эфiру, то тэлеканал i гэты, i iншыя будуць працаваць.
Тут трэба падзялiць працу над цырымонiямі адкрыцця і закрыцця на дзве часткі - крэатыўная і тэхнiчная. Што датычыцца крэатыўнай часткі, няма сумненняў, што нiхто, акрамя беларускай кампаніі, больш цiкава, падрабязна і дакладна не распавядзе гiсторыю Беларусi, не зробiць такое шоу, якое будзе адлюстроўваць нашу гiсторыю і нашы традыцыі, у тым ліку свята Купалле. З другога боку, Мiнiстэрства культуры зараз скончыла збор заявак ад міжнародных кампанiй, якiя маюць вопыт арганізацыi цырымонii адкрыцця і закрыцця розных мультыспартыўных форумаў - алiмпійскiх, паралiмпiйскiх гульняў. Зараз вядзецца аналіз i выбар той кампаніі, якая будзе дапамагаць АНТ у арганізацыi пастаноўкi шоу з пункту гледжання сучасных тэхналогiй, вопыту персаналу і арганізацыi такога маштабнага свята, якога ўсе чакаюць. Аднак, наколькi мне вядома, усе з тых каля 10 кампаній, якiя прапанавалi свае паслугi ў якасцi пастаўшчыка такой паслугi пад ключ альбо ў якасцi кансультанта, усе як адзiн кажуць, што трэба па максiмуму браць мясцовыя тэлекампанii, мясцовы персанал, бо акрамя iх нiхто не мае дастатковага вопыту ў падрыхтоўцы крэатыўнай часткi шоу. Асноўным крэатыўшчыкам хутчэй за ўсё будзе тэлеканал АНТ, але няма сумненняў, што будуць удзельнічаць у гэтым і кампанii, якія маюць сусветны вопыт у арганізацыi тэхнiчнай часткi, працэсу пастаноўкi шоу другiх Еўрапейскiх гульняў. Нас чакае вельмi цiкавае і яскравае мерапрыемства, якое прэзентуе Беларусь усяму свету як маладую, дынамiчную, яскравую дзяржаву, з другога боку - усё будзе зроблена на сусветным узроўнi.
Вместе с Европейскими олимпийскими комитетами мы пытались сформировать спортивную программу II Европейских игр, которая будет, с одной стороны, компактной, с другой - зрелищной. Европейцы считают, что у нас 15 видов спорта, мы считаем, что фактически 23, потому что у нас чуть более подробная классификация. Поэтому сейчас мы говорим о 15 видах спорта и 23 дисциплинах. Начну в порядке английского алфавита: стрельба из лука, легкая атлетика, бадминтон, баскетбол, пляжный футбол, бокс, велоспорт (трековые и шоссейные гонки), все виды гимнастики (художественная, спортивная, прыжки на батуте, акробатика, аэробика), дзюдо, карате, самбо, стрельба (пулевая и стендовая), настольный теннис, все виды борьбы (вольная, греко-римская, женская).
Будет разыграно 189 комплектов медалей. Это достаточно внушительная цифра. Если посмотреть на спортивную программу II Европейских игр, количество спортсменов и количество медалей, сравнить с теми мероприятиями, которые пройдут уже через несколько месяцев в Корее, это зимняя Олимпиада, вы увидите, что это мероприятия абсолютно сопоставимые, то есть одного порядка. Фактически Беларусь получила право на проведение зимней Олимпиады летом, если сравнивать по масштабу.