Вопросы конференции
Библиотеки уже нет, точнее, так она уже не называется. Будут примерные формы договоров. В первую очередь на товары - продукты питания, закупку компьютерной техники плюс стандартные договоры на услуги. Минфин начал работу, уже несколько форм разработано и доведено до заказчиков. Понятно, что стандартизированные формы упрощают процесс, потому что часто заказчики приносят договоры о заключенных сделках в казначейство, а казначейство их не принимает, потому что они не соответствуют инструкции. Практика показала, что в большинстве своем должны быть типовые договоры, которые отработаны. Проще и заказчикам, и участникам.
Пока вносить какие-либо изменения не планируется. Всего год действует новая редакция соответствующей статьи Кодекса об административных нарушениях, в которой разграничена ответственность за первое и повторное нарушение законодательства о госзакупках и, соответственно, предусмотрены разные санкции. Эта новация в прошлом году была внесена в закон о борьбе с коррупцией и отражена в КоАП.
Хотел бы обратить внимание, что данная статья является коррупционной, и лица, которые привлекаются к административной ответственности по этой статье, должны отдавать себе отчет, что это влечет определенные последствия в будущем.
Практика применения новых норм показывает их эффективность. Следует отметить, что при рассмотрении таких дел в отношении членов конкурсных комиссий, впервые допустивших незначительные нарушения, суды в основном применяют минимальные санкции. Уверен, что в следующий раз данные лица более ответственно будут относиться к исполнению своих обязанностей. Ведь чаще всего эти нарушения происходят по незнанию.
С другой стороны, это сподвигнет нанимателей позаботиться о соответствующем обучении должностных лиц, принимающих участие в процедуре госзакупок. Вопрос профессионализации этой сферы сейчас стоит очень остро.
В этой связи законопроект содержит норму о том, что членами конкурсной комиссии по проведению процедуры госзакупок могут быть только лица, прошедшие специальную подготовку в этой сфере.
Такую подготовку уже осуществляют Академия управления при Президенте, БГУ, БГЭУ, а также иные организации. Со временем это будет более упорядоченно. В том числе будут предусмотрены различные уровни подготовки, т.к., например, членам конкурсной комиссии нет необходимости проходить обучение в том же объеме, что и специалистам, которые непосредственно занимаются закупками. Это подтверждается и европейской практикой.
Нарушений достаточно много. В прошлом году мы рассмотрели свыше 800 жалоб, из которых были признаны обоснованными порядка 40-45%. Кроме того, примерно по 20% жалоб, которые были признаны необоснованными, в ходе разбирательства были выявлены иные нарушения законодательства, на которые заявитель не жаловался.
Хочу обратить внимание, что часто поступают несвоевременные жалобы - уже после завершения процедуры закупки или в последний день 10-дневного срока, предусмотренного для обжалования. В то же время в соответствии с законодательством заказчик имеет право на 11-й день заключить договор с участником, признанным победителем конкурса. С учетом определенного законодательством времени, необходимого на рассмотрение поступившей жалобы, получается, что даже если жалоба обоснованна, мы не сможем потребовать от заказчика расторгнуть уже заключенный договор. Этот вопрос будет решаться только в суде.
Поэтому чем раньше поступит жалоба, тем больше возможностей защитить свои права и интересы.
Новой редакцией закона о госзакупках предусмотрено, что жалобы будут подаваться только в электронном виде через государственную автоматизированную систему. Это в том числе позволит избежать поступления жалоб после истечения срока на обжалование.
Также с введением электронной системы невозможно будет заключить договор досрочно, что сейчас нередко практикуется. Таким образом будут минимизированы риски каких-то изменений.
Да, действительно, проектом закона предусмотрено создание и функционирование государственной информационной автоматизированной системы по управлению госзакупками. Она обеспечит автоматизацию процессов сбора и обработки информации о госзакупках, размещаемых на электронных торговых площадках в ходе проведения процедур. Также система будет связана с системой государственного казначейства и будет обрабатывать поступающую информацию - от начала планирования суммы до исполнения контракта. Например, совпадает ли предусмотренная в бюджете на приобретение товаров или услуг сумма с указанной в процедуре, получилась ли по итогу в контракте определенная участником сумма, и та ли сумма, которая получилась в контракте, подана в казначейство для оплаты. Контракты будут заключаться только в электронном формате, не позволяющем ничего менять. Поскольку получается очень много нарушений из-за того, что заказчики с поставщиками меняют условия.
Сайт будет являться отражением определенной части автоматизированной системы. Там будет размещена информация о проводимых процедурах, ограничениях, установленных законодательством, например, при закупке импорта, список поставщиков, подрядчиков, не допущенных к закупкам, годовые планы, заключенные контракты. Также он будет содержать реестр жалоб, договоров, каталог средних цен на рынке по определенным товарным позициям - в целом большой массив информации. Сами процедуры будут проводиться на электронных торговых площадках, а аккумулироваться эта информация будет на сайте. Новая система фактически заменит сегодняшнюю версию официального сайта Центра маркетинга и конъюнктуры цен.
Непосредственно заказчикам придется работать в информационной системе, когда они будут размещать годовой план и результаты проведенных процедур. Причем они будут обязаны это делать. А участники фактически будут, как и ранее, работать на площадках. Планируется, что открытый конкурс будет проводиться только на электронных торговых площадках.
Все зависит от того, когда будет принят закон. Надо учитывать, что рассмотрение законопроекта во втором чтении начнется осенью. К тому же надо будет провести обучение людей. Ожидается, что опытная эксплуатация автоматизированной системы начнется через год, а полностью она заработает с 1 января 2019 года. Что касается заключения договоров в электронном формате, то данная возможность вполне вероятно будет реализована раньше.
Да, конечно, будут. Вся информация о закупке из одного источника - кому направлялись предложения, какие ценовые предложения поступили, кто был выбран и почему - будет опубликована в информационной системе. Получается, что будет полностью раскрыт процесс закупки из одного источника.
Действительно, сейчас часто происходит так, что на стадии проведения конкурсной процедуры участник дает официальное согласие на заключение договора, который размещен на конкурсной площадке. А когда он признается победителем, начинаются споры: я не был согласен с ответственностью, которая предусмотрена, или со сроками оплаты, поставки и т.д.
Этот вопрос будет решен новым законом. Одна из новаций предусматривает норму, согласно которой условия договора менять будет запрещено, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Такие случаи будут прописаны отдельным постановлением Совета Министров.
Т.е. участник обязан будет заключить договор на тех условиях, которые содержатся в нем на момент объявления процедуры закупки. Изменения возможны лишь в отношении указания сторон договора, стоимости закупки, реквизитов и т.п. Все существенные условия договора менять будет нельзя.
Таким образом поставщики, прежде чем принять участие в конкурсе, уже на этапе изучения конкурсной документации должны будут оценить свои возможности и определиться, смогут ли они исполнить все условия, прописанные в договоре
Такой подход уже реализован, например, в Казахстане.
Практика по рассмотрению жалоб показала, что иногда при проведении открытых конкурсов заказчики выставляют такие критерии при оценке и сравнении предложений, которые заведомо ведут к выбору одного поставщика. Это достигается неценовыми факторами, по сути, ограничивающими добросовестную конкуренцию. Например, такими, как опыт работы с определенным изготовителем или структурой, количество положительных отзывов или 10-летний опыт на рынке и т.д. В итоге выбирается заведомо известный поставщик, который представил предложение гораздо дороже, чем конкуренты. А ведь речь идет бюджетных средствах.
Поэтому новая редакция закона содержит норму о том, что будут подготовлены единые для всех по определенным видам работ (услуг) критерии оценки и сравнения предложений (срок поставки, цена и т.д.), которые будут устанавливаться Советом Министров.
В итоге будут сформированы некие типовые требования, которые минимизируют возможности заказчика влиять на результат закупки с помощью заведомо невыполнимых остальными участниками неценовых критериев.