Вопросы конференции
Да. В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Таким образом, в ситуации, изложенной в вопросе, к правопреемнику переходит право на применение льготы по налогу на недвижимость.
Согласно пункту 3 статьи 202 НК сведения об используемых не по целевому назначению земельных участках представляются землеустроительными службами исполнительных комитетов налоговым органам по месту нахождения этих земельных участков в электронном виде в порядке и по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам по согласованию с Государственным комитетом по имуществу, в десятидневный срок со дня вступления в законную силу постановления уполномоченного государственного органа по делу о соответствующем правонарушении.
Налоговый орган не наделен правом составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью третьей статьи 15.10 (нецелевое использование предоставленного земельного участка) Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).
Статьями 196-201 НК установлено, что на земельные участки, используемые не по целевому назначению, применяются ставки земельного налога по фактическому функциональному использованию, увеличенные на коэффициент 10.
Таким образом, если землеустроительной службой установлен факт использования земельного участка не по целевому назначению, она направляет в соответствии с пунктом 3 статьи 202 НК сведения о таких земельных участках с указанием в них в том числе функционального использования земельного участка, на основании которого определяется ставка налога.
Пунктом 5 статьи 196 НК определено, что на земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, применяются ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 2.
Земельными участками (частями земельного участка), занятыми объектами сверхнормативного незавершенного строительства, признаются земельные участки (части земельного участка), занятые возводимыми зданиями, сооружениями и передаточными устройствами, возведение (в том числе по строительному проекту на реконструкцию) которых разрешено в соответствии с законодательством, но не завершено в сроки строительства, установленные проектной документацией, за исключением участков (их частей), занятых такими объектами сверхнормативного незавершенного строительства, финансируемого из бюджета, а также строительство которых осуществляется собственными силами.
То есть в приведенной в вопросе ситуации организация не применяет ставку земельного налога, увеличенную на коэффициент 2.
В соответствии с пунктом 1 статьи 203 НК суммы земельного налога включаются организациями (кроме бюджетных организаций) и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, если иное не предусмотрено пунктом 4 указанной статьи НК.
Пунктом 4 статьи 203 НК определено, что не включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, суммы земельного налога: возмещаемые плательщикам в соответствии с пунктом 10 статьи 202 НК; исчисленные на земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению, с применением ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 10; исчисленные за земельные участки (части земельного участка), занятые возводимыми объектами сверхнормативного незавершенного строительства, с применением ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 2; возмещаемые ссудополучателем ссудодателю, обязанность возмещения которых предусмотрена актами Президента Беларуси; исчисленные за земельные участки (части земельного участка) в соответствии с частью четвертой статьи 201-1 НК.
Следовательно, применительно к ситуации, описанной в вопросе, организация может указанные суммы земельного налога включить в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.
В соответствии со статьей 201-1 НК местным Советам депутатов предоставлено право увеличивать (уменьшать) (но не более чем в два с половиной раза) ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков, за исключением случая, указанного в части четвертой статьи 201-1 НК. При этом исчисление и уплата земельного налога по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов, производятся с 1 января года, следующего за годом, в котором принято соответствующее решение.
Так, решением Минского городского Совета депутатов от 21 декабря 2016 года № 255 установлены коэффициенты к ставкам земельного налога в зависимости от экономико-планировочной зоны. При этом для организаций, земельные участки которых расположены во II экономико-планировочной зоне, установлен коэффициент к ставке земельного налога 2,3. Таким образом, в ситуации, описанной в вопросе, организации для расчета земельного налога следует применять этот коэффициент с 1 января 2017 года.
Уменьшение экологического налога, подлежащего уплате в бюджет, осуществляется в суммах фактически произведенных затрат на финансирование капитальных вложений с учетом требований пункта 6 статьи 208 НК. Уменьшение налога производится в суммах, указанных в первичных учетных документах на строительство, реконструкцию, которыми могут признаваться акты выполненных работ, товарно-транспортные и (или) товарные накладные, платежные инструкции и др.
При этом период, в котором может быть произведено уменьшение исчисленной суммы экологического налога, причитающегося к уплате, законодательством не ограничен тем кварталом, в котором произведены (оплачены) расходы на финансирование (освоение) капитальных вложений.
Например, на сумму освоенных в 2016 году капитальных вложений, но не зачтенных полностью в 2016 году в связи с недостаточностью исчисленных сумм экологического налога, может быть уменьшена исчисленная сумма экологического налога за соответствующие налоговые периоды 2017 и последующих годов. То есть уменьшение суммы экологического налога может производиться до тех пор, пока сумма освоенных капитальных вложений не будет зачтена полностью.
Нет. Экологический налог уплачивается только за те выбросы загрязняющих веществ, которые указаны в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или в комплексных природоохранных разрешениях. На мобильные источники выбросов загрязняющих веществ, к которым относятся и автомобили, законодательством не предусмотрено получение разрешений. Соответственно, выбросы загрязняющих веществ, производимые автомобилями, экологическим налогом не облагаются.
На основании статьи 204 НК плательщиками экологического налога признаются организации и индивидуальные предприниматели. Объектом налогообложения экологическим налогом в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 205 НК признается, в том числе, и сброс сточных вод. Налоговая база экологического налога за сброс сточных вод определяется как фактические объемы сбросов сточных вод (статья 206 НК).
К сточным водам в соответствии с пунктом 39 статьи 1 Водного кодекса Республики Беларусь относятся воды, сбрасываемые от жилых, общественных и производственных зданий и сооружений после использования их в хозяйственной и иной деятельности, а также воды, образующиеся при выпадении атмосферных осадков, таянии снега, поливке и мытье дорожных покрытий (поливомоечные работы) на территории населенных пунктов, объектов промышленности, строительных площадок и других объектов и сбрасываемые в окружающую среду, в том числе через систему канализации.
Ставки экологического налога установлены за сброс 1 куб м сточных вод в водотоки, в водоемы, в недра и в подземные воды при использовании земледельческих полей орошения, полей фильтрации, полей подземной фильтрации, фильтрующих траншей, песчано-гравийных фильтров, земляных накопителей.
Пунктом 2 статьи 205 НК определено, что объектом налогообложения экологическим налогом не признается сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков. Соответственно, отведение в окружающую среду системой дождевой канализации сточных вод, образовавшихся в связи с осуществлением хозяйственной деятельности, является объектом обложения экологическим налогом.
Таким образом, если производственные сточные воды сброшены в водотоки через систему дождевой канализации, то уплачивать экологический налог за сброс сточных вод по подтвержденным либо доказанным объемам сброса следует организации, на балансе которой состоит указанная дождевая канализация. Организация, в результате хозяйственной деятельности которой образовались производственные сточные воды, сброшенные через систему дождевой канализации другой организации, плательщиком экологического налога за сброс сточных вод не признается.
Ставки экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, установленные в белорусских рублях, проиндексированы в соответствии с уровнем инфляции.
Налог на недвижимость и земельный налог в полном объеме поступают в местные бюджеты, поступления от экологического налога распределяются между республиканским и местными бюджетами.
В 2016 году в бюджет поступило почти Br1,7 млрд ресурсных налогов (в том числе налога на недвижимость – Br957,9 млн, земельного налога – Br616,4 млн, экологического налога – Br102,7 млн.), что на 26,6% превышает поступления от указанной группы налогов за 2015 год.
В первом квартале 2017 года в бюджет поступило Br433,8 млн. ресурсных налогов, в том числе налога на недвижимость – Br252,9 млн, земельного налога – Br152,1 млн, экологического налога – Br28,8 млн. Это на 3% больше, чем за такой же период 2016 года.